Файл: Исследование математических моделей при решении задач на ценообразование и налогообложение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Метод математического
моделирования
при решении задач
социально-
экономического содержания в формате ГИА
Построение и
исследование
математических моделей при решении задач на ценообразование и
налогообложение
f(x)
Построение математической
модели
(формализация)
Математическая
модель
Исследование математической
модели
Анализ
условия
(математизация)
Интерпретация результата
Построение и исследование математических моделей при решении на ценообразование и налогообложение
Решение.
Задача Четыре одинаковые рубашки дешевле куртки на
8%.
На сколько процентов пять таких рубашек дороже куртки При необходимости результат округлите до целого числа процентов.
М е то дм ат ем ат и чес кого моделирования при решении задач социально- эконом и чес ко гос одержан и я в формате Г И А
Объект
Куртка
Рубашка
Рубашка
Анализ условия
(Математизация)
Выделение реальных объектов, значимых для решения задачи.
Построение и исследование математических моделей при решении на ценообразование и налогообложение
Решение.
Задача Четыре одинаковые рубашки дешевле куртки на
8%.
На сколько процентов пять таких рубашек дороже куртки При необходимости результат округлите до целого числа процентов.
М е то дм ат ем ат и чес кого моделирования при решении задач социально- эконом и чес ко гос одержан и я в формате Г И А
Анализ условия
(Математизация)
Выявление всех свойств объектов, необходимых для решения задачи.
Объект
Цена
Количество
Стоимость
Куртка
Рубашка
Рубашка
Построение и исследование математических моделей при решении на ценообразование и налогообложение
Решение.
Задача Четыре одинаковые рубашки дешевле куртки на
8%.
На сколько процентов пять таких рубашек дороже куртки При необходимости результат округлите до целого числа процентов.
М е то дм ат ем ат и чес кого моделирования при решении задач социально- эконом и чес ко гос одержан и я в формате Г И А
Анализ условия
(Математизация)
Обозначение исходных объектов и их отношений математическими эквивалентами.
Объект
Цена
Количество
Стоимость
Куртка
????
????
Рубашка
????
????
Рубашка
????
????
Построение и исследование математических моделей при решении на ценообразование и налогообложение
Решение (алгебраический способ).
Задача Четыре одинаковые рубашки дешевле куртки на
8%.
На сколько процентов пять таких рубашек дороже куртки При необходимости результат округлите до целого числа процентов.
М е то дм ат ем ат и чес кого моделирования при решении задач социально- эконом и чес ко гос одержан и я в формате Г И А
Построение математической модели (формализация)
Перевод задачи на язык чисел, функций,
уравнений, неравенств, систем, соотношений комбинаторики, логических схем, теории графов и т. д. Запись связей между входными и выходными параметрами на математическом языке.
Уточнение математической задачи,
которая должна быть решена. Оценивание полноты исходных данных − ????????
????
∙ ???????????? = ????,
???????? − ????
????
∙ ???????????? = ????.
Объект
Цена
Количество
Стоимость
Куртка
????
1
????
Рубашка
????
4
????????
Рубашка
????
5
????????
???? =
???? − ????
????
∙ 100
Цена∙Кол-во=Ст-ть
Построение и исследование математических моделей при решении на ценообразование и налогообложение
Задача Четыре одинаковые рубашки дешевле куртки на
8%.
На сколько процентов пять таких рубашек дороже куртки При необходимости результат округлите до целого числа процентов.
М е то дм ат ем ат и чес кого моделирования при решении задач социально- эконом и чес ко гос одержан и я в формате Г И А
Математическая модель − ????????
????
∙ ???????????? = ????,
???????? − ????
????
∙ ???????????? = ????.
Объект
Цена
Количество
Стоимость
Куртка
????
1
????
Рубашка
????
4 Рубашка Решение (алгебраический способ
Построение и исследование математических моделей при решении на ценообразование и налогообложение
Задача Четыре одинаковые рубашки дешевле куртки на
8%.
На сколько процентов пять таких рубашек дороже куртки При необходимости результат округлите до целого числа процентов.
М е то дм ат ем ат и чес кого моделирования при решении задач социально- эконом и чес ко гос одержан и я в формате Г И А
Исследование математической модели
Решение задачи в рамках математической теории, на основе которой составлена модель − 4????
????
∙ 100 = 8,
5???? − ????
????
∙ 100 = ????.

Объект
Цена
Количество
Стоимость
Куртка
????
1
????
Рубашка
????
4 Рубашка 5????
???????? = ????, ????????????
???????? − ????
????
∙ ???????????? = ????.

???????????????? − ???????????????? = ????????,
???????? − ????
????
∙ ???????????? = ????.


???? = ????, ????????????
(???? ∙ ????, ???????? − ????)????
????
∙ ???????????? = ????.

???? = ????, ????????????
???????? = Решение (алгебраический способ
Построение и исследование математических моделей при решении на ценообразование и налогообложение
Задача Четыре одинаковые рубашки дешевле куртки на
8%.
На сколько процентов пять таких рубашек дороже куртки При необходимости результат округлите до целого числа процентов.
М е то дм ат ем ат и чес кого моделирования при решении задач социально- эконом и чес ко гос одержан и я в формате Г И А
Интерпретация результата
Проверка достижимости полученных значений при работе с моделью в реальных условиях задачи. Ответ на конкретный вопрос задачи − 4????
????
∙ 100 = 8,
5???? − ????
????
∙ 100 = ????.

Объект
Цена
Количество
Стоимость
Куртка
????
1
????
Рубашка
????
4 Рубашка 5????
4???? = 0,92????
5???? − ????
????
∙ 100 = ????.

100???? − 400???? = 8????,
5???? − ????
????
∙ 100 = ????.


???? = 0,23????
(5 ∙ 0,23 − 1)????
????
∙ 100 = ????.

???? = 0,23????
15 = Ответ на Таким образом, 5 рубашек дороже куртки на Решение (алгебраический способ
Построение и исследование математических моделей при решении на ценообразование и налогообложение
Задача Четыре одинаковые рубашки дешевле куртки на
8%.
На сколько процентов пять таких рубашек дороже куртки При необходимости результат округлите до целого числа процентов.
М е то дм ат ем ат и чес кого моделирования при решении задач социально- эконом и чес ко гос одержан и я в формате Г И А
Замечание
Арифметический способ решения для данной задачи базового уровня, очевидно, менее громоздкий. Но математическую модель составляет всё решение. Для задачи ЕГЭ повышенного уровня сложности, в которой требуется записать развёрнутое решение, такой способ может привести к полной потере баллов из-за одной вычислительной ошибки. При алгебраическом способе решения, если ошибка допущена на этапе верного исследования верно построенной математической модели, по критериям выставляется
1
балл.
f(x)
Ответ: на Решение (арифметический способ).
Объект
Проценты, Куртка 4 рубашки – 8 = 92 1 рубашка ∶ 4 = 23 5 рубашек ∙ 5 = Процентное отношение 100
∙ 100 = Разница – 100 = 15
Построение и исследование математических моделей при решении на ценообразование и налогообложение
Задача Четыре одинаковые рубашки дешевле куртки на
8%.
На сколько процентов куртка дешевле пяти таких рубашек При необходимости результат округлите до целого числа процентов.
М е то дм ат ем ат и чес кого моделирования при решении задач социально- эконом и чес ко гос одержан и я в формате Г И А − 4????
????
∙ 100 = 8,
5???? − ????
5????
∙ 100 = ????.

Объект
Цена
Количество
Стоимость
Куртка
????
1
????
Рубашка
????
4 Рубашка 5????
4???? = 0,92????
5???? − ????
5????
∙ 100 = ????.


100???? − 400???? = 8????,
5???? − ????
5????
∙ 100 = ????.


???? = 0,23????
(5 ∙ 0,23 − 1)????
1,15????
∙ 100 = ????.

