ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 789
Скачиваний: 59
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕНЕДЖМЕНТ ПРАКТИКУМ Под редакцией Л.В. Ивановой Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения по образованию в области коммерции в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальностям 351300 Коммерция торговое дело и 061500 Маркетинг Рекомендовано Учебно-методическим центром Профессиональный учебник в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) Москва
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
УДК 658(076.5)
ББК я
М Рецензенты канд. экон. наук, доц. Г.Н. Степанова завкафедрой менеджмента МГУП); канд. экон. наук, проф. И.Н. Красюк Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили
Менеджмент. Практикум учеб. пособие для студентов М вузов, обучающихся по специальностям 351300 Коммерция
(торговое дело и 061500 Маркетинг / Под ред. Л.В. Ива- новой. — М ЮНИТИ-ДАНА,
— 191 с.
I. Иванова, Леонора Валерьевна, ред.
ISBN Х Агентство CIP РГБ Содержание практикума составляют задания, которые апробированы в течение значительного периода времени и успешно используются в учебном процессе в высшей школе. Задания структурированы по основным, важнейшим темам дисциплины Менеджмент. Выполнение заданий позволяет расширить и закрепить теоретические знания в области менеджмента, получить навыки самостоятельного принятия решений при формировании организации (предприятия, создании организационной структуры управления предприятия, разработке должностных инструкций, построении системы мотивации персонала проверить свои способности в области управления и работы в команде. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям Коммерция (торговое дело и Маркетинга также другим специальностям экономики и управления. Может быть полезно слушателям факультетов повышения квалификации.
ББК я
ISBN Х © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2006
Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
На
сайте
электронной
библиотеки
по
экономике
и
праву
www.
учебники
.
информ
2000.
рф
: учебники, дипломы,
диссертации
.
НАПИСАНИЕ
на
ЗАКАЗ
и
ПЕРЕРАБОТКА
:
1. Дипломы, курсовые, рефераты, чертежи.
2.
Диссертации
и
научные
работы
3.
Школьные
задания
Онлайн
-
консультации
Любая
тематика
,
в
том
числе
ТЕХНИКА
Приглашаем
авторов
3 От авторов Менеджмент принято рассматривать как науку, изучающую со- циально-экономические отношения, складывающиеся в процессе управления, как особый вид деятельности, обеспечивающий концентрацию усилий людей для достижения заранее определенного результата и как искусство достижения целей управления через эффективную трудовую деятельность. Изучение менеджмента предполагает не только познание теории управления при помощи таких традиционных методов обучения, как лекции и семинары, но и практическое закрепление теоретических знаний с применением методов активного обучения, таких, как рассмотрение управленческих ситуаций, деловые игры, тренинги и т.п. Предлагаемый практикум содержит деловые игры, управленческие ситуации, задачи и тесты по всем основным разделам курса Менеджмент. Его структура отражает содержание учебного пособия Менеджмент. Оба этих издания можно рассматривать как одно целое, исходя из того, что они написаны на основе государственных стандартов, определяющих подготовку будущих специалистов в области коммерции и маркетинга. В данной книге материалы для проведения практических занятий четко структурированы, что облегчает их использование после изучения соответствующих теоретических разделов курса Менеджмент. В качестве самостоятельных выделены
— теоретические основы менеджмента
— эволюция концепций менеджмента
— особенности развития менеджмента в России
— организация как система управления
— функции управления
— организационные структуры управления
— методы менеджмента
— управленческие решения
— управление персоналом
— мотивация
— основные теории лидерства
— самоменеджмент;
— управление конфликтами
— оценка эффективного менеджмента. В учебном пособии практические материалы по деловым играм, управленческим ситуациями задачам подобраны таким образом,
1
Менеджмент Учеб. пособие для вузов / Под. ред. В.В. Лукашевича, НИ. Аста- ховой. — М ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
4 чтобы читатель смог оперативно находить исходные данные, постановку задачи, используя все необходимые практические навыки в постановке и обосновании целей управления ив мобилизации усилий персонала для достижения этих целей, а также смог принимать научно обоснованные решения, систематизировать работу кадров, управлять предприятиями и организациями как целостными системами. Практикум ориентированна проблемно-концептуальное изучение дисциплины Менеджмент. Вместе стем в нем рассматриваются и прикладные аспекты управления. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям Коммерция и Маркетинг. Учебное пособие можно также использовать в учебном процессе для студентов и других специальностей, изучающих дисциплину Менеджмент, оно может представлять интерес и для практических работников, занятых в сфере управления коммерческими предприятиями. Авторы учебного пособия
Аборнева О.И., канд. экон. наук, доц. Воронежского филиала
РГТЭУ, задания 1.3; 5.4; 7.1; 7.2; 8.2—8.11; 10.7; 11.2; 12.1; 12.2;
13.1—13.3; 14.1—14.5.
Астахова НИ, канд. экон. наук, проф. кафедры антикризисного и стратегического менеджмента РГТЭУ, задание 6.1.
