Файл: Лекция Информационноаналитическая работа в овд. План Система информации в органах внутренних дел. Понятие, задачи и принципы аналитической работы в органах внутренних дел.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
органы юстиции), и общественных формирований, которые участвуют в под­держании правопорядка.

К этому же виду можно отнести и данные, характеризующие состояние и результаты деятельности транспортных и специальных органов внутренних дел, а также подразделений внутренних войск, которые на обслуживаемой террито­рии также в той или иной степени участвуют в поддержании общественного по­рядка.

С некоторой степенью условности к этому виду информации можно отне­сти и сведения научного и методического характера, которые используются системой органов внутренних дел при организации охраны общественного по­рядка и борьбе с преступностью.

Источниками данного вида информации, как видно из перечня, являются вышеуказанные органы.

Таковы в общих чертах основные виды информации, используемой в дея­тельности органов внутренних дел, и основные источники ее поступления. Группировка этой комплексной информации в вышеназванные блоки отражает в значительной степени и ее классификацию, основанием которой является уча­стие в процессах управления системой органов внутренних дел. Вся со­вокупность этих видов информации составляет систему информации.

Требования, предъявляемые к информации в органах внутренних дел. Рассмотрев систему информации органов внутренних дел, необходимо остано­виться на требованиях, предъявляемых к информации, и некоторых вопросах ее количественной и качественной оценки.

В научной и специальной литературе довольно полно и всесторонне рас­смотрены общие требования, предъявляемые к информации, используемой в управлении. Поэтому рассмотрим лишь те из них, которые имеют наиболее су­щественное значение для деятельности органов внутренних дел:

1. Строгое соответствие информации компетенции субъекта управления, а так­же его месту в организационной структуре управления, означающее, что вся по­ступающая в систему информация, должна отражать специфику ее деятельно­сти, быть связанной с содержанием ее функционирования и обеспечивать вы­полнение поставленных перед ней общих задач и функций, а также соответст­
вующих разовых задач.

2. Оптимальность (необходимость, достаточность) - соответствие объема, со­держания и качества информации, возможности принятия решения, обеспечи­вающего эффективное функционирование системы. То есть всякая информация должна отражать состояние объектов системы и внешней среды с необходимой степенью полноты и репрезентативности, соответствующей задачам управле­ния. Оптимальность информации выражается в ее количественных и качествен­ных характеристиках, и суть ее состоит в том, чтобы минимальные объемы и виды информации позволили устранить неопределенность субъекта по тому или иному вопросу или решить конкретную задачу управления.

Однако при определении оптимальности необходимо учитывать, что она не является постоянной величиной, а зависит, во-первых, от характера решаемых системой задач и, во-вторых, от опыта и уровня квалификации сотрудни­ков.

  1. Необходимая достаточная достоверность и точность информации означает, что информация должна объективно отражать состояние системы и внешней среды с требуемой в данном случае степенью точности. Однако при соблюде­нии этих принципов необходимо учитывать, что, как правило, повышение сте­пени полноты, достоверности и точности информации увеличивает время на ее получение (снижается оперативность), а зачастую увеличивается и ее стоимост­ная оценка (увеличивается количество сотрудников занятых ее сбором и пр.).

  2. Своевременность (или требуемая периодичность) состоит в том, что как за­держка с поступлением информации в систему, так и преждевременный ее сбор приводят к снижению или потере ее актуальности и, как следствие, к значи­тельному понижению эффективности принимаемых решений. Следовательно, задача субъекта управления состоит в том, чтобы исходя из характера решае­мых задач и выполняемых функций наиболее правильно установить требуемую периодичность и сроки поступления отдельных видов информации, учитывая при этом необходимую степень полноты и точности содержащихся в них сведе­ний.

  3. Комплексность, систематизированность и прогностический характер инфор­мации означает, что сведения должны в минимальном объеме выражать всю со­вокупность явлений, их взаимообусловленность и взаимосвязь с другими явле­ниями, относящимися к рассматриваемому вопросу, быть систематизированны­ми и обобщенными по определенным критериям, соответствующему характеру решаемых задач и отражать не только текущее состояние системы и объектов внешней среды, но и перспективы их изменения (эволюции) в будущем.

  4. Коммуникативность информации — требование к информации, связанное с ее восприятием и усвояемостью, как системой управления, так и объектами внешней среды. Это означает лаконичность и логичность построения сообще­ния, его непротиворечивость, однозначное и последовательное изложение, ис­ключающее возможность разночтения. Еще в древности считали, что о том или ином явлении можно достаточно полно судить, если известны ответы на сле­дующие вопросы: кто и что сделал, где, когда и какими средствами, зачем и кто сообщает об этом.


Это требование может выполняться унификацией, формализацией и стан­дартизацией наиболее распространенных в деятельности органов внутренних дел документов (различных протоколов, актов и пр.).


Количественные и качественные характеристики информации. Рассмат­ривая требования, предъявляемые к информации, необходимо кратко остано­виться и на вопросах ее количественных и качественных характеристик.

Согласно математической теории информации, разработанной Клодом Шенноном, считается, что чем неочевидное сообщение, чем менее оно вероят­но, тем больше оно несет информации. Однако такая оценка сообщения ввиду ряда объективных причин не всегда приемлема для социальной информации, более нуждающейся в качественных характеристиках. Основной из них являет­ся ценность информации, критерий которой - сообщение, наиболее прибли­жающее систему к решению поставленных перед ней задач.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что количественные и качественные оценки информации связаны с ее полнотой и ценностью. Степень полноты информации определяется, как правило, соотношением той информа­ции, которую субъект управления считает необходимой для выполнения по­ставленных перед ним задач, и той, которой он располагает на данный момент. Однако в данном случае субъекту всегда необходимо помнить о таком требова­нии, предъявляемом к информации, как ее оптимальность, а также необходимая и достаточная достоверность и точность — то есть четко представлять опреде­ленный ее предел. Ценность информации определяется, во-первых, степенью того, насколько устраняется неопределенность субъекта по решаемому вопросу, а, во-вторых — важностью сообщения для решения поставленных задач и его достоверностью.
2. Понятие, задачи и принципы аналитической работы в органах внутренних дел.
Анализ как метод познания свойствен любой практической деятель­ности человека. В качестве научного метода исследования анализ заключа­ется в мысленном или реальном расчленении объекта исследования на со­ставные части, элементы. То есть это приём упрощения изучаемого явле­ния либо объекта, в результате чего собирается информация об отдельных элементах, которая и подвергается анализу для получения представления об объекте в целом. Некоторая совокупность информации об отдельных элементах изучаемого явления может быть получена эмпирически (путём наблюдения, эксперимента) либо может быть дана в отношении уже из­вестных элементов. Таким образом, анализ связан с получением информа­ции и преобразованием её в знание.


В данном упрощённом виде метод анализа применяется практически всем оперативно-начальствующим составом органа внутренних дел. Лю­бой сотрудник, от постового полицейского до начальника органа, собирает информацию в отношении участка свой деятельности, подвергает её ана­лизу и предпринимает необходимые действия, меры, принимает решения.

Аналитическая работа как вид оперативно-служебной деятель­ности — это нормативно оформленная, организационно и штатно обеспеченная деятельность соответствующих структурных подразделений органов внутренних дел, специально занимающихся сбором, обработкой, систематизацией, анализом и оценкой социальной, командной и осведомительной информации, необходимой для осуществления про­цессов управления в органах внутренних дел.

В наиболее общем виде правовой статус аналитической работы за­креплен в таких основополагающих документах, как законы Российской Федерации «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности». Кроме того, аналитической работе посвящено значительное число подза­конных нормативных актов МВД России как общего, так и специального характера.

Субъектами аналитической работы в ОВД являются:

1. Уполномоченные должностные лица: руководители органов внутренних дел, их заместители, руководители служб и подразделений, сотрудники информационно-аналитических и организационно-методических подразделений.

2.Структурные подразделения, в функции которых входит анали­тическая работа: организационно-инспекторские службы, штабы, инфор­мационные центры, отраслевые организационно-методические подразде­ления, дежурные части, кадры и некоторые другие.

Функции головной организации по осуществлению и методическому обеспечению аналитической работы в органах внутренних дел, а также ко­ординации аналитической работы отраслевых служб в её проведении воз­ложены на штабы (организационно-инспекторские подразделения) МВД,