Файл: Дидактическая игра как средство формирования сенсорных эталонов детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Фундаментом для общего умственного разви­тия ребенка является сенсорное развитие, к тому же оно имеет самостоятельное значение, потому что полноценное восприятие необходимо для успешно­го обучения 1. Деятельность детей организуется таким образом, чтобы они были заинтересо­ваны в познании, развитии творческих способности и мотивированы к речевому овладению.

С детьми раннего возраста для сенсорного развития и воспитания необходимо работать с использованием разнообразных средств и приемов. Можно использовать различные варианты сенсорных игр, целью которых является: получение ребенком новых чувственных ощущений. Это, например, разнообразные игры с красками (которые включают в себя - рисование ладошками, пальчиками, различными штампами; также можно использовать игры со смешиванием цветов и перетеканием красок друг в друга. Для детей раннего возраста это очень увлекательное и интересное за­нятие, которое может увлечь их надолго), игры с водой, мыльными пузырями, льдом (различные переливания жидкостей в разные чашки, предметы, наблюдения за замерзанием воды, а также лопать и надувать мыльные пузыри), игры с песком, природным материалом (данные игры включают в себя большое разнообразие игр - это и «дождь» из мелких камушков, бусинок, пуговиц и т.д., хождение босиком по так называемым сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпание сыпучего материала с помощью баночек, формочек, ложек; игры с мокрыми песком, рисовать на нем пальчиками, руками, веточками, карандашами и т.д.), игры с тканями и бумагой (данные игры заключаются в чередовании разных тактильностей по мягкости и по фактуре, на ощупь определять и просто трогать различные ви­ды тканей и бумаги,), игры с сенсорными баночками (под сенсорными баночками подразумеваются различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом; можно из баночек высыпать то, что находится внутри, перебирать каждый предмет, также можно на слух с закрытыми глазами определять, какая баночка звучит), игры со стеклянными шариками (с данными предметами существует множество разнообразных игр - можно устраивать «сухой бассейн» для пальчиков и полностью для «купания» ребенка, перекладывание шариков в различные емкости; перекатывать их между пальцами), а также это игры с массажерами для рук, игры с мячами.


На примере данных игр рассмотрим игру «Поймай котика», цель данной игры - стимуляция тактильной чувствительности, повышение уровня внимания и скорости реакции у ребенка. В ходе игры педагог касается мягкой игрушкой (котиком) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: колючего ежика, мокрую рыбку и др.

Также используются тяжелые одеяла и подушки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности. Данные средства и приемы можно использовать как в условиях общеобразовательной организации, так и родителям в домашних условиях, чтобы комплексно подходить к преодолению нарушений ребенка 1.

Все вышеперечисленные игры просты в своем изготовлении и применении при работе с ре­бенком раннего возраста. Эти игры легко может изготовить и провести как специалист, работающий с ребенком, так и родитель данного ребенка. Но, безусловно, важным условием является цель, для чего игра должна создаваться, также следует учитывать возможности ребенка, и какие задачи следует решить с помощью той или иной игры.

Для развития речевой функции ребенка также используются различные дидактические посо­бия и сенсорные материалы. Для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности ребенка. Для ребёнка раннего возраста такой ведущей деятельностью является игра и в - первую очередь разнообразные дидактические игры, способствующие обогащению чувственного и игрового опыта малышей. В каждой группе образовательного учреждения существует многообразие дидактиче­ских игр. В дошкольной педагогике дидактические игры всегда считались основным средством сенсорного воспитания.

Дидактическая игра представляет собой мно­гоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разно­стороннего воспитания личности ребенка 1.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. При работе с дидактическими пособиями и сенсорными материалами ребенок осуществляет ряд мыслительных операций. В этот момент дети описывают предме­ты, группируют их по различным свойствам и признакам, угадывают предметы, их назначение, могу определить действия по их описанию. Во время игры ребенок, взаимодействуя с педагогом и окружающими объектами, находит и подбирает правильный ответ к вопросам и заданиям, мыслит, строит свои догадки, проводит сравнительный анализ предмета, определяя цвет, размер, форму и фактуру предмета. Делая выводы по проделанной работе, ребенок использует уже полученные зна­ния и опыт. При этом педагог отмечает проявление у детей в процессе игры с дидактическими материалами сообразительности, самостоятельно­сти при решении разного рода задач, способности к волевому усилию при достижении поставленной педагогом определенной образовательной цели. Перед детьми ставятся разного рода задачи, для решения которых необходимо

использовать определенные умственные способности, умение слышать и следовать правилам игры, преодолевать различные сложности и трудности, которые встречаются на пути к достижению освоения сенсорных эталонов.

