Файл: Практическая работа 1 первое знакомство с excel цели работы познакомиться с основными понятиями электронной таблицы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если необходимо получать результаты фильтрации в интервале извлечения, нужно поставить (*) – скопировать результат в другое место.
ЗАДАНИЕ 4. С использованием Расширенного фильтра осуществить поиск планет с периодом обращения более 10 земных лет и количеством спутников не менее 2.

4.1. Создайте интервал критериев и интервал извлечения как на рисунке.

4.2. Запишите критерий поиска в интервал критериев.

4.3.Поместите курсор в область данных.

4.4. Выполните команды: Данные – Фильтр – Расширенный фильтр.



4.5. В диалоговом окне Расширенный фильтр установить переключатель (*) - скопировать результат в другое место.



4.6. Проверьте правильность задания интервалов. Нажмите кнопку <ОК>.

Проверьте! Найдены планеты Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
ЗАДАНИЕ 5. Сохраните результаты в файле planeta.xls.
ЗАДАНИЕ 6. Распечатайте результаты работы, предварительно введя в строку 13 заголовок "Критерии поиска", а в строку 16 заголовок "Результаты поиска.
ЗАДАНИЕ 7. С использованием Расширенного фильтра самостоя­тельно:

1) найдите планеты, имеющие период обращения более 2 земных лет и экваториальный диаметр менее 50 тыс. км (Уран, Плутон);

2) осуществите поиск планет, находящихся от Солнца на рас­стоянии более 1000 млн. км и имеющих 1 спутник (Сатурн, Уран, Нептун).
Сортировка данных
Команды Данные - Сортировка позволяют упорядочивать (сор­тировать) базу данных.

Для выполнения сортировки необходимо выделить область базы данных или поместить в нее курсор, а затем выполнить ко­манды: Данные - Сортировка. При этом появится диалоговое окно. Нужно установить (*) - Идентифицировать по подписям (первая с рока диапазона) и выбрать название поля, по которому нужно производить сортировку.



Кроме того, необходимо указать метод сортировки: по возрас­танию или по убыванию и нажать кнопку <ОК>. После указанных действий база будет упорядочена. Символь­ные поля упорядочиваются в алфавитном порядке.
ЗАДАНИЕ 8. Отсортируйте данные в таблице в порядке убывания количества спутников.
ЗАДАНИЕ 9. Отсортируйте данные в таблице в алфавитном поряд­ке названий планет.

ЗАДАНИЕ 10. Отсортируйте данные в порядке возрастания их расстояния от Солнца.
ЗАДАНИЕ 11. Подведите итоги.

Проверьте:

знаете ли вы, что такое: умеете ли вы:


  • база данных;

  • имя поля;

  • поле;

  • запись;

  • требования к базе;

  • критерии поиска.

  • производить поиск ин­формации в базе по различ­ным критериям;

  • производить сортировку информации.


Предъявите преподавателю:

  • файл woik6.xls;

  • файл planeta.xls;

  • распечатку файла planeta.xls.



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7.

РАБОЧАЯ КНИГА EXCEL. СВЯЗЬ ТАБЛИЦ,
Цели работы:

  • научиться использовать несколько листов рабочей книги

  • научиться осуществлять связь между листами одной рабо­чей книги и связь между файлами.


До сих пор вы работали только с одним листом рабочей кни­ги. Часто бывает полезно использовать несколько рабочих листов.

В нижней части экрана видны ярлычки листов. Если щелкнуть на ярлычке левой клавишей мыши, то указанный лист становится активным и перемещается наверх. Щелчок правой кнопкой на ярлычке вызовет контекстно-зависимое меню для таких действий с листом, как перемещение, удаление, переиме­нование и т.д.

В левом нижнем углу окна рабочей книги находятся кноп­ки прокрутки ярлычков, с помощью которых можно переходить от одного рабочего листа к другому.

