Файл: Тема Цели и задачи бжд как науки, учебной дисциплины и социальной функции. Классификация опасностей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Основные направления обеспечения безопасности человека с позиций факторов времени и пространства
Первое направление – это пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы.
Это достигается методами специальной организации трудового процесса, когда осуществляется разделение опасной зоны и работников, управляющих или организующих производственный процесс, а также - использованием средств дистанционного управления, автоматизации, роботизации и др.
Например, при некоторых видах карьерных разработок с использованием взрывов для дробления породы, людей эвакуируют из опасной зоны (пространственное и временное разделение). Другой пример: при работе на современном прокатном стане рабочий-оператор контролирует режим работы прокатного стана, с помощью автоматизированной системы. С ее помощью он регулирует параметры обжатия листов, степень натяжения барабанов. Рабочее место и зона опасности – разделены пространственно.
Второе направление представляет собой комплекс мер по нормализации ноксосферы путем исключения или уменьшения количественных характеристик опасности.
В рамках этого направления используются мероприятия и средства, защищающие человека от опасности - шума, газа, пыли и пр. средствами коллективной защиты. Например, использование вентиляционных установок и фильтров для очистки воздуха на ткацких производствах или кондиционирование воздуха в рабочей зоне и т. п. Сюда можно также отнести мероприятия по санитарной обработке помещений на предприятиях, перерабатывающих органическое сырье: на мясокомбинатах, консервных заводах, а также - в больницах, школах и др. К этому направлению можно отнести и способы устранения опасностей с применением различных технических или технологических решений.
Рассмотрим это направление на событийном примере. В середине 90-х годов прошлого века одна крупная нефтяная компания планировала эксплуатировать в Астраханской области для транспортировки нефти трубопровод, пересекающий основное русло Волги в том месте, где шел усиленный размыв дна, и трубопроводу, с большой вероятностью, угрожал разрыв. А такая авария неизбежно бы привела к загрязнению несколькими тысячами тонн нефти основного русла Волги выше множества населенных пунктов (в том числе и г. Астрахани) и к экологический катастрофе в дельте и на Северном Каспии. В результате запрета использования этого трубопровода, нефтяная компания проложила методом наклонного бурения новый трубопровод на 14 метров ниже дна реки, что полностью исключило опасность возникновения чрезвычайных ситуаций при транспортировке нефти через русло реки. Метод этот экономически достаточно затратный. Но, по сравнению с последствиями возможной аварийной ситуации, которая благодаря реализации этого решения стала практически невозможной, был совершенно оправдан, как с точки зрения безопасности, так и по экономическим соображениям. Ведь затраты на ликвидацию последствий разрыва трубопровода, проложенного по дну реки, были бы на несколько порядков выше затрат на устранение этой опасности с помощью наклонного бурения.
Третье направление содержит способы и средства, направленные на адаптацию человека к условиям соответствующей среды, где возникают или постоянно существуют опасности, и повышение его защищенности.
Это направление включает возможности профессионального отбора, специального обучения, психологического тренинга, применение средств индивидуальной защиты. Например, для многих опасных профессий, таких как, спасатели, водолазы, летчики, космонавты и других видов трудовой деятельности, существует профессиональный отбор по физическим и психологическим параметрам. Претенденты на такую работу проходят специальное обучение, профессиональные тренинги, моделирующие возможные исходы развития событий в разных профессиональных ситуациях и выбор решений. Также отрабатываются навыки на тренажерах, симуляционных или имитационных устройствах (авиасимуляторах, или на установках, имитирующих невесомость, барокамерах, устройствах, имитирующих замкнутое изолированное пространство, перегрузки и т.п.), затем – в специально смоделированных условиях, приближенных к тем, в которых им предстоит работать. К этому направлению относится также - использование индивидуальных средств защиты, спецодежды, водолазных костюмов, противогазов и т.п.
В реальных условиях реализуется комбинация наиболее эффективных средств и методов, относящихся ко всем перечисленным направлениям.
Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь, СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д.
Так как одной из основных задач БЖД является определение количественных характеристик опасности (идентификация), то оценка существующих технических систем и объектов с точки зрения их безопасности для работников и для населения ставит задачу разработки адекватных мер защиты. Зная характеристики опасности, исходя из вышеназванных направлений, на предприятиях, в социальных учреждениях и в других сферах социальной жизни, разрабатываются обязательные мероприятия по обеспечению безопасности, в которых применяется сочетание частных методов, способов и средств защиты от опасностей.
В то же время в научной и учебной литературе не прекращаются споры о самом содержании этого предмета, его объеме. В том числе и о месте БЖД в системе других наук. Прежде чем перейти к содержанию предмета «БЖД», рассмотрим вопрос о соотношении научного и учебного направления «Экология» и «БЖД».
В последние десятилетия в научной и учебной литературе появилось множество направлений так или иначе связанных с экологией: урбоэкология, экология техносферы, теоретическое основы безопасности жизнедеятельности, ноксология и т.п. Разрабатывается специфическая для каждого направления терминология и понятийный аппарат.
По этому поводу Н.Ф. Реймерс так высказал свое мнение:
«В истории знания не так уж часто какое-то явление и отражающее его понятие расплываются до глобальных масштабов, охватывая все стороны жизни человека, физический и духовный мир его обитания.
Также глобально современное понимание культуры, но оно все же прилагается к человеку, а не ко всему универсуму земной природы. А понятие «экология» сейчас приобретает именно глобальный масштаб. Соответствующему термину совсем неуютно в прокрустовом ложе расширяющегося представления об этой науке. Языковый Прокруст тянет понятие «экология» в разные стороны и грозит разорвать его на части. Но терминологический взрыв не происходит. Вместо него возникла путаница слов, понятий и самого понимания того, что есть что. Казалось бы, должен проявиться эффект Вавилонской башни. Однако серьезного неудобства не ощущается. Каждый вкладывает в этот термин свое понимание, свои индивидуальные его оттенки. Ситуация приблизительно такова: «моя» экология - это не «твоя» экология, но все же что-то сходное, только, пожалуйста, отдай назад «мое» слово «экология».
Нечто такое происходит сейчас и с «Безопасностью жизнедеятельности»: разные авторы по разному трактуют содержание и объем этого предмета – от упрощения до «охраны труда», до обеспечения безопасности «во вселенских масштабах».
ЗАДАНИЕ:
Зайдите по гиперссылке в Интернет и прочитайте полную информацию о тех двух событиях, упомянутых в тексте лекции, которые произошли в 2009 и 2015-х годах. Подготовить презентацию по 1-му или по 2-му событию (в программе PowerPoint, не менее 15 информативных слайдов, презентация должны содержать титульный лист, текст, описывающий событие и иллюстрации), подключив дополнительный материал и проанализировав аналогичные случаи. В конце работы, сделайте развернутый анализ события, отнесите его к определенному виду и выявите внутренние и внешние причины, спровоцировавшие эти случаи. Все это отразите в презентации.
Вопросы для самопроверки по Теме 1.
-
Каковы задачи БЖД как учебной дисциплины? -
Дайте определение опасности? -
Какие известны классификации опасностей? -
Какие признаки опасностей выдают угрозу опасности? -
Что такое ноксофера и гомосфера? С какой целью используются эти термины? -
Какие существуют направления защиты человека от опасностей в производственной сфере? -
Приведите примеры действий по каждому из направлений -
Что такое СКЗ и СИЗ? Приведите примеры. -
В рамках какого направления защиты применяются СКЗ и СИЗ?