Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
На различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных средств. У предприятий это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным — кредиторская задолженность.
Источниками децентрализованных финансовых ресурсов предприятий выступают прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами и т.д.
В структуру финансовых ресурсов домашних хозяйств входят: денежные средства, предназначенные для текущих расходов; денежные средства, предназначенные для капитальных расходов; денежные сбережения; денежные средства, вложенные в движимое и недвижимое имущество.
Источниками этих ресурсов являются: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит.
Денежные отношения на микро уровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками, между предприятиями, домохозяйствами и финансово-кредитной системой и т.д..[10]
В завершении данной главы мы можем сделать вывод, что финансы-это не просто деньги, а сложная система экономических отношений, которая охватывает практически все стороны экономической жизни общества. Также они являются одной из важнейших форм проявления производственных отношений общества и от их совершенства будет зависеть рост экономического производства.
Глава 2. Сущность и функции финансов.
2.1. Функции финансов.
При рассмотрении вопроса о сущности финансов необходимо более
подробно остановиться на их функциях. Под функциями финансов понимается проявление присущим им свойств( назначение, деятельность, обязанность, исполнение) их роли, которые они выполняют в системе экономических отношений.[11] В итоге, сущность финансов проявляется в их функциях, посредством которых финансы реализуют их общественное назначение. Функции финансов:
- распределительная
- контрольная
- воспроизводственная
- регулирующая
- стабилизационная
Ключевыми функциями государственных финансов являются распределительная и контрольная. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.
Первой функцией финансов является распределение и перераспределение национального дохода в государстве.
Материальной основой создания национального дохода государства служит воспроизводство общественного продукта (валового внутреннего продукта). На всех стадиях воспроизводства валового внутреннего продукта и его распределения (собственно производство, распределение, обмен и конечное потребление) непосредственно используются финансы.
Распределение валового внутреннего продукта и национального дохода государства представлено на рис. 1.
Рисунок 1. Схема распределения валового внутреннего продукта и национального дохода в Российской Федерации
Национальный доход подразделяется на две части — фонд накопления и фонд потребления. Соотношение этих частей определяет пропорции развития экономики и ее структуру. Через систему финансовых отношений государство распределяет и направляет одну часть национального дохода на расширенное воспроизводство (в фонд накопления), другую часть — в фонд потребления. Государство использует финансы в качестве орудия распределения национального дохода с целью эффективного воздействия на результаты хозяйствования.
В дальнейшем объективно возникает потребность в перераспределении национального дохода, которая вызывается:
- наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (государственное управление, образование, здравоохранение, социальное обеспечение), но без которой производство не может быть эффективным;
- необходимостью обеспечения социального развития;
- важностью создания благоприятных условий для предпринимательства, что требует предоставления дотаций, субсидий.
Следовательно, национальный доход распределяется на фонд накопления и фонд потребления, а затем перераспределяется между производственной и непроизводственной сферами, а также по регионам.
Подавляющая часть перераспределительных отношений между территориями государства, производственной и непроизводственной сферами осуществляется через государственный бюджет (федеральный, региональные) и местные бюджеты (муниципальных образований).
Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит структурная перестройка экономики, выделение приоритетных видов экономической деятельности (сельское хозяйство, транспорт, энергетика).
Конечная цель распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, укреплении государства, достижении высокого качества жизни широких слоев населения.
Финансы выполняют свою распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов организаций.
При реализации продукции у организаций образуется выручка и, соответственно, доход. Одна часть этого дохода поступает в государственный бюджет, централизованные фонды социального страхования, а другая — остается в распоряжении организаций на образование фондов оплаты труда, экономического стимулирования и финансирования затрат по расширению и развитию производства.
Посредством распределительной функции финансов организации образуют фонды денежных средств за счет выручки от реализации товаров, готовой продукции и выполненных работ, направляют их на возмещение затрат (оплату товаров, материальные затраты, выплату заработной платы) и образование чистого дохода (прибыли). Определенная доля чистого дохода вносится в доход бюджета.[12]
Контрольная функция финансов проявляется:
1) до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;
2) в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет;
З) в процессе подведения итогов, составления оценок исполнения планов.
Контрольная функция реализуется через:
1) финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;
2) финансово-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;
З) кредитно-банковский контроль, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов.
4) независимый аудиторский и общественный контроль,
5) страховой контроль со стороны страховых компаний при наступлении страхового случая и выплате возмещения.[13]
Воспроизводственная функция - это поддержание материального, трудового и денежного баланса на всех стадиях оборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Воспроизведение осуществляется в рамках частных предприятий.
Экономическая обособленность собственности, выраженная в форме стоимости, позволяет передавать ее частным организациям, государствам и т. Д. приводит к необходимости внутреннего регулирования.
Непрерывная оборачиваемость средств - это период оборачиваемости капитала. Денежный поток начинается с предоплаты. Авансовые платежи производятся при возврате предприятию средств, потраченных на закупку сырья, материалов, работ и услуг, в виде денег от реализации товаров, выполненных работ, произведенных или приобретенных в течение одного производственного цикла предоставляемых.
Инвестиции - это использование средств на цели капитального характера. Инвестиции отличаются от авансовых платежей тем, что средства длительное время не выходят из обращения, а их возврат предприятию осуществляется частями за счет фиксированных отчислений, включенных в стоимость.
Функция непрерывного производства характеризуется показателями рентабельности и ликвидности активов предприятия. Рентабельность означает, что компания получает больше доходов от продажи товаров, продукции, работ и услуг. Ликвидность активов (активов) означает, что их можно легко продать или конвертировать в наличные. Эффективное управление финансовыми ресурсами позволяет увеличить доходность и обеспечить долгосрочное вложение. Качество управления финансовыми ресурсами играет ключевую роль в поддержании высокой доходности и ликвидности.
Неотъемлемой частью воспроизводства денег является операционная функция - текущее финансирование предприятий, организаций, бюджетов и внебюджетных фондов, т.е.. предоставление средств для платежей, расчетов и денежных обязательств. Операционная функция не оказывает существенного влияния на долгосрочную стратегию финансового развития. Функция непрерывного производства ставит во главу угла накопление капитала для решения долгосрочных инвестиционных проблем.[14]
Регулирующая функция постоянно связана с вмешательством государства в производственный процесс через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит). Регулирующая функция отражает, как и в каком направлении происходит перераспределение, формирование отраслевых и территориальных пропорций и экономический рост. Функционирование регулирующей функции связано с государственным регулированием экономики посредством управления совокупным спросом посредством трансфертных платежей, государственных закупок, государственного кредита и изменения налогового бремени.
Регулирующая функция связана с:
- государством является собственником и взаимодействует с различными структурами бизнес-сектора экономики;
- государство реализует экономическую политику через институциональную систему;
- имеются области функционирования государства, в которых государство играет ключевую роль (например, оборона, социальная помощь и т. д.).
Сферы регулирования включают: государственный сектор, экономическую безопасность, обменные курсы, внешнеэкономическую деятельность, безналичные платежи, денежный поток, государственные финансы, бизнес. Перераспределение средств между материальными и нематериальными отраслями, отраслями, регионами и т.д.. Сегодня в России регулирующая функция развита слабо.[15]
Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении стабильных экономических и социальных условий для всех предприятий и граждан. Также она призвана обеспечить равные условия для всех участников экономических процессов и равные возможности для всех граждан страны в разных регионах страны. Финансовая стабилизация экономики в РФ не используется в полной мере. В странах с развитой рыночной экономикой преобладает роль финансовых регуляторов. Преобладание распределительных и управляющих функций в экономике характерно для командно-административной экономики. Использование стабилизационных и регулирующих механизмов беспрепятственно повлияет на ситуацию в стране и предотвратит дисбалансы между регионами и отраслями экономики страны. Фактор стабильности финансового законодательства особенно важен для реализации долгосрочной инвестиционной политики.[16]
2.2 Финансовый механизм.
Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.
Финансовый механизм- это совокупность инструментов и методов управления финансовыми отношениями. Составляющие финансового механизма:
- Формы финансовых отношений в государстве;
- Порядок(правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств ;
- Методы финансового планирования;
- Финансовое законодательство;
К финансовым инструментам, используемым в финансовых методах, относятся:
- Доходы;
- Прибыль;
- Амортизационные отчисления ;
- Финансовые санкции;
- Процентные ставки по ссудам;
- Нормативы оборотных средств и др.[17]