Файл: Саати Принятие решений Метод анализа иерархий.pdf

Добавлен: 12.02.2019

Просмотров: 13029

Скачиваний: 110

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26 

1.5. ИНТУИТИВНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА 

Допустим, что n видов действия или объектов рассматриваются группой экспер-

тов. Предположим, что цели группы следующие: 1) высказать суждения об относи-
тельной важности этих объектов; 2) гарантировать такой процесс получения сужде-
ний,  который  позволит  количественно  интерпретировать  суждения  по  всем  объек-
там. 

Очевидно,  что  для  достижения  второй  цели  потребуется  разработка  соответст-

вующего метода. 

Нашей целью является описание метода получения из количественных суждений 

группы (т. е. из относительных величин, ассоциируемых с парами объектов) множе-
ства весов, ассоциируемых с отдельными объектами; в том смысле, который опреде-
лен ниже, эти веса должны отражать  количественные суждения группы. Благодаря 

такому  подходу  полученную  из (1) и (2) информацию  приводим  в  удобную  форму 
без информационных потерь, свойственных качественным суждениям. 

Пусть 

1

2

,

,

,

n

C C

C

 – совокупность  объектов  (возможных  действий).  Количест-

венные суждения о парах объектов 

(

)

,

i

j

C C

 представляются матрицей размера 

×

n n

 

( )

ij

A

a

=

(

)

,

1, 2,

,

i j

n

=

Элементы 

ij

a

 определены по следующим правилам: 

Правило 1. Если 

ij

a

α

=

, то 

1/

ji

a

α

=

0

α

Правило 2. Если суждения таковы, что 

i

C

 имеет одинаковую с 

j

C

 относительную 

важность,  то 

1

ij

a

=

1

ji

a

=

;  в  частности, 

1

ii

a

=

  для  всех  i.  Итак,  матрица  А  имеет 

вид 

12

1

12

2

1

2

1

1/

1

1/

1/

1

n

n

n

n

a

a

a

a

A

a

a

=


… …

 

После представления количественных суждений о парах 

(

)

,

i

j

C C

 в числовом вы-

ражении  через 

ij

a

,  задача  сводится  к  тому,  чтобы  n  возможным  действиям 

1

2

,

,

,

n

C C

C

 поставить в соответствие множество числовых весов 

1

2

,

,

,

n

ω ω

ω

, ко-

торые соответствовали бы зафиксированным суждениям. 

Для  этого,  во-первых,  необходимо  нечетко  сформулированной  задаче  придать 

строгую математическую форму. Этот существенный (хотя и безобидный с виду) шаг 
является  наиболее  важным  в  любой  задаче,  в  которой  требуется  представить  жиз-
ненную ситуацию в терминах абстрактной математической структуры. Особенно ва-

жен он в рассматриваемой задаче, поскольку в ней процесс математической форму-
лировки включает в себя ряд не явно видимых переходов. Поэтому в данной задаче 
желательно  четко  определить  основные  этапы  процесса  ее  формулирования  и  как 
можно подробнее описать каждый этап, чтобы потенциальный пользователь мог со-
ставить собственное мнение о значимости и ценности этого метода для решения его 

конкретной задачи. 

Основным  является  вопрос,  связанный  со  смыслом  нечетко  сформулированного 

условия  в  изложении  нашей  цели: «...эти  веса  должны  отражать  количественные 
суждения  группы».  Это  вызывает  необходимость  описания  в  точных,  математиче-
ских  терминах,  каким  образом  зависят  веса 

ω

i

  от  суждений 

ij

a

.  Другими  словами, 


background image

27 

задача  определения  условий,  которые  накладываются  на  искомые  веса,  решается 
относительно полученных суждений. Необходимое описание проводится в три этапа, 
начиная от простейшего частного случая и кончая общим. 

Этап  1.  Предположим,  что  «суждения» – просто  результат  точных  физических 

измерений. Пусть экспертам даны несколько камешков 

1

2

,

,

,

n

C C

C

 и точные весы. 

