Файл: Урок по русскому языку в 4 А классе с казахским языком обучения Животные и птицы наши друзья. Части речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Открытый урок по русскому языку

в 4 «А» классе

с казахским языком обучения

« Животные и птицы – наши друзья.

Части речи»

учитель начальных классов Гоманюк И.Г.

ГУ «Кызылжарская средняя школа»

Цели урока: – систематизация знаний об изученных частях речи;

- развитие мыслительных операций, познавательной активности, речи;

- воспитание любви к природе.

Форма проведения урока: интеллектуально-познавательная игра с компьютерной поддержкой.

Оформление:

Учите русский – годы кряду, Сл. №1

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

(Сабир Абдулла)

1.Орг.момент

Здравствуйте ребята ,гости.

Дети, пусть вас гости не пугают,

Здесь нам стены помогают.

Все, кто здесь сидят - друзья

И бояться их нельзя.

Мы волнуемся, конечно,

День сегодня необычный.

Но урок начать пора,

Всем ни пуха, ни пера.

Приветствие. Учащиеся разделены на две команды, сидят в « кружках», капитаны команд выбраны заранее.

Девиз.

1 команда - «Почемучки»: Мы отличаемся находчивостью, дружбой, умением.

2 команда - «Всезнайки»: Мы – весёлые, умные, смелые ребята.

Вместе: Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

2.Вступительная беседа

Существительное «школа»

«Просыпается» - глагол

С прилагательным «веселый»

Новый школьный день пришел

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим

И сегодня нашу встречу

Открывают «Части речи»

(учитель открывает на доске название темы урока «Части речи»)

В русском языке много слов. Их разделили на большие группы – части речи. Сегодня мы вспомним с вами изученные части речи . Урок будет проходить в форме интеллектуально-познавательной игры «Все обо всем» Сл. №2

Итак, правила игры. Играем по командам. За правильные ответы – жетоны. Играть будем по раундам.

Части речи изучать будем мы не просто так, отправляемся мы дружно на прогулку в зоопарк.


-Кто находится в зоопарке?

Мы будем наблюдать за животными и работать со схемой «Части речи».

Итак, 1 раунд! Сл.№3

3.Раунд 1.

«Доскажи словечко»

Задание 1 команде

1.Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А, проснувшись, стал реветь

Этот зверь – лесной…..(медведь) Сл.№4

2. Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

( Белка) Сл.№5

3.С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

(собака) Сл.№6

4.Среди зверей кто самый главный?

Храбрый, с гривою шикарной,

Он не привык скрывать свой гнев,

Зверей он царь, свирепый… (лев) Сл.№7

Задание 2 команде

1.Мчится что есть духу,

Хвост короче уха

Живо угадай-ка

Кто же это? (зайка) Сл.№8

2.Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча песнь поет.

Только мышь его боится…

Угадали? Это - …(кот) Сл.№9

3.В зоопарке, в синей клетке

Ловко прыгает по сетке,

Корчит рожи, ест бананы

Кто? Конечно (Обезьяна) Сл.№10

4.Голодна - мычит,

Сыта - жует,

Малым ребяткам

Молочка дает.

( корова) Сл.№11

Учитель:

-Что общего в отгадках?

-Чем питаются эти звери?

Подберите подходящее слово. На слайде пища для зверей и птиц. Сл.№12

На доске пары слов:

Медведь-мед

Заяц-капуста

Корова – сено

Лев – мясо

Обезьяна – бананы

Белка –орехи

Кошка – молоко

Собака- кость

-Что общего в словах 2 столбика? Сл.№13

(обозначают предмет, отвечают на вопрос кто?)

Учащиеся устанавливают соответствие.

(обозначают предмет, отвечают на вопрос что?)

(Имя сущ. – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)



Сделайте вывод!

-Какие слова отвечают на вопрос кто? Что? Сл.№14

Существительные имеют две формы числа. Какие? Сл.№15

-Как определить род? Сл.№16

Части речи

Предмет

Кто? Что?

Имя существительное

Учитель открывает «окошечко» в схеме и выдает командам жетоны

Работа с текстом. С.152 Сл.№17

1 команда выписать 6 слов которые отвечают на вопрос кто? Определите род.

2 команда выписать 6 слов которые отвечают на вопрос что ? определите род.

«Игра продолжается» Сл.№18

4. Раунд 2 «Зашифрованное слово» Сл.№19, Сл.№20

На экране – текст. Текст читает хорошо читающий ученик.