Бутов А.В., канд. экон. наук, доц. кафедры антикризисного и стратегического менеджмента РГТЭУ, задания 6.4; 10.6; 11.1; 15.1.
Иванова Л.В., доц. кафедры антикризисного и стратегического менеджмента РГТЭУ, задания 1.1; 1.2; 2.1; 3.1; 4.1; 5.1—5.3; 6.2; 6.3;
7.1; 9.14—9.22.
Киреева ИМ, канд. экон. наук, доц. кафедры менеджмента торговой организации РГТЭУ, задания 9.3—9.13.
Литвинюк А.А., др экон. наук, проф, заведующий кафедрой управления персоналом РГТЭУ, задания 5.5; 9.1; 9.2; 10.3—10.5.
Лукашевич В.В., канд. экон. наук, проф. кафедры управления персоналом РГТЭУ, задания 8.1; 10.2; 14.6; 14.7.
Никитина Л.П., канд. экон. наук, проф, заведующий кафедрой менеджмента торговой организации, задания 5.6; 10.1.
Рогожин СВ, др экон. наук, проф. кафедры антикризисного и стратегического менеджмента РГТЭУ; Рогожина Т.В., канд. техн. наук, проф. кафедры менеджмента торговой организации РГТЭУ, задания 1.4; 2.2; 5.7; 7.3; 8.12; 9.23;
12.3; 13.4. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
5 Тема 1 Теоретические основы менеджмента Задание 1.1 Цель задания проверка знаний в области теоретических основ менеджмента. Содержание задания
1) дать определение понятий менеджмент и управление, показать разницу между этими понятиями
2) указать основные категории менеджмента и дать им краткое определение
3) раскрыть содержание внутренней и внешней среды организации
4) перечислить основные закономерности менеджмента. Работа выполняется в письменном виде и сдается на проверку преподавателю. Задание 1.2 Цель задания усвоение принципов (основных правил) менеджмента. Содержание задания каждый студент разрабатывает не менее десяти принципов (основных правил) менеджмента для конкретной или виртуальной организации, используя принципы Х. Эмерсона, А. Файоля, Г. Форда, материал лекции поданному вопросу. Затем осуществляется обсуждение каждого предложения и выработка принципов менеджмента, наиболее актуальных в современных условиях. Задание 1.3 Цель задания усвоение ключевых слов поданной теме. Содержание задания составьте тематический кроссворд, аналогичный данному. Кроссворд Основные категории менеджмента
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
6 По горизонтали
1. Экономическое соперничество обособленных производителей. 3. Государство как элемент управления. 7. Торговля в широком смысле слова. 8. Структура управления, определяющая формы разделения труда в управлении. 9. Один из элементов структуры управления. 10. Способ осуществления управленческой деятельности. По вертикали
2. Управляемая система. 4. Разъездной представитель крупных торговых предприятий. 5. Руководящее правило, которое вытекает из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития. 6. Совокупность форм и методов, с помощью которых осуществляется планирование. Ответы нас. Задание 1.4 Цель задания повторение ключевых слов по теоретическим основам менеджмента. Содержание задания двигаясь в направлении часовой стрелки по спирали от цифры 1 к цифре 49, разгадайте все слова в чайнворде. Чайнворд Управление — искусство
1. Менеджмент. 2. Новая валюта. 3. Торговец, покупающий большие партии товара у производителя для реализации. 4. Лицо, занимающееся частной торговлей. Задания в стандартной форме. 6. Работа. 7. Налоговый документ. 8. Рынок. Отказ от долговых требований. 10. Экономический показатель норм.
11. Приватизационный чек. 12. Опасность возникновения потерь. 13. Инструмент планирования и учета управленческой деятельности. 14. Отчетный период. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
7 15. Фирма, осуществляющая оптовую закупку и сбыт товаров определенного вида. 16. Деятельность. 17. Извещение о проведении операций. 18. То, чем управляют. 19. Обслуживает стратегию. 20. Система операций по строго определенным правилам. 21. Система мероприятий по изучению рынка. 22. Совокупность людей или предметов. 23. Продажа с публичных торгов. 24. Нарицательная стоимость. 25. Ограничение. 26. Продукт труда, предназначенный для продажи.
27. Машина с антропоморфным действием. 28. Вид. 29. Дефицит платежного баланса. 30. Внесение денег. 31. Прием, метод. 32. Финансовая организация.
33. Торговля. 34. Бирка. 35. Договор. 36. Цена услуг. 37. Существенное обстоятельство. Распорядок. 39. Способ познания. 40. Соглашение. 41. Запас.
42. Денежная единица. 43. Часть бухгалтерского баланса. 44. Противоположное входу. 45. Приток денежных средств. 46. Занятие. 47. Предложение заключить сделку. 48. Ценные бумаги. 49. Умение, мастерство. Ответы нас. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
8 Тема 2 Эволюция концепций менеджмента Задание 2.1 Цель задания систематизировать теоретические знания в области различных направлений менеджмента. Содержание задания заполните следующую таблицу, изложив в ней различные школы и направления в менеджменте в хронологической последовательности
№ п/п Школа или направление в менеджменте Годы возникновения Основные представители Основные достижения
Основные недостатки
Степень использования научных достижений прошлых лет в современных условиях
1 Классическая школа
1911 Ф. Тейлор, Х. Эмерсон,
Г. Форд и др.