Щелкнув правой кнопкой мыши на кнопках прокрутки ярлыч­ков, можно открыть контекстно-зависимое меню для выбора нужного рабочего листа.
Постановка задачи.

Необходимо создать классный журнал. Для простоты ограничимся тремя предметами: литература, алгебра, геометрия. Отель­ный лист рабочей книги отводится для каждого предмета. Он со­держит список класса (ограничимся пятью учениками), текущие оценки и итоговую оценку за 1 четверть. На отдельном листе дол­жна быть представлена ведомость итоговых оценок за 1 четверть, которая должна быть заполнена оценками с использованием ссы­лок на соответствующие листы по предметам.
ХОД РАБОТЫ
ЗАДАНИЕ 1. На <Листе 1> заполните и оформите таблицу со­гласно рисунку:


Для чисел в ячейках, содержащих даты проведения занятий, задайте формат Дата (Код: Д.ММ).

Оценки за 1 четверть вычислите по формуле как среднее ариф­метическое текущих оценок, используя функцию СРЗНАЧ.
ЗАДАНИЕ 2. Сохраните таблицу в личном каталоге рабочего диска под именем jurnal.xks.


ЗАДАНИЕ 3. Создайте аналогичные листы для предметов алгебра и геометрия, для чего:

3.1.Скопируйте таблицу Литература на следующий лист, ис­пользуя команды меню: Правка – Переместить/скопировать



После выполнения команды появится лист < Лист 1 [2]>.

3.2. Скопируйте таблицу еще раз, используя те же команды меню.

После выполнения этой команды появится лист <Лист 1 [3]>.
ЗАДАНИЕ 4. Переименуйте листы: <Лист 1> в <Литература>, <Лист 1 [2]> в <;Алгебра>, <Лист 1 [3]> в <Геометрия>.
Для этого дважды щелкните на ярлычке соответствующего листа и задайте в диалоговом окне новое имя. Можно один раз щелкнуть по ярлычку правой кнопкой мыши и открыть контекст­но-зависимое меню, в котором выбрать пункт Переименовать.
ЗАДАНИЕ 5. На листах <Алгебра> и <Геометрия> в таблицах соответственно измените названия предметов, текущие оценки, даты.
Связь рабочих листов
Excel позволяет использовать в таблице данные с других лис­тов и из других таблиц. Связь между двумя листами достигается за счет введения в один лист формулы связи со ссылкой на ячейку на другом листе.
ЗАДАНИЕ 6. На <Листе 2> создайте таблицу – Ведомость итоговых оценок за 1 четверть, для чего:

6.1. Переименуйте <Лист 2> в Лист <1 четверть>

6.2.Заполните таблицу ссылками на соответствующие ячейки других листов:

  • В ячейку А2 занесите формулу = Литература!А2

Литература! - ссылка на другой лист, символ ! обязателен А2 - адрес ячейки на листе <Литература>, используется относительная адресация.

  • Размножьте формулу на последующие 5 ячеек столбца А и соответствующие ячейки столбца В.

В ведомости заполнятся колонки № и Фамилия учащегося.

  • В ячейку СЗ занесите формулу =Литература! L3

  • Размножьте формулу на последующие 4 ячейки столбца.

Столбец заполнился оценками за i четверть по литературе. Таким образом будет установлена связь между листом <1 четверть> - и листом <Литература>.

1>1>10>

ЗАДАНИЕ 7. Удалите листы, которые не будут использоваться, в рабочей книге (3-16).

Для удаления листа выберите команду Удалить из контекстно-зависимого для ярлычков. Для удаления сразу несколь­ких рабочих листов предварительно выделите их при нажатой клавише .

Пока информация рабочего листа занимает один экран, дос­таточно одного окна. Если это не так, то можно открыть несколь­ко окон и одновременно отслеживать на экране разные области рабочего файла.

В нашем примере это также удобно сделать, расположив в разных окнах разные рабочие листы.
ЗАДАНИЕ 8. Проверьте правильность заполнения таблицы.

