Файл: Теория Происхождения Государства (Сравнительный анализ факторов происхождения государства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Факторы происхождения государства в различных теориях
1.1. Общая характеристика теорий происхождения государства
1.2. Сравнительный анализ факторов происхождения государства
2. Функции и сущность государства
2.1. Основные функции и сущность государства
2.2. Сравнительный анализ функций и сущности государств с позиции различных теорий
Оценивая теорию внутреннего насилия, нужно учесть, что насилие в обществе всегда присутствовало, в виде подчинения меньшинства большинству. Отчасти, это нормальное явление, так как разноплановость мнений людей по одному вопросу обусловлено тем, что люди, как правило, имеют разные интересы, смотрят на проблему с разных сторон.[10] Общество – единый организм, в котором люди взаимосвязаны друг с другом. Если каждый человек будет настаивать только на своей позиции, не принимая во внимание мнение других, возникнет борьба, которая приведет к саморазрушению общества. Третья сила в данном случае действительно необходима, и на ее роль может претендовать именно государство, как структура, выражающая в целом интересы всего общества, а не отдельного гражданина, обладающая прерогативой (публичной властью) применять насилие группе, не желающей подчиняться воле большинства.[11]
Теория внешнего насилия полагает, что возникновение государств связано с многочисленными войнами, порабощением народов, и сам государственный строй возник в процессе насильственного подчинения одними людьми других. Сторонники теории внешнего насилия отрицают социально-экономические факторы происхождения государства. Государственная власть возникает из господства одного племени, преобладающего над другим племенем, а затем превращается в господство уже социального класса.
Насилием происхождение государства объясняет и менее популярная расовая теория. В общем виде, сущность расовой теории происхождения государства состоит в утверждении о том, что человеческие расы не равны по своей природе. Расы различаются и по физическим, и по интеллектуальный параметрам, при этом одни расы являются высшими, и именно они должны управлять низшими расами, не способными создать свою собственную цивилизацию. Государство, по расовой теории, представляет собой механизм обеспечения господства одних рас над другими. Политическую составляющую общественных отношений расовая теория представляет, как противостояние воли сильных и воли слабых. Целью общественных отношений расовая теория провозглашает самосовершенствование человека.[12]
К. Каутский подчеркивал в своих работах, что только там, где присутствует насилие, возникает разделение общества на классы. Такое деление на классы возникает в результате захвата одной общины со стороны другой. В результате данного процесса возникает объединение из двух разных общин, где одна господствует, другая угнетена господствующей общиной.[13]
Единственно теорией насилия невозможно на современном этапе развития науки объяснить происхождение права и государства. Но при этом, ряд идей, составляющих данную теорию, заслуживают особого внимания.
Исторический опыт говорит о том, что завоевание народов народами являлось вполне реальным фактом существования близкой к современной государственности на протяжении весьма долгого времени, в частности, яркий пример тому – Золотая Орда.
Безусловно, отдельные элементы насилия сопровождают образование и развитие всякого государства.
Материалистическая или классовая теория основана на предположении об экономических и социальных причинах становления государства, главной из причин названо наличие частной собственности. Частная собственность, согласно данной теории, породила раскол общества на разные социальные классы с противоположными друг другу интересами.
К. Маркс в своих работах писал, что государство является «органом господства, угнетения одного класса общества другим». В.И. Ленин, также сторонник данной теории, называл государство «машиной (механизмом) для поддержания господства одного класса общества над другим». В подобной трактовке государство обеспечивает преимущественные интересы господствующего экономически и социально класса посредством особых средств управления и подчинения.[14]
Взгляды на государство с материалистическим подходом известны и до В.И. Ленина и К. Маркса по работам русских юристов. Сходные политико-правовые взгляды отражены в истории русского права М.Ф. Владимирского-Буданова. Теория феодализма, как предпосылки к насильственному образованию государства в истории права России характерна для Н.П. Павлова-Сильванского, в трудах которого показан юридический феодализм, а также его влияние на все сферы жизни.
1.2. Сравнительный анализ факторов происхождения государства
Государство выделилось из общества в ходе распада закономерностей и устоев первобытнообщинного строя. Факторами, обусловившими возникновение государства, являются следующие:
- развивающийся процесс разделения труда в обществе, и необходимость эффективного управления им.
- возникновение и развитие частной собственности.
Предполагается, что государство стало результатом классовой раздельности, и его появление обусловила необходимость создания механизма управления обществом. Безусловно, данные факторы близки к марксистской теории. Однако и другие теории не отвергают их, как неверные.
В частности, в рамках политической теории помимо данных факторов, выделяют и ряд других, а именно: демографические, психологические, антропологические, эмоциональные, рациональные, а также фактор завоевания территории.
Демографический фактор, предполагает, что в процессе воспроизводства численности людей и увеличении плотности населения, повышалась потребность растущего общества в регулировании отношений между ними.
Антропологический фактор подразумевает, что источником становления государства выступает сама общественная человеческая природа. Об этом факторе упоминал в своих трудах Аристотель, говоря о том, что человек, являясь существом социальным, может полностью реализовать себя только в коллективе. Государство, по мнению Аристотеля, подобно семье, и является естественной, высшей формой общежития, присущей человеку.[15]
Психологический, эмоциональный и рациональный факторы рассматривают государство, как результат человеческого разума и мыслительной деятельности, формирующийся под влиянием эмоций и потребностей человека.
Данная точка зрения характерна для договорных теорий становления государства. По рассуждению Т.Гоббса, ключевым мотивом, побуждающим общество к заключению договора в виде создания государства, является страх перед насилием и агрессией от других людей, беспокойство за свободу, жизнь и имущество.
Однако в этой связи существует противоречие, в частности, очевидным является факт, что государство возникло в результате достаточно длительного естественно-исторического развития, а не в ходе подписания общественного договора.
Также достаточно спорным фактором возникновения государства является завоевание и порабощение одних народов другими. Согласно такой концепции государство образовалось в процессе внешних завоеваний и насилия политического типа, усугубляющего социальное неравенство и приводящее к образованию классов общества и эксплуатации людей людьми.
Помимо этого, в различных источниках упоминаются такие факторы, как географические или этнические.
Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что государство явилось результатом совокупности различных предпосылок, причин и факторов. Государство, как социально-политический феномен формируется, развивается и эволюционирует под воздействием как внешних, так и внутренних факторов, которые не существуют по отдельности, а влияют, как целостная система.
Государство формируется, существует и развивается в процессе усложнения экономической и социальной жизни. Оно является своеобразной формой удовлетворения потребностей человечества в упорядочении и регулировании общественными делами.[16]
В свою очередь, право, как и государство, формируется одновременно с ним, оба этих социально-политических института призваны обеспечивать незыблемость и эффективность действия друг друга.
Государство не существует без права, однако и системы права нет без государства. Право, по своему назначению и сущности, выполняет в государственной структуре роль фундамента для построения власти и выступает средством формирования и проведения политики того или иного государства. Государство же становится необходимым элементом в самой системе права, устанавливающей, применяющей и гарантирующей юридические нормы.[17]
Органы государственного устройства выступают основными структурами, призванными контролировать выполнение предписаний и устанавливать юридические санкции. В силу того, что государство призвано по методам воздействия управлять общественными экономическими и социальными отношениями, то для их реализации этой функции оно должно иметь полномочия принимать единые правила поведения в виде строгих юридических норм. Право, таким образом, это единственная форма, при помощи которой государство имеет возможность выражать веления, как подлежащие неукоснительному исполнению и общеобязательные.[18]
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что фундаментальными причинами возникновения права являются причины, во многом аналогичные тем, что обусловили возникновение государства.
Однако необходимо отметить, что между первичными общественными нормами и нормами права присутствует более глубокая преемственность, нежели между органами общинного самоуправления и государственными органами.
Проверенные многими поколениями, вековые обычаи расценивались обществом, как правильные и справедливые. Позднее, наиболее ценные и необходимые были санкционированы государством.[19]
Различные теории, таким образом, выделяют в качестве ключевого разные факторы происхождения государства.
2. Функции и сущность государства
2.1. Основные функции и сущность государства
Принято выделять общесоциальную и классовую сущность государства, в зависимости от того, в пользу какой социальной группы осуществляется государственная власть (всего общества или небольшой группы лиц).
Функции государства отражают деятельность по управлению и организации жизни общества, включая механизм воздействия со стороны государства на развитие общественных процессов, именно функции характеризует тот спектр благ, которые государство предоставляет обществу.
Разделяют внутренние и внешние функции государства. К внешним функциям относится обеспечение национальной безопасности, целостности территории, взаимодействия с другими государствами. В первую очередь уместно вспомнить о такой, наиболее масштабной, внешней функции государства, как «представление» своего народа на международной политической арене. Для того, чтобы тот или иной народ мог выразить свое мнение по глобальным вопросам, существует государство, которое призвано выразить это мнение. При этом сами государства на международной арене выступают в качестве взаимодействующих субъектов. В международном праве установлено, что всякое международно-противоправное деяние того или иного государства, как субъекта международных отношений, влечет международную ответственность государства, и следовательно, санкцию, установленную международным правом.
Среди внутренних функций выделяют следующие:
- Экономическая (организация деятельности общества –хозяйственной и экономической).
- Социальная функция (перераспределение благ с целью поддержки незащищенных слоев населения).
- Функция развития при помощи социальных институтов культуры, образования, науки.
- Правоохранительная функция.
Внешние функции государства включают:
- экономическое сотрудничество с другими странами;
- оборона страны, охрана государственных границ;
- урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов;
- борьба за мирное существование;
- научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами.
Внутренние функции государства в свою очередь подразделяют на основные и неосновные. Основные функции может осуществлять только государство. К основным функциям относятся:
-
- Обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан (борьба с преступностью, регистрация населения, ликвидация чрезвычайных ситуаций).
- Охрана правил социальной жизни (гражданское законодательство, трудовое законодательство и т. д.).
- Валютно-финансовое регулирование (основное – эмиссия — выпуск денег).
- Бюджетное регулирование, сбор налогов, пошлин; распределение доходов и расходов в бюджете.