Файл: Уроках биологии в 5 классе Учитель Ковалева Н. А. Формирование познавательных ууд познавательные действия включают.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. Выдели в лекции основные мысли, положения, объедини их вокруг темы лекции.
Учись вести записи с голоса
1. Не начинай записывать материал с первых слов учителя, сначала выслушай высказываемую мысль до конца и пойми еѐ.
2. Приступай к записи в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение одной мысли, начинает еѐ комментировать.
3. Не старайся записать материал дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись трудно вести), отбрасывай второстепенные слова, те, без которых не теряется главный смысл.
4. Сокращай слова, некоторые из них обозначай значками. После сокращений оставляй место, чтобы закончить запись дома.
5. Старайся писать быстро (не менее 120 букв в минуту).
6. Если в лекции встречаются непонятные места – оставь место в тетради, после урока уточни у учителя и запиши.
7. Используй общие правила написания конспекта (соблюдай отступы, делай выделения и т.д.)
8. В ближайшие дни обработай текст конспекта: выправь стиль, расставь знаки препинания, подчеркни главное и т.д.
Правила записи текста
1. Запись должна быть компактной, убористой, чтобы на странице уместилось как можно больше текста – это улучшает его обозреваемость.
2. В тексте необходимо применять выделения и разграничения: - подчеркивание и отчеркивание (для выделения заголовков и подзаголовков, выводов, отделения одной темы от другой). В процессе первой записи выделения лучше делать чернилами, которыми написан весь текст; вторичное выделение можно делать другим цветом (при этом не следует превращать текст в пестрые картинки);
- отступы (для обозначения абзацев и пунктов плана);
- пробельные строки (для отделения одной мысли от другой);
- нумерацию;
- выделение текста с помощью рамки (обычно в рамки заключают определения, формулы, правила, законы);
Со временем у вас выработается своя система выделений.
3. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.
Общий план изучения явлений
Явление – то, в чем сказывается, обнаруживается сущность, а также вообще всякое проявление чего-либо.
1. Внешние признаки явления.
2. Условия, при которых оно обнаруживается.
3. Сущность явления и механизм протекания.
4. Связь с другими явлениями.
5. Количественная характеристика (может и не быть).
6. Использование в практике.
Учись разъяснять теорию
Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления.
1. Выяви, какие факты, наблюдения послужили основой для формулирования теории.
2. Назови основные понятия, положения теории.
3. Определи круг явлений, объясняемых данной теорией.
4. Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.
5. Назови области практического применения данной теории.
Научись разъяснять закон
Закон – связь и взаимосвязь каких-либо явлений объективной действительности.
1. Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.
2. Опиши пути открытия закона.
3. Приведи формулировку закона.
4. Попытайся записать его в символической форме или через математическое выражение.
5. Приведи доказательства в пользу существования закона.
6. Назови области практического применения данного закона.
Формирование коммуникативные УУД
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего,
партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группусверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных
действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ведущей формой работы на уроках биологии при формировании коммуникативных УУД является групповая совместная деятельность во время игры.
Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. В процессе игры учащиеся учатся слышать, слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, то есть происходит формирование коммуникативных
УУД.
1. Игра «Инопланетянин».
По теме при помощи текста учебника нужно составить как можно больше вопросов, будто группа инопланетян, прилетевшая на землю. Вопросы должны начинаться со слов
«Почему…», или «Зачем…»
2. Игра «Шляпная дискуссия».
По учебнику каждый из 1 группы составляет один вопрос по теме, записывают его на листочек и складывает в шляпу. Из 2 группы один человек вытаскивает бумажку с вопросом. Ответил правильно. Следующий достаёт вопрос. При необходимости возникает обсуждение или комментарий учителя.
Такие вопросы помогают развить у ребят, вызвать интерес к работе с учебником.
3. Игра «Крестики – нолики».
На доске задана форма для игры – это поле из девяти секторов. Класс делится на «крестики» и «нолики». Один из «крестиков» выбирает сектор, но прежде,
чем поставить свой знак, надо ответить на вопрос по теме. В случае затруднения можно просить помощь у своей команды. То же проделывают
«нолики». Игра ведётся до победы одной из команд.
1 2
3 4
5 6
7 8
9
- 1 команда
- 2 команда
Формирование личностные УУД
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности
следует выделить два вида действий:
действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение,
смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,
исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся
1. Прием новизны,который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.
2. Прием семантизации,в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова (семантика – наука, изучающая смысловое значение слов и выражений).
3. Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.
4. Прием создания проблемной ситуации.
В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации.
1. Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого
- Как вы объясните высказывание К.А. Тимирязева о том, что растениям
принадлежит «космическая роль»?
- Бактерии могут питаться по-разному: автотрофно и гетеротрофно.
Установлено, что гетеротрофные бактерии «едят» почти все: нефть,
парафин, мыло, стиральный порошок многое другое. Как объяснить тот
факт, что у гетеротрофных бактерий отсутствует такой способ
питания, как фагоцитоз?
- Ученик взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался
увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме
темного зеленого поля он не увидел. Перед этим школьник рассматривал
готовый микропрепарат, где хорошо были видны хлоропласты. В чем
заключалась его ошибка?
-У деревьев умеренных широт за год образуется одно годичное кольцо, но у
известного растения среднеазиатских пустынь саксаула в некоторые годы
образуется 3, а то и более колец. У тропических растений они могут вообще
отсутствовать. Объясните, с чем это связано?
2. Сообщение парадоксального факта
Чем объяснить такой парадоксальный факт: «цветение воды – массовое
размножение водорослей – сопровождается гибелью (замором) рыбы?»
3. Демонстрация опыта или сообщение о нем могут стать основой для
создания проблемной ситуации
В двух одинаковых сосудах находится культура хлореллы. В опытный сосуд
поместили планктонных ракообразных, питающихся хлореллой; через
некоторое время численность хлореллы в нем увеличилась по сравнению с
контрольным сосудом. Найдите объяснение полученным результатам.
4. Прием значимости, при котором создается установка на необходимость
изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной или
эстетической ценностью.