Файл: 2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воспитательные:
-
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. -
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, старшими, родителями в решении общих проблем. -
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. -
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни. -
Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению. -
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; -
Воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; -
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
Развивающие:
-
Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности. -
Развитие личности школьника, его творческих способностей. -
Формирование потребности в самопознании.
Организационные:
-
Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время. -
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДТД и М, ДЮСШ, ДШИ№5, ДХШ№17,Топкинским историческим музеем, библиотеками, семьями учащихся. -
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе. -
Организация информационной поддержки учащихся. -
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Принципами организации внеурочной деятельности являются:
-
соответствие возрастным особенностям учащихся; -
преемственность с технологиями учебной деятельности; -
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; -
опора на ценности воспитательной системы школы; -
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Ориентирами
в организации внеурочной деятельности являются:
-
запросы родителей, законных представителей первоклассников; -
приоритетные направления деятельности школы; -
интересы и склонности педагогов; -
возможности образовательных учреждений дополнительного образования; -
рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.
Формы внеурочной деятельности:
-
изучение правил спортивных игр, истории развития игры; -
организация подвижных игр, «Весёлых стартов», «Дней здоровья», внутришкольных спортивных соревнований; -
проведение бесед по охране здоровья; -
применение на уроках игровых моментов, физкультурных минуток, зарядок для глаз; -
участие во всероссийских, региональных, муниципальных соревнованиях. -
организация экскурсий, Дней музея, Дней музыки и др.; -
работа кружков, секций; -
проведение предметных недель; -
организация конкурсов, олимпиад, конференций, экскурсий; -
участие в вахте памяти; -
участие в социально-направленных акциях; -
организация показательных выступлений; -
проведение тематических классных часов; -
встречи с ветеранами ВОВ и труда, с сотрудниками правоохранительных органов, «Уроки мужества»; -
встреча с интересными людьми; -
разработка проектов к урокам. -
организация конкурсов, олимпиад, КТД; -
участие в профессиональных пробах и др.
В реализации программы участвуют:
-
педагоги школы, реализующие программу; -
библиотекарь; -
педагог организатор; -
педагог психолог;
К реализации программы привлекаются:
-
педагоги ДШИ№5; -
педагоги ДХШ№17; -
педагоги ДТДиМ; -
сотрудники Топкинского исторического музея; -
Представители органов системы профилактики;
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
-
традиции школы; -
особенности возраста, класса, индивидуальности детей; -
особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки; -
материально-техническая база школы.
Содержательно внеурочная деятельность структурирована по направлениям развития личности:
Направление внеурочной деятельности | Основное содержание |
Часть рекомендуемая для всех обучающихся | |
Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (1час) | Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине — России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейпјими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружаютцим и ответственным отношением к собственным пост кам. |
Занятия по формированию функциональной грамотности. (1 час) | Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы: |
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (1 час) | Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача.• формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития над профессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. |
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся. | Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения к знаниям, как залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления Деятельности: занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации. |
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов (2 часа) | Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающегося труда. Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.); занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях туристскокраеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев , |
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. (2 часа) | Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро и микро коммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной жизни. Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности Российского движения школьников и Юнармейских отрядов; волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы; выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией; Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов); творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций; созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе и т.п. |
2.2.5. Модуль «Работа с родителями (законными представителями)»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
-
Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; -
Классные родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, круглые столы с приглашением специалистов; -
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; -
родительский лекторий, на котором родители получают ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; -
социально-педагогическая приёмная, где родители могут получать ценные рекомендации и советы от психолога и социального педагога; -
страничка родителей при школьном интернет-сайте, и на страницах социальных сетей, где обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
-
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; -
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; -
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; -
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. -
Работа Совета по профилактики и безнадзорности несовершеннолетних.
2.2.6. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
-
через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; -
через работу постоянно действующего школьного актива (секторов Совета учащихся), инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.); -
через деятельность творческих групп, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; -
через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой школьным психологом школьной службы примирения, которая реализует урегулированию конфликтных ситуаций в школе.
На уровне классов:
-
через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; -
через деятельность актива класса, отвечающего за различные направления
работы.
На индивидуальном уровне:
-
через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; -
через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
2.2.7. Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации предусматривает следующие позиции:
-
организация деятельности педагогического коллектива по созданию
в общеобразовательном учреждении эффективной профилактической
среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия
успешной воспитательной деятельности;
-
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.); -
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.); -
разработка и реализация профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организация межведомственного взаимодействия; -
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в образовательном учреждении и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения; безопасность в цифровой среде; профилактика вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодёжные, религиозные объединения, культы, субкультуры; безопасность дорожного движения; безопасность на воде, безопасность на транспорте; противопожарная безопасность; гражданская оборона; антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.); -
организация превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
-
профилактика правонарушений, девиаций в поведении посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно- духовной, благотворительной, художественной и др.); -
предупреждение, профилактика и целенаправленная деятельность в случаях появления, расширения, влияния в образовательном учреждении организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.); -
профилактика расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
2.2.8. Модуль « Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства школы при соблюдении требований законодательства Российской Федерации предусматривает:
-
участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); -
участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; -
проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; -
открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские, совместные), куда приглашаются представители организацийпартнёров, на которых обсуждаются актуальные проблемы, касающиеся жизни школы, муниципального образования, региона, страны; -
социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
2.2.9. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации,