Файл: Саати Принятие решений Метод анализа иерархий.pdf

Добавлен: 12.02.2019

Просмотров: 13032

Скачиваний: 110

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36 

ствие с высшим приоритетом. Если вы разобрали достаточно суждений и уверены в 
том,  что  рассмотрели  все  существенные  факторы  и  правильные  суждения,  бросьте 
терзаться вашим выбором. Вы сделали все, что было в человеческих силах для того, 

чтобы сделать выбор. 

Для  быстрых  решений  в  текущих  делах  заведите  картотеку  ваших  иерархий  по 

работе,  суждений  по  ним  и  полученных  приоритетов.  Отметьте,  какие  суждения 
должны быть заменены для получения желательного результата. Наконец, добавьте 
элементы вместе с соответствующими суждениями, если необходимо получить новые 

приоритеты. Это также можно сделать во взаимодействии с ЭВМ, в которой хранится 
информация. 

Выбор  перечня  ценных  бумаг  требует  построения  иерархии  как  для  стоимости, 

так и для эффективности. Отношения эффективности к стоимости затем используют-
ся для принятия решений. 

 

 
 

1.8. РЕЗЮМЕ 

Подход  к  парным  сравнениям,  основанный  на  решении  задачи  о  собственном 

значении, обеспечивает способ шкалирования, особенно в тех сферах, где не суще-
ствует  измерений  и  количественных  сравнений.  Мера  согласованности  позволяет 
возвратиться к суждениям, модифицируя их для улучшения общей согласованности. 
Участие нескольких человек позволяет приходить к компромиссам между различны-
ми  элементами, а также  может вызвать диалог о  том, каким следует быть действи-

тельному  отношению – компромиссу  между  различными  суждениями,  представляю-
щими разный опыт. 

Этапы процесса проходят следующим образом: 
1. Сформулируйте задачу. 
2. Поставьте  задачу  в  общем  плане – вставьте  ее  (если  есть  необходимость)  в 

большую систему, включающую другие действующие лица, их цели и результаты. 

3. Идентифицируйте критерии, влияющие на задачу. 
4. Постройте иерархию общих критериев, частных критериев, свойств альтерна-

тив и самих альтернатив. 

5. В задаче с многими участниками уровни могут относиться к окружающей сре-

де,  акторам,  их  целям,  политике  и  результатам,  из  которых  получаем  обобщенный 

результат (состояние сферы действия). 

6. Чтобы  устранить  неясность,  тщательно  определите  каждый  элемент  в  иерар-

хии. 

7. Установите приоритеты первичных критериев относительно их воздействия на 

общую цель, называемую фокусом. 

8. Ясно  сформулируйте  вопрос  для  парных  сравнений  в  каждой  матрице.  Обра-

тите  внимание  на  ориентацию  каждого  вопроса,  например,  стоимость  должна 
уменьшаться, а эффективность увеличиваться. 

9. Установите  приоритеты  частных  критериев  относительно  своих  общих  крите-

риев. 

10. Введите суждения о попарных сравнениях и их обратные величины. 
11. Вычислите  приоритеты  путем  суммирования  элементов  каждого  столбца  и 

деления каждого элемента на общую сумму столбца. Усредните по строкам резуль-
тирующую  матрицу,  и  вы  получите  вектор  приоритетов.  Для (12) – (15) см.  после-
дующие главы. 

12. В случае сценариев прокалибруйте их переменные состояния по шкале от -8 

до +8 в зависимости от того, насколько они отличаются от существующего Состоя-
ния, обозначенного 0. 


background image

37 

13. Составьте  веса  в  иерархии  для  получения  общих  приоритетов,  а  также  со-

ставных  значений  переменных  состояния,  которые  вместе  определяют  общий  ре-
зультат. 

14. В  случае  выбора  среди  альтернатив  выберите  альтернативу  с  наибольшим 

приоритетом. 

15. В  случае  размещения  ресурсов  оцените  стоимость  альтернативы,  вычислите 

отношение  эффективности  к  стоимости  и  распределите  ресурсы  соответствующим 
образом: или полностью, или пропорционально. В задаче определения приоритетов 

стоимости распределите ресурсы пропорционально приоритетам. 

 
 
 

1.9. ИЕРАРХИИ И СУЖДЕНИЯ, 

ПОЛУЧАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ АНКЕТИРОВАНИЯ 

Иерархию в рассматриваемой проблеме можно выявить посредством анкетирова-

ния, синтезировать результат и продолжить дело с помощью анкеты для выявления 
суждений. 

Мы  предлагаем  простую  иллюстрацию  того,  как  могут  быть  получены  суждения 

для  одной  матрицы  с  использованием  анкеты.  Тот  же  метод  может  быть  применен 
для иерархии. Рассмотрим пример для получения суждений об относительной осве-
щённости стульев. Обозначим значения шкалы, располагая их в ряд от одного край-
него значения к равенству и затем вновь повышая их до второго крайнего значения. 

В левом столбце перечислим все альтернативы, которые нужно сравнить по степени 
превосходства с другими альтернативами из правого столбца. Всего каждый столбец 
содержит 

(

)

1 / 2

n n

 альтернатив. Затем эксперты должны отметить суждение, ко-

торое  выражает  превосходство  элемента  из  левого  столбца  над  соответствующим 

элементом из правого столбца, расположенном в той же строке. Если такое превос-
ходство в действительности имеет место, то одна из позиций левее равенства будет 
отмечена.  В  противном  случае  будет  отмечено  равенство,  или  некоторая  позиция 
справа. То же проделываем и для других альтернатив (см. табл. 1.6). 

 

Таблица 1.6. Относительная освещенность 

Стол-

бец I 

Абсо-

лютное 

Очень 

сильное 

Силь-

ное 

Слабое  Равен-

ство 

Слабое  Силь-

ное 

Очень 

сильное 

Абсо-

лютное 

Стол-

бец II 

1

C

 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

2

C

 

1

C

 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

3

C

 

1

C

 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

4

C

 

2

C

 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

3

C

 

2

C

 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

4

C

 

3

C

 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

― 

4

C

 

 


background image

38 

ГЛАВА 2 

ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ 

2.1. ВВЕДЕНИЕ 

В этой главе, в основном с помощью примеров, наш метод развивается дальше. 

Вначале обсуждается эксперимент с освещенностью стульев и показывается, что от-
носительная яркость стульев, определенная с помощью субъективных парных срав-
нений, очень близка к яркости, предсказываемой законом обратного квадрата опти-

ки. Для дальнейшей иллюстрации того, что нашим методом близкая аппроксимация 
получается  при  известных  фактических  данных,  представлены  результаты  элемен-
тарного  исследования  влияния  стран  в  зависимости  от  их  национальных  богатств. 
Затем  следует  пример  оценки  относительного  расстояния  шести  городов  от  Фила-
дельфии. Далее рассматривается различие между полной и неполной иерархиями. 

Заканчивается глава двумя примерами. Они были выбраны с целью продемонст-

рировать  определение  общего  приоритета  элементов  нижнего  уровня  в  иерархии  с 
более чем двумя уровнями. Первый из этих примеров позволяет провести некоторые 
наблюдения более общего характера. 

 
 

 

2.2. ТЕСТЫ НА ТОЧНОСТЬ, 

СРЕДНЕКВАДРАТИЧНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ 

И МЕДИАННОЕ АБСОЛЮТНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ 

Значительный интерес представляет вопрос о близости вектора приоритетов, по-

лученного  нашим  методом,  к  «действительному»  вектору  приоритетов.  Одним  из 
способов  установления  этой  близости  является  применение  метода  к  ситуациям,  в 

которых  возможно  определение  фактических  чисел.  Для  таких  случаев  проверим, 
насколько точен вектор приоритетов. 

