Файл: Саати Принятие решений Метод анализа иерархий.pdf

Добавлен: 12.02.2019

Просмотров: 13028

Скачиваний: 110

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31 

Общая оценка школы 

У

Д

Ш

П

К

М

C = c У+c Д+c Ш+c П+c К+c М

Предыдущие вычисления могут быть представлены в виде следующего матрично-

го произведения: 

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

( )

У

Д

Ш

П

К

М

У

Д

Ш

П

К

М

У

Д

Ш

П

К

М

0,32

0,14

0,16

0,33

0,45

0,77

0,25

0,69

0,03

0,59

0,33

0,09

0,05

0,50

0,09

0,13

0,25 c

0,33 c

0,46 c

0,17 c

0,25 c

0,22 c

0,24

0,14

 

У

Д

a

a

a

a

a

a

Ш

b

b

b

b

b

b

П

К

М

 

Для  выявления  меры  удовлетворения  кандидата  школой  сначала  следует  пере-

числить  важнейшие  критерии,  характеризующие  школы,  и  вычислить  сравнитель-
ную желательность этих критериев для кандидата. Желательность будет меняться от 

одного кандидата к другому. Например, для одного ученика друзья более привлека-
тельны, чем подготовка к колледжу, в то время, как другой ученик имеет противо-
положное мнение. 

Следующим шагом является вычисление относительного ранга каждой школы по 

каждому критерию. Например, в одной школе лучше обучают музыке, в то время как 

другая славится профессиональным обучением. 

Для  получения  обшей  оценки  каждой  школы,  нужно,  во-первых,  умножить  вес 

оценки  этой  школы  по  некоторому  критерию  на  вес  этого  критерия.  Затем  следует 
сложить  значения,  полученные  для  каждой  школы  по  всем  критериям.  Например, 
для школы А

У

a

 есть относительный вес учебы в этой школе. Так как относитель-

ный вес учебы есть 

У

, общий вес учебы для школы A будет 

У

a У

. Таким же образом 

вычисляем 

Д

a Д

Ш

a Ш

П

a П

К

a К

 и 

М

a М

. Следовательно, общая оценка школы A 

будет суммой общих весов упомянутых видов деятельности, т. е. общая оценка шко-

лы 

У

Д

Ш

П

К

М

A = a У+a Д+a Ш+a П+a К+a М

 

Таблица 1.5. Общее удовлетворение школой 

 

Учёба 

Друзья 

Школьная 

жизнь 

Проф. 

обучение 

Подготовка 

к колледжу 

Обучение 

музыке 

 

 

 

 

 

 

 

Учёба 

1 5 7 5  3  1 

Друзья 

1/5 1  3 1/5 1/6 1/6 

Школьная жизнь 

1/7 1/3  1  1/4  1/5  1/5 

Проф. обучение 

1/5 5  4  1  1/5 1/6 

Подготовка к колледжу 

1/3 6  5  5  1  1 

Обучение музыке 

1 6 5 6  1  1 

max

6,68

λ

=

0,14

=

ИС

0,14

=

ОС

Соответствующий собственный вектор – 

(

)

0,33; 0,05; 0,03; 0,09; 0,23; 0,27

 
Читатель,  которого  интересует  упрямство  в  юношеских  суждениях,  может  захо-

теть узнать, как выглядели приоритеты  три года спустя (табл. 1.5). Молодой чело-
век  (в 18 лет)  больше  не  считает,  что  друзья  или  профессиональное  обучение  так 
важны. Его интерес к колледжу и музыке представляется преобладающим. Колледж 
и музыка стали для него насущной потребностью, а не отдалёнными стремлениями. 


background image

32 

Согласованность также очень повысилась. Приоритеты школ относительно характе-
ристик  получились  теми  же,  что  и  раньше,  и  сейчас  намного  яснее,  что  тогда  был 
сделан правильный выбор. Приоритеты школ следующие: А=0,40; В=0,36; С=0,25. 

 
 
 

1.7. ПРОЦЕДУРА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТОВ 

Первым требованием при анализе функционирования системы является построе-

ние  иерархии,  воспроизводящей  функциональные  отношения.  Заметим,  что  для 
наиболее  простых  систем  напрашивается  вид  иерархии  по  аналогии  с  функциями 
системы. Тем не менее система может быть очень сложной, и тогда нелегко выявить 
иерархическую  структуру,  которая  ей  соответствует.  Используя  прямой  подход,  мы 

часто  прибегали  к  процессу  мозгового  штурма,  перечисляя  все  элементы,  относя-
щиеся к иерархии. Затем их располагали по группам в соответствии с влиянием ме-
жду группами. Эти группирования служили уровнями иерархии. Для процесса груп-
пирования  может  быть  использована  техническая  процедура,  описываемая  далее. 
Полезно отметить, что две характеристики уровня иерархии, имеющие много обще-
го, следует сгруппировать для сравнений в одну, более общую характеристику. На-

пример, качество и размер часто сочетаются и могут 6ыть соединены в группе год-
ности или приемлемости. 

Для  повышения  качества  обоснованных  суждений  на  входе,  необходимо,  чтобы 

иерархия видов действия, целей и высших, общих, целей была тщательно построе-
на.  Может  потребоваться  исследование  для  идентификации  и  характеристики  тех 

свойств на уровнях иерархии, которые влияют на свойства более высоких уровней 
или на осуществление целей на высших уровнях. 

После  разделения  понятий  на  категории  тщательно  и  методично  доводится  до 

конца  процесс  определения  целей,  ради  которых  изучается  задача  и  строится  ие-
рархия. При структурировании процесса существенным моментом является экспери-

ментирование. Самое важное, чтобы знания и суждения отдельного лица или группы 
имели хорошую возможность быть адекватно и точно выраженными. Это – задача не 
для  нетерпеливого  и  вспыльчивого  руководителя.  Первостепенное  значение  здесь 
приобретает дипломатичность и умение прислушаться к чужому мнению. Однако сам 
лидер должен быть уверен, что различия во взглядах не вызывают ухудшения про-
цесса. Время от времени участникам помогает напоминание о том, что кто-то должен 

заниматься  проблемой,  и  если  они  не  в  состоянии  придать  определенную  форму 
своим мыслям, то результат может получиться обратный тому, который они желали 
бы получить при благоприятном протекании процесса. 

Во  избежание  последующих  споров,  перед  тем,  как  приступить  к  определению 

приоритетов, необходимо попытаться записать определения введенных элементов. 

Такой  же  подход  может  быть  использован  и  одним  лицом,  принимающим  реше-

ния, которое вникает в стоящую перед ним проблему и устанавливает приоритеты, 
отражающие его убеждения и позиции. В сложной ситуации нельзя надеяться на то, 
что  проблемы  могут  быть  разрешены  интуитивным,  а  не  четко  сформулированным 
пониманием  важнейших  факторов.  Постоянная  забота  о  том,  чтобы  не  упустить  во 

время процесса некоторые важные факторы, может оказаться непроизводительной. 
Если  индивидуум  действительно  понимает  процесс,  то  он  должен  уметь  выделить 
важные  факторы  и  продолжать  проверять  свои  взгляды  относительно  оставшихся 
факторов,  также  важных,  но  еще  не  рассмотренных.  Это  является  аргументом  в 
пользу того, что следует уделить время на изучение проблемы и не торопиться. 

Качество полученного результата можно оценить тем, насколько логически удов-

летворительны  ответы.  Они  должны,  в  некотором  смысле,  быть  согласованными  с 
начальными  данными.  Например,  у  звена,  которому  оказано  предпочтение  перед 
другими  звеньями  в  начальных  попарных  суждениях  на  некотором  уровне,  должен 


background image

33 

получиться более высокий ранг и т. д. Конечно, важнейшей целью модели является 
получение  согласованного  порядка.  Отметим,  что  общее  упорядочение  вначале  не 
известно,  а  имеются  только  попарные  сравнения,  которые  фактически  могут  быть 

несогласованными.  Результаты  должны  соответствовать  интуитивным  предположе-
ниям о разумном исходе. В противном случае было бы противоречие между выска-
занными суждениями и теорией. 

