Файл: Суть задания При выполнении работы Вам необходимо 1) отразить приобретенные за время обучения знания (т е. теоретические положения в ответах следует излагать, опираясь, прежде всего, на материалы Вашей образовательной программы).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конец формы

Задание 2

Охарактеризуйте специфику педагогических нововведений и укажите факторы, стимулирующие и сдерживающие их появление. Приведите примеры педагогических нововведений в практике преподавания информатики.

Педагогическая инновация - это педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.д. (экстенсивный путь развития).

Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. При таком подходе инновации не будут выглядеть надуманными, чисто «внешними» мероприятиями, а станут осознанными преобразованиями, происходящими из глубины потребностей и знания системы. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.

В системе образования на федеральном уровне были определены современные инновации:

• профильное обучение, предпрофильная подготовка;

• государственно-общественное управление;

• реструктуризация (оптимизация) сети ОУ;

• ЕГЭ, аттестация в 9-х классах;

• работа с одаренными детьми и др.

Субъекты инновационного процесса - лица, органы, организации, вовлеченные в процесс обновления школы.

Результат инновационной деятельности – конкретные изменения в объекте преобразований.

Показатели оценивания нововведений:

• Актуальность (соответствие социальному заказу, потребностям школы, уровню последних достижений педагогической науки и практики);

• Соответствие частной новой идеи общей идее развития ОУ, системы образования;

• Результативность нововведения;

• Новизна (степень оригинальности инновационных подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющих в совокупности новизну);

• Образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие, воспитание и образование личности);


• Общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);

• Полезность (практическая значимость инновационных процессов);

• Реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).

• Методическая разработанность (эксперимент, проверенная, обоснованная практика);

• Возможность освоения новшества потенциальными участниками (сложность и доступность технологии, новшества).

Факторы распространения пе­дагогических нововведений:

  • социальные условия широкого плана;

  • частные социальные условия;

  • личностные факторы.

К первым относятся преобладающие в обществе отношения к педагогическим идеям, государственная политика в сфере образования. Ко вторым - деятельность конкретных го­сударственных институтов, средств массовой информации по пропаганде и распространению новшества. К третьим - бес­спорно, личный авторитет и даже личное обаяние носителя, пропагандиста новшества в глазах педагогической обществен­ности.

Причины, влияющие на инновацион­ный процесс в образовательном учреждении:

  1. экономические (недостаточное финансирование, уста­ревшая материальная база являются тормозом для при­менения новшеств);

  2. социальные причины (неэффективная система распро­странения новшеств);

  3. психологические (предубеждение учителей как относи­тельно конкретного новшества, так относительно нов­шеств вообще);

  4. педагогические (определенные традиции как организаци­онно-педагогической, так и управленческой работы как от­дельно взятого образовательного учреждения, так и сис­темы в целом, вступающие в противоречия с инновацион­ными методами);

  5. временные.

Понятием, объединяющим особенности сознания педагога в ситуации нововведения, его готовности к определенному вос­приятию инновации, настрой на соответствующее поведение, является личностно-профессиональная позиция педагога. Педагог, являясь творческой личностью, обладает высокой профессиональной самооцен­кой, но не всегда обладает высоким инновационным потенциа­лом. Иными словами, все дело здесь в целях, на которые направлена деятельность педагогов: это может быть повышение престижа в глазах администрации, кол­лег, родителей, удовлетворенность от владения «модными» ме­тодиками, т.е. внешние цели, не имеющие ничего общего с раз­витием ученика.

Инновационному процессу сопутствуют различные соци­альные явления, выступающие в качестве факторов, оказываю­щих на него в целом специфическое стимулирующее или тормо­зящее действие. Немаловажными из этих факторов являются такие характеристики руководителя организации, как возраст, степень идентификации с организацией, квалифи­кация и уровень общей культуры, авторитет во внешней и внут­ренней среде и т.д.



Препятствия на пути нововведения могут быть обусловлены следующими факторами: характером предлагаемого нововведения (относительной выгодностью, совместимостью, сложностью, этапностью, коммуникабельностью); подходом к возникновению и реализации нововведения (если реципиентам неизвестны способы создания, разработки и реализации нововведения, то это может детерминировать препятствия на его пути; поэтому они должны активно участвовать на всех этапах нововведения); взаимоотношениями инноваторов и руководителей между собой и другими участниками нововведения.

