Файл: Задание Проанализируйте статью 25 Федерального закона от 29. 12. 2012 273фз Об образовании в Российской Федерации. Установите требования, которые предъявляет закон к Уставу образовательной организации..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План – конспект открытого занятия «Мир орнамента. Украшаем ковер»
1. Вводная часть
1.1. Организационный момент
Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.
1.2. Сообщение цели занятия.
Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента. Вы узнаете много нового и научитесь использовать свои знания в украшении хорошо знакомых вам обычных предметов.
(Рассказ сопровождается показом слайдов Презентации)
Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты? Каково же назначение орнамента? (основное назначение - украшение)
Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.
Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.
Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета. Он является его неотъемлемой частью и подчеркивает особенности предмета. Произведением искусства является и сам украшенный орнаментом объект, и орнамент его украшающий.
Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.
История развития орнамента.
Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.
Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.
Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.
Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.
В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова узор. Но только ли орнамент украшал? Нет. Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце» и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. Вынужденный постоянно противоборствовать суровой природе, во многом зависимый от нее, человек искал себе могучих покровителей, образы этих защитников.
В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы хранила своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации.
Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.
Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, функцию оберега и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную украшающую роль.
Виды орнамента.
В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: (учитель называет вид орнамента, а ученики по изображению на слайде называют, из чего он составлен).
Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.
Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем).
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
2.Объяснение нового материала
Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов.
Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, без которого нет орнамента.
При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента.
Лучшим примером являются ковры и покрывала, которые можно увидеть в каждом доме. Каждому из вас приходилось встречать в своей жизни более сложный узор-орнамент
Посмотрите, как красивы ковры на слайдах. Как вы думаете, с помощью чего получилась такая красота?
Для этого нам нужно узнать несколько правил построения орнамента. (Объяснение ведется по таблице «Построение орнамента в квадрате»)
Орнамент строится по 3 законам:
1.Выбор и сохранение ритма орнамента
Это значит, что орнамент, как музыка может быть плавным и резким, прерывистым и непрерывным.
2.Переодичность основы орнамента
Это значит, что надо выбрать несколько линий и фигур, которые будут основой орнамента. Потом можно повторить эту основу в орнаменте несколько раз.
3.Сочетание и использование цветов
В орнаменте должно быть использовано всего лишь несколько цветов, не более 3-4.
Задание 6. Составьте перечень информационно – коммуникационных технологий, которые педагог дополнительного образования может использовать при подготовке внеучебных занятий. Результаты представьте в виде таблицы.
Название ИКТ-технологии | Характеристика ИКТ-технологии | Конкретные примеры использования технологии при подготовке учебных занятий |
Принтер | Внешнее периферийное устройство компьютера, предназначенное для вывода текстовой или графической информации, хранящейся в компьютере, на твёрдый физический носитель, обычно бумагу | Распечатывание материала для демонстрационных и раздаточных пособий |
Интернет | Всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. | Поиск информации с целью повышения эффективности занятий, распространения опыта, информирование родителей о деятельности в детском учреждении (сайт), использование готовых презентаций математического содержания из опыта работы других педагогов |
Фотоаппарат | Устройство для получения и фиксации неподвижных изображений материальных объектов при помощи света. | Демонстрация родителям процесса воспитания и образования, распространение опыта. |
Задание 7. Составьте памятку для педагога дополнительного образования, реализующего программы педагогической направленности в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, но еще не имеющего опыта использования инновационных ИКТ в своей деятельности. В памятке обоснуйте выбор инновационных технологий и определите параметры их использования для решения педагогических задач.
Формы применения компьютера на занятиях декоративно-прикладным творчеством:
1. Использование медиаресурсов как источника информации
2. Компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия
3. Организация проектной деятельности учащихся
4. Использование графического редактора Paint в качестве инструмента художественной деятельности
Использование медиаресурсов как источника информации:
- повышает интерес учащихся к творчеству
- позволяет использовать на занятии произведения художников
При разработке плана-конспекта занятие необходимо учитывать, что использовать видеосюжеты целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце занятия для их закрепления.
Целесообразнее создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру занятия.
Фильм-презентация может быть использован на занятии — проектной деятельности, лекции, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах.
Слайд-фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой этап занятия, они, как правило, не имеют текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием педагога.
В качестве закрепления, обобщения можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах.
Компьютер можно использовать в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор Paint для составления орнаментов, узоров.