ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 322
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы организации проектного управления в Российской Федерации
1.2. Специфика применения проектного подхода на государственном уровне в Российской Федерации
1.3. Специфика применения проектного подхода на муниципальном уровне в Российской Федерации
2.1. Анализ организации проектной деятельности в Ленинградской области
2.2. Критерии эффективности организации проектной деятельности на муниципальном уровне
2.3. Совершенствование проектного управления в муниципальных образованиях Ленинградской области
- синергия и согласованность (Synergy): наличие согласованности и синергии между компонентами проекта (субпроектами) и программами, которые реализуются вовлеченными участниками; взаимные обязательства и выгоды участников.
- управление (Supervision): проект управляется и контролируется в соответствии со стандартами проектного управления:
1) наличие системы управления проектом с участием представителей заинтересованных сторон, с прямым привлечением бизнеса, его профессионального подхода к управлению проектами, стратегической и индустриальной экспертизы;
2) контроль исполнения проекта по задачам, проектам/субпроектам, участникам;
3) адаптация проекта и инвестиционных потоков при изменении внешних условий, внешних финансовых колебаниях благодаря
наличию системы управления проектом и участия заинтересованных сторон.
Как видно, проект развития является масштабным мультикомпонентным проектом, который нацелен на решение стратегических задач социально-экономического развития региона, в котором принимают участие заинтересованные стороны — компании, муниципальные и региональные администрации, федеральные институты развития, федеральные ведомства, международные финансовые организации.
Данные правила «6S» применяются для построения эффективного проектного управления на федеральном и региональном уровне власти. Однако эти правила так же могут служить основой для организации проектной деятельности на муниципальном уровне.
Органам местного самоуправления рекомендовано организовать проектную деятельность на территории своего муниципального образования, основываясь на положениях федерального законодательства (постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», методических рекомендациях по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти, утвержденные распоряжением Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.04.2014 г. № 26Р-АУ); региональных положениях о проектной деятельности [14, 16].
Как правило, организация проектной деятельности в муниципальном образовании должна включать в себя:
1) назначение ответственного должностного лица за организацию проектной деятельности в муниципальном образовании;
2) создание Муниципального проектного офиса и назначение руководителя и сотрудников Муниципального проектного офиса, или иных проектных структур;
3) создание Муниципального проектного комитета;
4) утверждение Положения об управлении проектами в муниципальном образовании;
5) утверждение и запуск проектов с применением инструментов и методов проектного управления;
6) формирование реестра проектов;
7) внедрение автоматизированной информационной системы (АИС).
Вся проектная документация (проектное предложение, инициатива, паспорт проекта, сводный план проекта, промежуточный и итоговый отчеты по проекту и прочее) в органе местного самоуправления должна быть унифицирована и разработана в соответствии с методическими рекомендациями регионального проектного офиса [29].
Каждый член проектной структуры наделяется определенными, конкретными и индивидуальными полномочиями, необходимыми для решения проектных задач, слаженной и эффективной работы команды проекта [30].
На органы местного самоуправления ложится самый сложный и тяжелый груз проектной деятельности. Речь идет о непосредственной реализации проекта на конкретных территориях. В то время, как зачастую федеральные и региональные проектные структуры занимаются стратегической и тактической проектной деятельностью, муниципальные образования решают оперативные задачи. Именно от действий органов местного самоуправления в конечном итоге зависит успех реализации проекта.
Муниципальное образование в вопросах проектной деятельности подотчетно вышестоящему проектному офису. Это может быть межмуниципальный проектный офис или региональный. Выше регионального офиса располагается федеральный проектный офис. Финансирование проектной деятельности осуществляется за счет средств бюджета, а также за счет инвестиций физических и юридических лиц [31].
Проектный комитет — совещательный орган, принимающий управленческие стратегические и тактические решения в части планирования и контроля реализации проектов, достижения контрольных точек и показателей, установленных органом исполнительной власти.
Проектный офис — структурное подразделение, отвечающее за методологическое и организационное обеспечение проектного управления в организации, тактическое и оперативное планирование и контроль портфеля проектов, внедрение и развитие информационной системы планирования и мониторинга проектов, формирование сводной отчетности по программам/проектам.
Однако стоит отметить, что уход от процессного подхода полностью невозможен, так как проектная деятельность занимает четверть от всего объема работ, проводимых в администрации. Процессный подход эффективен при решении текущих задач администрации, многократного повтора одних и тех же операций. Проектный подход как система инновационного управления применяется для эффективной реализации задач (проектов), которые направлены на развитие определенных отраслей, территорий и которые сопряжены с особыми рисками, что подкрепляется индивидуальным подходом к планированию и реализации таких задач. Поэтому, нужно уметь применять оба подхода и использовать их там, где один из них окажется более эффективным [26].
2. Анализ организации управления проектами на муниципальном уровне в Российской Федерации на примере муниципального уровня Ленинградской области
2.1. Анализ организации проектной деятельности в Ленинградской области
Проектное управление в органах исполнительной власти Ленинградской области, берет свое начало в 2015 году. Правительство Ленинградской области – один из регионов-пионеров по внедрению проектного управления в субъектах РФ. Уже в 2016 году был внедрен центральный проектный офис, который определил оптимальную концепцию проектной логики и начал реализацию первых приоритетных проектов.
Основными проектами, входящими в проектный офис, являются проекты, направленные на социально-экономическое развитие региона, федеральные приоритетные проекты и проекты, направленные на повышение инвестиционного климата региона.
Организация проектного управления включает в себя следующие, ключевые звенья проектной деятельности:
Инициатор проекта – предоставляет техническое задание по проекту, а так же пользуется полученными результатами от реализации.
Куратор проекта – контролирует, предоставляет ресурсную базу и руководит вопросами, не входящими в компетенции руководителя проекта.
Руководитель проектов – управляет проектом, т.е осуществляет контроль этапов проекта. Является ответственным лицом за достижение целей, сроков и результатов проекта.
Координатор проекта – анализирует проект с точки зрения проектной логики и разработанной методологии. Проект должен отвечать этим критериям.
Проектный офис в своей совокупности отвечает за скоординированное обучение проектных структур (команд), координацию проектной деятельности, контроль за ходом и реализацией проектов, а так же за методологическое сопровождение, развитие и поддержку «Системы управления проектами» (СУП).
Внедрение системы проектного управления – это тоже проект, который реализуется так называемыми дочерними проектными командами, которые после успешной реализации проекта формируют из своего состава проектный офис.
Правительство Ленинградской области успешно завершило 2 этапа внедрения системы проектного управления.
Подтверждение этому служит «проектный портфель», который состоит из 54 проектов разных уровней при этом 10 проектов уже успешно реализовано. Так же на новом этапе развития особое внимание уделяется развитию проектной культуры через обучение оргштаба и персонала методологии проектного управления. Проводится постоянная сертификация. Техническое обеспечение проектной деятельности осуществляется разработанной информационной системой управления проектами, которая на данный момент запущена и полностью функционирует. Немаловажной частью является система мотивации персонала по привлечению его к проектной деятельности. Данная система разработана и внедрена в проектный офис – разработаны программы и коэффициенты премирования сотрудников на каждом из этапов реализации проекта и по его успешному окончанию.
Результатом реализации столь масштабной организационной перестройки и создания проектного офиса является победа в номинации АИС «Системы управления проектной деятельностью», что так же является подтверждением соответствия данной системы всем международным и российским сертификатам качества в данной области.
Проектное управление на муниципальном уровне, согласно «Дорожной карте» развития проектного управления в Ленинградской области, является одним из приоритетных этапов внедрения проектного управления в субъекте. Данный этап внедрения проектного управления в муниципальные образования был запланирован в 2018 году, однако на данный момент этот этап не реализован. Муниципальные образования Ленинградской области имеют отдельные практики реализации проектов совместно с региональным проектным офисом, но механизмы взаимодействия и структура проектного управления не выстроена.
Рис. 2.1.1. Дорожная карта развития проектного управления в Ленинградской области
На органы местного самоуправления ложится самый сложный и тяжелый груз проектной деятельности. Речь идет о непосредственной реализации проекта на конкретных территориях. В то время, как зачастую федеральные и региональные проектные структуры занимаются стратегической и тактической проектной деятельностью, муниципальные образования решают оперативные задачи. Именно от действий органов местного самоуправления, в конечном итоге, зависит успех реализации проекта.
Примером реализации проектов на муниципальном уровне может являться проект комплексного благоустройства зоны отдыха на Смоляном Мысе в границах исторического поселения федерального значения г. Выборг.