Файл: Задание Проанализируйте статью 25 Федерального закона от 29. 12. 2012 273фз Об образовании в Российской Федерации. Установите требования, которые предъявляет закон к Уставу образовательной организации..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


План – конспект открытого занятия «Мир орнамента. Украшаем ковер»

1. Вводная часть

1.1. Организационный момент

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

1.2. Сообщение цели занятия.

Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента. Вы узнаете много нового и научитесь использовать свои знания в украшении хорошо знакомых вам обычных предметов.

(Рассказ сопровождается показом слайдов Презентации)

Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты? Каково же назначение орнамента? (основное назначение - украшение)

Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.

Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета. Он является его неотъемлемой частью и подчеркивает особенности предмета. Произведением искусства является и сам украшенный орнаментом объект, и орнамент его украшающий.

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.

 История развития орнамента.

Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.

Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.

Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.


Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова узор. Но только ли орнамент украшал? Нет. Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце» и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами.  Вынужденный постоянно противоборствовать суровой природе, во многом зависимый от нее, человек искал себе могучих покровителей, образы этих защитников.

В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы хранила своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации.

Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.

Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, функцию оберега и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную украшающую роль.

Виды орнамента.

В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: (учитель называет вид орнамента, а ученики по изображению на слайде называют, из чего он составлен).

Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.

Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем).

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

2.Объяснение нового материала

Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов.

Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, без которого нет орнамента.

При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента.

Лучшим примером являются ковры и покрывала, которые можно увидеть в каждом доме. Каждому из вас приходилось встречать в своей жизни более сложный узор-орнамент



Посмотрите, как красивы ковры на слайдах. Как вы думаете, с помощью чего получилась такая красота?

Для этого нам нужно узнать несколько правил построения орнамента. (Объяснение ведется по таблице «Построение орнамента в квадрате»)

Орнамент строится по 3 законам:

1.Выбор и сохранение ритма орнамента

Это значит, что орнамент, как музыка может быть плавным и резким, прерывистым и непрерывным.

2.Переодичность основы орнамента

Это значит, что надо выбрать несколько линий и фигур, которые будут основой орнамента. Потом можно повторить эту основу в орнаменте несколько раз.

3.Сочетание и использование цветов

В орнаменте должно быть использовано всего лишь несколько цветов, не более 3-4.

Задание 6. Составьте перечень информационно – коммуникационных технологий, которые педагог дополнительного образования может использовать при подготовке внеучебных занятий. Результаты   представьте в виде таблицы.

Название ИКТ-технологии

Характеристика ИКТ-технологии

Конкретные примеры использования технологии при подготовке учебных занятий

Принтер

 Внешнее периферийное устройство компьютера, предназначенное для вывода текстовой или графической информации, хранящейся в компьютере, на твёрдый физический носитель, обычно бумагу

Распечатывание материала для демонстрационных и раздаточных пособий

Интернет

 Всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации.

 Поиск информации с целью повышения эффективности занятий, распространения опыта, информирование родителей о деятельности в детском учреждении (сайт), использование готовых презентаций математического содержания из опыта работы других педагогов

Фотоаппарат


Устройство для получения и фиксации неподвижных изображений материальных объектов при помощи света.

Демонстрация родителям процесса воспитания и образования, распространение опыта.


Задание 7. Составьте памятку для педагога дополнительного образования, реализующего программы педагогической направленности в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, но еще не имеющего опыта использования инновационных ИКТ в своей деятельности. В памятке обоснуйте выбор инновационных технологий и определите параметры их использования для решения педагогических задач.


Формы применения компьютера на занятиях декоративно-прикладным творчеством:

1. Использование медиаресурсов как источника информации

2. Компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия

3. Организация проектной деятельности учащихся

4. Использование графического редактора Paint в качестве инструмента художественной деятельности

Использование медиаресурсов как источника информации:

- повышает интерес учащихся к творчеству

- позволяет использовать на занятии произведения художников

При разработке плана-конспекта занятие необходимо учитывать, что использовать видеосюжеты целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце занятия для их закрепления.

Целесообразнее создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру занятия.

Фильм-презентация может быть использован на занятии — проектной деятельности, лекции, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах.

Слайд-фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой этап занятия, они, как правило, не имеют текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием педагога.

В качестве закрепления, обобщения можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах.

Компьютер можно использовать в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор Paint для составления орнаментов, узоров.