Файл: 1. Современный мир и тенденции его развития. Россия в современном геополитическом пространстве. Пути повышения роли России в решении проблем мировой политики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14. Назначение и состав ВС РФ. Место Вооруженных Сил в государственных органах. Правовые основы и гарантии военной службы в России.
Вооруженные Силы (ВС) РФ — государственная военная организация, предназначенная для отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности российской территории, выполнения задач в соответствии с российскими законами и международными договорами РФ
Решение об использовании ВС является исключительной компетенцией Президента РФ — Верховного Главнокомандующего ВС РФ. Он же осуществляет руководство, издает приказы и директивы, обязательные для исполнения всеми войсками, воинскими формированиями и органами.
Вооруженные Силы РФ состоят из:
-
центральных органов военного управления; -
объединений, соединений, воинских частей и организаций: -
видов и родов войск ВС РФ; -
тыла ВС РФ; -
войск, не входящих в виды и рода войск ВС РФ.
Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации
Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Министерства обороны
Нормативно-правовые акты разделены на 3 основные группы:
1). Конституция Р.Ф.
2). Ф.З. Р.Ф. об обороне, о воинской обязанности и В.С., о безопасности, о терроризме.
3). Приказы президента и Министерства обороны.
15. Место и роль гуманитарного права («право войны») в системе международного права. Содержание международного права в период вооруженных конфликтов.
Рассмотрение предыдущих вопросов показало, что международное гуманитарное право включает понятия, относящиеся к другим отраслям международного публичного права. Действительно, категория "защиты прав и свобод человека" указывает на близость международного гуманитарного права международной защите прав человека. Понятие "ограничение или запрещение использования отдельных видов оружия" используется активно в праве международной безопасности и разоружения. Вопросы, относящиеся к регулированию поведения сторон вооруженного конфликта, — это область права вооруженных конфликтов. В чем же в таком случае состоит специфика исследуемого нами феномена? Что его отличает от других отраслей международного права и какое место он занимает в системе этого права?
Вопрос о международном гуманитарном праве как самостоятельной отрасли международного права является дискуссионным. Ряд советских и зарубежных исследователей, принимая во внимание его главную задачу, считают, что она является частью более общей цели — обеспечения прав человека в любое время, как мирное, так и военное.
Отсюда следует вывод, что международное гуманитарное право является частью более общей отрасли международного права — международной защиты прав человека.
Другие авторы акцентируют внимание на том, что основные институты международного гуманитарного права как-бы "проросли" из традиционных институтов права войны или права вооруженных конфликтов. Это позволяет утверждать, что международное гуманитарное право является частью международного права вооруженных конфликтов
Нам представляется, что авторы подобных подходов к определению места международного гуманитарного права, применяемого в. период вооруженных конфликтов, не учитывают своеобразия данной отрасли, преуменьшают ее автономию и не четко отграничивают предмет ее регулирования. Выделить ярче эти вопросы позволяет сравнение сфер регулирования различных, особенно смежных отраслей международного права, а также их источников и особенностей регулирования.
В соответствии с основными принципами МП государства должны решать международные споры мирными средствами. Однако современное МП допускает возможность правомерного применения вооруженных сил (самооборона от агрессии, применение вооруженных сил ООП, реализация права на самоопределение).
В МП имеется большое число норм, регламентирующих отношения в период вооруженных конфликтов. Объем и качество регулирования этих отношений позволяют говорить о существовании самостоятельной отрасли МП, которая определяет допустимость средств и методов ведения войны, обеспечивает защиту жертв вооруженных конфликтов, устанавливает взаимоотношения между воюющими и невоюющими государствами и т.д. Эта отрасль получила название — международное право в период вооруженных конфликтов.
Традиционно до конца XIX в. основную роль в регламентации международного права вооруженных конфликтов играли международные обычаи; само право вооруженных конфликтов обычно именовалось — "законы и обычаи войны". В XIX в. на международных конференциях (Парижский конгресс 1856 г., Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., Женевские конференции 1929, 1949, 1977 гг. и др.) обычаи ведения войны стали кодифицироваться.
