Файл: 1. Спрос и предложение рыночное равновесие. Избыток и дефицит 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель финансового анализа – оценка прошлой деятель­ности и положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия.

На первом этапе следует определить подход или направле­ния анализа: следует ли сравнивать показатели предприятия со средними показателями, народного хозяйства или отрасли, или показатели с показателями данного предприятия за прошед­шие периоды времени, или показатели с показателями других предприятий-конкурентов. Каждый подход требует своих ме­тодов анализа, подбора соответствующей ему информации.

На втором этапе финансового анализа оценивается качест­во информации, качество доходов, т.е. влияние способов и ме­тодов учета на формирование прибыли и других финансовых результатов. Так, чистая прибыль – «сердцевина» всех финан­совых показателей. Насколько она показательна? На «качест­во» чистой прибыли могут воздействовать методы учета и рас­четов прибыли от реализаций продукции, работ и услуг, харак­тер результатов прочей реализаций и внереализационных ре­зультатов, налоговые условия и льготы по налогам и т.д. Размер прибыли от реализации продукции зависит от методов списания безнадежных долгов, от принятой оценки товарно-материальных ценностей, методов начисления износа как 'ос­новных фондов, так и нематериальных активов.   

На третьем этапе проводится сам анализ с использовани­ем следующих основных методов:

  • горизонтального – сравнение каждой позиции баланса .или другой формы отчетности с данными предшествующего периода;

  • вертикального– определение структуры слагаемых пока­зателя, влияния каждой позиции на результат в целом;

  • трендового – анализ показателя за ряд лет и определение тренда с помощью математической обработки ряда динамики.

Анализ может вестись как по абсолютным, так и по от­носительным показателям. Особое значение имеет расчет от­носительных показателей ликвидности и рыночной устойчиво­сти, а также рентабельности предприятия.

Прибыль и «рентабельность являются важными показа­телями эффективности производства. Прибыль – это, с од­ной стороны, основной источник фонда предприятий, а с другой – источник доходов государственного и местного бюджетов. Важно при этом учитывать не только размеры и прирост прибыли, но и уровень рентабельности; знать, сколько прибыли получено на каждый рубль производствен­ных фондов.

На величину прибыли и уровень рентабельности оказыва­ют влияние многие факторы. Прибыль и рентабельность пред­приятия являются обобщающими показателями интенсифика­ции производственной и маркетинговой деятельности.

6. Организация и вешняя среда. Факторы прямого и косвенного воздействия на организацию. Сложность, подвижность, неопределенность внешней среды

Любая организация находится и функционирует во внешней среде,которая является источником ресурсов для организации. В свою очередь сама организация направляет результаты своей деятельности во внешнюю среду. Организация и внешняя среда находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии.

Внешние факторы оказывают влияние на все элементы и процессы внутри организаций. Их можно разделить на две группы: факторы общего внешнего окружения (факторы макроокружения) и факторы непосредственного (делового) окружения организаций.


Факторы макроокружения, создающие условия среды нахождения организации:

1) экономические,характеризующие состояние экономики страны (величина ВВП, темпы инфляции, уровень безработицы, природные ресурсы, климат, уровень образования рабочей силы, величина заработной платы);

2) правовые,совокупность законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, а также их практическая реализация (позволяет определить допустимые границы действий и взаимоотношений с другими субъектами);

3) политические,определяющие направление и методы развития общества (главенствующая политическая идеология, стабильность правительства, сила оппозиции);

4) социальные явления и процессы(отношение людей к труду и качеству жизни, ценности, традиции и национальные особенности, демографическая структура общества, уровень образования);

5) технологические,определяемые развитием научно-технического прогресса (научно-технические разработки, инновации, модернизация производства).

Степень воздействия отдельных факторов на различные организации не равнозначна (из-за размера организаций, территориального расположения, отраслевой принадлежности), поэтому необходимо ранжировать факторы по степени их влияния на организацию и вести соответствующее наблюдение за ними.

