Файл: Лекция Информационноаналитическая работа в овд. План Система информации в органах внутренних дел. Понятие, задачи и принципы аналитической работы в органах внутренних дел.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 202
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
органы юстиции), и общественных формирований, которые участвуют в поддержании правопорядка.
К этому же виду можно отнести и данные, характеризующие состояние и результаты деятельности транспортных и специальных органов внутренних дел, а также подразделений внутренних войск, которые на обслуживаемой территории также в той или иной степени участвуют в поддержании общественного порядка.
С некоторой степенью условности к этому виду информации можно отнести и сведения научного и методического характера, которые используются системой органов внутренних дел при организации охраны общественного порядка и борьбе с преступностью.
Источниками данного вида информации, как видно из перечня, являются вышеуказанные органы.
Таковы в общих чертах основные виды информации, используемой в деятельности органов внутренних дел, и основные источники ее поступления. Группировка этой комплексной информации в вышеназванные блоки отражает в значительной степени и ее классификацию, основанием которой является участие в процессах управления системой органов внутренних дел. Вся совокупность этих видов информации составляет систему информации.
Требования, предъявляемые к информации в органах внутренних дел. Рассмотрев систему информации органов внутренних дел, необходимо остановиться на требованиях, предъявляемых к информации, и некоторых вопросах ее количественной и качественной оценки.
В научной и специальной литературе довольно полно и всесторонне рассмотрены общие требования, предъявляемые к информации, используемой в управлении. Поэтому рассмотрим лишь те из них, которые имеют наиболее существенное значение для деятельности органов внутренних дел:
1. Строгое соответствие информации компетенции субъекта управления, а также его месту в организационной структуре управления, означающее, что вся поступающая в систему информация, должна отражать специфику ее деятельности, быть связанной с содержанием ее функционирования и обеспечивать выполнение поставленных перед ней общих задач и функций, а также соответст
вующих разовых задач.
2. Оптимальность (необходимость, достаточность) - соответствие объема, содержания и качества информации, возможности принятия решения, обеспечивающего эффективное функционирование системы. То есть всякая информация должна отражать состояние объектов системы и внешней среды с необходимой степенью полноты и репрезентативности, соответствующей задачам управления. Оптимальность информации выражается в ее количественных и качественных характеристиках, и суть ее состоит в том, чтобы минимальные объемы и виды информации позволили устранить неопределенность субъекта по тому или иному вопросу или решить конкретную задачу управления.
Однако при определении оптимальности необходимо учитывать, что она не является постоянной величиной, а зависит, во-первых, от характера решаемых системой задач и, во-вторых, от опыта и уровня квалификации сотрудников.
Это требование может выполняться унификацией, формализацией и стандартизацией наиболее распространенных в деятельности органов внутренних дел документов (различных протоколов, актов и пр.).
Количественные и качественные характеристики информации. Рассматривая требования, предъявляемые к информации, необходимо кратко остановиться и на вопросах ее количественных и качественных характеристик.
Согласно математической теории информации, разработанной Клодом Шенноном, считается, что чем неочевидное сообщение, чем менее оно вероятно, тем больше оно несет информации. Однако такая оценка сообщения ввиду ряда объективных причин не всегда приемлема для социальной информации, более нуждающейся в качественных характеристиках. Основной из них является ценность информации, критерий которой - сообщение, наиболее приближающее систему к решению поставленных перед ней задач.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что количественные и качественные оценки информации связаны с ее полнотой и ценностью. Степень полноты информации определяется, как правило, соотношением той информации, которую субъект управления считает необходимой для выполнения поставленных перед ним задач, и той, которой он располагает на данный момент. Однако в данном случае субъекту всегда необходимо помнить о таком требовании, предъявляемом к информации, как ее оптимальность, а также необходимая и достаточная достоверность и точность — то есть четко представлять определенный ее предел. Ценность информации определяется, во-первых, степенью того, насколько устраняется неопределенность субъекта по решаемому вопросу, а, во-вторых — важностью сообщения для решения поставленных задач и его достоверностью.
2. Понятие, задачи и принципы аналитической работы в органах внутренних дел.
Анализ как метод познания свойствен любой практической деятельности человека. В качестве научного метода исследования анализ заключается в мысленном или реальном расчленении объекта исследования на составные части, элементы. То есть это приём упрощения изучаемого явления либо объекта, в результате чего собирается информация об отдельных элементах, которая и подвергается анализу для получения представления об объекте в целом. Некоторая совокупность информации об отдельных элементах изучаемого явления может быть получена эмпирически (путём наблюдения, эксперимента) либо может быть дана в отношении уже известных элементов. Таким образом, анализ связан с получением информации и преобразованием её в знание.
В данном упрощённом виде метод анализа применяется практически всем оперативно-начальствующим составом органа внутренних дел. Любой сотрудник, от постового полицейского до начальника органа, собирает информацию в отношении участка свой деятельности, подвергает её анализу и предпринимает необходимые действия, меры, принимает решения.
Аналитическая работа как вид оперативно-служебной деятельности — это нормативно оформленная, организационно и штатно обеспеченная деятельность соответствующих структурных подразделений органов внутренних дел, специально занимающихся сбором, обработкой, систематизацией, анализом и оценкой социальной, командной и осведомительной информации, необходимой для осуществления процессов управления в органах внутренних дел.
В наиболее общем виде правовой статус аналитической работы закреплен в таких основополагающих документах, как законы Российской Федерации «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности». Кроме того, аналитической работе посвящено значительное число подзаконных нормативных актов МВД России как общего, так и специального характера.
Субъектами аналитической работы в ОВД являются:
1. Уполномоченные должностные лица: руководители органов внутренних дел, их заместители, руководители служб и подразделений, сотрудники информационно-аналитических и организационно-методических подразделений.
2.Структурные подразделения, в функции которых входит аналитическая работа: организационно-инспекторские службы, штабы, информационные центры, отраслевые организационно-методические подразделения, дежурные части, кадры и некоторые другие.
Функции головной организации по осуществлению и методическому обеспечению аналитической работы в органах внутренних дел, а также координации аналитической работы отраслевых служб в её проведении возложены на штабы (организационно-инспекторские подразделения) МВД,
К этому же виду можно отнести и данные, характеризующие состояние и результаты деятельности транспортных и специальных органов внутренних дел, а также подразделений внутренних войск, которые на обслуживаемой территории также в той или иной степени участвуют в поддержании общественного порядка.
С некоторой степенью условности к этому виду информации можно отнести и сведения научного и методического характера, которые используются системой органов внутренних дел при организации охраны общественного порядка и борьбе с преступностью.
Источниками данного вида информации, как видно из перечня, являются вышеуказанные органы.
Таковы в общих чертах основные виды информации, используемой в деятельности органов внутренних дел, и основные источники ее поступления. Группировка этой комплексной информации в вышеназванные блоки отражает в значительной степени и ее классификацию, основанием которой является участие в процессах управления системой органов внутренних дел. Вся совокупность этих видов информации составляет систему информации.
Требования, предъявляемые к информации в органах внутренних дел. Рассмотрев систему информации органов внутренних дел, необходимо остановиться на требованиях, предъявляемых к информации, и некоторых вопросах ее количественной и качественной оценки.
В научной и специальной литературе довольно полно и всесторонне рассмотрены общие требования, предъявляемые к информации, используемой в управлении. Поэтому рассмотрим лишь те из них, которые имеют наиболее существенное значение для деятельности органов внутренних дел:
1. Строгое соответствие информации компетенции субъекта управления, а также его месту в организационной структуре управления, означающее, что вся поступающая в систему информация, должна отражать специфику ее деятельности, быть связанной с содержанием ее функционирования и обеспечивать выполнение поставленных перед ней общих задач и функций, а также соответст
вующих разовых задач.
2. Оптимальность (необходимость, достаточность) - соответствие объема, содержания и качества информации, возможности принятия решения, обеспечивающего эффективное функционирование системы. То есть всякая информация должна отражать состояние объектов системы и внешней среды с необходимой степенью полноты и репрезентативности, соответствующей задачам управления. Оптимальность информации выражается в ее количественных и качественных характеристиках, и суть ее состоит в том, чтобы минимальные объемы и виды информации позволили устранить неопределенность субъекта по тому или иному вопросу или решить конкретную задачу управления.
Однако при определении оптимальности необходимо учитывать, что она не является постоянной величиной, а зависит, во-первых, от характера решаемых системой задач и, во-вторых, от опыта и уровня квалификации сотрудников.