-О каком животном этот рассказ? (о волке) Сл.№21

-Какие слова помогли вам догадаться? (хитрый, умный, скрытный, вредный, осторожный и т.д.)

Посмотрите на волка.

-На какие вопросы отвечают эти слова? (какой? Какая? Какое? Какие?) Сл.№22

Сделайте вывод! (Имя прил. – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

Учитель открывает «окошечко» в схеме и выдает командам жетоны.

Части речи

Признак предмета

Какой? Какая? Какое? Какие?

Имя прилагательное

2. Подбери к прилагательным существительное. Сл.№23

1 команда

Серый, хищный, злой – (волк)

Рыжая, хитрая, ловкая – (лиса)

Большой, косолапый – (медведь)

2 команда Сл.№24

Трусливый, длинноухий, серый или белый – (заяц)

Пушистая, прыгучая, рыжая - (белка)

Маленький, колючий, круглый - ( еж)

Физминутка Сл.№25-35

«Игра продолжается» Сл.№36

5. Раунд 3 «Слоговое лото» Сл.№37

-Каждая команда получает набор слогов, из которых надо сложить название животного.

За правильные ответы – жетон.

1 команда. воробей, лошадь, козёл

2 команда. ворона, верблюд, баран

Давайте посмотрим слайды Сл.№38,39

- Кто как голос подаёт? Сл.№40

-Я сейчас вам покажу слово, а вы мне карточку с номером того животного, к которому оно относится.


1 команда . Чирикает, ржёт, мычит, хрюкает.

2 команда. Каркает, лает, мяукает, воет.

Проверка. Сл.№41

Учащиеся показывают карточки с цифрами и получают жетоны.

-Что общего в этих словах?

-Как они называются?

(Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?)

Сделайте вывод!

Учитель открывает «окошечко» в схеме Сл.№42

Части речи

Действие предмета

Что делать? Что сделать?

Глагол

8. Подобрать(соединить) подходящие глаголы. Сл.№43,44


Заяц прыгает
лебедь плавает
черепаха ползает 
Мышка шуршит


Ласточка летает

Собака служит



Составьте с любым словосочетанием предложение. Подчеркните глаголы.

«Игра продолжается» Сл.№45

7. Раунд 5 Сл.№46,47

«Исключи лишнее»

1.Сорока, лебедь, беркут, цыпленок.

2.Слон, жираф, баран, тигр.

3. Пищит, мычит, воет, хитрая.

4. Серый, большой, злой, каркает.

8. Раунд 6

«Волшебная цепочка» Сл.№48,49

Перевести с казахского на русский язык.

Шошқа свинья, торай поросенок,маймыл обезьяна, аю медведь, тышқан, арыстан лев, жолбарыс тигр, түйе верблюд , бота верблюджонок, әтеш петух, тауық курица, қаз гусь, аққу лебедь,піл слон,бұзау теленок

Итог: Сл.№50

- Что повторили на уроке?

- О ком говорили на уроке?

Сл.№51

- Послушайте, что пишет М. Пришвин, и подумайте, чего он опасается?

У. Если будет вода, а в ней ни одной рыбки - я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка — я не поверю воздуху, и лес без зверей, с одними людьми - не лес. (М. Пришвин)

Д. Что животные исчезнут.

У. Почему это может произойти?

У. О чем мы должны знать и помнить в природе?

Д. Мы должны помнить, о том, что животные - наши друзья.

Д. Мы должны вести себя в природе и жить так, чтобы не навредить животным.

Правила. Сл.№52

- Не разорять птичьи гнезда


- Не пугайте животных и птиц

- Не дразните животных

- Ухаживайте за домашними животными.

Чтение стихотворения

Сл.№53

Шошқа -свинья, торай- поросенок,маймыл -обезьяна, аю- медведь, тышқан- мышь, арыстан -лев, жолбарыс - тигр, түйе -верблюд , бота- верблюджонок, әтеш- петух, тауық -курица, қаз -гусь, аққу -лебедь,піл- слон,бұзау -теленок, қарлығаш -ласточка.
1 команда

Шошқа, маймыл, тышқан, арыстан, бота, әтеш, қаз,қарлығаш
2 команда

Торай, аю, жолбарыс, түйе, тауық, бұзау, аққу, піл
ПО РО СЁ НОК

ТЕ ЛЁ НОК