8.1. Откройте для просмотра еще одно окно. Выполните команды меню: Окно - Новое окно.

8.2. В новом окне выберите рабочий лист <Литература>.

8.3. Выполните команды меню: Окно - Упорядочить окна - Упо­рядочить , (*) каскадом.



Экран после выполнения указанных действий примет вид, представленный на рисунке.



Активным всегда является только одно из окон. Для активизации другого окна нужно щелкнуть по нему.
ЗАДАНИЕ 9. Проверьте, как работает связь таблиц.

9.1. На листе <Литература> Руслановой Галине исправьте две текущие оценки 3 на 4.

Внимание! Изменилась итоговая оценка Руслановой Галины за 1 четверть, как на листе <Литература>, так и на листе < 1 чет­верть>.

9.2. Исправьте текущие оценки Руслановой Галине опять на 3.

Таким образом, связь между различными листами одной ра­бочей книги действует.
Связь между файлами
Связь между двумя файлами достигается за счет введения в - один файл формулы связи со ссылкой на ячейку в другом файле. Файл, который получает данные из другого, называется файлом назначения, а файл, который отдает данные, - файлом-источни­ком.

Как только связь устанавливается, Excel копирует величину из ячейки в файле-источнике в ячейку - файла назначения. Величи­на в ячейке назначения автоматически обновляется.
ЗАДАНИЕ 10. Осуществите связь между листами разных рабочих книг. Заполните столбец в Ведомости оценками по литературе, взяв их из файла jurnal.xls.

10. 1. Очистите от оценок столбец Литература, используя ко­манды меню: Правка – Очистить содержимое.

10.2.В ячейку СЗ занесите формулу: ='A:\PETROV\[jurnal1.хls]Литература ‘!L3,
'A:\PETROV\[jurnal1.хls]Литература ‘!L3 - путь к файлу jurnal.xls и листу <Литература>. Обязательно в «». Имя файла обязательно в квадратных скобках. В пути должен быть указан ваш рабочий диск и ваш личный каталог.

10.3. Размножьте формулу на последующие 4 ячейки столбца.

Столбец заполнился оценками по литературе, т.е., связь установлена.
ЗАДАНИЕ 11. Самостоятельно заполните ведомость 1 четверть по предметам алгебра и геометрия.
ЗАДАНИЕ 12. Раскройте еще два окна и разместите в них листы <Алгебра> и <Геометрия>, упорядочив окна каскадом.


ЗАДАНИЕ 13. Закройте все окна, кроме окна <Литература>. Разверните это окно на весь экран.
ЗАДАНИЕ 14. На листе <Литература> напечатайте список учеников, которые закончили 1 четверть с оценкой 5,4,3 по предмету:

14.1. На листе <Литература>. В ячейку А10 введите текст: «Получили оценку 5:»

14.2. Скопируйте это текст в ячейки А17 и А24.

14.3. В ячейке А17 измените текст на: «Получили оценку 4:», а в ячейке А24 на: «Получили оценку 3:».

14.4. С использованием Автофильтра выберите записи с итоговой оценкой 5 за 1 четверть.

14.5. Выделите фамилии учеников и скопируйте их в 11-ю строку в столбце В.

14.6. С ячеек с фамилиями, которые были только что скопированы, снимите обрамление и фон.

14.7.Аналогичные действия произведите для учеников, которые получили оценку 3 и 4.

14.8.Отмените Автофильтр, выполнив команду: Данные – Фильтр – Автофильтр.

В результате всех действий лист <Литература> будет иметь вид:

ЗАДАНИЕ 15. Сохраните таблицу на диске в личном каталоге под именем work7.xls.
ЗАДАНИЕ 16. Распечатайте лист <Литература>, предваритель­но сняв колонтитулы. Меню: Файл - Печать, (*) - выделенные листы.
ЗАДАНИЕ 17. Подведите итоги.

Проверьте:

знаете ли вы, что такое: умеете ли вы:



Предъявите преподавателю:

  • файлы jurnal.xls и work7.xls;

  • распечатку листа <Литература> файла work7.xls.



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ЧИСЛЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Цель работы:

  • научиться использовать электронные таблицы для выбора оптимального решения поставленной задачи и проверки правиль­ности построения математической модели.


Электронная таблица выполняет не только функцию автома­тизации вычислений. Она является очень эффективным средством проведения численного моделирования ситуации или объекта, для математического описания которых (т.е. построения математичес­кой модели) используется ряд параметров. Часть этих парамет­ров известна, а часть рассчитывается по формулам. Меняя во все­возможных сочетаниях значения исходных параметров, вы буде­те наблюдать за изменением расчетных параметров и анализиро­вать получаемые результаты. Excel производит такие расчеты быстро и без ошибок, предоставляя в считанные минуты множе­ство вариантов решения поставленной задачи, на основании ко­торых вы выберите наиболее приемлемое. Поиск решения и мо­делирование - одни из самых мощных инструментов Excel.

В данной работе рассматриваются две задачи.
ЗАДАЧА № 1

Чему будет равна численность населения России в начале третьего тысячелетия?

Сразу ясно, что задачу не решить, если не знать, как со време­нем будет меняться численность населения России, т.е. необходи­мо иметь функцию, выражающую зависимость численности на­селения от времени. Обозначим эту функцию f(t). Но такая функ­ция неизвестна, так как народонаселение зависит от многих факторов: экологии, состояния медицинского обслуживания, морали, права и даже от политической обстановки. Но, общие демогра­фические данные, можно указать общий вид функции f(t).

f(t) = a*eb-1. (1)
где коэффициенты а, b для каждого государства свои; е - основание натурального логарифма.

Эта формула лишь приближенно отражает реальность. Одна­ко слишком большая точность и не нужна. Будет хорошо, если численность населения будет спрогнозирована с точностью до нескольких миллионов.

Как же определить а и b ? Идея состоит в том, что хотя а и b не известны, значение функции f(t) можно получить из ста­тистического справочника. Зная эти данные, можно прибли­женно подобрать а и b так, чтобы теоретические значения f(t), вычисленные по формуле (1), не сильно отличались от дан­ных справочника (т.е. максимальное отклонение теоретичес­ких результатов от фактических данных не должно быть слиш­ком большим). Каждое из отклонений - это модуль разности двух чисел: фактического и соответствующего теоретического значе­ний f(t). Максимальное отклонение называют погрешностью. Не­обходимо найти такие а и b, чтобы погрешность была наимень­шей.

Итак, математическая модель процесса изменения численно­сти населения такова. Предполагается, что:

I) зависимость численности населения от времени выражает­ся формулой f(t) = a*eb-1.

2a =const и b=const, следует считать справедливым лишь для не очень большого промежутка времени (например, 40 лет);

3)значения а и b можно найти с достаточной точностью, ми­нимизировав погрешность.

Исходные данные: сведения из статистического справочника за период с 1960 по 1995 г. (60<=t<=95).
Результаты:
1)значения а и b.

2) численность населения России в 2000 г. (при t=100).

Кроме того, установлена связь между исходными данными и результатами: сначала надо найти а и b, минимизируя погреш­ность, а затем при этих a и b вычислить значения f(100).

Итак, математическая модель составлена. Использование элек­тронной таблицы освобождает нас от составления программы. Нужно только определенным образом записать в таблицу исход­ные данные и математические соотношения, входящие в модель. После этого можно начать процесс численного моделирования исследуемой ситуации, т.е. подбор коэффициентов а и b в форму­ле (1), а затем определение численности населения.
ХОД РАБОТЫ
ЗАДАНИЕ 1. Заполните таблицу.


1.1. Сделайте заголовок и заполните шапку таблицы.

1.2. Столбцы А и В отведите под коэффициенты а и b соответ­ственно.

1.3. В столбец С занесите значения t с 1960 г.

1.4. В столбец D занесите взятые из справочника значения чис­ленности населения России с I960 г.
ЗАДАНИЕ 2. Подберите значения коэффициентов а и b.

Следующий шаг в решении задачи - это вычисление теорети­ческой численности по формуле (1), в которой не известны значе­ния коэффициентов а и b. Подбор а и b можно произвести в два этапа. Сначала определим их значения приближенно, для чего построим график роста статистической численности и аппрокси­мируем его. Затем уточним полученные коэффициенты а и b с использованием функции Excel Поиск решения.

2.1.Постройте график типа X-Y по данным таблицы. (Х-годы; Y- статистическая численность).

2.2. Перемасштабируйте оси Х и Y.

Для более наглядного представления данных необходимо перемасштабировать оси.

  • Выделите ось X.

  • Вызовите контекстно-зависимое меню и выполните коман­ду: Формат оси - Шкала

  • Установите минимальное значение X, основную единицу измерения и пересечение с осью У.

  • Аналогично Перемасштабируйте ось Y.



2.3. Аппроксимируйте полученную кривую.
Необходимо статистические данные по численности населе­ния представить на графике плавной кривой (аппроксимировать). Эта кривая называется линией тренда. Для построения линии тренда:

  • Выделите линию графика.

  • Выполните команду меню Диаграмма Добавить линию тренда или анало­гичную команду контекстно-зависимого меню.


Откроется диалог Линия тренда.



  • Выберите экспоненциальный тип (см. формулу (1)).

  • Выберите в диалоге Линия тренда вкладку Параметры.

  • Установите флажок (*) Показывать уравнение на диаграмме и нажмите кнопку ОК.


В результате на графике появится линия тренда и уравнение с подобранными коэффициентами а и b.



2.4. Занесите полученные значения коэффициентов а и b в ячейки A3 ВЗ и присвойте им имена:

A3 имя а

ВЗ имя b
Коэффициенты а и b не изменяются с течением времени, это константы, следовательно, при вычислении теоретической численности они должны быть адресованы абсолютно.
ЗАДАНИЕ 3. Вычислите теоретическую численность по формуле(1).

3.1. В ячейку ЕЗ занесите формулу =а *ЕХР(b * СЗ)

3.2.Скопируйте формулу в ячейки Е4:Е11
ЗАДАНИЕ 4. Вычислите отклонение.
Отклонение - это модуль разности теоретических и факти­ческих значений функции f(t)..

4.1. В ячейку F3 занесите формулу =ABS(E3- D3)

4.2. Скопируйте формулу в ячейки F4:F11
ЗАДАНИЕ 5. Вычислите погрешность.
Погрешность - это максимальное отклонение.

В ячейку F:13 введите функцию определения максимального из чисел этого столбца.
ЗАДАНИЕ 6. Подберите значения коэффициентов а и b более точно.
При полученных в результате аппроксимации коэффициентах а и b погрешность уже неплохая (по условию она должна быть в пределах нескольких миллионов). Но коэффициенты а и b можно подобрать более тонко, используя функцию Excel Поиск решения. В отличие от Подбора параметра Поиск решения может для дости­жения нужного результата изменять или подбирать подходящие значения во многих ячейках.
6.1. Выполните команду: Сервис - Поиск решения

Если этого пункта в меню нет, то его следует загрузить, вы­полнив команду меню Сервис – Настройки.. В открывшемся диалоговом окне следует поставить флажок (*) около дополнения Поиск ре­шения.



6.2. Сделайте необходимые настройки в окне диалога Поиск решения
В поле Установить целевую ячейку укажите адрес ячейки $F$13 (в ней погрешность).

  • Установите переключатель(*) минимальному значению

  • В поле Изменяя ячейки укажите $А$3:$В$3

В этом поле задаются адреса ячеек, значения которые, будут варьироваться в процессе поиска решения. В нашем случае - это адреса ячеек со значениями a и b.



