Файл: Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.doc
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 300
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Действенным рычагом регулирования деятельности малого бизнеса в промышленно развитых странах является налоговая политика, с помощью которой достаточно эффективно решаются проблемы целенаправленного развития предпринимательства.
Во Франции вновь созданное малое предприятие на три года освобождается от уплаты налога с корпорации, а в течение еще двух лет уровень процентной ставки по банковским кредитам снижен вдвое. Для стимулирования внедрения малыми предприятиями энергосберегающих технологий, налоговые ставки на их инвестиции уменьшены на 40-50% [26, С. 148].
В Дании широко используются не льготные ставки, а исключения различных сумм из общего налогооблагаемого дохода. Малое предприятие исключает из налогооблагаемого дохода все платежи по долгам, амортизационные отчисления на машины, оборудование и сооружения. В случае, если компания несет убытки, она освобождается от уплаты налогов в следующем году[26, С. 151].
В некоторых странах налоговые льготы предоставляются малым фирмам при освоении новых, удаленных районов, использовании передовых технологий, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, расширении численности и занятых, применении современных форм организации труда.
Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется в развитых странах со стороны центральных и местных органов власти, внебюджетных фондов, частных, иностранных и смешанных инвесторов и спонсоров.
Поддержка государством инновационной деятельности осуществляется путем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, закупки передовых техники и технологии, предоставление необходимых консультаций при их внедрении, стимулировании региональных программ, всесторонней поддержки венчурных предприятий и т.д.
Так, в странах ЕС, кроме специфических национальных программ, создана программа финансирования инновационных исследований, предоставляются субсидии на оплату исследовательского персонала, создание венчурных предприятий, региональных баз данных и т.д. В частности, венчурные предприятия, работающие, прежде всего, над воплощением в производство определенной идеи или проекта, создают на условиях
, невозврата направленных на их развитие средств, невыплаты процентов, но передачи инвесторам всех запатентованных инноваций, "ноу-хау"[26, С. 168].
Так же, интересен опыт развития инновационного бизнеса в США. 80-е годы отмечены в США резким ростом индивидуального и группового инновационного бизнеса. Мелкое инновационное производство организовано на основе собственного труда ученых, инженеров, изобретателей - небольшие инновационные предприятия, базирующиеся на производстве, освоении, коммерциализации новых научно-технических идей. По различным оценкам, в конце 80-х - начале 90-х гг. в наукоемком: секторе промышленности США насчитывалось от 30 до 40 тыс. компаний с численностью занятых менее 100 человек. Сегодня из 600 - 700 тыс. ежегодно создаваемых в США новых фирм примерно 1/8 специализируется на производстве научно-технических нововведений[16, С. 69].
Многочисленные мелкие инновационные предприятия стали в США своеобразным дополнением к традиционным научно-исследовательским и конструкторским комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным исследовательским организациям, государственным лабораториям, различным целевым структурам. Существенно проигрывая подобным организациям по ресурсному обеспечению, мелкие фирмы в сфере научно-технического прогресса выигрывают в возможности максимального раскрепощения творческого потенциала и инициативы научно-технических работников.
Опыт США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности мелкого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования является организация своеобразной сети его поддержки. Основные направления ее таковы (табл. 8) [16, С. 70]:
Таблица 8
Основные направления поддержки инновационного бизнеса в США
Направление | Характеристика |
Финансовая поддержка | наличие многочисленных доступных источников рискового капитала |
Материально-техническая поддержка | сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства - зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д. |
Информационная поддержка | обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д. |
Консультативная поддержка | развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов |
На создание данной сети направлены сегодня усилия федерального правительства, штатов, местных органов власти, общественности, университетов, частного бизнеса.
Главным содержанием государственной инновационной политики в отношении мелкого бизнеса является регулирование финансовых потоков, направленное на облегчение доступа мелких фирм к источникам финансовых средств.
Здесь выделяется два направления; целенаправленное субсидирование из бюджета (через федеральные агентства и ведомства) и привлечение частного капитала к финансированию инновационной деятельности мелких фирм.
Здесь выделяется два направления; целенаправленное субсидирование из бюджета (через федеральные агентства и ведомства) и привлечение частного капитала к финансированию инновационной деятельности мелких фирм.
Целенаправленное бюджетное финансирование осуществляется в форме безвозвратного субсидирования, через предоставление льготных займов и заключение контрактов на разработку новой продукции и технологии.
В целом мелкий бизнес США получает 3,5 - 4% от общих федеральных затрат на НИОКР. До трети расходов мелких фирм на исследования и разработки в той или иной форме финансируется государством[16, С. 72].
Опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса, политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что малый бизнес - важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Малый бизнес во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка и формирует социальный слой общества. Между тем, малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. Основными направлениями поддержки малого предпринимательства является финансово-кредитная поддержка инновационной деятельности, кадровое и информационное обеспечение, налоговая политика, создание эффективной законодательной базы и т.д.
2. Программы государственной финансово-кредитной поддержки малого бизнеса в г. Гаврилов-Ям
2.1. Государственное субсидирование малого бизнеса
Экономическая нестабильность в России, которая наблюдается более года, лишила многих граждан рабочих мест и достойной заработной платы. Альтернативой для данной категории населения стал малый и средний бизнес. Однако, в связи с нехваткой денежных средств, большинство не имеет возможности открыть свое дело. Именно поэтому государство приняло решение о выдаче субсидий на открытие и поддержку малого бизнеса.
Субсидия - вид денежной безвозвратной помощи для субъектов предпринимательства, которая выдается для целевого использования (бизнеса).
Помощь малому бизнесу может выделяться для реализации следующих целей (рис. 5):
Цели субсидирования малого бизнеса
совместное финансирование проекта по бизнес-плану, при этом предприниматель должен иметь определенный объем собственных средств
возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга)
возмещение процентов по кредиту
возмещение части затрат, связанных с участием в выставочных мероприятиях
Рис. 5. Цели субсидирования малого бизнеса[30, С. 48]
Таким образом, субсидии малому бизнесу могут выдаваться с целью приобретения помещения, покупки оборудования, товара для последующей продажи, покупки нематериальных активов и др.
Выделенные средства обязательно должны быть направлены на развитие малого бизнеса. Государственные органы позже смогут затребовать официальные подтверждающие документы от получателя, например, чеки, накладные с указанной суммой. Если средства были потрачены не полностью, остальную часть потребуется вернуть[30, С. 48].
Все программы помощи предпринимателям делятся на:
1) федеральные общероссийские;
2) ведомственные (от Минобрнауки, Минсельхоза, Внешэкономбанка, Минтруда);
3) региональные (с учетом направления развития региона).
За счёт средств федерального, областного или регионального бюджета поддержка оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, определяемым в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[6], зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - организации инфраструктуры).
Сейчас субсидии малому и среднему предпринимательству предоставляются согласно постановлению Правительства от 30 декабря 2014 г. № 1605[10]. Это уже не первый документ, регулирующий получение безвозмездной финансовой помощи от государства, на базе которых были разработаны разнообразные региональные программы помощи.
В разных регионах правительство устанавливает виды и суммы субсидий индивидуально.
В соответствии с муниципальной программой «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Гаврилов-Ям» на 2015 - 2017 годы, утвержденной Администрацией города Гаврилов-Ям предусмотрено предоставление средств городского бюджета на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в форме[12]:
- субсидий физическим и юридическим лицам;
- оплаты товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по гражданско-правовым договорам и государственным контрактам;
- грантов начинающим субъектам малого предпринимательства горда Гаврилов-Ям и на создание малой инновационной компании;
- субсидий муниципальным образованиям города, в том числе монопрофильным муниципальным образованиям, на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности бюджетным учреждениям;
- субсидий бюджетным учреждениям на иные цели, а также в иных предусмотренных законом формах.
Цель муниципальной программы - создание благоприятных условий для развития и модернизации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Гаврилов-Ям [12].