Важно отметить, что числа, используемые в шкале, являются абсолютными вели-

чинами,  а  не  просто  порядковыми  числами.  Это  говорит  о  том,  что  наша  шкала  не 

позволяет  проводить  сравнения,  если  интенсивность  превышает 9. Как  уже  указы-
валось,  элементы  должны  быть  сгруппированы  в  кластеры,  в  пределах  каждого  из 
которых  они  сравнимы  по  этой  шкале,  а  кластеры,  в  свою  очередь,  также  должны 
сравниваться по той же шкале. Заметим, что может возникнуть необходимость соз-
дания промежуточных кластеров для проведения относительных сравнений, идущих 
от  кластера  с  наименьшими  по  весам  (или  слабейшими)  элементами  к  кластеру  с 

наибольшими по весам (или сильнейшими) элементами. Это естественный путь, а не 
изобретение ради теории. Мы не можем непосредственно сравнивать вес песчинки с 
весом Солнца. Нужен постепенный переход. 

Особенно  тщательно  должны  устанавливаться  приоритеты  высших  уровней  ие-

рархии, так как для них наиболее необходим консенсус, ввиду того, что эти приори-

теты – ведущие в иерархии. На каждом уровне должна быть обеспечена независи-
мость  представляемых  критериев,  или,  по  крайней  мере,  критерии  должны  доста-
точно различаться, и эти различия могут быть зафиксированы как независимые ха-
рактеристики  на  уровне.  Для  успешного  фиксирования  независимости  может  ока-
заться необходимым пересмотр элементов. Как будет показано в гл. 8, наш подход 

можно  распространить  и  на  взаимосвязь  критериев,  когда  зависимость  является 
внутренним  свойством  и  ею  нельзя  пренебречь.  При  движении  вниз  по  иерархии 
ожидается  большее  непостоянство  во  мнениях  между  в  общем-то  совместимыми 
людьми  при  достижении  операционного  уровня.  В  области,  где  люди  сходятся  во 
взглядах как на смысл, так и на важность элементов, следует размещать больше ре-
сурсов;  в  той  же  области,  в  которой  люди  расходятся  во  взглядах  на  смысл  или 

важность, их суждения имеют тенденцию сводить на нет мнения друг друга, и дан-
ная область получит меньшую долю действия до тех пор, пока ей не будет оказана 
сильная поддержка. Если область важна для нас, но в ней имеется расхождение во 
мнениях, то следует воздержаться от действий до тех пор, пока люди лучше не раз-
берутся во взглядах и не придут к согласованному действию. Это является логиче-

ским исходом иерархического подхода. Там, где есть расхождение, люди будут не-
удовлетворенными, так как они не встречают понимания своих суждений. С другой 
стороны, если взгляды сходятся, то люди испытывают удовлетворение. 

Большой  группе  людей  разной  квалификации  потребуется  много  времени  для 

построения иерархии и проведения суждений. В такой группе может быстро насту-

пить  утомление,  и  за  время,  выделенное  для  встречи,  не  будут  получены  плодо-
творные результаты. Наилучший способ вовлечь большую группу людей – либо вы-
брать  узкую  цель  для  дискуссии,  либо,  что  лучше,  заставить  людей  построить  ие-
рархию (или заготовить для них некоторую иерархию для обсуждения), а затем раз-
делить  их  на  однородные  группы  и  дать  возможность  каждой  группе  производить 

суждения по тем частям иерархии, которые отражают их частные интересы. Людям 
следует сказать, что некоторые из них могут почувствовать тщетность своих усилий 
во время  процесса; им можно посоветовать прогуляться  или принять участие в об-
суждении  в  отдельной  комнате,  в  то  время  как  другие  будут  продолжать  работу,  а 
затем,  когда они почувствуют прилив сил, вернуться. Это  позволит  избежать  ухуд-
шения процесса. 

Конечно,  есть  моменты,  когда  могут  действовать  политические  пристрастия, 

скрытые «домашние заготовки», раскол и другие мотивы. В этом случае взаимодей-
ствие и сотрудничество в группе затрудняются. Мы сталкивались с такими пробле-


background image

34 

мами на практике при использовании метода анализа иерархии (МАИ). Наше заклю-
чение таково, что МАИ является мощным средством для тех, кто хочет оценить как 
свои стратегии, так и стратегии своих оппонентов. Тех, кто не желает участвовать в 

процессе, нельзя заставить, однако их иногда можно убедить. Процесс движется бы-
стрее, если участники имеют общие цели, долговременный близкий контакт, работу 
в климате социального одобрения и одинаковый статус. 