1. Внедрение НОТ
2. Разработка принципов управления. Создание цехового управления. Возникновение института мастеров Слабо учитывался человеческий фактор Используется НОТ, принципы управления Задание 2.2 Цель задания контроль знаний по истории менеджмента. Содержание задания найдите в сетке 18 фамилий известных ученых, которые внесли значительный вклад в развитие науки об управлении организационными системами. Слова-ответы располагаются только по вертикали и горизонтали, ноне по диагонали. При этом слова могут ломаться как в вертикальном, таки горизонтальном направлении. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
9 ПАРЕ ТОМА КГ Р М Э М
Е АЛЬ Б ЕРЕ АХ ЕР Г ИЛ Б РТ Г КОД СОН БАЕ ТО И У Р ИВЕ Б Р НАР А Л Л Л С РЕФ О Р Г В Е ИО У НЕ Л Л ДЕ У Б РЕ М
Т Т Й ЛОР Р Й АС КОНЕ С Р ЦВ ДЕ Й
С ЛЬ Т Н Г Б ИК ФАЙ ОКЕ Й РЕ авторы учебника Основы менеджмента 4 — основатель школы социальных систем 5 — ученый, впервые предложивший термин научное управление 6 — создатель организационной теории 7 — автор двухфакторной модели мотивации 8 — последователь Тейлора в части рационализации труда рабочих 9 — автор Общей теории занятости, процента и денег 10 — представитель школы человеческих отношений 11 — выдающийся мыслитель эпохи Возрождения 12 — ученый, сформулировавший принцип оптимума 13 — один из последователей Файоля; 14 — основоположник научного управления производством 15 — один из последователей классической школы менеджмента родоначальник классической (административной) школы менеджмента
17 — американский социолог, изучавший проблемы поведения человека 18 — автор двенадцати принципов производительности. Ответы нас. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
10 Тема 3 Особенности развития менеджмента в России Задание 3.1 Цель задания систематизировать знания в области теории и практики менеджмента в России. Содержание задания в хронологической последовательности отразите развитие управления в России, используя следующую таблицу
№ п/п Определение периода Содержание реформы Основные представители реформ Основные достижения в управлении Слабые стороны реформ Наследие прошлого в настоящем Начальный период реформ определяется преподавателем, например с 1917 г. и т.д., или с 1945 г. и т.д., или с 1985 г. и т.д. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
Тема 4 Сравнительная характеристика американской и японской моделей менеджмента Задание 4.1 Цель задания усвоить особенности различных моделей менеджмента. Содержание задания систематизировать знания в области различных моделей менеджмента и оформить материал в виде следующей таблицы Область управленческих решений
Американская модель менеджмента Японская модель менеджмента
1 Способы принятия управленческих решений
2 Продвижение по служебной лестнице
3 Организация контроля и т.п.
… ... Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
Американская модель менеджмента Японская модель менеджмента
1 Способы принятия управленческих решений
2 Продвижение по служебной лестнице
3 Организация контроля и т.п.
… ... Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
12 Тема 5 Организация как система управления Задание 5.1 Цель задания закрепить теоретические знания в части жизненного цикла организации. Содержание задания используя следующую таблицу, укажите основные этапы развития организации и их отличительные особенности по ряду признаков.
№ п/п Этап в развитии организации
Основ- ные цели Основные задачи Стиль руководства преобладающий) Количественный состав работников Способы мотивации Рождение организации. Задание 5.2 Цель задания усвоить различные виды современных организаций. Содержание задания используя знания различных признаков, по которым классифицируются организации, указать различные виды организаций.
№ п/п Признак Вид организации
1 По виду собственности
1. Частные организации
2. Государственные организации
… ... Задание 5.3 Цель задания научиться различать формальные и неформальные группы в организации. Содержание задания укажите основные отличительные особенности различных групп в организации. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
13
№ п/п Наименование групп Отличительные особенности групп
1 Формальные группы
1 2
3 4 и т.д.
2 Неформальные группы
1 2
3 4 и т.д. Задание 5.4 Цель задания усвоение теоретического материала поданной теме. Содержание задание составьте тематический кроссворд, аналогичный данному. Кроссворд Организация как система управления
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 По горизонтали
2. Структурное подразделение АУП, выполняющее функции контроля за соблюдением правил торговли, внедрением технологий торговли и т.д. 3. Лицо, направляющее и координирующее работу всего АУП и его отдельных звеньев.
4. Служба, осуществляющая подбор, изучение, расстановку кадров, контроль за состоянием работы с кадрами. 5. Орган учета и контроля сохранности собственности предприятия. 6. Основа функционирования системы управления. 9. Определенный круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выпол-
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml