Файл: Экзистенциальногуманистическое направление в психотерапии. Гештальттерапия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В процессе гештальт-терапии на пути к раскрытию своей истинной индивиду­альности пациент проходит через пять уровней, которые Перлс называет уровня­ми невроза.

Первый уровеньуровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей. Невротическая личность отказывается от реализации своего Я. Больной неврозом живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и по­требности человека оказываются неудовлетворенными, он испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования. Перлсу принадлежит следующий афоризм: «Сумасшедший говорит: " Я Авраам Линкольн", а больной не­врозом: "Я хочу быть Авраамом Линкольном", здоровый человек говорит: "Я — это я, а ты — это ты"». Отказываясь от самого себя, больной неврозом стремится быть кем-то другим.

Второй уровеньфобический, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Но когда пациент представляет себе, какие последствия могут воз­никнуть, если он начнет вести себя искренно, его охватывает чувство страха. Че­ловек боится быть тем, кем является, боится, что общество подвергнет его остра­кизму.

Третий уровеньтупик. Характеризуется тем, что человек не знает, что де­лать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опо­ры. В результате человек придерживается статуса-кво, боясь пройти через тупик.

Четвертый уровеньимплозия. Это состояние внутреннего смятения, отчая­ния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне индивид может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии в стол­кновение противоборствующих сил внутри человека; возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить.

Пятый уровеньэксплозия (взрыв). Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к пережива­нию и выражению своих эмоций. Эксплозия — это глубокое и интенсивное эмо­циональное переживание. Перлс описывает четыре типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм. Эксплозия истинной скорби является результатом работы, связан­ной с утратой или смертью близкого человека. Оргазм — результат работы с ли­цами, сексуально заблокированными. Гнев и радость связаны с раскрытием аутен­тичной личности и подлинной индивидуальности.


Основным теоретическим принципом гештальт-терапии является убеждение, что способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать выбор.

Техника гештальт-терапии

Гештальт-терапия включает следующие основ­ные компоненты:

  • расширение осознания;

  • интеграция противоположностей;

  • усиление внимания к чувствам;

  • работа с мечтами (фантазией);

  • принятие ответственности на себя;

  • преодоление сопротивления.

Расширение осознания. Используются упражнения, направленные на расширение осознания того, что входит в понятия внутренняя и внешняя зоны. Руководитель группы просит участника закрыть глаза и, соблюдая принцип здесь и теперь, сконцентрироваться на внутрен­нем мире своего тела. Свое осознание внутренней зоны участник начинает словами: «Сейчас я ощущаю...» и далее описывает свои ощущения, возника­ющие на поверхности кожи, в мышцах, во внутренних органах и т. д. Затем участник получает задание открыть глаза и сфокусировать свое внимание на внешней зоне. Осознание окружающего мира также сопровождается словами: «Сейчас я осознаю...» и т. д. (идет информация об ощущениях, которые вызывают у пациента различные предметы, звуки, запахи и т. п.). Далее фокус внимания снова перемещается на внутреннюю зону, и так по оче­реди.

Вначале эти упражнения могут показаться искусст­венными и нелепыми, но через некоторое время участни­ки группы овладевают ими и без особого напряжения и сопротивления начинают работать со своими чувствами, поочередно фокусируясь то на внутренней, то на внешней зоне.

Следует подчеркнуть, что информация о процессе осоз­нания еще не есть осознание. Часто участники группы, особенно в начале ее формирования, не хотят говорить о некоторых своих переживаниях и ощущениях. Психоте­рапевт в таких случаях не должен настаивать, но может помочь участнику вопросом, например, такого содержа­ния: «Что ты чувствуешь именно сейчас?» Участнику группы не обязательно рассказывать все о своих ощуще­ниях, главное — научиться осознавать их.

Можно провести некоторую аналогию процесса осо­знания чувств при гештальт-терапии с медитацией. Медитаторы являются пассивными «наблюдателями» своих мыслей и чувств, они не прерывают их и не пытаются их осознать. Участники гештальт-группы, наоборот, задерживают свое внимание на таких ощу­щениях, как напряжение мышц спины, тяжесть одной ноги, лежащей на другой, и пр., и вслух рассказывают о своих ощущениях.



Важно при такого рода упражнениях научиться четко различать то, что реально имеет место, и то, что ты «представляешь» себе.

Упражнения, направленные на расширение осозна­ния, выполняются участником, находящимся на «горя­чем месте» совместно с психотерапевтом. Пациент по­лучает задание попробовать осознать ощущения, возни­кающие у него во время дыхания, в определенной позе и т. п. Уже само задание заставляет участника действовать по принципу здесь и теперь: он начинает рассказывать о своих ощущениях во время вдоха и выдоха, о тяжести, возникающей в скрещенных на груди руках, и т. п. Психотерапевт не интерпретирует рассказ участника, но может усложнить процесс его осознания, спросив, напри­мер: «Знаешь ли ты, в какой позе сейчас находишься?» или: «Знаешь ли ты, что сейчас улыбаешься?». По мере развития группового процесса такие вопросы могут зада­вать пациенту на «горячем месте» и остальные участники группы.

Интеграция противоположностей. Формирование и завершение гештальтов зависит от способности лич­ности четко определять свои потребности и умение вступить в контакт со средой для того, чтобы удов­летворить эти потребности. Контакт со средой во многом зависит, во-первых, от способности (умения) разграничивать окружающую среду и свое Я и, во-вторых, от способности (умения) разграничивать от­дельные аспекты своего Я, например свои ощущения, их истинность и полярность.

В диалектике существует закон единства и борьбы противоположностей. Он одинаково применим как к ок­ружающей среде, так и к нашему внутреннему миру. В нас самих постоянно идет борьба двух или нескольких противоположных желаний и тенденций.

В одном человеке часто сочетаются пассивность и агрессивность, конформность и независимость, рациона­лизм и альтруизм, робость и смелость.

Сочетание полярных качеств психики особенно харак­терно для подросткового возраста. У подростков очень часто целеустремленность и настойчивость сочетаются с неустойчивостью и импульсивностью, повышенная само­уверенность и безаппеляционность в суждениях ужива­ются с легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении — с желанием уединиться, раз­вязность — с застенчивостью, романтизм, мечтатель­ность — с сухим рационализмом и циничностью, искрен­няя нежность, ласковость — с черствостью, отчужден­ностью, враждебностью и даже жестокостью.


Борьба этих противоположных личностных качеств нередко формирует конфликт внутри нас самих.

Для гештальт-терапевта важно, чтобы пациент осо­знал свои противоречивые качества, а главное — осознал чувства, которые сопровождают борьбу этих противопо­ложностей.

С этой целью в гештальт-терапии используется ме­тодика «двух стульев». Участник садится сначала на один стул и начинает описывать свои ощущения с позиции Нападающего, потом пересаживается на второй стул, стоящий напротив, и выступает уже с позиции Защищающегося. Нападающий обычно высказывает нравоучения, диктует своему оппоненту, что он «дол­жен делать», как «должен себя вести», а Защищающий­ся объясняет, что он «может сделать», как ему «хочется себя вести».

Получается диалог, в котором пациент воссоздает конфликт между своими полярными ощущениями и старается осознать их. Когда эти полярные позиции внутреннего конфликта прочувствованы и осознаны, пациенту становится легче интегрировать их в своей личности.

Хотя упражнение по методике «двух стульев» являет­ся, по существу, индивидуальной работой на «горячем месте», исследование противоположностей в этом случае можно вести вместе с группой. Это бывает особенно полезно, когда между членами группы возникают межличностные конфликты и когда они могут сами до конца осознать свои чувства и причины этих конфликтов.

Усиление внимания к чувствам. Осознание своих чувств должно быть непрерывным, но многие люди пре­рывают процесс осознания, как только дело доходит до неприятных переживаний, до тех чувств, которые паци­ент избегает осознавать.

Так, женщина, которую оставил муж, охотно и про­дуктивно осознает те чувства и переживания, которые реабилитируют ее в этой ситуации, а мужа делают винов­ным в разводе. Но как только дело доходит до чувств противоположного порядка, процесс их осознания может прерваться.

В подобных случаях психотерапевт должен помочь пациенту завершить незавершенный и травмирующий его гештальт. Это важно, во-первых, потому, что та энергия, которая тратится на сокрытие «неприятного» чувства, после его отреагирования может быть направлена на более продуктивные цели, и, во-вторых, это может прояснить противоположности, вовлеченные во внутренний конф­ликт, и интегрировать их в единое целое.

Иногда, для того чтобы легче осознать свои чувства, нужно усилить их или даже несколько утрировать, сделав более гротескными.


В этом плане помогает методика «Разыгрывание ро­лей». Участники по очереди разыгрывают роли, позволя­ющие им полностью выразить свои реальные чувства. Когда человек говорит не от своего имени, а от имени своего «героя», ему всегда легче осознать и высказать свои сокровенные переживания.

Психотерапевт должен обращать внимание не только на смысл слов, которые говорит участник упражнения «Разыгрывание ролей», но и на их мимику, жесты. Перлс справедливо считал, что полностью подавить наши стрем­ления и чувства невозможно. Например, женщина, рас­сказывая о своих конфликтных отношениях с мужем, бьет себя кулаком по бедру. Психотерапевт может попро­сить женщину сыграть роль этого «кулачка» и от «его имени» выразить все свои чувства: злость, гнев, собствен­ную вину... «Язык тела, — подчеркивает Кьелл Рудестам, — не является единственным видом невербального поведения, позволяющим вплотную изучить эмоции». Свои чувства пациент может выразить через рисунок, песню, танец и т. п.

Работа с мечтами (фантазией). Фредерик Перлс считал, что фантазии представляют собой наиболее спонтанную продукцию, которая несет в себе уни­кальную информацию, те фрагменты нашего Я, ко­торые при обычном рассказе подавляются или от которых мы отказываемся.

При гештальт-терапии фантазии не анализируются и не интерпретируются психотерапевтом. Пациент сам ис­следует свои фантазии. Работа эта включает в себя как минимум два компонента:

  1. перенос мечты на реальную почву;

2) идентификацию мечты со своей личностью.

Перенос фантазии на реальную почву облегчается, если участник группы получает задание описать свою мечту в настоящем времени. Перлс считал, что каждый фрагмент мечты представляет собой отчужденный фраг­мент собственной личности. Для того чтобы вновь «присвоить» их себе, индивидуум должен идентифицировать объект мечты со своей личностью.

Другим вариантом этого упражнения является прора­ботка отдельных фрагментов фантазии. Перлс полагал, что в гештальт-терапии нет необходимости работать со всей фантазией, достаточно отдельного ее фрагмента.

Если содержанием фантазии является спор, дискус­сия, обсуждение противоположных точек зрения или чувств, то в этом случае может быть использована мето­дика «двух стульев». Участник «разыгрывает» одну край­нюю позицию фантазии, а потом вторую. Исследуя и осознавая эти крайние позиции, индивидуум далее может объединить их в одно целое.