  • Нажните на кнопку <Выполнить>.


Начнется поиск решения. Так как у нас довольно точные коэффициенты а и b, то поиск займет немного времени. Когда Excel найдет решение, то откроется диалог, представленный на рисунке.


Поиск свелся к текущему решению. Все ограничения выполнены.

  • Нажмите на кнопку <ОК>.

Произойдет изменение значений ячеек в соответствии с най­денным решением. Обратите внимание, что коэффициенты а и b изменились, а погрешность уменьшилась.
ЗАДАНИЕ 7. Определите численность населения России в 2000 г.

7.1. Подставьте в ячейку С12 число 100, что соответствует 2000 г.

7.2. В Е12 скопируйте формулу из Е11. В ячейке Е12 появится искомое число.
ЗАДАНИЕ 8.Построите на одной диаграмме совмещенные графи­ки роста численности населения на основе статистических и теоре­тических данных.

8.1.Выделите на построенном графике линию тренда и уда­лите ее, выполнив команду Очистить контекстно-зависимого меню линии тренда.

8.2. Добавьте в уже построенную диаграмму теоретические данные.

  • В таблице эксперимента выделите теоретические данные Е2.Е12.

  • Установите указатель мыши на правой границе выделен­ного блока.

  • Нажмите левую кнопку мыши и прибуксируйте данные на диаграмму.

  • В появившемся окне сделайте настройку (если это необхо­димо).

8.3.Оформите диаграмму в соответствии с рисунком, где показан примерный вид графиков.


ЗАДАНИЕ 9. Оформите таблицу на свой вкус (обрамление, запол­нение, шрифты).

ЗАДАНИЕ 10. Воспользуйтесь предварительным просмотром печати.

10.1. Разместите диаграмму на одном листе с таблицей.

10.2.Добейтесь хорошего расположения таблицы и диаг­раммы на листе.

10.3. Снимите сетку.

10 4.Установите верхний колонтитул: Численное моделиро­вание. Работу выполнил <Фамилия и имя>. В нижнем ко­лонтитуле укажите дату и время.
ЗАДАНИЕ 11. Сохраните файл в личном каталоге под именем work 8_1. xls
ЗАДАНИЕ 12. Распечатайте результаты работы на принтере.
ЗАДАНИЕ 13. Проанализировав данные таблицы и графика, сде­лайте вывод об адекватности предложенной математической мо­дели реальному процессу (т.е. вывод о правильности описания рос­та населения формулой (1)).
ЗАДАНИЕ 14 (дополнительное).

Самостоятельно попробуйте выбрать для построения линии тренда другие типы, а соответственно и другие формулы для опи­сания математической модели.
Предъявите преподавателю:

  • файл work8_l.xls;

  • распечатку результатов работы.


ЗАДАЧА № 2
Несколько человек решили организовать видеокафе на 6 столиков по 4 места за каждым. С каждого посетителя будет взиматься плата за сеанс видеофильма и ужин (всем посетителям будет предлагаться один и тот же набор блюд). Администрация города постановила, что плата за вход не должна превышать 5 $. Требуется определить такую входную плату, при которой будет получена наибольшая выручка.

Казалось бы, здесь и решать нечего. Разве не ясно, что чем больше входная плата, тем больше выручка. Вот и ответ: входная плата должна быть 5 $. Очень часто планирующие органы подоб­ным образом и поступают. В нашем случае если сильно увели­чить входную плату, то люди перестанут посещать кафе.

Начать надо, как всегда, с построения математической мо­дели. В чем были причины нашей неудачи? Мы предположи­ли, что посещаемость не зависит от входной платы, и получи­ли модель задачи, не соответствующую действительности. Зна­чит, надо предполагать, что посещаемость зависит от входной платы.