Для проверки точности необходимо сравнить оценки в экспериментах с действи-

тельными  ответами,  которые  известны.  Сравнение  чисел  включает  использование 
статистических  мер.  Для  подтверждения  теоретических  результатов  в  сравнении  с 

реальностью имеется немного мер. Две из них – среднеквадратичное отклонение и 
медианное абсолютное отклонение от медианы. Обычно они используются для срав-
нения – выбора среди нескольких выборочных оценок ближайшей к действительно-
сти оценки, а не абсолютной меры. Обе оценки являются средними измерения раз-
броса множества измерений от известного множества основных величин. 

Отклонения между малыми числами, вероятно, будут малы. Чтобы показать, на-

сколько они малы в абсолютных значениях, их надо разделить на среднее значение 
числа,  от  которого  они  получены.  В  нашем  случае  это  будет 

1/ n

,  где 

n

 – число 

сравниваемых  объектов.  Кстати,  одну  из  мер  ошибки  можно  получить,  если  взять 
разности  (или абсолютные разности),  взвесить  их приоритетами, взять их среднее, 
затем разделить на 

1/

n

, т. е. 

1

=

n

i

i

i

i

x

ω ω

, где 

i

ω

 – приоритеты, 

i

x

 – их оценки. 

Среднеквадратичное отклонение (СКО) двух наборов чисел 

1

, , 

n

a

a

 и 

1

, , 

n

b

b

 

есть 

(

)

2

1

1

=

n

i

i

i

a

b

n

 


background image

39 

Медиана набора 

n

 чисел получается расположением чисел в возрастающем по-

рядке и выбором члена, находящегося посередине, если 

n

 – нечетное, и среднего 

из двух серединных членов, если 

n

 – четное. Медианное абсолютное отклонение от 

медианы (МАО) набора чисел 

1

, , 

n

a

a

 и 

1

, , 

n

b

b

 дается выражением: 

(

)

(

)

{

}

 

i

i

i

i

Медиана

a

b

медиана a

b

В качестве иллюстрации может служить пример интенсивности освещения в сле-

дующем разделе. 

 
 
 

2.3. ИНТЕНСИВНОСТЬ ОСВЕЩЕНИЯ 

И ЗАКОН ОБРАТНОГО КВАДРАТА 

В гл. 1 приведен пример освещенности стульев, вынесены суждения и получено 

решение  для  относительной  освещенности.  Четыре  идентичных  стула  были  распо-
ложены  по  прямой  от  источника  света  на  расстоянии 9, 15, 21 и 28 ярдов.  Целью 

было:  попытаться  сравнить  попарно  относительную  освещенность  стульев,  если 
смотреть на них от источника света, заполнить матрицу суждений и получить взаи-
моотношение между стульями и расстоянием до источника света. Этот эксперимент 
повторялся  дважды  с  различными  экспертами,  матрицы  суждений  которых  приво-
дятся. Первая из этих матриц уже была приведена в гл. 1. 

 

Относительная визуальная освещенность 

 

(Первое испытание) (Второе испытание) 

 

 

1

C

 

2

C

 

3

C

 

4

C

 

 

 

1

C

 

2

C

 

3

C

 

4

C

 

1

C

 

1 5 6 7 

 

1

C

 

1 4 6 7 

2

C

 

1/5 1 4 6 

 

2

C

  1/4 1 3 4 

3

C

 

1/6 1/4  1  4 

 

3

C

  1/6 1/3  1  2 

4

C

 

1/7 1/6 1/4  1 

 

4

C

  1/7 1/4 1/2  1 

 
Экспертами в первой матрице были маленькие дети автора – 5 и 7 лет, которые 

представляли свои качественные суждения. Экспертом во второй матрице была же-
на автора, не присутствовавшая при вынесении суждений детьми. 

