Файл: Экзистенциальногуманистическое направление в психотерапии. Гештальттерапия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Способность понять и разделить внутрен­нюю жизнь партнера. Основана на умении понять и принять самого себя таким, каков ты есть на самом деле. Но одной правильной самооценки для семьи мало — нужно в той же мере понять и принять своего партнера по браку. Тогда появляется возможность осознать и раз­делить его внутреннюю жизнь. Сказанное касается не только супругов, но в еще большей степени — взаимоот­ношений родителей и детей.

Терапия, центрированная на клиенте. Основные поло­жения нового подхода в психотерапии, предложенного Роджерсом, сводятся к следующему.

  • Сам клиент всегда стремится к выздоровлению. Карл Менингер (1933) достаточно метко подметил, что «роджеровское утверждение относительно врожденного стремле­ния к здоровью содержит большую половину истины». Роль терапевта, считает Роджерс, заключается в том, чтобы использовать это стремление и направить клиента по нужному пути.

  • Терапия акцентируется больше на эмоциональных ас­пектах, нежели на интеллектуальных.

  • Терапия больше опирается на непосредственную кон­кретную ситуацию (по принципу здесь и теперь), а не на прошлый опыт индивидуума.

  • Терапия ориентирована на инициативу самого клиента и помогает человеку разрешить свою проблему с миниму­мом участия со стороны терапевта.

Терапия называется центрированной на клиенте по­тому, что клиент сам определяет и осуществляет те изме­нения в своем поведении и состоянии, которые ему пред­ставляются необходимыми, и настолько, насколько ему самому это кажется необходимым. Новый подход к тера­пии, по мнению Роджерса, заключается как раз в том, что клиент сам в состоянии осознать свои проблемы и решить их.

Роджерс неоднократно подчеркивал, что нередко «вме­шательство компетентного профессионала любого рода враждебно личностному росту». Конечно, это утвержде­ние дискуссионно. Есть заболевания, где прямое вмеша­тельство врача просто необходимо (неотложная помощь), но что касается пограничных нервно-психических рас­стройств, то здесь использование резервных возможно­стей пациента, да еще и при активном его участии — наиболее короткий и верный путь к выздоровлению.

Личность терапевта. «Ключи к исцелению, — писал Роджерс, — находятся у клиента, но терапевт должен обладать определенными личностными качествами, спо­собными помочь клиенту научиться использовать эти ключи».

Ученый вводит еще одно понятие:
терапевт, центри­рованный на клиенте. Чтобы обрести доверие клиента, учит Роджерс, врач должен быть тем, что он есть на самом деле, а не играть роль терапевта.

Терапевт, центрированный на клиенте, должен уметь поддержать в клиенте уверенность в его внутренних си­лах, утвердить в нем веру в свои способности к само­совершенствованию. А для этого, утверждал Роджерс, нужно чувствовать внутренний мир клиента, как свой собственный.

Энкаунтер-группы. В некоторых источниках это поня­тие переводится как группы столкновения, хотя более приемлемый перевод — группы встреч.

Переход Роджерса от теоретических концепций тера­пии, центрированной на клиенте, к энкаунтер-группам был естественным и неизбежным. Одно его утверждение о том, что выздоровление клиентов зависит от них самих, а не от терапевта, вело к созданию групп, способствующих самоизлечению.

Создание энкаунтер-групп смело можно считать нача­лом нового направления в практической психотерапии. До сих пор многие считают, что групповая психотерапия возникла в результате дефицита времени у врача и фи­нансовых расчетов, и что в искусственно созданных груп­пах пациентов применяются те же самые методы, что и при индивидуальной психотерапии. На самом деле это не так.

Заслуга Роджерса заключается в том, что он один из первых раскрыл механизм воздействия группы на лич­ность и личности на группу. Он „ввел понятие процесс встреч и изложил свое понимание механизма этого процесса в монографии «Карл Роджерс об энкаунтер-группах» (1970).

Контакт в группе начинается с общего знакомства, с «хождения вокруг да около». Когда выясняется, что члены группы сами должны определить, чем они будут заниматься, наступает период разочарования. Этот пери­од межличностных отношений проявляется сопротивле­нием самовыражению и самораскрытию. «Члены груп­пы, — пишет Роджерс, — стремятся показать друг другу свое «публичное Я», и лишь постепенно, боязливо и амбивалентно они предпринимают шаги, чтобы обнару­жить нечто из своего «приватного Я». Сначала члены группы более склонны обсуждать события и переживания из прошлого, и только позже переходят на настоящее. Роджерс считает, что прошлый опыт безопаснее и менее подвержен критике или сочувствию, чем настоящий.

Когда группа начинает работать по принципу здесь и теперь, вначале почти всегда проявляются негативные чувства. Роджерс полагает, что глубокие позитивные чувства выразить гораздо труднее и опаснее, так как они менее защищены, чем негативные. Сказать «я вас люблю» всегда труднее, чем «я вас ненавижу».



Когда этап негативизма прошел и группа при этом не распалась, начинает формироваться климат доверия. Члены группы начинают идти на осознанный риск, появ­ляется лично значимый материал. Члены группы начи­нают доверять друг другу свои истинные чувства, как негативные, так и позитивные.

Реакция группы на искреннее раскрытие одного из пациентов чаще всего бывает неоднозначной, но всегда несет в себе, по принципу обратной связи, исцеляющий потенциал. То, что опытный терапевт делает за долгие месяцы, группа может сделать в течение одной встречи.

По принципу групповой обратной связи человек в ответ на реакцию группы в состоянии лучше осознать свои чувства, свои поступки, свое отношение к окружаю­щим.

