Файл: Введение I. Манипулирование общественным сознанием.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экономические факторы:
-
Структурные диспропорции в экономике. -
Резкая нелегитимная диспропорция в доходах. Низкий уровень жизни большинства населения на фоне вызывающей роскоши немногих.
Политические факторы:
-
Государство заигрывает с националистически ориентированными силами. Представители власти попустительски относятся к открытой демонстрации расизма и национальной дискриминации. Влиятельные государственные деятели не только не призывают к осуждению нетерпимости, но и нередко сами выступают с дискриминационными высказываниями. Федеральная власть открыто поддерживает некоторых губернаторов, высказывающих откровенно расистские дискриминационные призывы. -
Возникают и успешно развиваются политические группировки, эксплуатирующие ненависть к инородцам, мигрантам.
Культурные факторы
-
Расхожесть и укорененность расистских и националистических настроений – синдром радикального авторитаризма. -
Отсутствие толерантности к «иным», «другим» культурам, обычаям, религиям, группам. -
Формирование национальной идеологии «осажденной крепости» – «все против нас». -
Часть академического сообщества не только не способствует преодолению ксенофобии, но иногда прямо способствует созданию дискриминационных концепций и оправданию расистских практик. -
Активная эксплуатация националистических, расистских и дискриминационных тем в массовой культуре и СМИ.
Что касается средств массовой информации, то их интерес к насилию и агрессии объясняется следующими факторами:
-
Общая экономическая, политическая и социокультурная ситуация, делающая СМИ заложником борьбы кланов и олигархических групп. -
Искаженная структура массовой аудитории с преобладанием бедного населения, не имеющего возможности платить за качественную информацию. -
Невозможность обеспечить нормальное финансирование СМИ посредством продажи информации и рекламы. -
Отсутствие у журналистов навыков работы в условиях рынка. -
Заинтересованность сил, контролирующих СМИ, в использовании их в качестве инструмента информационных и психологических войн. -
Отсутствие надежных и действенных механизмов обеспечения свободы слова и свободы СМИ.
Следствием влияния этих факторов являются:
-
Зависимость СМИ от власти и крупного капитала. -
Подверженность влиянию социальных, политических, экономических групп, заинтересованных в разжигании вражды. -
Ангажированность, необъективность, мифологичность. -
Подмена информации PR-ом и рекламой. -
Концентрация на интересах невзыскательной части аудитории, являющейся основным потребителем «образов вражды», и пренебрежительное отношение к интересам подготовленной аудитории. -
Невысокий профессиональный уровень работников СМИ[4, с.186].
Говоря о методах борьбы с таким засильем агрессии, автор статьи призывает все же удержаться от соблазна ввести ограничения свободы слова и свободы СМИ и помнить, что лобовая пропаганда толерантности и политкорректности вряд ли может быть эффективной.
Заключение
В процессе политического противоборства одним из наиболее действенных приемов является «атака» или «использование эффекта контраста». В высказываниях политических деятелей, в теле- и радиопередачах, в газетных и журнальных публикациях эти приемы нередко трансформируются в жесткую критику. Эта волна беспримерной критики способствовала формированию в умах избирателей устойчивого представления о том, что во многих бедах нашего общества виноваты конкретные лица или социальные (и национальные) группы. Так формировался «образ врага».
Отрицательный образ или «образ врага» имеет истоки в национально-культурных и исторических стереотипах, поэтому с большей готовностью воспринимаются различными группами населения.
Формирование «образа врага» позволяет никогда не сомневаться в своей правоте, оправдывает любые действия, блокирует критичность мышления, закрепляет негативные эмоции - недоверие, подозрения и страх.
Мышление, находящееся во власти «образа врага» по сути безвариантно, лишено гибкости, критичности, сводит многие решения к крайностям, например, враждебное поведение противника как бы работает на его образ, а разумное рассматривается как хорошо замаскированные происки. Отсюда возникает немало препятствий для ведения политического диалога. Нередко в «образе врага» проявляется то, что не нравится в себе самом, не согласуется с представлениями об «образе Я».
Благоприятным условием для формирования «образа врага» является невежественность, неинформированность и повышенная внушаемость населения. В таком случае достаточно простых лозунгов: «Мы - не такие, как они».
Часто применяется и такая уловка: сравнивание высказываний политика до выборов и после них. Другие распространенные уловки: демонстративное умалчивание, манипулирование жанром (если выгодно, то «новости без комментария», если нет, то «сплошной комментарий без новостей»), изменение масштабов явления.
Список литературы
-
Бурдье П. Социология политики. — М., 1993. — С.212. -
Бурдье П. Начала. — М., 1994. — С.182. -
Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997 – 2002 годов. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. -
Дзялошинский И.М. Образы вражды в российских СМИ: социальные, культурные, профессиональные факторы. Учебно-методическое пособие для студентов факультета журналистики. – М.,2006. -
Доценко Е.Л. Психология манипуляции. — М., 1996. -
Кара – Мурза С. Манипуляция сознанием. – М., 2005. -
Клозе Ф. Массы и манипуляция. — М., 1997. — С.16. -
Коливер С. Законы о Языке Вражды // http://www.memo.ru/hr/referats/hatespch/. -
Почепцов Г. Имидж от фараонов до президентов. — Киев, 1997. — С.145 -
Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ. – М.: РОО «Центр «Панорама», 2002. -
Сенявская В.С. Противники России в войнах XX века: Эволюция образа врага в сознании армии и общества. – М., 2006. -
Фрейре П. Образование в современном мире // Перспективы. — 1992. — №2. – С.13. -
Шампань Л. Делать мнение. Новая политическая игра. — М., 1997.