???? = 0,23????
13 = Решение (алгебраический способ).
Ответ: на Таким образом, куртка дешевле рубашки на 13%.
???? =
???? − ????
????
∙ 100
Построение и исследование математических моделей при решении на ценообразование и налогообложение
Задача Стр х предприятий города в бюджет поступают налоги сих прибыли. Если прибыль первого предприятия увеличилась вдвое, общая сумма налоговых поступлений стр х предприятий выросла бы на 51%. Если бы прибыль третьего предприятия уменьшилась вдвое, общая сумма налоговых поступлений с
трёх предприятий сократилась бы на 3%. Сколько процентов от общей суммы налоговых поступлений стр х предприятий составляют налоговые поступления со второго предприятия?
М е то дм ат ем ат и чес кого моделирования при решении задач социально- эконом и чес ко гос одержан и я в формате Г И А
Объект
Доход 1, Доход 2, Доход 3, Предприятие Предприятие Предприятие 3
z Всего 151 Решение (алгебраический способ+ ????
????
+ ????
????
= 100%,
????
????
, ????
????
, ????
????
- процент, который составляет каждое из чисел
????, ????, по отношению к их сумме + ???? + ???? = 100,
2???? + ???? + ???? = 151,
???? + ???? + 0,5???? = 97;


???? + ???? + ???? = 100,
2???? + ???? + ???? − ???? + ???? + ???? = 51,
???? + ???? + ???? − (???? + ???? + 0,5????) = 3;

???? + ???? + ???? = 100,
???? = 51,
0,5???? = 3;
???? = 43,
???? = 51,
???? = Ответ Таким образом, налоговые поступления со второго предприятия составляют 43% от общей суммы налоговых поступлений
Построение и исследование математических моделей при решении на ценообразование и налогообложение
Задача В магазине одежды проводилась распродажа.
Джинсы продавались со скидкой 30%, а футболка- со скидкой 40%. Покупатель приобрёл футболку и джинсы заруб, заплатив на 34% меньше их суммарной стоимости без скидки. Определите первоначальную стоимость джинсов?
М е то дм ат ем ат и чес кого моделирования при решении задач социально- эконом и чес ко гос одержан и я в формате Г И А
Объект
Доход 1, Доход 2, Джинсы − 0,3 Футболка − 0,4 Всего + ????
0,7???? + Решение (алгебраический способ).
Ответ: Таким образом, налоговые поступления со второго предприятия составляют 43% от общей суммы налоговых поступлений + 0,6???? = 2310,
0,7???? + 0,6???? = (1 − 0,34) ???? + ???? .
0,66 ???? + ???? = 2310,
???? + ???? = 3500,
0,7???? + 0,6(3500 − ????) = 2310,
0,1???? = 2310 − 0,6 ∙ 3500,
???? = 2100.
???? = 2100,
???? = 1400.
???? = 3500 − ????,
???? = ???? ∙ 1 −
????
100

25 ∙ 1,5
????
∙ 2
????
∙ 1,2 = 405,
???? ≥ 0, ???? ≥ 0,
????, ???? ∈ ℤ,
???? = ???? + ???? общее количество посредников. Построение и исследование математических моделей при решении на ценообразование и налогообложение
Задача Цена производителя на некоторое изделие составляет 25 рублей. Прежде чем попасть на прилавок магазина, изделие проходит через несколько фирм-посредников, каждая из которых увеличивает цену вили раза, осуществляя услуги по хранению и транспортировке изделий.
Магазин делает наценку 20%, после чего изделие поступает в продажу по цене 405 рублей. Сколько посредников было между магазином и
производителем?
М е то дм ат ем ат и чес кого моделирования при решении задач социально- эконом и чес ко гос одержан и я в формате Г И А
Объект
Количество
Коэффициент увеличения
Множитель
Цена, руб.
Производитель
-
-
-
25
Посредник 1 типа 1,5
????
25 ∙ Посредник 2 типа 2
????
25 ∙ 1,5
????
∙ Магазин 1,2 1,2 25 ∙ 1,5
????
∙ 2
????
∙ 1,2
Продажа
-
-
-
405
f(x)
Решение.
Ответ
: 5.
3 2
????
∙ 2
????
=
27 2
,
3
????
∙ 2
????−????
= 3 3
∙ 2
−1
???? = 3,
???? − ???? = −1,
???? ≥ 0,
???? ≥ 0;

???? = 3,
???? = Таким образом, общее количество посредников = ???? + ???? = 3 + 2 = Так как числа 3 и 2 простые, то по основной теореме арифметики имеем S ∙ 1 +
????
100
????
S
n
= S ∙ 1 +
????
1 100
∙ ⋯ ∙ 1 +
????
????
100
Построение и исследование математических моделей при решении на ценообразование и налогообложение
Задача Вновь созданное акционерное общество продало населению 1000 своих акций, установив скидку
10%
на каждую пятую продаваемую акцию и на каждую тринадцатую продаваемую акцию. В
случае, если на одну акцию выпадают обе скидки,
то применяется большая из них. Найдите сумму,
вырученную от продажи всех акций, если цена акции (без скидок) составляла 1000 рублей.
М е то дм ат ем ат и чес кого моделирования при решении задач социально- эконом и чес ко гос одержан и я в формате Г И А
f(x)
Решение.
Ответ
: Таким образом, сумма, вырученная от продажи всех акций, равна
962500 рублей.
S
n
= S ∙ 1 +
????
100
????
S
n
= S ∙ 1 +
????
1 100
∙ ⋯ ∙ 1 +
????
????
100
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 последовательность натуральных чисел кратных 5-ти,
????
????

последовательность натуральных чисел кратных 13-ти,
????
????

последовательность натуральных чисел кратных 5-ти и 13-ти,
то есть кратных 65-ти, так как 5 и 13 взаимно простые числа 5????,
????
????
= 13????,
????
????
= 65????,
????, ????, ???? ∈ ℕ,
5???? ≤ 1000,
13???? ≤ 1000,
65???? ≤ 1000,
1000 ∙ 0,9 ???? − ???? + 1000 ∙ 0,75???? + 1000 ∙ 1000 − ???? − ???? + ???? = ????,
????, ????, ???? ∈ ℕ.
???? = 200,
???? = 76,
???? = 15,
900 ∙ 185 + 750 ∙ 76 + 1000 ∙ 739 = 962500.
Построение и исследование математических моделей при решении на ценообразование и налогообложение
Задача Студент получил свой первый гонорар в размере
900
рублей за выполненный перевод. Он решил на все полученные деньги купить букет лилий для своей учительницы английского языка. Какое наибольшее количество лилий сможет купить студент, если удержанный у него налог на доходы составляет 13% гонорара, лилии стоят 120 рублей за штуку и букет должен состоять из нечетного числа цветов?
М е то дм ат ем ат и чес кого моделирования при решении задач социально- эконом и чес ко гос одержан и я в формате Г И А
Объект
Сумма, руб.
%
Гонорар
900 Полученные деньги
????
????
f(x)
Решение.
Ответ
: Таким образом, наибольшее количество лилий, которое может купить студент равно пяти.
Объект
Цена за штуку, руб.
Количество, шт.
Цена букета, руб.
Производитель
120
????
120????
900 ∙ 100 − 13 : 100 ≥ 120????, ???? = 2???? + 1, ???? ≥ 0, ???? ∈ ℤ
,
783 ≥ 120????,
6,525 ≥ ????,
???? = Приближение по недостатку
Построение и исследование математических моделей при решении на ценообразование и налогообложение
Задача Для ремонта квартиры требуется 63 рулона обоев. Магазин закупает обойный клей по оптовой цене 120 рублей за пачку и продает с наценкой
20%.
Сколько рублей придётся потратить на покупку обойного клея для ремонта квартиры,
если одна пачка клея рассчитана на 6 рулонов?
М е то дм ат ем ат и чес кого моделирования при решении задач социально- эконом и чес ко гос одержан и я в формате Г И А
Объект
Цена за пачку , руб.
Цена за пачку , руб
Количест во, шт.
Стоимос ть, S руб.
Клей
1,2????
????
1,2
????????
f(x)
Решение.
Ответ
: 1584
рубля.
Приближение по избытку = 1,2????????,
???? ∈ ????
1. 120 ∙ 1,2 = 144 (руб) – цена за одну пачку клея 6 + 1 = 11 (шт) – необходимое количество пачек клея,
3. 144 ∙ 11 = 1584 ( руб) – придётся потратить