С детьми раннего возраста с целью формиро­вание сенсорных эталонов можно порекомендовать дидактические игры на соотнесение предметов по форме, цвету, величине, сортировке игру­шек и картинок по заданному признаку, игры по типу «Волшебный мешочек», «Сенсорные мешоч­ки», «Тактильные дорожки», «Найди похожий», «Какой предмет лишний» и т.д. Эти игры позво­ляют в интересной и доступной форме познакомить малышей с сенсорным материалом, особен­ностью предметов, стимулировать речь, познавательную и игровую активность.

Рассмотрим более подробно игры на форми­рование сенсорных эталонов на примере игры «Волшебный мешочек». Целью игры является - развитие мелкой моторики, зрительно - моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу. В ходе игры взрослый предлагает ребенку посмотреть, что находится в волшеб­ном мешочке. И вариантов этой игры может быть несколько: взрослый сам достает, то что находится в мешочке, дает ребенку, задача ребенка - назвать что это, описать этот предмет; другой вариант заключается в том, что ребенок опускает ручку в ме­шок, трогает там вещи, называет, что трогает и т.д. Вариантов этой игры может быть большое количество, это будет зависеть от цели игры, цели коррекционного занятия, возможностей ребенка. Тот же смысл будет и в играх «Сенсорные мешочки», «Найди похожий», «Какой предмет лишний» и т.д.

Все вышеперечисленные игры ребенку дают целый поток самых разнообразных по силе и направле­нию ощущений. В связи с этим, нервная система стимулируется, сенсорное развитие и восприятие улуч­шается. Положительная динамика в развитии речи ребенка происходит в сочетании с традиционными методами развития речи. Дидактические игры и посо­бия используются в развитии у детей сенсорной куль­туры, развивают сенсорные способности детей, также они выступают и как средство всестороннего воспи­тания личности ребёнка 1.

Так как дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу и игро­вым действиям, они помогают найти индивидуальный подход к каждому ребенку, обеспечивая его всестороннее развитие.


Таким образом, дидактические игры являются эффективным средством сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Наиболее подробная система дидактических игр и упражнений, предназначенная для развития сенсорной культуры дошкольника, была разработана Л.А. Венегром и Э.Г. Пилюгиной. Предполагается, что в младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с основными цветами солнечного спектра, а также с черным и белым цветами, с геометрическими фигурами (овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), а также с величиной предметов (больше, меньше, самый большой). Овладение сенсорными эталонами включает не только узнавание свойств предметов, но и правильное их называние. В ходе игровой деятельности дети получают знания о свойствах и качествах окружающих предметов, которые им необходимы для дальнейшей жизни.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Младший дошкольник в 21 веке, как и раньше, познает окружающий мир через ощущения и восприятие. В возрасте 3-4 лет у ребенка происходит достаточно интенсивное развитие сенсорной и моторной сферы. На сенсорное развитие младшего дошкольника влияет биологический (возрастные особенности, психическое развитие человека) и социальный фактор (социальные условия развития ребенка). В современных условиях жизни социальный фактор играет очень большую роль в формировании личности младшего дошкольника. Живое общение с другими людьми (сверстниками, взрослыми) и установление непосредственного (мануального) взаимодействия с предметами будет создавать истинную картину окружающего мира и вырабатывать у ребенка правильное к нему отношение.

В соответствии с программой дошкольного образования к наиболее важным направлениям сенсорного воспитания младших дошкольников относится развитие перцептивных(обследовательских) действий, их ориентировки в пространстве и времени, а также усвоение системы предметных сенсорных эталонов(цвета, величины, формы, вкуса, звука и др.). Именно усвоение этих эталонов и умение ориентироваться даст ребенку в дальнейшем возможность проявить свои творческие способности в учебе и в жизни, и поможет в изучении многих научных дисциплин.

Сенсорное воспитание младших дошкольников следует реализовывать с учетом их жизни в информационном сообществе, где невозможно свести к нулю общение ребенка с компьютерной техникой. Целесообразное использование информационно-компьютерных технологий и гаджетов на занятиях с детьми позволит выработать оптимальный режим взаимодействия дошкольников с техникой и сделает обучение более эффективным.

Правильно организованное сенсорное воспитание ребенка в 21 веке является залогом его успешного физического и интеллектуального развития.

Дидактические игры, несомненно, развивают речь детей: с их помощью активный и пассивный словарь пополняются и активизируются, звукопроизношение формируется правильно, связная речь активно развивается, формируется умение правильно выражать свои мысли. Развитие мыш­ления и речи в процессе игр осуществляется в не­разрывной связи. Если педагог четко и ясно себе представляет, решение каких задач может быть осуществимо в процессе проведения дидактиче­ских игр и занятий, в чем особенности организа­ции этих