Чтобы  сравнить 

1

C

  и 

2

C

,  на  весы  кладут 

1

C

  и  считывают  показания,  скажем, 

1

305

ω

=

 г.  Затем  взвешивают 

2

C

  и  получают 

2

305

ω

=

  г.  Деление 

1

ω

  на 

2

ω

  дает 

1,25. После этого эксперты высказывают суждение: 

«

1

C

 в 1,25 раза тяжелее 

2

C

» и записывают это в виде 

12

1,25

=

a

. Таким образом, 

в  идеальном  случае  точного  измерения  отношения  между  весами 

ω

i

  и  суждениями 

ij

a

 выражаются в виде 

 

ω

ω

=

i

ij

j

a

 (для 

,

1, 2,

,

=

i j

n

) (1.1) 

и 

1

1

1

2

1

2

1

2

2

2

1

2

/

/

/

/

/

/

/

/

/

ω ω

ω ω

ω ω

ω ω ω ω

ω ω

ω ω ω ω

ω ω

=


n

n

n

n

n

n

A

Тем  не  менее  нереальным  было  бы  требование  выполнения  этих  условий  в  об-

щем случае. В большинстве практических случаев это сделало бы задачу нахожде-
ния 

ω

i

  (при  заданных 

ij

a

)  неразрешимой.  Во-первых,  даже  физические  изменения 

никогда  не  бывают  точными  в  математическом  смысле,  и,  следовательно,  отклоне-
ния должны быть приняты во внимание; во-вторых, эти отклонения достаточно ве-
лики из-за ошибок в человеческих суждениях. 

Этап  2.  Чтобы  понять,  как  установить  допуски  на  отклонения,  рассмотрим  i-ю 

строку матрицы А. Элементами этой строки являются 

1

2

,

,

,

,

,

i

i

ij

in

a a

a

a

 

В идеальном (точном) случае эти величины не что иное, как отношения 

1

2

,

,

,

,

,

ω ω

ω

ω

ω ω

ω

ω

i

i

i

i

j

n

 

Следовательно, в идеальном случае при умножении первого элемента этой стро-

ки на 

1

ω

, второго – на 

2

ω

 и т. д. получим 

1

2

1

2

,

,

,

,

,

ω

ω

ω

ω

ω ω

ω

ω

ω

ω

ω

ω

ω

ω

ω

ω

=

=

=

=

i

i

i

i

i

i

j

i

n

i

j

n

В итоге имеем строку идентичных элементов 

, ,

,

ω ω

ω

i

i

i

, тогда как в общем слу-

чае  мы  получили  бы  строку  элементов,  представляющих  статистическое  рассеива-
ние значений вокруг 

ω

i

. Поэтому, видимо, имело бы смысл требование равенства 

ω

i

 

среднему этих значений. Следовательно, вместо выражения (1.1) в идеальном слу-
чае 

(

)

,

1, 2,

,

ω

ω

=

=

i

ij

j

a

i j

n

 

более реалистичные выражения для общего случая принимают вид (для каждого 

фиксированного i) 

ω

i

 = среднее из (

1 1

2

2

,

,

,

ω

ω

ω

i

i

in

n

a

a

a

). 


background image

28 

Иначе это можно записать в виде 

 

(

)

1

1

,

1, 2,

,

ω

ω

=

=

=

n

i

ij

j

j

a

i j

n

n

. (1.2) 

Несмотря на то, что условия для выражения (1.2) являются менее строгими, чем 

для выражения (1.1) все ещё остается вопрос: достаточны ли эти условия для суще-

ствования  решения;  т. е.  гарантируется  ли  решаемость  задачи  по  определению 
единственных весов 

ω

i

, при заданных 

ij

a

Этап 3. Чтобы найти ответ на заданный выше существенно математический во-

прос, необходимо записать (1.2) в ещё одном, более знакомом виде. Для этого не-

обходимо подытожить цепь рассуждений по данному вопросу. При поиске условий, 
описывающих зависимость вектора весов 

ω

 от количественных суждений, мы вна-

чале рассмотрели идеальный (точный) случай этапа 1 и получили выражение (1.1). 
Затем, ясно понимая, что в реальном случае потребуется допускать отклонения, мы 
предусмотрели такие допущения на этапе 2 и пришли к формулировке (1.2). Оказа-
лось,  что  все  это  еще  недостаточно  реалистично,  т. е.  то,  что  выражение (1.2), 
имеющее  силу  в  идеальном  случае,  все  еще  слишком  строго  для  гарантирования 

существования  такого  вектора  весов 

ω

,  который  удовлетворял  бы (1.2). Отметим, 

что при хороших оценках 

ij

a

 приближается к 

ω ω

i

j

 и, следовательно, является ма-

лым возмущением этого отношения. Теперь выходит, что поскольку 

ij

a

 изменяется, 

соответствующее  решение (1.2) получим  (т. е. 

