Файл: 1. Спрос и предложение рыночное равновесие. Избыток и дефицит 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Свободный (совершенный) рынок предполагает неограниченное число участников рыночных отношений, свободную конкуренцию между ними; возможность осуществлять любую хозяйственную деятельность; абсолютную мобильность факторов производства; неограниченную свободу передвижения капитала; наличие у каждого участника полной информации о рынке; производство однородных товаров; невозможность влиять на решения конкурентов неэкономическими методами; невозможность влиять на цены. В условиях свободного рынка рыночный механизм выступает единственным регулятором экономических и социальных процессов.
В условияхрегулируемого рынка наряду с рыночным механизмом регулирующие функции выполняет государство. Регулируемый рынок – это результат гуманизации общества. Государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но таким образом, чтобы сохранить мотивацию к творчеству, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Вместе с тем неоправданное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации.
Деформированный рынок существует в условиях командно-административной системы хозяйства. Важнейшими чертами деформации рынка выступают: отсутствие многообразных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности; натуральное распределение факторов производства; монополизм производителя и торговца; несбалансированность спроса и предложения; скрытая инфляция; расцвет теневой экономики и др. Регулирование экономики в условиях деформированного рынка осуществляется государством путем централизованного, директивного планирования.
Рынок может существовать только тогда, когда его отдельные части выполняют все необходимые функции, обеспечивающие процесс общественного воспроизводства. Поэтому функциональная структура обязательно предполагает наличие трех его основных сегментов: рынка товаров и услуг, рынка капиталов и рынка рабочей силы.
Каждый из этих рынков имеет свою специфическую структуру. Так, рынок товаров и услуг распадается на множество специализированных рынков (рынок обуви, продуктов питания, туристических услуг и т.д.); рынок капиталов – на рынок денежного капитала и рынок ценных бумаг; рынок рабочей силы – на рынок квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, рынки по отдельным специальностям.
Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.
Инфраструктура рынка – совокупность институтов, систем, учреждений, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.
Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:
-
облегчает участникам рыночных отношений покупку или продажу товаров; -
повышает эффективность и оперативность работы субъектов рынка; -
организует оформление рыночных отношений; -
облегчает экономический и юридический контроль.
Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.
Инфраструктура товарного рынкапредставлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.
Инфраструктура финансового рынкавключает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.
Инфраструктура рынка трудавключает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д.
Таким образом,основными элементами классической рыночнойинфраструктуры являются: торговая сеть, биржи и банки.
Помимо этого, успешное функционирование рынка невозможно без рекламы, информатизационных и консультативныхслужб, без учреждений контроля и ревизии.
Реклама(от лат. reclamo – выкрикиваю) – это распространение информации о товарах или услугах с целью увеличения спроса на них.
Информация(от лат. information–разъяснение) – это сведения, используемые для анализа и прогноза состояния рынка. Любая фирма нуждается в информации о спросе и предложении, о норме прибыли, о том, где можно дороже продать и дешевле купить. На базе полученных данных фирма вырабатывает стратегию своего поведения.
Для современного этапа рыночной инфраструктуры характерен переход от разрозненной информации к созданию информационных систем автоматической обработки данных.
Консалтинг(от англ. consulting – консультативный) – управленческое консультирование, осуществляемое специализированными фирмами на коммерческих началах. Услуги оказываются по исследованию и прогнозированию рынка товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т. д. Предоставляются также юридические услуги. Фирмы широко пользуются консалтингом, так как оплата таких консультаций обходится дешевле, чем содержание собственных специалистов.
Аудиторские компании(от англ. auditor – ревизор) – это организации, осуществляющие комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирмы с целью оценить ее возможности в сфере бизнеса. Аудиторские компании обычно получают специальные полномочия от государственных органов, наблюдающих за деятельностью акционерных компаний.
Таким образом,инфраструктура рынка порождена самими рыночными отношениями. Она призвана облегчить участникам рыночных отношений реализацию их интересов и обеспечить цивилизованный характер
Инфраструктура – система взаимосвязанных специализированных организаций, обслуживающих потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы.
Рыночная инфраструктура делится на инфраструктуру специального и общего назначения. Инфраструктуру специального назначения образуют специализированные организации, которые действуют в пределах отдельных рынков:
-
на рынках товаров и услуг – товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельность, предоставляющие рыночную информацию, услуги в области маркетинга и т.п.; -
на рынках ценных бумаг - фондовые биржи, валютные; -
на рынке рабочей силы - биржи труда.