-
Необходимая достаточная достоверность и точность информации означает, что информация должна объективно отражать состояние системы и внешней среды с требуемой в данном случае степенью точности. Однако при соблюдении этих принципов необходимо учитывать, что, как правило, повышение степени полноты, достоверности и точности информации увеличивает время на ее получение (снижается оперативность), а зачастую увеличивается и ее стоимостная оценка (увеличивается количество сотрудников занятых ее сбором и пр.). -
Своевременность (или требуемая периодичность) состоит в том, что как задержка с поступлением информации в систему, так и преждевременный ее сбор приводят к снижению или потере ее актуальности и, как следствие, к значительному понижению эффективности принимаемых решений. Следовательно, задача субъекта управления состоит в том, чтобы исходя из характера решаемых задач и выполняемых функций наиболее правильно установить требуемую периодичность и сроки поступления отдельных видов информации, учитывая при этом необходимую степень полноты и точности содержащихся в них сведений. -
Комплексность, систематизированность и прогностический характер информации означает, что сведения должны в минимальном объеме выражать всю совокупность явлений, их взаимообусловленность и взаимосвязь с другими явлениями, относящимися к рассматриваемому вопросу, быть систематизированными и обобщенными по определенным критериям, соответствующему характеру решаемых задач и отражать не только текущее состояние системы и объектов внешней среды, но и перспективы их изменения (эволюции) в будущем. -
Коммуникативность информации — требование к информации, связанное с ее восприятием и усвояемостью, как системой управления, так и объектами внешней среды. Это означает лаконичность и логичность построения сообщения, его непротиворечивость, однозначное и последовательное изложение, исключающее возможность разночтения. Еще в древности считали, что о том или ином явлении можно достаточно полно судить, если известны ответы на следующие вопросы: кто и что сделал, где, когда и какими средствами, зачем и кто сообщает об этом.
Это требование может выполняться унификацией, формализацией и стандартизацией наиболее распространенных в деятельности органов внутренних дел документов (различных протоколов, актов и пр.).
Количественные и качественные характеристики информации. Рассматривая требования, предъявляемые к информации, необходимо кратко остановиться и на вопросах ее количественных и качественных характеристик.
Согласно математической теории информации, разработанной Клодом Шенноном, считается, что чем неочевидное сообщение, чем менее оно вероятно, тем больше оно несет информации. Однако такая оценка сообщения ввиду ряда объективных причин не всегда приемлема для социальной информации, более нуждающейся в качественных характеристиках. Основной из них является ценность информации, критерий которой - сообщение, наиболее приближающее систему к решению поставленных перед ней задач.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что количественные и качественные оценки информации связаны с ее полнотой и ценностью. Степень полноты информации определяется, как правило, соотношением той информации, которую субъект управления считает необходимой для выполнения поставленных перед ним задач, и той, которой он располагает на данный момент. Однако в данном случае субъекту всегда необходимо помнить о таком требовании, предъявляемом к информации, как ее оптимальность, а также необходимая и достаточная достоверность и точность — то есть четко представлять определенный ее предел. Ценность информации определяется, во-первых, степенью того, насколько устраняется неопределенность субъекта по решаемому вопросу, а, во-вторых — важностью сообщения для решения поставленных задач и его достоверностью.
2. Понятие, задачи и принципы аналитической работы в органах внутренних дел.
Анализ как метод познания свойствен любой практической деятельности человека. В качестве научного метода исследования анализ заключается в мысленном или реальном расчленении объекта исследования на составные части, элементы. То есть это приём упрощения изучаемого явления либо объекта, в результате чего собирается информация об отдельных элементах, которая и подвергается анализу для получения представления об объекте в целом. Некоторая совокупность информации об отдельных элементах изучаемого явления может быть получена эмпирически (путём наблюдения, эксперимента) либо может быть дана в отношении уже известных элементов. Таким образом, анализ связан с получением информации и преобразованием её в знание.
В данном упрощённом виде метод анализа применяется практически всем оперативно-начальствующим составом органа внутренних дел. Любой сотрудник, от постового полицейского до начальника органа, собирает информацию в отношении участка свой деятельности, подвергает её анализу и предпринимает необходимые действия, меры, принимает решения.
Аналитическая работа как вид оперативно-служебной деятельности — это нормативно оформленная, организационно и штатно обеспеченная деятельность соответствующих структурных подразделений органов внутренних дел, специально занимающихся сбором, обработкой, систематизацией, анализом и оценкой социальной, командной и осведомительной информации, необходимой для осуществления процессов управления в органах внутренних дел.
В наиболее общем виде правовой статус аналитической работы закреплен в таких основополагающих документах, как законы Российской Федерации «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности». Кроме того, аналитической работе посвящено значительное число подзаконных нормативных актов МВД России как общего, так и специального характера.
Субъектами аналитической работы в ОВД являются:
1. Уполномоченные должностные лица: руководители органов внутренних дел, их заместители, руководители служб и подразделений, сотрудники информационно-аналитических и организационно-методических подразделений.
2.Структурные подразделения, в функции которых входит аналитическая работа: организационно-инспекторские службы, штабы, информационные центры, отраслевые организационно-методические подразделения, дежурные части, кадры и некоторые другие.
Функции головной организации по осуществлению и методическому обеспечению аналитической работы в органах внутренних дел, а также координации аналитической работы отраслевых служб в её проведении возложены на штабы (организационно-инспекторские подразделения) МВД,