Файл: Введение I. Манипулирование общественным сознанием.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Экономические факторы:

  • Структурные диспропорции в экономике.

  • Резкая нелегитимная диспропорция в доходах. Низкий уровень жизни большинства населения на фоне вызывающей роскоши немногих.

Политические факторы:

  • Государство заигрывает с националистически ориентированными силами. Представители власти попустительски относятся к открытой демонстрации расизма и национальной дискриминации. Влиятельные государственные деятели не только не призывают к осуждению нетерпимости, но и нередко сами выступают с дискриминационными высказываниями. Федеральная власть открыто поддерживает некоторых губернаторов, высказывающих откровенно расистские дискриминационные призывы.

  • Возникают и успешно развиваются политические группировки, эксплуатирующие ненависть к инородцам, мигрантам.

Культурные факторы

  • Расхожесть и укорененность расистских и националистических настроений – синдром радикального авторитаризма.

  • Отсутствие толерантности к «иным», «другим» культурам, обычаям, религиям, группам.

  • Формирование национальной идеологии «осажденной крепости» – «все против нас».

  • Часть академического сообщества не только не способствует преодолению ксенофобии, но иногда прямо способствует созданию дискриминационных концепций и оправданию расистских практик.

  • Активная эксплуатация националистических, расистских и дискриминационных тем в массовой культуре и СМИ.

Что касается средств массовой информации, то их интерес к насилию и агрессии объясняется следующими факторами:


  • Общая экономическая, политическая и социокультурная ситуация, делающая СМИ заложником борьбы кланов и олигархических групп.

  • Искаженная структура массовой аудитории с преобладанием бедного населения, не имеющего возможности платить за качественную информацию.

  • Невозможность обеспечить нормальное финансирование СМИ посредством продажи информации и рекламы.

  • Отсутствие у журналистов навыков работы в условиях рынка.

  • Заинтересованность сил, контролирующих СМИ, в использовании их в качестве инструмента информационных и психологических войн.

  • Отсутствие надежных и действенных механизмов обеспечения свободы слова и свободы СМИ.

Следствием влияния этих факторов являются:

  • Зависимость СМИ от власти и крупного капитала.

  • Подверженность влиянию социальных, политических, экономических групп, заинтересованных в разжигании вражды.

  • Ангажированность, необъективность, мифологичность.

  • Подмена информации PR-ом и рекламой.

  • Концентрация на интересах невзыскательной части аудитории, являющейся основным потребителем «образов вражды», и пренебрежительное отношение к интересам подготовленной аудитории.

  • Невысокий профессиональный уровень работников СМИ[4, с.186].


Говоря о методах борьбы с таким засильем агрессии, автор статьи призывает все же удержаться от соблазна ввести ограничения свободы слова и свободы СМИ и помнить, что лобовая пропаганда толерантности и политкорректности вряд ли может быть эффективной.

Заключение

В процессе политического противоборства одним из наиболее действенных приемов является «атака» или «использование эффекта контраста». В высказываниях политических деятелей, в теле- и радиопередачах, в газетных и журнальных публикациях эти приемы нередко трансформируются в жесткую критику. Эта волна беспримерной критики способствовала формированию в умах избирателей устойчивого представления о том, что во многих бедах нашего общества виноваты конкретные лица или социальные (и национальные) группы. Так формировался «образ врага».

Отрицательный образ или «образ врага» имеет истоки в национально-культурных и исторических стереотипах, поэтому с большей готовностью воспринимаются различными группами населения.

Формирование «образа врага» позволяет никогда не сомневаться в своей правоте, оправдывает любые действия, блокирует критичность мышления, закрепляет негативные эмоции - недоверие, подозрения и страх.

Мышление, находящееся во власти «образа врага» по сути безвариантно, лишено гибкости, критичности, сводит многие решения к крайностям, например, враждебное поведение противника как бы работает на его образ, а разумное рассматривается как хорошо замаскированные происки. Отсюда возникает немало препятствий для ведения политического диалога. Нередко в «образе врага» проявляется то, что не нравится в себе самом, не согласуется с представлениями об «образе Я».

Благоприятным условием для формирования «образа врага» является невежественность, неинформированность и повышенная внушаемость населения. В таком случае достаточно простых лозунгов: «Мы - не такие, как они».

Часто применяется и такая уловка: сравнивание высказываний политика до выборов и после них. Другие распространенные уловки: демонстративное умалчивание, манипулирование жанром (если выгодно, то «новости без комментария», если нет, то «сплошной комментарий без новостей»), изменение масштабов явления.

Список литературы

  1. Бурдье П. Социология политики. — М., 1993. — С.212. 

  2. Бурдье П. Начала. — М., 1994. — С.182. 

  3. Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997 – 2002 годов. – М.: Новое литературное обозрение, 2004.

  4. Дзялошинский И.М. Образы вражды в российских СМИ: социальные, культурные, профессиональные факторы. Учебно-методическое пособие для студентов факультета журналистики. – М.,2006.

  5. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. — М., 1996. 

  6. Кара – Мурза С. Манипуляция сознанием. – М., 2005.

  7. Клозе Ф. Массы и манипуляция. — М., 1997. — С.16. 

  8. Коливер С. Законы о Языке Вражды // http://www.memo.ru/hr/referats/hatespch/.

  9. Почепцов Г. Имидж от фараонов до президентов. — Киев, 1997. — С.145

  10. Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ. – М.: РОО «Центр «Панорама», 2002.

  11. Сенявская В.С. Противники России в войнах XX века: Эволюция образа врага в сознании армии и общества. – М., 2006.

  12. Фрейре П. Образование в современном мире // Перспективы. — 1992. — №2. – С.13. 

  13. Шампань Л. Делать мнение. Новая политическая игра. — М., 1997.