Последним  замечанием  является  то,  что  взаимодействие  не  похоже  на  брак,  о 

котором люди склонны иметь романтические представления, однако после вступле-

ния в него они сталкиваются с множеством трений, ссор и разногласий. Тем не ме-
нее,  в  общем,  жизнь  продолжается,  и  имеются  фундаментальные  точки  согласия  и 
общие  потребности,  которые  удерживают  людей  друг  с  другом.  Поэтому  входить  в 
процесс группового взаимодействия никто не должен со слишком большими надеж-
дами и сильным предрасположением к правильности и порядку. 

Теперь обратим внимание на следующий этап процесса, который заключается в 

получении суждений от экспертов. 

Заданы  элементы  уровня  иерархии,  и  нужно  составить  матрицу  попарных  срав-

нений  между  этими  элементами  относительно  каждого  элемента  следующего  более 
высокого  уровня,  который  служит  критерием  или  сравниваемым  свойством.  Лицу, 
высказывающему  суждения,  задают  вопросы  следующего  типа: «Какой  элемент  из 

предлагаемой пары элементов матрицы кажется вам более наделенным или способ-
ствующим данному  свойству? Насколько сильно  это преобладание: равное, слабое, 
сильное,  очевидное  или  абсолютное,  или  же  это  компромиссная  величина  между 
смежными значениями?» 

Вопрос  должен  быть  тщательно  сформулирован,  чтобы  выявить  суждения  или 

ощущения  вовлеченных  лиц.  Следует  сохранять  единообразие  при  постановке  во-
просов.  Важно  сосредоточить  внимание  на  свойствах,  так  как  для  человеческого 
мышления характерно стремление к нечетким обобщениям. 

Замечание. Для получения набора приоритетов, которые отражают достоинство 

или  положительное  влияние  объектов,  набор  свойств,  относительно  которых  они 
сравниваются,  должен  быть  сформулирован  таким  образом,  чтобы  выявлять  жела-

тельные  отличительные  черты  элементов.  Например,  стоимость  поездки  в  отпуск 
получит  более  высокий  приоритет  для  более  дорогого  места  проведения  отпуска, 
но,  в  действительности,  этому  приоритету  следует  быть  низким.  В  этом  случае  во-
прос, который нужно задать, будет звучать так: «В каком месте проведения отдыха 
получим большую экономию денег?» А не так: «Какой курорт обходится дороже?» 

Если в суждениях индивидуумов есть различия, им позволяется рассмотреть слу-

чай самим. Тогда они либо достигнут консенсуса (что иногда случается даже после 
жарких споров), либо используют какое-нибудь правило, существующее для дости-
жения единого суждения, например, правило большинства. Известно, что отдельные 
лица меняют свою позицию. В некоторых случаях целая группа меняла свою пози-

цию  после  того,  как  выслушивала  доводы,  представленные  одним  из  ее  членов.  В 
ряде  случаев  может  быть  достигнут  компромисс,  когда  люди  принимают  суждения, 
высказанные другими в ответ на согласие оппонентов принять их собственные суж-
дения в более важной для них сфере. 

Когда люди неохотно предоставляют свое суждение, можно следовать процедуре 

типа  аукциона,  предлагая  различные  значения  суждений  и  спрашивая  людей,  как 
они их воспринимают. Отсутствие заметного различия двух элементов часто означа-
ет, что их влияние  на характеристику  одинаково. Когда нет согласия, каждый  экс-
перт записывает свои суждения, и получаемые решения проверяются для более яс-
ного  понимания  того,  что  может  быть  сделано  (если  вообще  что-либо  может  быть 
сделано). Есть моменты, когда различия между людьми препятствуют действию. 