Обозначим входную плату через X. Тогда среднее число посе­тителей видеосалона является функцией от Х. Обозначим эту функцию через Р(Х). В задаче требуется найти такое значение А, при котором выручка, равная произведению входной платы на количе­ство посетителей X* Р(Х), достигает максимума. Если бы функ­ция Р(Х) была известна, то найти требуемый максимум не соста­вило бы особого труда. Но эта функция не известна, поэтому попробуем найти хотя бы общий вид функции. Его можно ука­зать, обобщив опыт работы подобных кафе:
Р(Х) = ах2-bх + с. (2)

Коэффициенты a, b и с для каждого кафе свои. Как же их оп­ределить? Проще всего найти значение с. Представьте себе невообразимое - в видеокафе пускают бесплатно (т. е. Х=0). Ясно, что свободных мест не будет. Следовательно, P(0) равно числу мест в кафе. С другой стороны, подставив 0 вместо X, получим Р(0)=с. Значит, с равно количеству мест. В нашем случае с=24 (6 столи­ков по 4 места за каждым).

Определить а и b так же просто не удается. Справочников по посещаемости видеокафе еще нет. Поэтому здесь требуется экс­перимент.

Достаточно открыть кафе и установить на некоторый срок (дней на десять) определенную плату за вход. Среднее число посетителей и даст нам (приближенное!) значение функции. Установив другую плату за вход, найдем приближенное зна­чение Р(Х) при новом X, и так несколько раз.

Зависимость посещаемости от входной платы (на основе экспериментальных данных для конкретного кафе):


Входная плата

X (в $ )

Среднее число посетителей сеанса Р(Х)

1

20

1,5

17,5

2

16

2,5

14

3

12,4

3,5

11

4

9,2

5

7


Пользуясь электронной таблицей, можно подобрать значения а и b способом, аналогичным описанному при решении задачи № 1,т.е. минимизацией погрешности между экспериментальной и теоретической выручкой. Затем можно определить, при какой входной плате выручка будет наибольшей.
ХОД РАБОТЫ:

ЗАДАНИЕ 1. Внимательно ознакомьтесь с постановкой задачи.

На каких предположениях строится математическая модель? Что является исходными данными? Что должно явиться результатом?
ЗАДАНИЕ 2. Заполните таблицу эксперимента.


2.1. Сделайте заголовок и заполните шапку таблицы.

2.2.Отведите столбцы А и В таблицы соответственно лад коэффициенты а и b.

2.3. В столбец С занесите данные по входной плате.

2.4.В столбец D занесите экспериментальные данные по среднему числу посетителей.

2.5. В столбце Е подсчитайте выручку на основе эксперимен­тальных данных как произведение входной платы на количе­ство посетителей.
ЗАДАНИЕ 3. Подберите приближенное значение коэффициентов а и b.
Подбор коэффициентов а и b выполняется аппроксимацией экспериментальных данных по аналогии с задачей 1.
3.1. Постройте диаграмму типа X-Y по экспериментальным дан­ным.

(X - входная плата, Y- экспериментальные данные по коли­честву посетителей).=

3.2. Аппроксимируйте полученную кривую. При построении линии тренда следует выбрать полиномиаль­ный тип (см. формулу (2)) и указать Y-пересечение = 24.


3.3. Занесите полученные значения коэффициентов а и b в таблицу.
ЗАДАНИЕ 4. Вычислите теоретическое количество посетителей и теоретическую выручку.

4.1. В столбце F вычислите по формуле (2) теоретическое ко­личество посетителей, причем, как объяснялось выше, С=24.

4.2. В столбце G вычислите теоретическую выручку.
ЗАДАНИЕ 5. Вычислите отклонение между экспериментальной и теоретической выручкой и погрешность.

5.1.В столбце Н вычислите отклонение между эксперименталь­ной и теоретической выручкой (аналогично заданию 4 в задаче 1).

5.2. В свободной ячейке столбца Н определите погрешность