В настоящее время основной массив норм составляют договоры, в числе которых: Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (Санкт-Петербург, 29 ноября 1968 г.), подписанные в Гааге 18 октября 1907 г. III Конвенция об открытии военных действий, IV Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, V Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны и XIII Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны, Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов (1925 г.), Женевские конвенции, подписанные 12 августа 1949 г., об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, об обращении с военнопленными, о защите гражданского населения во время войны, и Дополнительные протоколы I и II к ним и др.
В то же время для права вооруженных конфликтов сохранили важное значение международные обычаи.
Как правило, МПВК делят на "право Гааги" и "право Женевы". "Право Гааги" образуют конвенции, посвященные, прежде всего, правилам ведения войны. "Право Женевы" направлено, главным образом, на обеспечение защиты участников вооруженных конфликтов и прав гражданского населения.
Международное сотрудничество в сфере вооруженных конфликтов развивается в настоящее время по следующим основным направлениям: а) предотвращение вооруженных конфликтов; б) регулирование статуса участвующих и не участвующих в конфликте государств; в) ограничение средств и методов ведения войны; г) защита прав человека в период вооруженных конфликтов; д) ответственность за нарушение норм права.
Вооруженные конфликты: понятие, виды
Различают международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.
Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект МП применяет вооруженную силу против другого. Таким образом, сторонами могут выступать государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры но поддержанию мира и международного правопорядка.
Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.
Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны "воюющей стороной", когда: они имеют свою организацию; имеют во главе ответственные за их поведение органы; установили свою власть на части территории; соблюдают в своих действиях "законы и обычаи войны". Признание повстанцев "воюющей стороной" исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки и т.п. На захваченных в плен повстанцев распространяется статус военнопленных. Власти освободительного движения могут вступать в правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допускаемую МП помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и издавать нормативные акты, осуществляя квазигосударственные функции. Таким образом, признание повстанцев "воюющей стороной", как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом качества международного и является первым шагом к признанию нового государства.
Вооруженные конфликты немеждународного характера — это все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства "между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II".
Такие конфликты характеризуются следующими признаками:
а) применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;
б) коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться вооруженными конфликтами немеждународного характера;
в) определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;
г) продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабоорганизованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера;
д) осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.
К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Они отличаются от международных прежде всего тем, что в международных вооруженных конфликтах обе "воюющие стороны" являются субъектами МП, в то время как в гражданской войне "воюющей стороной" признается лишь центральное правительство.
Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако на практике западными государствами осуществляются определенные вооруженные мероприятия по защите своих граждан, получившие название "гуманитарной интервенции".
В соответствии с III Гаагской конвенцией государства признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. Состояние войны должно быть без замедления оповещено нейтральным странам и будет иметь для них действительную силу лишь после получения оповещения.
Объявление войны, даже если за этим актом не следуют собственно военные действия, означает начало юридического состояния войны. Между государствами перестают применяться многие нормы МП (в частности, политические, экономические, культурные соглашения между воюющими государствами), другие нормы, принятые специально для периода вооруженного конфликта. Состояние войны прекращает дипломатические и консульские отношения, сотрудникам учреждений должна быть обеспечена возможность беспрепятственного отъезда в свое государство. Граждане иностранного государства могут быть интернированы.
Театр войны — территория воюющих сторон, открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых ведутся военные действия. Запрещается использовать в качестве театра войны территорию нейтральных государств.
В современном МП отсутствует конвенционное определение агрессии. В Конвенции об определении агрессии (Лондон, 4 июля 1933 г.) участвовали всего пять государств — СССР, Румыния, Чехословакия, Югославия, Турция. Существование Конвенции, к сожалению, не предотвратило Второй мировой войны; она не применялась даже участвующими в ней государствами.
В резолюции ГА ООН "Определение агрессии" (14 декабря 1974 г.) под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо иным способом, несовместимым с Уставом ООН. Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является свидетельством акта агрессии.
В качестве акта агрессии квалифицируются:
— вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она не носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;