Когда все суждения получены, экспертов спрашивают, насколько верно они от-

ражают понимание ими проблемы и верно ли отражены их суждения. Это позволяет 
избежать  неприятных  ощущений,  появляющихся  у  людей  от  того,  что  их  мнением 


background image

35 

пренебрегли.  Если  время  ограничено,  то  дебаты  можно  сократить,  однако  людям 
следует напомнить, что это их проблема и для получения хороших результатов тре-
буется определенное время. Всегда следует советоваться с участниками об адекват-

ности  иерархического  представления  их  задачи  с  представленными  ими  суждения-
ми. Если есть возражения, то их следует тщательно и терпеливо рассмотреть. Если 
желателен  пересмотр,  то  его  можно  провести  быстро,  определяя  как  подзадачу  и 
сообщая результаты группе. 

Зачастую можно отметить для себя области наибольших разногласий в суждени-

ях и вновь поднять вопрос о пересмотре этих суждений позже во время обсуждения. 

Процедура может начаться с заострения внимания на строках матрицы в порядке 

преобладания  соответствующих  элементов,  по  существу,  подразумевая,  что  люди, 
вероятно, заранее укажут порядок доминирования элементов. Вначале сравнивают-
ся  сильнейший  и  слабейший  элементы,  чтобы  получить  ориентир  для  других  вели-
чин. Конечно, это не всегда возможно. Другим способом является попытка провести 

те сравнения, в которых эксперты чувствуют уверенность. 

Численные  значения  и  их  обратные  величины  вводятся  в  матрицу  каждый  раз, 

когда получаются суждения, и вскоре люди привыкают представлять свои суждения 
непосредственно в виде чисел. Можно использовать геометрические средние сужде-
ний, если участники не хотят дебатов. Это, вероятно, менее желательная альтерна-

тива.  Иногда  можно  получить  индивидуальные  векторы  приоритетов  и  в  качестве 
ответа принять их геометрическое среднее. 

Следует отметить, что временами критерии с более низкими приоритетами в ко-

нечном счете определяют выбор альтернатив. Рассмотрим покупку автомобиля семь-
ей  из  четырех  человек.  Самым  важным  критерием  является  имеющийся  в  распоря-

жении семьи бюджет (приоритет 0,52). Следующим является цена автомобиля (при-
оритет 0,23). Сравнительно низким приоритетом  обладают модель  и  размеры (при-
оритет 0,16) и,  наконец,  экономичность  управления  (приоритет 0,09). После  того, 
как  семья  отберет  несколько  машин  с  одним  уровнем  цен,  который  позволяет  ее 
бюджет, окончательный выбор одного автомобиля будет обусловлен моделью и эко-
номичностью.  Критерии  с  более  высоким  приоритетом  помогают  в  отборе  подходя-

щего класса машин, в то время как критерии с более низким приоритетом помогают 
в выборе отдельного автомобиля среди разных марок. 

В  отношении  процесса  суждений  иногда  возникают  вопросы  четырех  типов: 

1) первичный  эффект,  т. е.  не  может  ли  оказать  косвенного  влияния  на  результат 
то, что рассматривается вначале при проведении суждений; 2) эффект новизны, или 

влияние  более  поздней  информации  на  ранее  полученную; 3) выступление  не  в 
своей роли, когда человек берет на себя роль другого и вместо него производит су-
ждения, недостаточно понимая того, в чьей роли он выступает; 4) личное косвенное 
влияние  при  участии  в  групповом  принятии  решений.  Большинство  этих  явлений 
может происходить при обычной групповой процедуре. Их влияние ослабляется, ес-

ли повторяющимся взаимодействиям уделяется больше времени и люди предупреж-
дены о личном влиянии. Другими словами, при корректировке задачи путем различ-
ных повторений названные трудности выдвигаются на передний план, что приводит 
в итоге к конечному осуществлению решения, определяемому группой как наиболее 
характерному для рассматриваемой задачи. 

 

Для лица, принимающего решения 

 
Если  вы  столкнулись  с  некоторым  количеством  действий,  среди  которых  нужно 

сделать выбор и у вас есть сомнения в критериях, по которым вы проводите оценку, 
сравните попарно критерии относительно кратко- и долгосрочных действий, риска и 

преимуществ, а также постройте матрицу попарных сравнений относительно эффек-
тивности и успеха. Наконец, на самом нижнем уровне сравните выбираемые дейст-
вия относительно каждого критерия, составьте веса иерархически и  выберите  дей-