Файл: 1. Спрос и предложение рыночное равновесие. Избыток и дефицит 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
1. Спрос и предложение: рыночное равновесие. Избыток и дефицит 2
2. Предмет, объект, задачи и сущность экономического анализа. Классификация видов экономического анализа. 3
3. Бухгалтерский учет и аудит операций с денежными средствами 5
4. Бухгалтерский учет и аудит использования основных средств. 7
5. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 8
6. Организация и вешняя среда. Факторы прямого и косвенного воздействия на организацию. Сложность, подвижность, неопределенность внешней среды 9
7. Направление товарной политики предприятия. Жизненный цикл товара и оценка конкурентоспособности 9
8. Анализ показателей финансовой устойчивости. 10
9. Бухгалтерский учет и аудит материалов 11
10. Анализ основных фондов: показателей динамики и структуры основных фондов, движения и эффективности использования основных фондов 15
Задачи анализа 15
Цели 15
11. Классический рынок и его функции. Инфраструктура рынка и ее роль в развитии рыночного хозяйства. 19
12. Прогнозирование деятельности предприятия. Классификация прогнозов. Функции и методы прогнозирования 21
13. Учет кассовых операций 22
14. Бухгалтерский учет и аудит лизинговых операций, и их эффективности 23
15. Бухгалтерский учет и аудит расчетов по оплате труда 24
16. Бухгалтерский учет и аудит долгосрочных вложений 25
1. Спрос и предложение: рыночное равновесие. Избыток и дефицит
Спрос – это платежная способность (потребность), т.е. это сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги.
На рынке всегда действует объективный закон - экономический закон спроса.
Экономический закон спроса можно представить в виде формулы в которой показана функциональная зависимость спроса от цены на товар: , Q – спрос; P – цена на товар.
Теоретически экономический закон спроса можно трактовать следующим образом: Если цена на рынке на товары и услуги растет, то спрос на них будет снижаться. Этот закон можно изобразить на графике:
Главная функция, которую выполняет спрос, как главный рыночный механизм заключается в том, что именно он заставляет производство выпускать необходимые товары, улучшать их качество, и расширять ассортимент. Помимо цены на спрос могут влиять и неценовые факторы. Они, воздействуя на спрос, могут смещать кривую спроса вправо или влево, вверх или вниз. Неценовые факторы:
· Изменение денежных доходов населения.
· Изменение в структуре страны (увеличение количества пенсионеров).
· Изменение вкусов и предпочтений покупателей.
· Изменение цен на взаимозаменяемые товары.
· Изменения в ожиданиях потребителей.
Предложение – это совокупность товаров и услуг с определенными ценами, которые готовы продавать производители. Действует объективный экономический закон предложения. , S – спрос; P – цена на товар.
Если цены на товары и услуги растет, то предложение их на рынке будет увеличиваться. Экономический закон предложения может быть изображен в виде линии предложения на графике.
Главная функция предложения состоит в том, что оно соединяет производство с потребителями, соединяет продажу товара с его покупкой.
Наибольшее признание в экономической науке получили две теории: Марксистская (в основе цены лежит стоимость товара) и Австрийская (основа цены – полезность товара).
Из всех разработок, касающихся теории рыночного ценообразования, особого внимания заслуживают труды английского экономиста Альфреда Маршала. Согласно его теории, цена, которую согласен уплатить потребитель, определяет полезность товара и не может быть ниже издержек производства.
Он установил простой механизм взаимодействия соотношения спроса и предложения на формирование цен товара. Он указывает, что спрос при падении цены растет, а при ее росте снижается. Динамика предложения совпадает с динамикой цены. Отсюда, устойчивая цена (цена равновесия) устанавливается в той точке, где спрос уравновешивается с предложением.
Изменение предельной полезности Маршала рассматривается как решающий фактор в изменении кривой спроса, а изменение предельных издержек рассматривается как решающий фактор в изменении кривой предложения.
· Если продавец предлагает товар по цене ближе равновесной, то наименее состоятельные потребители либо ограничивают объем покупок, либо совсем от них отказываются. В этих условиях продавец должен пойти на снижение цены.
· Цена на товар ниже равновесной, на рынке образуется дефицит. Продавец увеличивает цену. Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляются на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной цены, при которой величина спроса и величина предложения сбалансированы.
На рис. по горизонтальной оси откладываем количество товара, который произведен и может быть куплен, а по вертикали – цену за штуку.
Обе кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения (Е). Равновесие означает такое состояние рынка, которое при определенной цене характеризуется равенством спроса и предложения.
Точка Е отражает совпадение интересов производителей и потребителей при цене 4 руб. Следовательно, 4 руб. – равновесная рыночная цена. Она устраивает и продавца, и покупателя. Понижение цены вызовет превышение спроса над предложением, а рост цены – превышение предложения над спросом.
Закономерность: высокая цена заставляет производителей увеличивать производство пряников, но эта же цена уменьшает у потребителей желание приобретать предлагаемое количество товара. При такой цене, например 6 руб., лишь небольшое количество покупателей могут позволить себе покупку, поэтому и реализована будет лишь меньшая часть изготовленного товара (20 тыс. шт.). Остальная часть пряников становится избытком. Избыток есть превышение предложения над спросом. В условиях конкуренции наличие избытка приводит к снижению цены.
