Файл: Лекция 15 Техническое обслуживание приборов и устройств автовышек (автогидроподъемников).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 15

Техническое обслуживание приборов и устройств автовышек (автогидроподъемников)

Механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть снабжены тормозами нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода. У грейферных двухбарабанных лебедок с раздельным электрическим приводом тормоз должен быть установлен на каждом приводе.

На приводе поддерживающего барабана допускается устройство педали (кнопки) для растормаживания механизма при неработающем двигателе; при этом растормаживание должно быть возможным только при непрерывном нажатии на педаль (кнопку). При срабатывании электрической защиты или выключении электрического тока тормоз должен автоматически замыкаться даже в том случае, когда педаль (кнопка) нажата.

Механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть снабжены тормозами, имеющими неразмыкаемую кинематическую связь с барабанами. В кинематических цепях механизмов подъема электрических талей допускается установка муфт предельного момента.
Техническое обслуживание механизма тормоза

Тормоз механизма подъема груза и стрелы кранов, за исключением случаев, указанных в ст.2.4.5 и 2.4.6 настоящих Правил, должен обеспечивать тормозной момент с коэффициентом запаса торможения, принимаемым по нормативным документам, но не менее 1,5.

Для снижения динамических нагрузок на механизме подъема стрелы допускается установка двух тормозов с коэффициентом запаса торможения у одного из них не менее 1,1, у второго - не менее 1,25. При этом наложение тормозов должно производиться последовательно и автоматически.

У механизма подъема с двумя одновременно включаемыми приводами на каждом приводе должно быть установлено не менее одного тормоза с запасом торможения 1,25. В случае применения двух тормозов на каждом приводе и при наличии у механизма двух и более приводов коэффициент запаса торможения каждого тормоза должен быть не менее 1,1.

У кранов, транспортирующих расплавленный металл и шлак, ядовитые или взрывчатые вещества, механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть оборудованы двумя тормозами, действующими независимо друг от друга. У специальных металлургических кранов (колодцевых, стрипперных, клещевых и т.п.), предназначенных для транспортировки раскаленного металла, а также у кранов, предназначенных для перемещения радиоактивных, ядовитых и взрывчатых веществ, механизмы подъема также должны быть снабжены двумя тормозами. При наличии на приводе механизма подъема груза и стрелы двух и более тормозов коэффициент запаса торможения каждого из них должен составлять не менее 1,25.


При установке двух тормозов они должны быть спроектированы так, чтобы в целях проверки надежности одного из тормозов можно было безопасно снять действие другого тормоза.

Тормоза на механизмах передвижения кранов (тележек) должны устанавливаться в тех случаях, если:

а) кран предназначен для работы на открытом воздухе;

б) кран предназначен для работы в помещении и передвигается по крановому пути, уложенному на полу;

в) кран предназначен для работы в помещении на крановом пути и передвигается со скоростью более 32 м/мин.

Тормоза на механизмах поворота устанавливаются на всех кранах, работающих на открытом воздухе, а также на кранах, работающих в помещении. У механизмов подъема груза, изменения вылета и телескопирования стрелы с гидроцилиндром должно быть предусмотрено устройство (обратный клапан), исключающее возможность опускания груза или стрелы при падении давления в гидросистеме.

Тормоза механизмов передвижения и поворота кранов (за исключением механизмов передвижения стреловых кранов, а также механизмов поворота башенных, стреловых с башенно-стреловым оборудованием и портальных кранов) должны быть нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода.

На стреловых кранах, механизм передвижения которых оборудован управляемым тормозом нормально открытого типа, должен устанавливаться стояночный тормоз. Тормоза на механизме передвижения железнодорожных кранов должны соответствовать установленным нормам.

На механизмах поворота башенных, стреловых с башенно-стреловым оборудованием и портальных кранов допускается устанавливать управляемые тормоза нормально открытого типа. В этом случае тормоз должен иметь устройство для фиксации его в закрытом положении. Такое устройство может быть установлено на рычагах или педалях управления тормозом.

Если системой управления крана предусмотрено торможение электродвигателем, то допускается автоматическое замыкание тормозов механизмов передвижения или поворота на нулевой позиции контроллера с задержкой по времени не более 1 с или электрическое управление замыканием (размыканием) тормозов на нулевой позиции контроллера педалью (кнопкой).

Тормоза механизмов передвижения и поворота у кранов, работающих на открытом воздухе, должны обеспечивать остановку и удержание крана (тележки) при действии максимально допустимой скорости ветра, принимаемой по 

ГОСТ 1451 для рабочего состояния крана, с учетом допустимого уклона. У механизмов кранов червячная передача не может служить заменой тормоза.

Груз, замыкающий тормоз, должен быть укреплен на рычаге так, чтобы исключалась возможность его падения или произвольного смещения. В случае применения пружин замыкание тормоза должно производиться усилием сжатой пружины. Колодочные, ленточные и дисковые тормоза сухого трения должны быть защищены от прямого попадания влаги или масла на тормозной шкив, ленту, диск.
Техническое обслуживание гидрооборудования

Гидрооборудование кранов должно соответствовать настоящим Правилам, ГОСТ Р 50046 и другим нормативным документам.

Конструкция гидравлической системы должна исключать возможность:

1) самопроизвольного опускания груза в аварийных ситуациях (падение давления, разрыв трубопровода, нарушение герметичности соединений, остановка двигателя и др.). Приводные механизмы должны останавливаться при нахождении элементов управления в любом из возможных положений;

2) повреждения элементов гидропривода (трубопроводов, рукавов, их соединений) при соприкосновении с элементами металлоконструкций.