Сегодня необходимо подготовить будущих специалистов, готовых решать нестандартные проблемы, а начинает их готовить к жизни вместе с семьей школа. В процессе обучения стараюсь развивать способности к самостоятельной творческой работе, которая основана на мышлении «без образца» и предполагает собственную активность ученика в ходе рождения и постановки проблемы, поиску и осуществлению ее решения. Предъявляя новый материал, стараюсь придерживаться принципа «не давать готового». Ученики с моей помощью обобщают ранее изученный материал, формулируют проблему в виде вопроса и только после этого, собственно, начинается изучение новой темы. Таким образом, урок носит развивающий характер.

Зачастую обучающийся выступает соавтором урока. На первом уроке изучения нового материала делю учащихся на подгруппы. Раздаю темы для каждой из подгрупп, помогаю учащимся подобрать дополнительную литературу по необходимой тематике. Метод опережающего обучения срабатывает безошибочно. Когда подходит время уроков по соответствующей теме, выстраиваю урок вместе с детьми с учетом их наработок. Это может быть на разных этапах урока: предъявления новых знаний, первичного или итогового закрепления материала. Осваиваю новые формы организации обучения - общегрупповое сотрудничество, разновозрастное сотрудничество, самообучение, «ученик в позиции учителя». Чтобы научиться учить себя, то есть овладеть деятельностью ученья, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому («пробую учить других») или к самому себе («учу себя сам»), поэтому в настоящее время апробирую новую форму работы - организация и проведение уроков старшеклассниками в средних классах.


Задание 3

Изложите особенности технологического подхода в образовании и воспитании. Находите ли Вы его эффективным в практике преподавания информатики? Ответ аргументируйте.

Сущность технологического процесса в обучении - процесс превращения учебно-воспитательного процесса в процесс с гарантированным результатом.

Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:

– научном – как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

– процессуальном – как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

– деятельностном – осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла. Традиционное обучение характеризуется неопределенностью постановки целей, слабой управляемостью учебной деятельностью, невозможностью повторения обучающих операций, слабостью обратной связи и субъективностью оценки достижения целей.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям – критериям технологичности, которыми являются: концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость.

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.


Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Внедрение технологического подхода в практику школьного образования обнаружило тенденцию более быстрого развития технологий обучения по сравнению с технологиями воспитания. Видимо, это связано с тем, что технология обучения в меньшей мере зависит от субъективных факторов, носит в какой-то степени насильственный характер, поскольку законы физики или химический состав вещества не зависят от воли и отношения к ним ученика.

На эффективность воспитательного процесса в большей мере влияют мастерство педагога, особенности его личности, а главное, отношение воспитанника к воспитателю. Продуктивность самой замечательной воспитательной технологии часто зависит от степени авторитета педагога и от многих других факторов, иногда даже незначительных, – 
настроения, самочувствия педагога и детей. 
Воспитательные технологии в целостном педагогическом процессе представлены теми же основными сущностными характеристиками, что и образовательные технологии, но создавать их значительно сложнее. 
Технология воспитания, также как и обучения, имеет следующие специфические черты: 
- постановка диагностических целей обучения, т.е. выдвижение таких целей, в которых описаны действия и отношения ученика (знает, понимает, применяет и т.д.); в соответствии с целями идет разделение учебного материала на звенья, составляющие логическую цепочку; 
- возможность воспроизведения обучающего цикла, который может состоять из следующих компонентов: постановка целей обучения; предварительная оценка уровня обученности или воспитанности; обучение или организованное воспитывающее влияние; совокупность процедур и корректировка согласно результатам обратной связи; итоговая оценка результатов и постановка новых целей; 
- обратная связь и объективный контроль знаний и умений и на их основе своевременная коррекция любого этапа обучения или воспитания. Эта черта тесно связана с первой, так как диагностическая цель создает возможности для более объективной оценки и контроля, что повышает качество обратной связи.