ω

i

  и 

ω

j

  могут  изменяться,  чтобы 

приспособиться к отклонению 

ij

a

 от идеального случая), если изменится 

n

. Обозна-

чим это значение 

n

 через 

max

λ

. Следовательно, задача 

 

(

)

1

max

1

,

1, 2,

,

ω

ω

λ

=

=

=

n

i

ij

j

j

a

i j

n

. (1.3) 

имеет решение, которое также должно быть единственным. Это – хорошо известная 
задача о собственном значении, которой мы займемся в дальнейшем. 

В общем случае отклонения в 

ij

a

 могут вызывать большие отклонения как в 

max

λ

так  и  в 

ω

i

1,

,

= …

i

n

.  Однако  в  случае  обратно-симметричных  матриц,  удовлетво-

ряющих правилам 1 и 2, этого не наблюдается, т. е. имеется устойчивое решение. 

Напомним, что мы представили интуитивное обоснование нашего подхода. Суще-

ствует  элегантный  способ  его  математического  формулирования,  который  детально 
описан в последующих главах. Излагая его в матричных обозначениях, начнем с то-
го, что назовем идеальным случаем 

ω

ω

=

A

n

, где A – согласованная матрица, и рас-

смотрим обратно-симметричную матрицу A' (являющуюся возмущением матрицы A), 

выявленную  из  суждений  о  парных  сравнениях,  а  также  решим  задачу 

max

' '

'

ω

λ ω

=

A

, где 

max

λ

 – наибольшее собственное значение А'

Иногда интерес представляет превосходство, обратное относительно данной ха-

рактеристики.  Назовем  его  рецессивностью  одного  вида  действия  при  сравнении  с 
другим относительно этой характеристики. В этом случае решается задача нахожде-
ния левого собственного вектора 

υ

 в 

max

υ

λ υ

=

A

. Компоненты 

υ

 и 

ω

 в общем слу-

чае являются взаимообратными величинами только тогда, когда A согласованна. Ко-
гда нет согласованности, они взаимообратны для 

2

=

n

 и 

3

=

n

. В общем, ожидать, 

что  между  ними  будет  существовать  определенная  взаимозависимость,  не  следует. 
Фактически  эти  два  вектора  соответствуют  двум  сторонам  лика  Януса — светлой  и 
темной. 

 


background image

29 

1.6. ПРИМЕР ИЕРАРХИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ 

ПРИОРИТЕТОВ 

Задача о выборе школы 

 
Был проведен анализ трех  школ AB  и C на предмет их  желательности с точки 

зрения сына автора книги. Для сравнения были выбраны шесть независимых харак-

теристик: учеба, друзья, школьная жизнь, профессиональное обучение, подготовка 
к колледжу и обучение музыке (см. рис. 1.4). Полученные матрицы попарных срав-
нений показаны в табл. 1.2 и 1.3. 

Рис. 1.4. Иерархия удовлетворения школой 

Вектор приоритетов первой матрицы получается равным (0,32; 0,14; 0,03; 0,13; 

0,24; 0,14), и соответствующее ему собственное значение 

max

7,49

λ

=

, что достаточ-

но  далеко  от  значения  в  случае  согласованности,  равного 6; ИС=0,30  и 
ОС=0,30/1,24=0,24, что также достаточно велико. 

Чтобы  получить  общее  ранжирование  школ,  умножим  матрицу  табл. 1.4 справа 

на  транспонированный  вектор-строку  весов  характеристик.  Это  то  же  самое,  что 
взвесить каждый из полученных выше шести собственных векторов приоритетом со-
ответствующей  характеристики  и  затем  сложить  (что  допустимо  при  независимости 
характеристик). В результате имеем 

А=0,37; В=0,38; С=0,25. 

