Файл: Тайна Федора Кузьмича смерть и уход Александра.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тайна «Федора Кузьмича»- смерть и уход Александра?

1 февраля 1864 года скончался знаменитый на всю Сибирь старец Фёдор Кузьмич. О его прошлом не было известно ничего. Но по косвенным признакам можно было сделать вывод, что это весьма образованный человек, знавший нравы и быт петербургской аристократии и двора, по какой-то причине отрёкшийся от прежней жизни. Ещё при жизни старца возникла легенда, что в действительности он является инсценировавшим свою смерть императором Александром I. Убедительно опровергнуть эту гипотезу не удалось до сих пор.

Появление

Первое документально зафиксированное появление Фёдора Кузьмича произошло спустя десятилетие после смерти императора. Мужчина был задержан в Пермской губернии за подозрительное поведение. Он странно и уклончиво отвечал на вопросы, словно пытаясь что-то скрыть. В нём заподозрили беглого крепостного и доставили в участок. Там он назвал своё имя — Фёдор Кузьмич Козьмин, но отказался сообщать какие-либо подробности о себе, своём сословии, родстве, месте жительства, профессии. Документов у него также не было.

В результате его приговорили к 20 ударам кнутом за бродяжничество и отправили в сибирскую ссылку. Уже там выяснилось, что бродяга отнюдь не так прост, как кажется. Он был грамотен, хорошо знал священные книги, обладал богатыми знаниями по истории и свободно разговаривал на французском, хотя и старался скрывать это от окружающих. Скоро и местные жители стали догадываться, что Фёдор Кузьмич непростой человек. Молва о старце пошла по всей Сибири, богатые купцы оказывали ему покровительство (хотя жил он весьма аскетично), побеседовать с ним приезжали церковные деятели. Слух о чудо-старце дошёл даже до Центральной России. Известно, что писатель Лев Толстой приезжал в Сибирь, чтобы встретиться с загадочным странником.

В период его жизни в станице Белоярской впервые возникла легенда, что Фёдор Кузьмич на самом деле император Александр I, инсценировавший свою смерть, чтобы провести остаток жизни в скитаниях и духовных исканиях. Началась эта легенда с того, что одному из казаков, который некогда служил в столице и видел императора, показалось, что старец очень сильно напоминает покойного самодержца.

Сам Фёдор Кузьмич негативно воспринял эти слухи и вскоре уехал из станицы. Однако в дальнейшем они преследовали его по всей Сибири. Последние годы жизни старец провёл в Томске, где его поселил у себя его главный почитатель — местный купец Семён Хромов.


Хромов — бывший крепостной, разбогатевший на золотых приисках, — был страстным сторонником версии о тождестве старца и императора. После смерти Фёдора Кузьмича он сделал немало для создания легенды. Так, он утверждал, что старец иногда мог обмолвиться о том, что некогда был очень влиятельной фигурой в Петербурге. Он также утверждал, что после смерти нашёл в его бумагах вензель с буквой А и короной над ней. Велик соблазн объявить всю историю вымыслом провинциального купца, который хотел прославиться. Но это было бы очевидной ошибкой, учитывая немалое количество загадок, которые действительно окружают эту фигуру.

Странная смерть императора

Император Александр I умер внезапно и необъяснимо. Во время обычного путешествия он простудился, его самочувствие стало стремительно ухудшаться, и 1 декабря 1825 года он умер в Таганроге. Стоит отметить, что самодержец был не совсем ещё стар, ему исполнилось только 47 лет. К тому же он всю жизнь отличался отменным здоровьем и практически никогда не болел.

Почти сразу после его смерти поползли слухи, что император, уставший от бремени власти, инсценировал свою смерть, чтобы посвятить остаток жизни духовным поискам. Распространению слухов способствовали и некоторые необычные факты, сопровождавшие погребение. На панихиде отсутствовала супруга покойного императора. Его тело не выставлялось в открытом виде, а те, кто видел его, утверждали, что император не был похож на самого себя.

Известно, что император был страстным путешественником, а в последние годы жизни не на шутку увлёкся мистицизмом и духовными поисками.

Загадочный старец

Фёдор Кузьмич тоже оказался страстным путешественником и постоянно перемещался с места на место. Лишь в последние годы жизни он осел в Томске. Всё его поведение явно свидетельствовало о том, что он не желает привлекать к себе внимание. Он очень уклончиво рассказывал о себе, старался не оставлять образцов своего почерка, хотя достоверно известно, что был грамотным (иногда обучал грамоте местных детей), в случае надобности просил расписаться за себя кого-нибудь из местных жителей.



Исходя из свидетельств очевидцев, можно сделать вывод, что старец явно имел очень хорошее и разностороннее образование, был прекрасно осведомлён о нравах и быте высшего общества Петербурга. Его возраст (известный с его слов) точно совпадал с возрастом покойного императора. Правда, согласно многочисленным свидетельствам, в речи старца нередко проскакивали малорусские словечки, которые не были характерны для лексики Александра I.

Даже перед смертью на исповеди Фёдор Кузьмич категорически отказался раскрыть имена своих родителей и какие-либо подробности о своём прошлом. Единственный намёк на своё прошлое он оставил в таинственной зашифрованной записке.

Загадочный шифр

Незадолго до смерти Фёдор Кузьмич рассказал Хромову, что тайна его личности скрыта в мешке, где он хранил свои бумаги. После смерти эти бумаги были изучены. Ими оказались две зашифрованные записки. Первая содержала две надписи на церковнославянском языке. Вторая была записана неким шифром.

Первую надпись из записки можно прочитать как "Видишили на какое вас безсловие счастие слово изнесе", то есть "Видишь ли, на какое молчание вас обрекло ваше счастье и слово".

Вторая надпись — "Но егда убо А. молчатъ П. невозвещаютъ", то есть "Но когда А. молчат, П. не возвещают". Позднейшие исследователи предполагали, что А. — это Александр, а П. — Павел, отец императора, погибший в ходе дворцового переворота, к которому был причастен и сам Александр. Угрызения совести за гибель отца могли быть мотивом, побудившим императора начать новую жизнь под чужим именем.

Записи во второй записке оказались сложным шифром. Последовательность цифр, букв, слогов, дат и церковнославянских слов записана в столбик в несколько рядов. Исследователи (в основном из числа сторонников гипотезы о тождестве старца и императора) предлагали различные варианты расшифровки. Наибольшей популярностью пользуется вариант "Се Зевес Его Императорское Величество Николай Павлович без совести сославший Александра, от чего аз нынче так страдающь, брату вероломно вопию. Да возсия моя держава. 26 марта 1837" (этот день считается датой прибытия Фёдора Кузьмича в Сибирь).

Ни одна из этих записок не позволила однозначно подтвердить или опровергнуть тождество старца с императором. Кроме того, отдельные исследователи полагают
, что записки могли быть сфальсифицированы Хромовым после смерти старца.

Кто-то ещё

В ХХ веке появились версии, что под именем Фёдора Кузьмича мог скрываться не император, а кто-то из видных аристократов. Однако большинство их смертей не несли в себе никакой загадки и тайны. Ограниченной популярностью пользуется версия о тождестве Фёдора Кузьмича с Фёдором Уваровым, известным столичным бретёром и скандалистом, бесследно исчезнувшим в 1827 году.

Уваров был известен в столице своим тяжёлым характером. Незадолго до исчезновения он начал судебный процесс, надеясь заполучить имущество родственника по линии жены, который оказался замешан в делах декабристов. Этот процесс наделал много шума и неблаговидно сказался на репутации Уварова, и без того имевшего дурную славу.

Он бесследно исчез в Петербурге в январе 1827 года. Прямых аргументов в пользу тождества Уварова со старцем нет, за исключением того, что они были примерно одного возраста и носили одно имя. В отличие от императора, после смерти которого сразу же возникли слухи о мистификации, современники однозначно были уверены, что Уваров утопился в Неве после скандального судебного процесса.

Так кем же был старец?

Исследования легенды о старце начались сразу же после его смерти. Императорская фамилия проявила большой интерес к этой истории. Известно, что подробнейшее расследование личности Фёдора Кузьмича проводил великий князь Николай Михайлович. Могилу старца в разное время посещали великий князь Алексей Александрович и император (в то время ещё наследник престола) Николай II.

Фёдор Кузьмич на смертном одре

Некоторые историки и исследователи (как дореволюционных времён, так и настоящего времени) считают, что можно однозначно говорить о тождестве старца и императора, тогда как другие это оспаривают. По мнению последних, легенда о царе-старце была настолько привлекательной для укрепления имиджа монархии, что, если бы Николаю Михайловичу удалось раскопать какие-то серьёзные свидетельства в её пользу, она непременно была бы использована для поддержания престижа императорской фамилии.

Экспертиза почерков императора и Фёдора Кузьмича, проведённая до революции, показала, что они принадлежат двум разным людям. Однако уже в наше время повторная экспертиза, проведённая Русским графологическим обществом, позволила с высокой вероятностью предположить, что у императора и Фёдора Кузьмича был одинаковый почерк.


В настоящее время невозможно со стопроцентной вероятностью подтвердить или опровергнуть тождество старца и императора. Более точный ответ могла бы дать разве что генетическая экспертиза. Императора Александра называли сфинксом, не разгаданным до гроба. Но и после смерти раскрыть его тайну пока не удалось.