 

Собственный вектор относительной освещенности 

 

(Первое испытание) (Второе испытание) 

 

0,61  0,62 

0,24  0,22 

0,10  0,10 

0,05  0,06 

max

4,39

=

λ

 

 

max

4,1

=

λ

 

ИС=0,13  ИС=0,03 

ОС=0,14  ОС=0,03 


background image

40 

Сравним  собственные  векторы  для  первого  и  второго  испытания  с  последним 

столбцом табл. 2.1, вычисленным из закона обратного квадрата оптики. Интересно и 
важно отметить, что в данном случае суждения отразили закон природы. Представ-

ляется,  что  то  же  может  произойти  и  в  других  сферах  восприятия  и  познания,  что 
мы увидим позже. 

 

Таблица 2.1. Закон обратного квадрата оптики 

Рас-

стояние 

Нормализо-

ванное рас-

стояние 

Квадрат нормали-

зованного рас-

стояния 

Обратная величина 

предыдущего 

столбца 

Нормализован-

ный столбец об-

ратной величины 

Округ-

ление 

9 0,123  0,015129 

66,098 

0,6079 0,61 

15 0,205  0,042025 

23,79 

0,2188 0,22 

21 0,288  0,082944 

12,05 

0,1108 0,11 

28 0,384  0,147456 

6,78 

0,0623 0,06 

 
Отметим  чувствительность  результатов  в  тех  случаях,  когда  объект  находился 

очень  близко  к  источнику  света.  Причина  этого  в  том,  что  здесь  на  относительные 

показатели  сильно  влияют  неточности  определения  абсолютных  величин.  Малая 
ошибка  в  оценке  расстояний  до  источника  света  дает  значительную  ошибку  в  ре-
зультатах.  В  этом  сенсорном  эксперименте  достойна  внимания  гипотеза  о  том,  что 
наблюдаемая интенсивность освещенности меняется (приблизительно) обратно про-
порционально квадрату расстояния до источника. Чем тщательнее спланирован экс-

перимент, тем лучше получаются результаты при визуальных наблюдениях. 

Среднеквадратичное отклонение векторов (0,62; 0,22; 0,10; 0,06) и (0,61; 0,22; 

0,11; 0,06) равно {1/4 [(0,01)

2

 + 0 + (0,01)

2

 + 0]}

1/2

 = 2,23

×

10

-3

.  Медианное  абсо-

лютное отклонение будет следующим. Разность двух векторов равна (0,01; 0; -0,01; 
0). Медиана этих чисел равна (0 + 0)/2 = 0. Отклонения от медианы будут (0,01; 0; 

-0,01; 0). Медиана их абсолютных значений будет (0+0,01)/2 = 5

×

10

-3

. Значимость 

как СКО, так и МАО может быть определена делением их величин на среднюю вели-
чину компонент вектора, равную 

1/ n

, где 

n

 – число компонент. Оба вектора почти 

одинаковы, если хотя бы одно из отношений, например, меньше чем 0,1. 

 
 
 

2.4. НАЦИОНАЛЬНЫЕ БОГАТСТВА СТРАН 

И ИХ ВЛИЯНИЕ В МИРЕ [136] 

Многие  ученые  исследовали  проблему  измерения  влияния  стран  в  мире.  Мы 

кратко рассмотрели эту задачу в рамках нашей модели, сделав предположение, что 

влияние  является  функцией  нескольких  факторов.  Было  рассмотрено  пять  таких 
факторов: людские ресурсы, богатство, торговля, технология и военная мощь. Куль-
тура и идеология, а также потенциальные природные ресурсы (такие как нефть), не 
были включены. 

Для  проведения  анализа  было  выбрано  семь  стран.  Это  США,  СССР,  Китай, 

Франция, Великобритания, Япония и ФРГ. Предполагалось, что эта группа охватыва-
ет основной класс влиятельных стран. Требовалось сравнить их между собой отно-
сительно их общего влияния на международные отношения. Ясно, что предлагаемый 
анализ является очень грубой оценкой, служащей в основном в качестве интересно-
го примера приложения нашего подхода к приоритетам. Проиллюстрируем метод от-