Файл: Дидактическая игра как средство формирования сенсорных эталонов детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 3-4 ЛЕТ


    1. Технологии сенсомоторного развития младших дошкольников в условиях ДОУ

Сенсомоторное развитие младших дошкольников имеет важное практическое и теоретическое значение, т.к. является одним из главных направле­ний психического развития ребенка в целом, способствует формированию таких сложных процессов как мышление, память, воображение, речь, раз­вивает способности ребенка владеть своим телом.

Слово «сенсорика» происходит от латинского «sensus», что означает восприятие. Под сенсомоторным развитием мы будем понимать развитие восприятия и двигательно­го аппарата детей младшего дошкольного возраста. Традиционно выделяют пять видов восприятия: зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное (К.Д. Ушинский выде­лял еще т.н. «мышечное чувство»).

Из основных направлений развития восприятия формируются задачи сенсорного воспитания младших дошкольников. Венгер Л.А., Усова А.П., Сакулина Н.П. указывают на следующие задачи: 1) ознакомление с сенсор­ными эталонами 2) обучение детей способам использования сенсорных эталонов 3) обучение планомерному обследованию предметов. Сенсорные эта­лоны - это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человеком за всю историю своего развития.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию вос­приятия, разработанную Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананье­вым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Л.А., Венгером и др. Для нашего исследования значимыми являются положения авторов, считавших и счи­тающих, что основной стороной дошкольного воспитания является сенсорное воспитание, призванное обеспечить полноценное сенсомоторное разви­тие (Ф. Фребель, О. Декроли, К.Д. Ушинский, В.М. Бехтерев, Н.П. Сакули­на, Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина).

В программе «Образование для процветания», которая разработана коллективом современных ученых под руководством Т.С. Комаровой для дошкольного образования, говорится: «Реализация Программы должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей всестороннее развитие детей»
1.

Для детей раннего дошкольного возраста наиболее эффективной формой организации сенсомоторного воспитания является использование тради­ционных техник изобразительной деятельности. Изучая сенсорное развитие ребенка в процессе обучения его изобразительной деятельности, Н.П. Сакулина приводит термин сенсорные способности, среди которых выделяет процесс овладения изобразительными движениями, т.е. подчинения движе­ний взору 2. Таким образом, в процессе рисования взаимодействуют орга­ны восприятия и движения.

Рисование, лепка, аппликация и другие виды детской творческой деятельности в сочетании с физической нагрузкой и музыкальным сопровождением, способствуют лучшему усвоению сенсорных эталонов, эстетиче­скому развитию и развитию мелкой и крупной моторики.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсомоторного развития, характеризуется большой восприимчивостью к занятиям, высоким интересом к познанию нового.

Игра является ведущим видом деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Игры бывают дидактическими, подвижными, сюжетно-ролевыми. В педагогической литера­туре предложено несколько классифи­каций игр. Запорожец А.В. и Усова А.П. разработали следующую классифи­кацию: «игры творческие и их раз­новидности: игры - драматизации и строительные игры; под­вижные игры; дидактические игры» 1. Михайленко Н.Я. и Короткова Н.А. приводят несколько иную классификацию: игры по правилам, сюжетные, режиссерские, игры-драматизации.

Игровые педагогические технологии - это дидактические и эстетически направленные действия, которые включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов ор­ганизации процесса обучения в форме игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставлен­ной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной напра­вленностью.

В младшем дошкольном возрасте совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимы длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать де­фекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов. В связи с чем, при про­ведении дидактических занятий необходимо чередовать умственную нагруз­ку и физическую.



В возрасте от 2 до 4 лет продолжает расширяться круг общения ребенка с миром взрослых и детей. Взрослый воспринимается им как образец для подражания. Например, увидев по­жарную машину, мальчик хочет играть в пожарного, девочка, увидев в магазине за кассой продавца-кассира, просить маму непременно купить ей игрушечную кассу, то же происходит и с желанием поиграть в доктора, полицейского и т.п. Развивается это желание в са­модеятельной игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребенок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности. Педагог или родитель должны простроить процесс игры таким образом, чтобы ребенок понял, как играть, тогда воспитание будет иметь целенаправленный характер 2. Ведь если усвоение сенсорных эталонов происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства, со стороны взрослых, оно нередко оказывается неполноценным, поверхностным.

Опираясь на вышесказанное, мы предлагаем использовать следующие игровые технологии для сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста:

- для развития мышления - разнообразные дидактические игры;

- для развития мелкой моторики и кинестетики: мешочки с разными наполнителями, шарики разной текстуры, конструкторы (кубики типа лего, кубики разные размеров и форм), сенсорные коробки (с песком, с крупами, с водой, с аквагрунтом и др.), пальчиковые и же­стовые игры, разные техники рисования, лепки, аппликации, так же игры, придуманные педагогом, народные игры;

- для развития крупной моторики и координации движений - под­вижные игры, для которых потребуются мячи разных размеров, об­ручи, массажные дорожки, ленты, платки, палочки, пирамиды и др.

- для социализации ребенка мы будем использовать сюжетно-роле­вые игры, «сказкотерапию», рассказывать о свойствах окружающих предметов при помощи театральных кукольных постановок.

Одним из условий интеграции образовательного процесса в ДОУ является создание игрового пространства, предметно-игровой среды, представ­ляющей собой комплекс различных видов игр, направленных на сенсорное развитие, развитие моторики и социальное познание, социальную практику.

В режиссерских играх-драматизациях, игровые роли имеют существенное значение в становлении эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личностного развития.


В играх с правилами, правила и действия в большей мере способствуют формированию ответственности, самосто­ятельности и обучают социальным нормам.

Предметно-игровая среда представляет собой систему предметных и социальных средств, функционально моделирующих содержание детской деятельности.

Принципы построения предметно-игровой среды, следующие:

- обеспечение места и времени для педагогических и свободных самостоятельных игр;

- возможности выбора партнеров, тематики, содержания;

- создание условий для планирования, развития, моделирования, свободной самостоятельной игры;

- создание условий для самостоятельной организации и длительного сохранения пространственно-предметной игровой среды;

- предоставление условий для коллективных игр разного содержания и формы;

- обеспечение возможности своего объединения со сверстниками по интересам, личному социальному и игровому опыту.

В правильно организованной предметно-игровой среде при помощи педагогов и сверстников ребенок социализируется, познает окружающий мир, игра позволяет ему раскрыть свои способности и возможности, игра разви­вает физически, освобождает от излишней накопившейся энергии, помогает избавиться от психологического напряжения.

Таким образом, мы видим, что игровые методы воспитания позволяют формировать сенсорный опыт, помогают реализовать педагогические задачи в доступной и интересной для дошкольника форме.

Игровые технологии являются одним из оптимальных способов сенсомоторного развития, которое, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка младшего дошкольного возраста.

    1. Использование дидактических игр и пособий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста

Ранний возраст - это возраст освоения сен­сорных эталонов, знакомства с окружающим ми­ром через различные формы действий с предме­тами. Ребенок в этом возрасте проводит различ­ные исследования - щупает, трогает, гладит, ката­ет, стучит. Данный возраст является сензитивным для освоения, познания окружающего мира, но только через взаимодействие. Именно в раннем возрасте формирование сенсорных эталонов имеет большое значение. Данный период характеризует­ся интенсивным развитием процессов восприятия. Потому что в сенсорном, чувственном восприятии окружающих предметов и явлений и заключается источник познания окружающего мира. Ведь сен­сорное развитие создает предпосылки для форми­рования психических функций. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воз­действиям
1.

В раннем возрасте значение сенсорного раз­вития и воспитания очень велико. Сенсорное раз­витие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свой­ствах предметов: их форме, цвете, величине, по­ложении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. 2. В раннем возрасте важно совер­шенствовать деятельность органов чувств через накопление представлений об окружающем мире. Ребенок в этом возрасте сталкивается и знакомит­ся с многообразием форм, красок, величины и других свойств предметов, окружающих его. Надо отметить, что даже без целенаправленного воспи­тания, каждый ребенок так или иначе восприни­мает информацию о предметах и их свойствах. Знакомство малышей с окружающим миром, ма­нипулирование и игры с предметами и игрушками способствуют становлению и развитию речи де­тей, обогащая пассивный и активный словарь ре­бенка, мотивируют на проявление речевой актив­ности и формирование коммуникативных умений. Процесс овладения ребенком речью в раннем воз­расте является основным и ведущим, ведь позво­ляет ему быть самостоятельным и независимым.

Отсутствие необходимых для развития ре­бенка материалов, игр, пособий, общения со взрослым в процессе игровой деятельности может стать причиной задержки речевого развития у де­тей раннего возраста и в дальнейшем привести к задержке развития основных психических процес­сов. Именно поэтому взрослым: родителям, педа­гогам и специалистам очень важно уделять особое внимание сенсорному развитию малышей, насы­щая среду, окружающую ребенка разнообразным сенсорным, игровым материалом.

Коррекционная работа с детьми раннего воз­раста требует особого подхода. Объем и содержа­ние материала должны быть небольшими и доступными, понятными ребенку. Также необходимо многократно повторять изученный материал, не вызывая при этом отрицательную реакцию у ре­бенка, либо какое-то отвращение или нежелание. Ребенок раннего возраста чувствует себя более комфортно в знакомой ситуации и более уверенно действует в ходе знакомых любимых игр. При работе с ребенком должен быть благоприятный психологический климат, необходимый для формиро­вания чувства безопасности и доверия. Поощрение и похвала любых, даже незначительных успехов, очень важно для ребенка раннего возраста, ведь это повышает положительную мотивацию и побуждает к новым попыткам говорить.

Речевая система ребенка формируется и функционирует в тесном взаимодействии с остальными системами организма ребенка - ин­теллектуальной, сенсорной, моторной и т.д.