Файл: Саати Принятие решений Метод анализа иерархий.pdf

Добавлен: 12.02.2019

Просмотров: 13040

Скачиваний: 110

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

61 

7

×

0.582 
0.036 440 

1.004 
0.077 964 

1.468 
0.120 986 

2.428 
0.473 147 

3.566 
0.867 923 

18.230 
19.694 040 

8

×

0.620 
0.016 970 

1.030 
0.036 667 

1.402 
0.073 935 

2.578 
0.227 794 

3.654 
0.448 368 

17.280 
8.435 959 

9

×

0.640 
0.014 949 

1.002 
0.031 915 

1.350 
0.047 980 

2.714 
0.180 408 

3.816 
0.338 731 

18.060 
8.551 918 

10

×

10 

0.668 
0.010 279 

1.090 
0.019 697 

1.464 
0.028 590 

2.822 
0.138 905 

3.970 
0.254 848 

19.670 
5.172 827 

11

×

11 

0.688 
0.010 360 

1.082 
0.022 703 

1.576 
0.046 691 

2.830 
0.100 505 

3.822 
0.209 208 

19.670 
4.425 352 

12

×

12 

0.704 
0.007 257 

1.096 
0.029 075 

1.476 
0.317 410 

2.785 
0.097 923 

3.948 
0.187 572 

19.730 
2.724 343 

13

×

13 

0.712 
0.009 552 

1.136 
0.022 933 

1.564 
0.030 610 

2.852 
0.070 400 

4.038 
0.104 904 

19.790 
2.955 453 

14

×

14 

0.710 
0.003 535 

1.150 
0.017 273 

1.568 
0.021 996 

2.896 
0.054 125 

4.034 
0.102 671 

19.990 
2.818 083 

15

×

15 

0.720 
0.004 444 

1.150 
0.010 808 

1.586 
0.021 216 

2.942 
0.050 339 

4.096 
0.113 923 

19.980 
2.534 949 

Примечание. Верхняя цифра соответствует среднему значению, 

нижняя - дисперсии. 

 
Исходя  из  этого  результата,  можно  сделать  другое  интересное  замечание.  Из-

вестно,  что  если 

λ

  является  любым  собственным  значением  матрицы,  то 

ii

ij

j i

a

a

λ

 для некоторого 

i

1,

,

= …

i

n

Так  как  для  положительной  обратносимметричной  матрицы 

max

≥ n

λ

  и 

1

=

ii

a

можно просто записать 

max

1

max

=

n

ij

i

j

a

λ

 

При  использовании  шкалы 1–9 максимальное  значение  любого 

ij

a

  будет 9, по-

этому 

max

λ

 самое большее равно 

(

)

9

1

n

. Отметим также, что 

(

)

(

)

max

1

8

− ≤

n n

λ

  и 

поэтому ограничено сверху. Действительно, можно показать, что 

(

)

(

)

max

1

=

n n

µ

λ

 

удовлетворяет неравенству 

0 1

/ 3 1

≤ −

µ

, которое близко к единице, когда имеется 

высокая согласованность — результат, подтверждённый нашим статистическим под-
ходом.  Для  каждой  шкалы  (вместо,  использования  разностных  методов)  мы  усред-

нили последние три значения, т. е. для 

n

=13, 14, 15 в табл. 3.6, и использовали их 

в качестве аппроксимации предельного значения. Обозначив эту величину через 

s

L

 

для шкалы 

s

, вычислим новую таблицу, используя 

(

)

/

s

s

C

L

L

µ

 для каждого 

n

и 

измерим  согласованность,  выраженную  как  индекс,  заключенный  между  нулем  и 
единицей. Это проиллюстрировано в табл. 3.7 и на соответствующем графике (рис. 
3.1). 

 
 
 

 
 
 


background image

 

62 

Таблица 3.7. 

(

)

/

s

s

L

L

µ

 

Шкала 

1–5 

1–7 

1–9 

1–15 

1–20 

1–90 

Порядок 

 

 

 

 

 

 

