Файл: Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 300

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Действенным рычагом регулирования деятельности малого бизнеса в промышленно развитых странах является налоговая политика, с помощью которой достаточно эффективно решаются проблемы целенаправленного развития предпринимательства.

Во Франции вновь созданное малое предприятие на три года освобождается от уплаты налога с корпорации, а в течение еще двух лет уровень процентной ставки по банковским кредитам снижен вдвое. Для стимулирования внедрения малыми предприятиями энергосберегающих технологий, налоговые ставки на их инвестиции уменьшены на 40-50% [26, С. 148].

В Дании широко используются не льготные ставки, а исключения различных сумм из общего налогооблагаемого дохода. Малое предприятие исключает из налогооблагаемого дохода все платежи по долгам, амортизационные отчисления на машины, оборудование и сооружения. В случае, если компания несет убытки, она освобождается от уплаты налогов в следующем году[26, С. 151].

В некоторых странах налоговые льготы предоставляются малым фирмам при освоении новых, удаленных районов, использовании передовых технологий, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, расширении численности и занятых, применении современных форм организации труда.

Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется в развитых странах со стороны центральных и местных органов власти, внебюджетных фондов, частных, иностранных и смешанных инвесторов и спонсоров.

Поддержка государством инновационной деятельности осуществляется путем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, закупки передовых техники и технологии, предоставление необходимых консультаций при их внедрении, стимулировании региональных программ, всесторонней поддержки венчурных предприятий и т.д.

Так, в странах ЕС, кроме специфических национальных программ, создана программа финансирования инновационных исследований, предоставляются субсидии на оплату исследовательского персонала, создание венчурных предприятий, региональных баз данных и т.д. В частности, венчурные предприятия, работающие, прежде всего, над воплощением в производство определенной идеи или проекта, создают на условиях
, невозврата направленных на их развитие средств, невыплаты процентов, но передачи инвесторам всех запатентованных инноваций, "ноу-хау"[26, С. 168].

Так же, интересен опыт развития инновационного бизнеса в США. 80-е годы отмечены в США резким ростом индивидуального и группового инновационного бизнеса. Мелкое инновационное производство организовано на основе собственного труда ученых, инженеров, изобретателей - небольшие инновационные предприятия, базирующиеся на производстве, освоении, коммерциализации  новых  научно-технических  идей.   По различным оценкам, в конце 80-х - начале 90-х гг. в наукоемком: секторе промышленности США насчитывалось от 30 до 40 тыс. компаний с численностью занятых менее 100 человек. Сегодня из 600 - 700 тыс. ежегодно создаваемых в США новых фирм примерно 1/8 специализируется на производстве научно-технических нововведений[16, С. 69].

Многочисленные мелкие инновационные предприятия стали в США своеобразным дополнением к традиционным научно-исследовательским и конструкторским комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным исследовательским организациям, государственным лабораториям, различным целевым структурам. Существенно проигрывая подобным организациям по ресурсному обеспечению, мелкие фирмы в сфере научно-технического прогресса выигрывают в возможности максимального раскрепощения творческого потенциала и инициативы научно-технических работников.

Опыт США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности мелкого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования является организация своеобразной сети его поддержки. Основные направления ее таковы (табл. 8) [16, С. 70]:

Таблица 8

Основные направления поддержки инновационного бизнеса в США

Направление

Характеристика

Финансовая поддержка

наличие многочисленных доступных источников рискового капитала

Материально-техническая поддержка

сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства - зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.

Информационная поддержка

обеспечение  возможностей  пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.

Консультативная поддержка

развитие   специализированных   услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования,  планирования,  маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов



На создание данной сети направлены сегодня усилия федерального правительства, штатов, местных органов власти, общественности, университетов, частного бизнеса.

Главным содержанием государственной инновационной политики в отношении мелкого бизнеса является регулирование финансовых потоков, направленное на облегчение доступа мелких фирм к источникам финансовых средств.

Здесь выделяется два направления; целенаправленное субсидирование из бюджета (через федеральные агентства и ведомства) и привлечение частного капитала к финансированию инновационной деятельности мелких фирм.