Постепенно в группе возникает нетерпение к защитам. Иногда деликатно, а то и прямо группа начинает требо­вать, чтобы каждый ее член был самим собой, не скрывал своих истинных чувств и намерений. Общение на таком уровне ведет к вскрытию бессознательного, к формирова­нию и отреагированию гештальтов. Другими словами, общение на таком уровне ведет к исцелению. Группа чаще всего не понимает механизмов исцеления, а идет к этому интуитивно.

Крайнюю (полюсную) форму групповой обратной свя­зи Роджерс называл конфронтацией. Конфронтация мо­жет быть как негативной, так и позитивной. За конфрон­тацией обычно следует катарсис. Роджерс считал, что «каждая волна негативных чувств, каждая вспышка страха вызывает вслед за собой выражение позитивных чувств и поддержки».

Если группа поддерживает своего члена даже в том случае, когда он высказывает негативные чувства, то это говорит о ее зрелости. Такая группа в состоянии оказать на своего члена воздействие, изменить его взгляды о себе, лучше осознать себя. В свою очередь если группа успешно демонстрирует возможности принимать и осознавать не­гативные чувства, не отстраняя человека, который их выражает, то члены группы становятся более открытыми, у них повышается способность к самоосознанию, к само­регуляции, а это уже путь к исцелению.

Еще один сторонник гуманистического направления в психотерапии Ульям Шутц выделяет следующие основные признаки группы встреч:

  • открытость и честность в общении ее членов;

  • осознание самого себя, своего Я (психического и физического);

  • ответственность за себя и членов группы;

  • внимание к чувствам;

  • принцип здесь и теперь.


3.2. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

Общие положения

Напомним, что основными понятиями геш­тальт-психологии, которая лежит в основе гештальт-терапии, являются: понятие о фигуре (гештальте) и фоне, осознание чувств, сосредоточенность на настоящем, борь­ба противоположностей, функции защиты и такое поня­тие, как зрелость
.

Исследования в области восприятия (опыты Келера и Коффки) показали, что наиболее важные и значимые для человека события занимают в его сознании центральное место (фигура, гештальт), а менее важная на данный момент информация отступает на задний план, образуя фон. В последующий момент фигура и фон могут поме­няться местами. Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом психической деятельно­сти индивидуума, показателем его психического здо­ровья.

Понятие борьба противоположностей отражает борь­бу между полярными сторонами нашего Я, между его потребностями и возможностями. Когда потребность не­возможно удовлетворить, гештальт остается незавершен­ным. Неотреагированная потребность в форме незавер­шенного гештальта и является, по Перлсу, основной причиной невроза.

Зрелость — это способность индивидуума выйти из трудной, тупиковой ситуации, полагаясь только на себя.

Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и нейтрализовать, завершить ее, а в конечном итоге помочь человеку выйти из тупиковой ситуации.

Таким образом, основной целью гештальт-терапии является пробуждение скрытых возможностей человека путем поощрения осознания своих потребностей и способствование продвижению его (пациента) по пути к зрелости.

Если гештальт-терапия проводится в группе, то пси­хотерапевт обычно работает с одним (реже с двумя) из участников. Остальные члены группы могут идентифици­роваться с «работающим» участником, оказывать ему эмоциональную поддержку, а в некоторых случаях обес­печивать обратную связь.

Доброволец, находящийся на «горячем месте», должен обязательно соблюдать принцип здесь и теперь и расска­зывать о содержании своего осознания. Психотерапевту не нужно интерпретировать рассказ добровольца, а лучше следовать за ним, всячески поддерживая в попытках осознать свои чувства и поведение.

В гештальт-терапии различают 5 механизмов нарушения процесса саморегуля­ции: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы пове­дения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собственным опы­том, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт — интроект — является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения.
Проекция — прямая противоположность интроекции, причем, как правило, эти два механизма дополняют друг друга. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его Я-концепции. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются интроектами. Ретрофлексия — «поворот на себя» — наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования со­циальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внеш­ней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностя­ми, или незавершенными гештальтами, часто являются агрессивные чувства. Рет­рофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конф­ликт между Я и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показа­телем ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц, например: «Я должен заставить себя сделать это». Дефлексия — это укло­нение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избе­гает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. п. Конфлуенция, или слияние, выражается в стирании границ между Я и окружением. Такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства или жела­ния от чужих. Слияние хорошо выявляется на занятиях групповой психотерапии у пациентов, полностью идентифицирующих себя с группой; для них характерно при описании собственного поведения употребление местоимения «мы» вместо «я».

Описанные варианты нарушений процесса саморегуляции представляют собой невротические защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного Я. В результате действия перечисленных механизмов нару­шается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделен­ной на отдельные части. Такими фрагментами, или частями, чаще выступают дихо­томии: мужское — женское, активное — пассивное, зависимость — отчужденность, рациональность — эмоциональность, эгоистичность — бескорыстие. Большое зна­чение придается в гештальт-терапии описанному Перлсом конфликту между «на­падающим» (top-dog) и «защищающимся» (under-dog). «Нападающий» — это интроект родительских поучений и ожиданий, диктующих человеку, что и как он дол­жен делать («Родитель» в терминологии трансактного анализа). «Защищающий­ся» — зависимая, неуверенная в себе часть личности, отбивающаяся различными хитростями, проволочками типа «сделаю завтра», «обещаю», «да, но...», «постараюсь» («Ребенок» в трансактном анализе). Основная цель гештальт-терапии состоит в интеграции фрагментированных частей личности.