0.733 9 

0.778 2 

0.757 1 

0.933 0 

0.970 4 

0.963 9 

0.271 7 

0.483 1 

0.398 5 

0.716 9 

0.769 7 

0.925 2 

0.364 1 

0.289 3 

0.224 2 

0.303 3 

0.402 1 

0.413 2 

0.142 9  

0.221 2 

0.343 8 

0.104 5 

0.141 0 

0.163 2 

0.184 9 

0.123 4 

0.066 6 

0.161 8 

0.120 8 

0.084 8 

0.131 7 

0.100 7 

0.108 5 

0.110 0 

0.099 1 

0.132 5 

0.103 6 

0.125 1 

0.141 6 

0.063 1 

0.059 2 

0.093 4 

10 

0.064 4 

0.048 3 

0.069 1 

0.025 8 

0.021 2 

0.012 6 

11 

0.036 4 

0.055 3 

–0.002 1 

0.023 0 

0.057 7 

0.012 6 

12 

0.014 0 

0.043 1 

0.061 5 

0.038 9 

0.026 6 

0.009 5 

13 

0.002 8 

0.008 1 

0.005 5 

0.015 4 

0.004 4 

0.006 5 

14 

0.005 6 

–0.004 1 

0.003 0 

0.000 2 

0.005 4 

–0.003 5 

15 

–0.008 4 

–0.004 1 

–0.008 5 

–0.015 7 

–0.009 9 

–0.003 0 

 

 

 

Рис. 3.1. Нормированная согласованность 

с использованием асимптотических значений 

Теперь  это  согласованность,  измеренная  для  случайным  образом  заполненных 

матриц.  В  общем  случае  суждение  знающего  человека  ведет  к  лучшей  согласован-


background image

 

63 

ности. Тем не менее все диаграммы показывают, что если число сравниваемых объ-
ектов превышает 5, то величина 

C

 меньше 10% и примерно одинакова для всех 

n

Это, по-видимому, говорит о том, что среди большого количества случайных не-

согласованностей, которые встречаются при установлении связи между 

n

 объекта-

ми,  мы  должны  обнаружить  искомую  согласованную  структуру.  Шансы  на  ее  обна-
ружение  тем  меньше,  чем  больше  число  объектов,  которые  нужно  связать  логиче-
ской структурой. Наши шансы будут тем больше, чем меньше 

n

, однако 

n

 должно 

быть достаточно большим, чтобы не иметь автоматической согласованности, напри-
мер  для 

2

n

=

.  Для  больших  значений 

n

  нужно  использовать  некоторую  избыточ-

ность  информации  для  улучшения  обоснованности,  т. е.  проверить,  насколько  хо-
рошо наши результаты будут отражать действительность. 

Закончим этот раздел двумя замечаниями. Во-первых, если необходимо провести 

очень тонкие различия при парных сравнениях, то можно подразделить шкалу 1-9, 

рассматривая каждую пару значений, скажем 3 и 4, при добавлении к нижнему зна-
чению 0,25 для слабой, 0,5 для умеренной и 0,75 для сильной степени. Однако наш 
опыт не показал, что это дает большую эффективность, кроме случая, когда сравни-
ваются только два объекта. В последнем случае для получения более тонких оттен-
ков различия используется шкала от 1 до 1,5. 

Во-вторых, если суждения производят несколько человек, то предпочтительнее, 

как  указано  в  гл. 1,  использовать  геометрическое,  а  не  арифметическое  среднее. 
Это особенно понятно, когда один человек присваивает величину 

a

, а другой – ве-

личину 

1/ a

. Среднее должно быть 1, а не 

(

)

1/

/ 2

a

a

+

. Поэтому в общем случае для 

n

 суждений нужно перемножить численные значения и извлечь 

n

-й корень 

 
 
 

3.4. СРАВНЕНИЕ МЕТОДА СОБСТВЕННОГО ВЕКТОРА 

С ДРУГИМИ МЕТОДАМИ 

Для  сравнения  точности  метода  собственного  вектора  с  другими  методами  при 

оценке реальной ситуации было проведено несколько экспериментов. В двух экспе-

риментах,  проведенных  в  Корнелльском  университете  летом 1976 г.,  группе  людей 
предложили оценить величины непосредственно, найти наименьший элемент и при-
дать  ему  значение,  равное  единице,  а  остальным  элементам – кратные  значения. 
Другой  группе  предложим  использовать  метод  собственного  значения  со  шкалой 
1-9, а еще одна группа могла использовать любые желаемые значения, и задача о 

собственном значении решалась для этих чисел. 

В отдельном эксперименте люди решали задачу о собственном значении со шка-

лой 1–9, и затем те же люди, что участвовали в получении опытных парных сравне-
ний, провели прямые эксперименты. Вероятно, эксперт может оценить ситуацию не-
посредственно и не может получить лучший результат, используя подход, основан-

ный  на  методе  собственного  значения  со  шкалой 1–9. В  социальной  области,  где 
обычно не имеется ответов в виде отношений, подход, основанный на собственном 
значении, представляет собой суждения эксперта при парных сравнениях, которые 
полезно  иметь.  Кроме  того,  данный  подход  обеспечивает  измерение  согласованно-
сти,  которого  нет  в  прямых  методах.  Результаты  сравнивались  с  действительным 

значением и вычислялись как СКО, так и МАО. Затем было вычислено среднее зна-
чение для обоих методов. 

Из этих экспериментов следовало, что если люди не знают, о чем с ними говорят, 

то не существует шкалы, которая заставит их разобраться в проблеме лучше. Одна-
ко  если  люди  понимают  кое-что  и  им  требуется  некоторая  мера,  то  не  существует 
лучшего способа оценки ситуации по этим суждениям, чем систематическая проце-

дура, которая облегчает сравнения, гармонирует с интуицией и человеческими чув-


background image

 

64 

ствами, а также свободна от искусственности. Если человек уже знает ответ, то то-
гда у него нет нужды в какой-либо шкале, и как раз из-за того, что он знает ответ, 
он не может исходя из своих знаний выявить преимущества метода, примененного, 

чтобы  помочь  несведущим  людям,  которые  нуждаются  в  стимулировании  посредст-
вом определенного подхода для приведения их представлений в надлежащую фор-
му.  Тем  не  менее  его  экспертизу  можно  использовать  для  того,  чтобы  убедиться  в 
том,  действительно  ли  метод  шкалирования  воспроизводит  известные  результаты. 
Наши эксперименты не только сравнивали экспертов с несведущими, но также лю-

дей,  которые  были  отчасти  информированы  и  тщательны  в  применении  метода,  с 
людьми, которые были отчасти информированы, но менее пунктуальны при выдаче 
информации. Мы можем сказать, что для хорошо осведомленных людей и для всех 
людей, использующих здравый смысл для физических сравнений, подход, основан-
ный на собственном значении для шкалирования отношений, выигрывает при срав-
нении  с  другими  методами,  которые  рассматривались.  Он  также  дает  лучшие  ре-

зультаты  для  людей,  которые  частично  информированы  и  пытаются  взвесить  свое 
суждение, полученное логически и просто из отношений  между парами. Например, 
они могут начать с классификации предметов в порядковой шкале, а затем выбрать 
для  сравнения  отдельные  предметы,  в  оценке  которых  они  уверены.  Среди  этих 
предметов  они  могут  начать  с  доминирующего  предмета,  а  затем  перейти  к  наиме-

нее  важному,  чтобы  получить  пределы  диапазона  своих  мнений.  Так,  по  крайней 
мере, тысяча людей участвовала в решении задач, включая приложения для властей 
и для промышленности. Некоторые использовали метод для своих личных проблем. 
Несколько приложений было из класса упражнений. 

 

 
 

3.5. ПЕРЕСМОТР СУЖДЕНИЙ 

Допустим,  что  индекс  согласованности  достаточно  велик,  чтобы  служить  оправ-

данием пересмотра суждении. На каком этапе это следует сделать? Непосредственно 
можно представить два способа. Первый заключается в формировании матрицы от-
ношений  приоритетов 

/

i

j

ω ω

,  рассмотрении  матрицы  абсолютных  разностей 

(

)

/

ij

i

j

a

ω ω

 и попытке пересмотра суждения об элементе (элементах) или суммы 

строк с наибольшими разностями. 

В противоположность этому более привлекательна мысль сформировать средне-

квадратичное отношение с использованием строк 

ij

a

 и 

(

)

/

i

j

ω ω

 и пересмотреть суж-

дения для строки с наибольшим значением. Оправданием этого служит то, что в об-
щем  случае  человек  имеет  склонность  к  неопределенности  при  оценке  отношения 
одного действия ко всем другим действиям, а не просто к одному конкретному. Про-
цедура  может  затем  повторяться,  чтобы  было  заметно  улучшение.  Было  бы  жела-
тельно  иметь  сходящуюся  итеративную  процедуру,  при  которой 

ij

a

  приближалось 

бы  к 

/

i

j

ω ω

.  Процедура  состоит  из  замены  всех 

ij

a

  в  строке,  о  которой  идет  речь, 

соответствующими 

/

i

j

ω ω

  и  пересчета  вектора  приоритета.  Повторение  этого  про-

цесса приводит к сходимости к согласованному случаю. Мы решали несколько при-

меров,  используя  строку  с 

(

)

1

max

/

n

ij

i

j

i

j

a

ω ω

=

  (не  нужно  беспокоиться  о  том,  что 

/

i

j

ω ω

 может быть больше 9). 