Гидропривод механизмов должен обеспечивать пуск с грузом на крюке из любого положения и опускание груза с установившейся скоростью. Допустимая величина просадки груза должна быть указана в технических условиях.

Гидравлическая система должна предусматривать полное и безопасное удаление рабочей жидкости (и заполнение системы) при ремонте и техническом обслуживании без попадания жидкости на землю. Слив рабочей жидкости из предохранительных клапанов должен производиться в гидробак.

Конструкция гидравлической системы должна обеспечивать:

1) замену элементов гидропривода, трубопроводов и фильтров на кране без слива рабочей жидкости из гидробака;

2) непрерывное фильтрование рабочей жидкости.

Степень фильтрации должна устанавливаться с учетом требований, записанных в технической документации на гидравлическое оборудование. Фильтр, установленный на линии слива, должен иметь перепускной клапан.

Каждый гидравлический контур должен быть предохранен от превышения рабочего давления предохранительным клапаном, отрегулированным на работу с номинальным грузом и опломбированным. Гидравлические контуры, предохраняемые от одинакового недопустимого давления, могут иметь один общий предохранительный клапан.


Уровень рабочей жидкости должен контролироваться по минимальной и максимальной отметкам на масломерном стекле. Применение щупов не допускается. При использовании на кране нескольких баков для жидкости они должны иметь разную маркировку.
Техническое обслуживание стрелового оборудования и канатов
Техническое обслуживание стрелового оборудования совмещают с ежесменное (ЕО), техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2, ТО-3) и сезонное (СО) автомобильного крана.

При ЕО стрелового оборудования совершают следующие дей­ствия: очистить металлоконструкцию стрелы, гидроцилиндр опус­кания стрелы и крюковую подвеску от пыли и загрязнений; про­верить комплектность и состояние устройств безопасности; убедиться в отсутствии подтекания рабочей жидкости в гид­роцилиндрах стрелы и выдвижения (втягивания) ее подвижных секций; проверить надежность крепления корневой (неподвиж­ной) секции и гидроцилиндра подъема стрелы к поворотной раме; проверить детали крепления крюковой обоймы; осмотреть прибо­ры освещения на стреле и убедиться в их действии; опробовать легкость вращения крюка подвески; внешним осмотром прове­рить состояние металлоконструкций стрелы и крюка.

В процессе выполнения ТО-1 необходимо в дополнение к ЕО: проверить крепления и соединения элементов стрелового обору­дования и при необходимости подтянуть крепления, внешним осмотром проверить состояние металлоконструкций (коробов) секций стрелы, убедиться в целостности внутренней поверхности крюка и надежной работе гидроцилиндра подъема стрелы, проверить состояние его крепления в осях.

Также при ТО-1 контролируют поверхности блоков и бараба­нов, соприкасающихся с канатом.

При проведении работ ТО-2 должны быть выполнены все тех­нологические операции обслуживания ТО-1. Кроме того, подлежит проверке состояние канатов выдвижения (втягивания) сек­ций стрелы.

Производится профилактический (диагностический) осмотр затяжки болтов и состояния сварочных швов стрелового оборудо­вания, включая места крепления стрелы к поворотной раме.

Регулирование натяжения канатов выдвижения и втягивания подвижных секций телескопической стрелы во время проведения ТО-2 производят, когда замечено несинхронное выдвижение и втягивание секций. Например, когда при выдвижении верхняя сек­ция «запаздывает» по отношению к началу выдвижения средней секции, а при втягивании «отстает» от средней, регулирование осуществляют в следующей последовательности. Устанавливают ав­томобильный кран на выдвинутых выносных опорах; поднимают стрелу до вылета 2,5...3,0 м и поворачивают ее в рабочую зону крана (240°); выдвигают, затем полностью втягивают секции стре­лы; плавно опускают стрелу в горизонтальное положение, исклю­чая перемещение подвижных секций, появление зазоров в сты­ках; ослабляют гайками натяжение каната втягивания верхней секции; ослабляют гайками на обеих тягах канат до появления зазора в стыке в пределах 1... 2 мм; натягивают гайка­ми канат до устранения зазора в стыке; затягивают контргайки на тягах. Регулирование зазора между опорами скольжения
секций телескопической стрелы и поверхностями, по которым они сколь­зят, осуществляется регулировочными прокладками под опорами скольжения.

При СО для осмотра канатов выдвижения (втягивания) сек­ции стрелы необходимо: отсоединить рукава высокого давления от тормозного клапана КТ1 гидроцилиндра телескопирования Ц9 (выдвижения (втягивания) секций), электро­оборудование стрелы и датчик длины ОНК; снять стреловое обо­рудование дополнительным грузоподъемным средством и уложить его на подставки; отсоединить шток гидроцилиндра телескопирования и освободить ось от стопорных колец. Далее, отсоединив канат выдвижения от верхней (головной) секции и нижнего ее упора, нужно выдвинуть пакет из двух секций (2-й и 3-й), а затем — 3-ю секцию из 2-й секции. Завершив освобождение канатов вы­движения и втягивания секций, приступают к осмотру и опреде­лению состояния этих канатов.

Грузовой канат, установленный на автомобильном кране, подлежит обязательному техническому обслуживанию при каждом ТО-1. Работа по техническому обслуживанию грузового каната со­стоит из операций проверки его состояния по всей длине, надеж­ности крепления на барабане и в клиновой обойме, правильности укладки на барабане грузовой лебедки. Прово­дится также опенка безопасности дальнейшего использования гру­зового каната на кране. При необходимости грузовой канат выбраковывают. Канат, годный для дальнейшего использования на кране, смазывают.