Файл: Суть задания При выполнении работы Вам необходимо 1) отразить приобретенные за время обучения знания (т е. теоретические положения в ответах следует излагать, опираясь, прежде всего, на материалы Вашей образовательной программы).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При выборе фронтальной формы обучения условием продуктивной деятельности класса является учет того, что урок – это не монолог учителя и не традиционные объяснения и опросы, а беседы, обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ.

При этом часть урока предназначена для работы за компьютером, которая в значительной мере индивидуальна. В этой работе учитель выступает в роли консультанта, и если ученику нужна помощь, он ее всегда должен получить от учителя.

Нормативные документы, регулирующие преподавание информатики:

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) – основополагающий нормативный документ в области образования. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Под образованием в Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Государство гарантирует общедоступность и бесплатностьобщего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

- Федеральный государственный образовательный стандарт обеспечивает: равные возможности для всех граждан в получении качественного образования, единство образовательного пространства в Российской Федерации, защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья, преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможность получения профессионального образования, социальную защищенность обучающихся, социально-профессиональную защищенность педагогических работников. Государственный стандарт общего образования включает три компонента:

1. Федеральный компонентустанавливается Российской Федерацией и определяет норматив, соблюдение которого обеспечивает единство образовательного пространства России, т.е. инвариантную часть содержания образования (обязательный минимум содержания основных образовательных программ).

2. Региональный (национально-региональный) компонентустанавливается субъектом Российской Федерации и содержит нормативы в области ряда дисциплин, имеющих отношение к компетенции регионов и учреждений образования.


3. Компонент образовательного учреждениясамостоятельно устанавливается образовательным учреждением и отражает его специфику и направленность.

- Базисный учебный план (БУП) основной государственный нормативный документ, является составной частью государственного стандарта и служит основой для разработки учебных планов конкретного образовательного учреждения и исходным документом для его финансирования. Он устанавливает нормативы учебного времени на освоение учебных предметов федерального компонента по ступеням образования.

- Учебный план образовательного учреждения разрабатывается на основе БУП и включает: стандарт; федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

- Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков учебного предмета, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

- Приказы, распоряжения, методические письма и т.п., которые издаются федеральными и региональными органами управления образованием.

Кроме нормативных документов, Министерство образования и науки РФ, региональные и местные органы управления образованием, учреждения повышения квалификации работников образования разрабатывают рекомендательные документы, такие как примерные учебные программы; вопросы, билеты, тесты и другие документы. Они могут быть использованы полностью или переработаны, так как не являются обязательными.

Формы обучения информатике

Формы обучения – целенаправленная, чётко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащённая система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов.

Фронтальное обучение при обучении информатике  применяется при работе всех учащихся над одним и тем же содержанием или при усвоении одного и того же вида деятельности и предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими задачами. Эта традиционная организационная форма не теряет своего значения на уроках информатики и используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний. Это уроки освоения новых знаний, контрольные уроки и т.п.



Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия. Такую форму обучения целесообразно использовать при работе над единым проектом, в дидактических играх.

В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении новых программных средств, при работе над проектами, при недостаточном количестве компьютеров и т.д.

В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль. Такая форма обучения позволяет осуществлять дифференцирующий подход в обучении, помогая обучающимся двигаться в соответствии со своим образовательным маршрутом.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т.п.). С более широким внедрением ПК в процесс обучения часто целесообразно, когда в роли тьюторов выступают более подготовленные обучающиеся.

Демонстрация. Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса (элементы интерфейса, фрагменты программ, схемы, тексты и т.п.). При этом учитель сам работает на ЭВМ, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. В некоторых случаях учитель пересылает специальные демонстрационные программы на ученические компьютеры, а учащиеся работают с ними самостоятельно. К примеру, освоить новую тему с использованием мультимедийной презентации учителя по теме либо, наоборот, на основе методических рекомендаций создать свой мультимедийный продукт по заданной тематике, продемонстрировать соученикам.

Лабораторная работа (фронтальная) является основной формой работы в кабинете информатики. Все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами.

Роль учителя во время фронтальной лабораторной работы – наблюдение за работой учащихся (в том числе через локальную сеть), а также оказание им оперативной


Индивидуальный практикум – более высокая форма работы по сравнению с фронтальными лабораторными работами, которая характеризуется разнотипностью заданий, как по уровню сложности, так и по уровню самостоятельности; большей опорой на учебники, справочный материал, возможно, ресурсы Интернет; более сложными вопросами к учителю.

Термин “лекция” имеет два смысла: это и форма, и метод. Лекция всегда фронтальная. Она может поддерживаться компьютером как средством наглядности и демонстрации и, если позволяет оборудование кабинета, проводится в компьютерном классе. Управление выполняет учитель.

Семинар является переходной формой от фронтальной к индивидуальной работе и поэтому сохраняет свое значение в изучении информатики. В курсе информатики необходимо вырабатывать ряд немашинных и домашинных навыков и умений, так как некоторые из них таких навыков и не предполагают (например, решение задач по теоретическим основам информатики), другие требуют предварительного или последующего обсуждения (метод проектов, выступление с докладом или его обсуждение, разработка алгоритма).


Проектная форма обучения. В основе проектной формы лежит творческая деятельность. Признаками проектной формы обучения являются:

– наличие организационного этапа подготовки к проекту – самостоятельный выбор и разработка варианта решения, выбор программных и технических средств, выбор источников информации; 
– выбор из числа участников проекта лидера (организатор, координатор), распределение ролей; 
– наличие этапа самоэкспертизы и самооценки (рефлексии на деятельность), защиты результата и оценки уровня выполнения; 
– каждая группа может заниматься разработкой отдельного проекта или участвовать в воплощении коллективного.

Экскурсия имеет три основные цели: показать “живую” информатику в управлении или на производстве; провести профориентацию на специальности, связанные с использованием ЭВМ; скорректировать у учащихся “книжные” и умозрительные представления о настоящей информатике.

Экскурсия может проводиться до и после изучения курса, раздела, темы.

Методы обучения информатике

Метод (от гр. methodos – “исследование”) – это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

В функциональном отношении в преподавании информатики наиболее практичной представляется классификация по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся.

Краткое содержание метода

Деятельность обучающего

Деятельность обучаемого

1.Объяснительно-иллюстративный метод.

Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества

Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д.

Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации

2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний

Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения

Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий

3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения

Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д.

Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)

4. Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем

Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы

Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д.

5. Исследовательский метод. Основное содержание метода — обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода — обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем

Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д.

Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д.