Реализация увеличится, но не на весь запас товара. Цены будут продолжать уменьшаться, что приведет, с одной стороны, к сокращению производства, а с другой – к постепенному увеличению спроса, что в конечном счете уравновесит спрос и предложение.
Основными признаками дефицита являются сокращение товарных запасов и появление очередей покупателей.
Товарные запасы – это те фонды товаров, которые уже произведены и готовы к продаже. Продавцы обычно держат часть товаров в запасе, чтобы оперативно реагировать на изменения спроса. Когда запасы уменьшаются и падают ниже запланированного уровня, продавцы меняют свои планы. Они могут попытаться восполнить запасы, наращивая выпуск. Некоторые будут извлекать выгоду из возросшего спроса, увеличивая цены, так как при дефиците покупатели готовы заплатить больше. Дефицит оказывает давление на цену снизу, и покупатели так же будут менять свои планы. Движение влево и вверх по кривой спроса будет означать снижение потребления.
В результате изменения планов покупателей и продавцов рынок приходит в равновесие. Когда цена достигнет значения равновесной, дефицит исчезнет. На рынках, где не существует товарных запасов, признаком дефицита является очередь покупателей. Избыточное предложение означает рост товарных запасов и появление очередей предпринимателей, предлагающих услуги.
Таким образом, цена равновесия – это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу.
На конкурентном рынке цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения (точка Е).
В этой точке совпадают количества товаров, которое потребитель желает купить, а производитель – продать.
2. Предмет, объект, задачи и сущность экономического анализа. Классификация видов экономического анализа.
Сущность, объект и предмет экономического анализа.
Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью экономического анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Экономический анализ – это наука, которая изучает принципы формирования и изменения результатов финансово-хозяйственной деятельности, что дает возможность рассмотреть сущность экономических процессов и оценить их результаты, количественно измерить влияние объективных и субъективных факторов, выявить повышение ресурсов отдачи, обосновать принятие оптимальных управленческих решений. Цель и задачи экономического анализа направлены на решение внутрихозяйственных задач, организацию для решения таких задач как увеличение результативности деятельности организации, повышение эффективности использования ее экономического потенциала: ресурсов, активов, капитала, доходов, расхода и прибыли для наращивания стоимости компании, повышения доходности акций акционеров. Цель анализа состоит в получении ключевых характеристик финансового состояния организации для принятия оптимальных управленческих решений различными пользователями информации. В число задач можно включить: объективная оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта, его платежеспособность финансовой устойчивости, деловой активности. Выявление возможности увеличения собственного капитала, чистых активов, доходности акций и улучшение использования заемных средств, прогнозирование финансовых результатов, потенциальная угроза банкротства (финансовая несостоятельность). Объектом является организация в целом, подсистема организации ее подразделения. Предметом экономического
анализа являются экономические процессы, происходящие как в самой организации, так и в ее подразделениях в совокупности и во взаимодействии составляющих хозяйственную экономическую деятельность организации. Методика экономического анализа представляет собой совокупность организационно-методических подходов и спец. приемов (методов), применяемых для обработки эк-кой информации. Основные принципы – всесторонность анализа, наличие единой цели его проведения. Системность (взаимосвязанность) различных аспектов анализа. Согласованность всех направлений анализа и одновременность (синхронность) его проведения. Методические подходы к проведению эк-го анализа включают организационные этапы его проведения: 1.определение целей и задач эк-го анализа. 2.обоснование совокупности показателя, которые должны быть подвергнуты анализу для достижения поставленной цели. 3.разработка блок-схемы и последовательность проведения анализа. 4.установление периодичности и сроков проведения экономического анализа. 5.выбор способов и методов анализа экономической информации. 6.разработка организационных этапов аспекта проведения анализа и распределения обязанностей между службами по вопросам проведения экономического анализа. 7.порядок оформления результатов анализа и их оценки (аналитическая записка, обзор). Типовая методика анализа деятельности предприятия охватывают разделы: 1.анализ организационно-технического уровня и других условий хозяйственной деятельности. 2.анализ управления деятельностью организации и в системе маркетинга. 3.анализ и оценка эффективности использования основных и оборотных средств. 4.анализ использования труда и его оплата. 5.анализ объема производства и продажи продукции. 6.анализ себестоимости продукции и их взаимосвязи себестоимости объема продаж и прибыли. 7.анализ состава и структуры активов и пассивов. 8.анализ прибыли и рентабельности продукции. 9.анализ отдачи активов (деловой активности). 10.анализ рентабельности активов предприятия. 11.анализ финансового состояния и платежеспособности. 12.комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности.
Задачи экономического анализа:
-
научное обоснование бизнес-планов, текущих и перспективных планов и нормативов, оптимальных вариантов деловых решений; -
контроль за выполнением планов и управленческих решений, экономным использованием ресурсов; -
поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки; -
оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, использованию имеющихся возможностей; -
выявление положительных, отрицательных факторов и их количественное измерение; -
определение неиспользованных внутрихозяйственных резервов и разработка мероприятий по их использованию; -
обобщение передового опыта и принятие оптимальных управленческих решений.