Сын  поступил  в  школу  A,  так  как  она  получила  почти  такую  же  оценку,  что  и 

школа B и была бесплатной, а школа B была частной, за обучение в ней нужно было 
платить около 1600 долл. в год. Это было проблемой конфликта между сыном и же-
ной автора; первый отдал предпочтение школе  B, а вторая – школе A, однако они 
не  принимали  во  внимание  вопрос  денег.  Хотя  ОС  для  второго  уровня  было  боль-
шим, они были склонны принять решение, несмотря на протесты автора, вызванные 

большой несогласованностью их суждений. 

Объяснение рис. 1.4. Критерии на рисунке обозначены через У, Д, Ш, П, К и М. 

Если веса критериев и веса школ относительно каждого критерия таковы, как обо-
значено вдоль каждого отрезка на рисунке, то 

Общая оценка школы 

У

Д

Ш

П

К

М

A = a У+a Д+a Ш+a П+a К+a М

Общая оценка школы 

У

Д

Ш

П

К

М

B = b У+b Д+b Ш+b П+b К+b М

Удовлетворение школой

У

Д

Ш

П

К

М

Школьная 

жизнь

Обучение

музыке

Друзья

Учёба

Проф.

обучение

Подготовка
к колледжу

А

B

C

Ш

b

Д

b

У

b

П

b

К

b

М

b

Ш

a

Д

a

У

a

П

a

К

a

М

a

Ш

c

Д

c

У

c

П

c

К

c

М

c


background image

30 

max

3,00

0

0

λ

=

=

=

ИС

ОС

max

3,00

0

0

λ

=

=

=

ИС

ОС

max

3,00

0

0

λ

=

=

=

ИС

ОС

max

3,05

0,025

0,04

λ

=

=

=

ИС

ОС

 

Таблица 1.2. Сравнение характеристик относительно 

общего удовлетворения школой 

 

Учёба 

Друзья 

Школьная 

жизнь 

Проф. 

обучение 

Подготовка 

к колледжу 

Обучение 

музыке 

 

 

 

 

 

 

 

Учёба 

1 4 3 1  3  4 

Друзья 

1/4 1  7  3  1/5  1 

Школьная жизнь 

1/3 1/7  1  1/5  1/5  1/6 

Проф. обучение 

1 1/3 5  1  1  1/3 

Подготовка к колледжу 

1/3 5  5  1  1  3 

Обучение музыке 

1/4 1  6  3  1/3  1 

max

7,49

λ

=

0,30

=

ИС

0,24

=

ОС

 

 
 

Таблица 1.3. Сравнение школ относительно шести характеристик 

Учёба A  B  C 

 

 

 

 

A 1 1/3 1/2 
B 3  1  3 
C 2 1/3  1 

max

3,05

0,025

0,04

λ

=

=

=

ИС

ОС

 

 

Проф. 

обучение A  B  C 

 

 

 

 

A 1  9  7 
B 1/9  1  1/5 
C 1/7  5  1 

max

3,21

0,105

0,18

λ

=

=

=

ИС

ОС

 

 
 

Таблица 1.4. 

Учёба 

Друзья 

Школьная 

жизнь 

Проф. 

обучение 

Подготовка 
к колледжу 

Обучение 

музыке 

0,16 0,33 0,45 0,77 0,25 0,69 
0,59 0,33 0,09 0,05 0,50 0,09 
0,25 0,33 0,46 0,17 0,25 0,22 

 

Друзья A B C 

 

 

 

 

A 1 1 1 
B 1 1 1 
C 1 1 1 

Школьная жизнь A B C 

 

 

 

 

A 1 5 1 
B 1/5 1 1/5 
C 1 5 1 

Подготовка 

к колледжу  A B C 

 

 

 

 

A 1 1/2 1 
B 2  1  2 
C 1 1/2 1 

Обучение 

музыке A 

 

 

 

 

A 1 6 4 
B 1/6 1 1/3 
C 1/4 3  1