Файл: Катаев В. П. Косточка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта

Образовательные области: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие;

Тема занятия: Катаев В.П. «Косточка».

Возрастная группа: старшая группа;

Цель занятия: создание цепочки последовательности событий сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик» в ходе беседы по произведению, дидактической игры «Что сначала, что потом?» на ИКТ оборудовании и продуктивной деятельности (аппликация);

Задачи:

Образовательные:

Воспроизвести последовательность событий сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик» в ходе беседы по произведению.

Развивающие:

Отвечать на вопросы развёрнутым ответом в процессе проведения беседы по содержанию сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик» .

Воспитательная:

Проявить доброжелательность и умение договариваться в ходе дидактической игры «Что сначала, что потом?».

Дополнительные задачи:

Дидактическая задача: расставить последовательно иллюстрации сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик» в ходе беседы по произведению

Игровая задача: выполнить задания, набрать наибольшее количество фишек и победить в игре.

Техническая: уметь использовать приём вырезания и приклеивания для изображения цветка .

Изобразительная: уметь подбирать цвет бумаги для выразительного образа цветка.

Словарная работа: обогащение словаря (хромать).

Планируемый результат занятия: дети в ходе занятия создали цепочку последовательности событий сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик» в ходе беседы по произведению, дидактической игры «Весёлые задания» на ИКТ оборудовании и продуктивной деятельности (аппликация); воспроизвели последовательность событий сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик» в ходе беседы по произведению; ответили на вопросы развёрнутым ответом в процессе проведения беседы по содержанию сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик»; проявили доброжелательность и смогли договариваться в ходе дидактической игры «Весёлые задания»; расставили последовательно иллюстрации сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик» ; использовали приём вырезания и приклеивания для изображения цветка; смогли подобрать цвет бумаги для выразительного образа цветка.


Подготовительная работа: чтение сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик», рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование: интерактивная панель, документ камера, хрестоматия для чтения старшей группы, иллюстрации, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, салфетки.




Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Настроить детей на совместную деятельность.

Художественное слово.

Мы скажем небу: «Здравствуй!»

«Пусть утро будет ясным!»

— Природе скажем мы.

Пусть будет мир прекрасным!

И даже в день ненастный

Ему желаем счастья, любви и красоты!

Здравствуй, солнышко родное,

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем

И ладошки и сердца.
Настраивает детей на предстоящую деятельность. Обращают внимания на цветы. Рассматривают иллюстрацию на документ камере.

Подгрупповая.

Словесные: беседа, вопросы, объяснения.

Приветствуют друг друга, рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы.

Внимание устремлено на воспитателя. Готовы к совместной деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Подвести к формулированию проблемной ситуации: «Ребята, а как вы думайте, нужно ли делать добрые дела?»

Знакомство с автором и названием произведения, выражение личное мнение о сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Рассказывает анатацию к произведению.

Задаёт проблемный вопрос: «Ребята, а как вы думайте, нужно ли делать добрые дела?».

Формулировка детьми различных гипотиз.

Подгрупповая, индивидуальная.

Словесные: беседа, вопросы, объяснения.

Выдвигают гипотезы, отвечают на вопросы.

Формулируют проблемную ситуацию.

2.1.

Этап ознакомления с материалом

Изучить новый материал (чтение рассказа).

Словарная работа: «хромать».

Чтение сказки Валентины Катаевой «Цветик-семицветик».

- О чём был рассказ? Какой поступок совершил Ваня? А правильно ли он сделал, что не сказал правду? Почему Ваня заплакал?

Ребята, а какой фрагмент сказки вам больше всего понравился? Давайте прочтём его ещё раз, а вы его закончите.

- Теперь я вам предлагаю отдохнуть.

Физминутка

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

Подгрупповая, индивидуальная.

Словесные: беседа, вопросы, объяснения.

Практические: динамическая пауза.

Отвечают на вопросы, внимательно слушают воспитателя, выполняют динамическую паузу.

В ходе изучения нового материала (чтения рассказа), ищут ответ на проблемный вопрос.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Практически решить проблемную ситуацию

Предлагает поиграть на интерактивной панели, вспоминают ТБ работы с интерактивной панелью и проговариваю правила игры: «выполнить задание и набрать наибольшее количество баллов».

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Подведение итогов игры.

Зрительная гимнастика для глаз.

Наши алые цветы распускают лепестки (смотрим вверх) 

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (моргать быстро) 

Наши алые цветы закрывают лепестки, (закрывать глаза) 

Тихо засыпают, головой качают (смотреть по сторонам).
Предлагает пройти в центр творчества и выполнить цветок(деятельность в технике аппликация).

ТБ с клеем и ножницами.

Подгрупповая, индивидуальная.

Словесные: беседа, вопросы, объяснения.

Наглядные: рассматривание иллюстраций.

Игровые: дидактическая игра.

Практические: гимнастика для глаз, продуктивная деятельность.