???? + ???? = 0,7???? + ???? + 0,01????????,
2(???? + ????) = ???? + 0,7???? + Построение и исследование математических моделей при решении на ценообразование и налогообложение
Задача У бизнесмена Сидорова много скоропортящегося товара, который он держит на двух складах. Когда часть товара портится, Сидоров уценивает эту часть на 30 процентов, а стоимость всего остального товара увеличивает на k процентов.
Если испортится весь товар с го склада и только он, выручка Сидорова не изменится, а если испортится весь товар со второго склада (и только он, она увеличится в 2 раза. Найдите Метод математического моделирования при решении задач социально- эконом и чес ко гос одержан и я в формате Г И А

Объект
Стоимость первоначальная
Стоимость с уценкой товара с го склада
Стоимость с уценкой товара со го склада
Склад 1
????
(1 – 0,3)????
(1 + 0, Склад 2
????
(1 + 0, 01????)????
(1 – Всего + ????
0,7???? + ???? + 0,01????????
???? + 0,7???? + Решение = ???? ∙ 1 +
????
100
???? = ???? ∙ 1 −
????
100

0,3???? = 0,01????????,
???? + 1,3???? = 0,01????????;


???? =
30????
????
,
100???? +
3900????
????
= ????????;
∗ : ???? = 0 не удовл. усл или 100???? − 3900
????
= 0,

???? =
30????
????
,
100 +
3900
????
− ???? ???? = 0; (∗)
???? = −30 не удовл. усл ,
???? = 130.
⇒ ???? =
3????
13
,
???? = Условию задачи удовлетворяет только положительный корень.
Бизнесмен Сидоров увеличивает цену на 130 Ответ 130.
Построение и исследование математических моделей при решении на ценообразование и налогообложение
Задача При оптовой продаже цена первого товара равна
5
млн рублей, а второго 20 млн рублей.
Определённый процент оптовой цены
(для каждого товара свой) составляет стоимость товара, остальное – торговая наценка. При розничной продаже цены товаров увеличиваются за счет увеличения наценки, при этом процент,
который составляет стоимость от цены,
уменьшается для первого товара враз, а для второго товара враз по сравнению с оптовой продажей.
Известно,
что
???????? = 4. На какое наименьшее число может увеличиться сумма цен
(в млн рублей) обоих товаров при розничной продаже по сравнению с оптовой?
М е то дм ат ем ат и чес кого моделирования при решении задач социально- эконом и чес ко гос одержан и я в формате Г И А
Объект
Оптовая цена, млн руб.
Стоимость, млн руб.
Розничная цена, млн руб.
Стоимость, млн руб.
Товар 1 5
5 ∙
????
1 100
c
1
????
1

????
1 Товар 2 20 20 ∙
????
2 100
c
2
????
2

????
2 Всего+ ????
2
f(x)
Решение.
Ответ
: млн рублей =
????
100
∙ Так как стоимость не меняется, то 5 ∙
????
1 100
= ????
1

????
1 100????
, 20 ∙
????
2 100
= ????
2

????
2 откуда ????
1
= 5????, ????
2
= 20????.
???????? = 4,
???? = 5???? + 20???? − 25;
???? =
4
????
,
???? = 5???? +
80
????
− 25;
???? = 5???? +
80
????
− 25 = 20
????
4
+
4
????
− Таким образом, наименьшее число, на которое может увеличиться сумма цен обоих товаров при розничной продаже по сравнению с оптовой,
равно 15 млн рублей.
По свойству взаимно обратных чисел
????
4
+
4
????
≥ 2, тогда 25 ≥ 15,
Построение и исследование математических моделей при решении на ценообразование и налогообложение
М е то дм ат ем ат и чес кого моделирования при решении задач социально- экономического содержания в формате Г И А
Дистанционные
курсы повышения
квалификации
Москва, ул. Воронцовская астр