Матрица профессиональной подготовки в примере выбора школы имеет вид: 


background image

 

65 

1

9

7

1/ 9 1 1/ 5
1/ 7 5

1

A

=

и ее вектор приоритетов есть 

(

)

(

)

1

2

3

,

,

0,77; 0,06; 0,17

ω ω ω

=

max

3,21

λ

=

 с индек-

сом согласованности, равным 0,1. Образуем матрицу отношений приоритетов, соот-
ветствующих 

/

i

j

ω ω

. Наибольшая абсолютная разность – между 

12

a

 и 

1

2

/

ω ω

. Поэто-

му,  заменив 

12

a

  на 

1

2

/

14,15

ω ω

=

  и  пересчитав  приоритеты,  получим  вектор 

(

)

0,81; 0,94; 0,15

  с 

max

3,09

λ

=

  и  согласованностью 0,02. Отметим  продолжающееся 

улучшение согласованности. Если снова заменим первую строку, которая дает наи-
большие разности с 

/

i

j

ω ω

, то получим вектор 

(

)

0,76; 0,04; 0,20

 и 

max

3,023

λ

=

 с со-

гласованностью 0,01. Заменив первую строку соответствующими отношениями, име-
ем вектор 

(

)

0,75; 0,04; 0,21

 с 

max

3,003

λ

=

 и индексом согласованности 0.00, указы-

вающим  на  последовательное  улучшение,  согласованности.  Как  видно,  можно  при-
нять  и  более  длительную  процедуру,  в  которой  используется  аппроксимация  мето-
дом наименьших квадратов с помощью матрицы единичного ранга и затем вычисля-

ется ее собственный вектор. 

Другой и возможно более уместный способ пересмотра суждений относится к вы-

бору наибольшего из отношений 

ij

a

 к 

/

i

j

ω ω

 и проработке этой идеи (см. гл. 7 для 

доводов). 

Следует  избегать  чрезмерного  увлечения  этим  процессом  навязывания  величин 

суждений  для  улучшения  согласованности.  Он  искажает  ответ.  Улучшить  суждения 
скорее следует естественным образом, исходя из опыта. 

 
 

 

3.6. ВСЕ СОБСТВЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ И СОБСТВЕННЫЕ ВЕКТОРЫ: 

ПРИМЕР НАЦИОНАЛЬНЫХ БОГАТСТВ ИЗ ГЛ. 2 

В  табл. 3.8. для  всех  собственных  значений  представлены  как  левые  (удовле-

творяющие 

A

υ

λυ

=

), так и правые (удовлетворяющие близкому по форме выраже-

нию 

A

ω λω

=

)  собственные  векторы.  Для 

max

λ λ

=

  левый  собственный  вектор – 

двойственный (т. е. обратный) правому собственному вектору, как и способ измере-

ния противоположности влияния по отношению к свойству, которое нами использо-
валось при проведении сравнений. Когда имеется согласованность, эти два главные 
(левый и правый) собственные векторы точно взаимообратны. Это отношение имеет 
место  между  главными  левым  и  правым  собственными  векторами  всех  обратносим-
метричных матриц размера 

2 2

×

 и 

3 3

×

 

Таблица 3.8. Пример национальных богатств 

Собственные значения 

7.7451 0.1157+2.2985i 0.1157–2.2985i –0.4464+0.5161i –0.4464–0.5161i –0.0419+0.3989i –0.0419–0.3989i 

Правые собственные векторы 

0.422 0.775–0.525i 0.775+0.525i 1.382+0.387i 1.382+0.387i 1.494–0.011i 1.494+0.011i 
0.227 

0.421+0.178i 

0.421–0.178i 

–0.266+0.757i 

–0.266+0.757i 

–0.821–0.374i 

–0.821+0.374i 

0.020 0.005–0.045i 0.005+0.045i –0.070–0.032i –0.070–0.032i –0.095+0.038i –0.095–0.038i 
0.051 

–0.069–0.011i 

–0.069+0.011i 

0.058+0.151i 

0.058+0.151i 

0.597–0.232i 

0.597+0.232i 

0.047 –0.093–0.011i –0.093+0.011i 0.068+0.070i 0.068+0.070i –0.123+0.258i –0.123–0.258i 
0.143 

0.014+0.292i 

0.014–0.292i 

–0.198–0.217i 

–0.198–0.217i 

0.869+1.616i 

0.869–1.616i 

0.090 –0.042+0.123i –0.042–0.123i 0.026–0.342i 0.026–0.342i –0.920–1.295i –0.920+1.295i