Инфраструктура общего назначения состоит из банковской системы и системы государственных финансов.
1 вопрос. Организация биржевой торговли. Виды биржевых операций.
Определение и специфика
Биржа – организованный оптовый рынок, действующий как аукцион, по купле-продаже товаров, ценных бумаг и валюты.
Возникновение связано с развитием товарного производства.
Специфика:
1) оптовый рынок – торговля стандартными партиями;
2) рынок посредников – представляет интересы продавцов и покупателей;
3) не предполагает физическое присутствие товаров (наличие подтверждается документально);
4) рынок совершенной конкуренции – цены складываются под влиянием спроса и предложения, полная информация, равные условия.
Виды бирж и биржевые операции
1) По типу биржевого товара: товарные, фондовые и валютные.
Товарная биржа - организованный крупнооптовый рынок базовых, легко стандартизируемых товаров (в основном сырья и топлива): зерно, мясо и животноводческий скот, текстильные товары, лес, энергоресурсы - нефть, бензин, газ; металлы.
Подразделяются на универсальные и специализированные.
Фондовая биржа - регулярно функционирующий рынок, где осуществляются оптовые сделки с ценными бумагами.
Основные: в США, Европе и Японии; крупнейшая – Нью-Йорк.
Валютные – наименее распространены (существуют только в ФРГ и Франции), устанавливают курсы иностранных валют (в большинстве стран - на межбанковском валютном рынке).
2) По сфере деятельности - национальные и международные.
3) По форме собственности и организационно-правовому строению: публично-правовые и государственные.
12. Прогнозирование деятельности предприятия. Классификация прогнозов. Функции и методы прогнозирования
Прогнозирование – понятие, задачи, функции и принципы. Классификация прогнозов
Как известно, большинство современных экономистов уверены, что в рыночных условиях государство обязано управлять экономикой, а следовательно, предвидеть последствия принимаемых решений. Реальная экономическая политика государства выражается в определении степени и методов воздействия на все субъекты экономических отношений. Особенно важно для государства иметь возможность снизить (или ликвидировать) влияние негативных факторов на социально-экономические процессы и стимулировать воздействие позитивных факторов. Именно прогнозирование может обеспечить выявление таких взаимосвязей.
Прогнозирование означает специальное научное исследование, направленное на выявление перспективы развития явления или процесса. Сам термин «прогнозирование» в переводе с греческого означает «знание наперед».
Прогнозирование экономики расширяет базу для устойчивых и долговременных отношений между хозяйствующими субъектами и государственными органами управления. И тем и другим прогнозы необходимы для выработки долгосрочной экономической политики. Во многих странах успешно применяются национальные и региональные программы и стратегические планы развития экономики, в основе которых лежат экономические прогнозы.
Прогноз - это вероятностное научно обоснованное суждение о состоянии объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его достижения. Прогноз должен удовлетворять следующим требованиям:
-
в момент высказывания нельзя однозначно определить его истинность и ложность, так как прогноз касается ненаблюдаемого события; -
он должен содержать указания на пространственный и временной интервал, внутри которого произойдет прогнозируемое событие; -
в момент высказывания необходимо располагать методами верификации прогноза, с помощью которых можно оценить точность и надежность прогноза.
Процесс разработки прогноза заключается в том, чтобы определенными методами обработать имеющуюся информацию об объекте прогнозирования и получить представление о направлениях его эволюции на основе анализа тенденций его развития.
Задачи, функции и принципы экономического прогнозирования
Экономическое прогнозирование призвано решать двуединую задачу:
-
с одной стороны - давать объективную научно обоснованную картину будущего, опираясь на процессы сегодняшнего дня; -
с другой стороны - выбирать направление деятельности и политики современности с учетом прогнозных оценок.
Наряду с этим важной задачей прогнозирования можно назвать и выявление в настоящем тех факторов, которые будут оказывать свое влияние на исследуемый процесс в будущем.
Главная функция прогнозирования состоит в проведении научного анализа социально-экономических процессов и тенденций, а также в предвидении новых экономических ситуаций и выявлении узловых экономических проблем. Основные функции прогнозирования состоят также в исследовании объективных связей социально-экономических явлений и процессов в конкретных условиях, на определенном этапе развития экономики и общества, в оценке объекта прогнозирования, в выявлении возможных альтернатив развития экономики в перспективе, в принятии оптимальных решений.