Факторы непосредственного окружения организации:

1) покупатели.Изучение покупателей позволяет организации выяснить, какой продукт, в каком объеме будет наиболее востребован, насколько широк круг покупателей и есть ли возможность расширения производства и сбыта продукции, конкурентоспособность продукции;

2) поставщики.Изучение деятельности и потенциала поставщиков позволяет организации обеспечить эффективность своей работы, снизить вероятность возникновения зависимости от недобросовестных поставщиков, обеспечить необходимый уровень себестоимости и качества продукции;

3) конкуренты.С ними организация борется за ресурсы, рынки сбыта. Важно учитывать успехи как внутриотраслевых конкурентов, так и конкурентов, производящих замещающую продукцию. Рост собственной конкурентоспособности организация может обеспечить углублением специализации, снижением издержек, использованием особенностей продукции и производства и т. п.;


4) рынок рабочей силыобеспечивает организацию кадрами необходимой специальности и квалификации, уровня образования и др.

Факторы внешней среды характеризуются сложностью и динамизмом.

Сложностьвнешней среды определяется тем, как много факторов влияет на функционирование организации и насколько эти факторы схожи между собой.

Динамизмвнешней среды характеризуется тем, как быстро меняются факторы, влияющие на функционирование организации.
7. Направление товарной политики предприятия. Жизненный цикл товара и оценка конкурентоспособности

Товар – это экономическое благо, произведенное для обмена. Товар имеет два основных свойства:

– потребительскую стоимость;

– меновую стоимость.

Потребительская стоимость товара – это его способность удовлетворять ту или иную потребность человека, его полезность.

Меновая стоимость товара – это его способность обмениваться в определенных количественных соотношениях на другой товар.

Товарная политика – это деятельность, связанная с планированием и осуществлением совокупности стратегий и мероприятий по формированию конкурентных преимуществ с точки зрения текущих и долгосрочных целей предприятия.

Методической основой разработки товарной политики является системный, ситуационный подход. Решения в области товарной политики представляют результат взаимодействия трех переменных: целей предприятия, его ресурсов и возможностей рынка.

Стратегический подход в товарной политике означает обеспечение соответствия товарной номенклатуры стратегическим целям предприятия.

Возможности рынка определяются путем изучения рыночной конъюнктуры.

Конъюнктура – это совокупность условий в их взаимосвязи, сложившаяся обстановка, положение вещей в какой-либо отрасли общественной жизни.

Под спросом следует понимать потребность в товаре, подкрепленную покупательной способностью. Уровень спроса определяется тем количеством товара, которое покупатель готов приобрести в данных условиях за определенный период времени.

Для прогнозирования спроса используются как формальные, так и интуитивные методы.

Предложение – это идеальная готовность и реальная возможность товаропроизводителя произвести и поставить на рынок определенное количество данного товара.

Цена – это определенное количество денег
, которое покупатель оплачивает, а продавец получает за данный товар.

Разработка товарной политики требует четкого представления о целях производства, сбыта и экспорта на перспективу, наличия стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия, хорошего знания рынка и характера его требований, представления о своих возможностях и ресурсах(исследовательских, научно-технических, производственных, сбытовых и др.) в настоящее время и в перспективе.

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом как важнейшая составная часть товарной политики заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые в целом соответствуя профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли бы требования определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.

Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности – научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в том, чтобы объединить все перечисленные элементы для достижения конечной цели – оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей. Жизненный цикл товара – это изменение объема продаж и прибылей на протяжении времени его жизни. Товар имеет стадию зарождения, роста, зрелости и конец – «смерть», уход.

1. Стадия «разработка и вывод на рынок». Это период инвестиций в маркетинговые исследования, в подготовку производства, выпуск опытной партии, в разработку документации, в процесс оформления регистрации фирмы, регистрации нового товара, наем и обучение персонала, закупку оборудования и др. Затраты растут по мере завершения разработки.

2. Стадия «роста», или «раскрутки». Товар начинает продаваться. Но завоевание рынка требует времени. Если предпринимателем все сделано более-менее правильно и без грубых ошибок, то наступает период быстрого завоевания местного рынка и увеличения прибылей.

3. Стадия «зрелость». Этот этап обычно длится дольше предыдущих. Рост продаж товаров или услуг замедляется, так как основная масса потенциальных покупателей уже привлечена. Конкуренция снижает цены и прибыли. Вмешиваются новые товары или товары-заменители. Чтобы продлить период «зрелости», следует совершенствовать потребительские свойства товара, сервис, схему реализации, маркетинговую и рекламную политику. Наилучшие результаты дает снижение себестоимости товаров или услуг, а также охват других, менее обеспеченных слоев населения.