Здесь выделяется два направления; целенаправленное субсидирование из бюджета (через федеральные агентства и ведомства) и привлечение частного капитала к финансированию инновационной деятельности мелких фирм.

Целенаправленное бюджетное финансирование осуществляется в форме безвозвратного субсидирования, через предоставление льготных займов и заключение контрактов на разработку новой продукции и технологии.

В целом мелкий бизнес США получает 3,5 - 4% от общих федеральных затрат на НИОКР. До трети расходов мелких фирм на исследования и разработки в той или иной форме финансируется государством[16, С. 72].

Опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса, политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что малый бизнес - важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Малый бизнес во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка и формирует социальный слой общества. Между тем, малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. Основными направлениями поддержки малого предпринимательства является финансово-кредитная поддержка инновационной деятельности, кадровое и информационное обеспечение, налоговая политика, создание эффективной законодательной базы и т.д.
 

2. Программы государственной финансово-кредитной поддержки малого бизнеса в г. Гаврилов-Ям
2.1. Государственное субсидирование малого бизнеса
Экономическая нестабильность в России, которая наблюдается более года, лишила многих граждан рабочих мест и достойной заработной платы. Альтернативой для данной категории населения стал малый и средний бизнес. Однако, в связи с нехваткой денежных средств, большинство не имеет возможности открыть свое дело. Именно поэтому государство приняло решение о выдаче субсидий на открытие и поддержку малого бизнеса.

Субсидия - вид денежной безвозвратной помощи для субъектов предпринимательства, которая выдается для целевого использования (бизнеса).

Помощь малому бизнесу может выделяться для реализации следующих целей (рис. 5):


Цели субсидирования малого бизнеса



совместное финансирование проекта по бизнес-плану, при этом предприниматель должен иметь определенный объем собственных средств





возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга)



возмещение процентов по кредиту



возмещение части затрат, связанных с участием в выставочных мероприятиях




Рис. 5. Цели субсидирования малого бизнеса[30, С. 48]
Таким образом, субсидии малому бизнесу могут выдаваться с целью приобретения помещения, покупки оборудования, товара для последующей продажи, покупки нематериальных активов и др.

Выделенные средства обязательно должны быть направлены на развитие малого бизнеса. Государственные органы позже смогут затребовать официальные подтверждающие документы от получателя, например, чеки, накладные с указанной суммой. Если средства были потрачены не полностью, остальную часть потребуется вернуть[30, С. 48].

Все программы помощи предпринимателям делятся на:

1) федеральные общероссийские;

2) ведомственные (от Минобрнауки, Минсельхоза, Внешэкономбанка, Минтруда);

3) региональные (с учетом направления развития региона).


За счёт средств федерального, областного или регионального бюджета поддержка оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, определяемым в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[6], зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - организации инфраструктуры).

Сейчас субсидии малому и среднему предпринимательству предоставляются согласно постановлению Правительства от 30 декабря 2014 г. № 1605[10]. Это уже не первый документ, регулирующий получение безвозмездной финансовой помощи от государства, на базе которых были разработаны разнообразные региональные программы помощи.

В разных регионах правительство устанавливает виды и суммы субсидий индивидуально.

В соответствии с муниципальной программой «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Гаврилов-Ям» на 2015 - 2017 годы, утвержденной Администрацией города Гаврилов-Ям предусмотрено предоставление средств городского бюджета на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в форме[12]:

- субсидий физическим и юридическим лицам;

- оплаты товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по гражданско-правовым договорам и государственным контрактам;

- грантов начинающим субъектам малого предпринимательства горда Гаврилов-Ям и на создание малой инновационной компании;

- субсидий муниципальным образованиям города, в том числе монопрофильным муниципальным образованиям, на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

- субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности бюджетным учреждениям;

- субсидий бюджетным учреждениям на иные цели, а также в иных предусмотренных законом формах.

Цель муниципальной программы - создание благоприятных условий для развития и модернизации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Гаврилов-Ям [12].