Отвечают на вопросы, учувствуют в дидактической игре, делают гимнастику для глаз, выполняют продуктивную деятельность.

Практическое решение проблемной ситуации.

3.

Заключительный этап

Подвести итоги деятельности.

- Вы помните вопрос, на который мы отвечали в начале занятия? Хотите ли вы изменить свои ответы?

- Какое произведение мы с вами сегодня прочитали?

- Кто автор этого рассказа?

- Что вам больше всего запомнилось?

- А вы сами делали добрые дела?

- Спасибо за занятие. Вы хорошо сегодня поработали.

Подгрупповая, индивидуальная.

Словесные: беседа, вопросы, объяснения.

Отвечают на вопросы, анализируют деятельность.

Рефлексия.



Занятие (для себя)

Основной этап

Мы скажем небу: «Здравствуй!»

«Пусть утро будет ясным!»

— Природе скажем мы.

Пусть будет мир прекрасным!

И даже в день ненастный

Ему желаем счастья, любви и красоты!

Здравствуй, солнышко родное,

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем

И ладошки и сердца.

- Ребята, в нашей группе что-то появилось, давайте мы с вами это найдём.

- Что вы нашли? Цветы. Ребята, они такие красивые? А смотрите какой необычный цветок, давайте рассмотрим его поближе. (рассматривают иллюстрации через документ камеру). Ребята, а вы помните произведение про такой необычный цветок? А вы знаете чем закончилась сказка? А вот сегодня мы с вами и узнаем. Тогда давайте присядем на ниши места. Сидим ровно, спина прямая, руки на коленях.

Этап постановки проблемы

Сегодня мы с вами продолжим читать сказку Валентины Катаевой «Цветик-семицветик ». Когда я прочитала это произведение, оно мне очень понравилось, что я захотела им с вами им поделиться. В ней причудливым образом сплелись реальность и волшебство. Девочка Женя получает от старушки удивительный цветок с семью лепестками. Каждый лепесток этого цветка может исполнить любое желание, если произнести заклинание. Когда Женя истратила шесть желаний, она поняла, что счастье не зависит от игрушек. Интересно, на что же она потратит седьмой, последний лепесток. 

Задаёт проблемный вопрос: «Ребята, а как вы думайте, нужно ли делать добрые дела?».

(Формулировка детьми различных гипотиз)

- Запомните свои ответы, мы к ним ещё вернёмся.

Ознакомление с материалом

Прежде чем мы начнём читать, давайте вспомним значения слов, которые попадутся в сказке. Вы знаете значение слова хромой»?

Чтение рассказа.

Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.

- Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила - и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее. Пошла она на улицу, идет и думает:

"Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю- ка я себе, пожалуй, два кило "мишек". Нет, лучше два кило "прозрачных". Или нет... Лучше сделаю так: велю полкило "мишек", полкило "прозрачных", сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика.

А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться".

Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

- Витя. А тебя как?

- Женя. Давай играть в салки?

- Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.


И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

- О чём был рассказ? Какой поступок совершил Ваня? А правильно ли он сделал, что не сказал правду? Почему Ваня заплакал?

Ребята, а какой фрагмент рассказа вам больше всего понравился? Давайте прочтём его ещё раз, а вы его закончите.

Пример: мне понравился фрагмент, где мальчик выздоровел:

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни … (старалась).

- Теперь я вам предлагаю отдохнуть.

Физминутка:

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

Решение проблемы

А сейчас я предлагаю вам пройти к интерактивной панели и поиграть в игру «Что сначала, что потом?». Но прежде чем начать, давайте вспомнить технику безопасности. (проговаривают), (играют).

Ваши глаза устали, давайте мы дадим им отдохнуть и выполним упражнения.

Зрительная гимнастика:

Наши алые цветы распускают лепестки (смотрим вверх) 

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (моргать быстро) 

Наши алые цветы закрывают лепестки, (закрывать глаза) 

Тихо засыпают, головой качают (смотреть по сторонам).
А сейчас давайте пройдем в наш центр творчества, но для этого возьмём стулья. Несем их правильно.

- Что лежит перед нами? Как вы думаете, что мы сейчас будем делать с вами? Сейчас мы с вами будем заниматься аппликацией, сделаем цветик-семицветик. Перед нами лежат лепестки, которые нужно выстричь и приклеить. Но давайте вспомним сначала технику безопасности при работе с жидким клеем и при работе с ножницами. (работают). Теперь вытираем наши руки салфетками и проходим на наши места. У вас здорово получилось!

Заключительный этап

- Вы помните вопрос, на который мы отвечали в начале занятия? Хотите ли вы изменить свои ответы?

- Какое произведение мы с вами сегодня прочитали?

- Кто автор этого рассказа?

- Что вам больше всего запомнилось?

- А вы сами делали добрые дела?

- Спасибо за занятие. Вы хорошо сегодня поработали.




Вспомогательный материал: