Файл: Лекция Информационноаналитическая работа в овд. План Система информации в органах внутренних дел. Понятие, задачи и принципы аналитической работы в органах внутренних дел.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГУ МВД, У МВД.
Объект и предмет аналитической работы.
В теории и практике управления органами внутренних дел достаточно давно определены: в качестве объекта анализа – оперативная обстановка, а в качестве предмета анализа – управленческая информация по различным аспектам оперативно-служебной деятельности, а также информация в отношении среды функционирования.
Под оперативной обстановкой понимается совокупность значимых для организации деятельности органов внутренних дел факторов и условий, в которых они реализуют свои правоохранительные и правоприменительные функции.
Исходя из такого подхода, оперативная обстановка - это абстрактное понятие прикладного ведомственного уровня. В этом понятии выделяются и анализируются в органах внутренних дел группы факторов, в границах действия которых для данного органа внутренних дел формируется благоприятное либо дестабилизирующее воздействие на его функционирование. При этом само функционирование (внешненаправленное и внутриорганизационное) рассматривается в управленческом анализе как процесс, который соответствует либо не соответствует характеру воздействия внешней среды.
Общим понятием «средовые факторы» объединены внешние и внутренние факторы, детерминирующие эффективность деятельности органов внутренних дел. Обычно эти факторы группируют в три блока.
Первый блок. Факторы, характеризующие элементы внешней среды, которые не входят в объект непосредственного воздействия органа внутренних дел, но оказывают на него прямое или косвенное влияние. Эти факторы объединяют в пять подмассивов информации, которые в своём сочетании могут обуславливать социальную напряженность:
1) демографическая характеристика населения и социально-демографические процессы: численность и плотность населения, его половой и возрастной состав, соотношение городского и сельского населения, его занятость в различных отраслях и сферах хозяйства, характеристика миграционных потоков, соотношение браков и разводов, смертность и рождаемость населения;
2) географические и административно-территориальные особенности региона:
общая площадь, количество входящих в регион административно-территориальных единиц, взаимное расположение населённых пунктов, расположение и протяжённость железнодорожных и автомобильных дорог, судоходных рек, береговой линии моря или озер, а в городах - проспектов, улиц и площадей, месторасположение вокзалов, портов, пристаней, грузовых станций и т.д.;
3) экономическое развитие региона: характер и группировка предприятий по их промышленному потенциалу и численности рабочей силы, численность автотранспортных предприятий, пропускная способность автодорог, структура доходов и потребления населения, характеристика сферы торговли, бытового и коммунального обслуживания и т.д.;
4) социальная инфраструктура региона: количество и виды учебных заведений, обеспеченность медицинским обслуживанием, состояние функционирования культурно-зрелищных организаций и предприятий проведения досуга, количество спортивных сооружений, клубов, дискотек и т.д.;
5) техногенные особенности регионас точки зрения возможности возникновения стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф, аварийности транспортных магистралей, эпидемий, эпизоотии и т.д.
Второй блок. Факторы, характеризующие часть внешней среды составляющие объект непосредственного воздействия органа внутренних дел: преступления, правонарушения и совершившие их лица.
Третий блок. Факторы, характеризующие способность органа внутренних дел решать поставленные перед ним задачи: штатная численность служб и подразделений, нагрузка на каждого сотрудника, качественная характеристика кадров, некомплект, реальная потенциальная текучесть кадров, обеспеченность техникой, служебным помещением, состоянием мобильной готовности, организация руководства и взаимодействия и т.д.
Вся совокупность факторов в той или иной мере влияет на состояние и противодействие преступности на территории обслуживания. Основанием для определения значимости тех или иных факторов и, следовательно, для их анализа
и оценки может быть степень опасности и угрозы, создаваемые ими. Однако границы этого критерия достаточно подвижны, поскольку опасности и угрозы постоянно дополняются, а уже известные наполняются новым содержанием. С этой точки зрения аналитическая работа в органах внутренних дел является связующим звеном между теорией и практикой правоохранительной деятельности.
Основные задачи аналитической работы:
Анализ преступности, правонарушений и факторов, их формирующих, а также внешненаправленной и внутриорганизационной деятельности органов внутренних дел – это форма научного познания специфических общественных отношений. Как и любой процесс социального познания, он должен удовлетворять соответствующим нормам и критериям, включать эмпирический анализ объектов, а также быть направленным на получение новых знаний, имеющих теоретическое, познавательное и прикладное значение. Использование этих критерий обеспечивается соблюдением ряда принципов, которые должны соответствовать принципам деятельности органов внутренних дел.
К числу принципов аналитической работы относят
ся:
1. Комплексность, обеспечивается изучением анализируемого объекта (преступность в целом или отдельные её виды, работа конкретного органа внутренних дел или их системы) во всём многообразии его сущностных проявлений и взаимосвязей.
2. Полнотапредполагает, с одной стороны, изучение оперативной обстановки во всем различии и противоречивости составляющих её элементов, а с другой стороны - объективное описание средовых факторов.
3. Сочетание перспективы и ретроспективы. Этот принцип основан на том, что оперативная обстановка в данный момент не является результатом анализа в содержательном смысле этого слова. Подлинный анализ состоит в том, что объект должен изучаться в динамике, с учётом ретроспективы, т.е. прошлого состояния и тенденций, и перспективы - выявления возможных, предполагаемых, прогностических изменений.
4. Использование проверенной, достоверной информацииявляется основной предпосылкой получения объективного управленческого анализа и выработки на его основе обоснованного решения.
5. Прагматичность.Орган внутренних дел любого уровня - это не научно-исследовательское учреждение. Аналитическая работа не является для него самоцелью. Она должна быть подчинена главной задаче - подготовке управленческих решений по обеспечению организационной целостности и стабильности функционирования органа внутренних дел, повышению эффективности его работы по реализации функций в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью.
Функции аналитической работы.
3. Содержание, методы и техника аналитической работы в органах внутренних дел.
Основные виды анализа, осуществляемого в деятельности органов внутренних дел, классифицируются по различным основаниям: по объёму изучаемых факторов, по продолжительности анализируемого периода, а также по используемым методам сбора и обработки информации. Наиболее распространённым видом аналитической работы в органах внутренних дел является комплексный анализ оперативной обстановки. Само понятие комплексного анализа обстановки является многофакторным, включающим в себя множество различных направлений деятельности и отношений.
В ведомственных нормативно-методических документах в основном выделяются следующие виды анализа: текущий, внеочередной, анализ с нарастающим итогом, за длительный период, проблемный, сравнительный и другие.
1.Текущий анализ(за сутки, неделю, месяц) направлен на обеспечение потребностей оперативного управления, повседневной организации работы личного состава органа внутренних дел. На его основе принимаются меры реагирования на конкретные преступления и правонарушения, вносятся необходимые коррективы в расстановку сил и средств.
2. Внеочередной анализ — разновидность анализа за отчётный период. Проводится, как правило, по итогам нескольких месяцев при резком осложнении оперативной обстановки либо в случаях разработки комплексных организационных мер по вопросам взаимодействия для совещаний руководителей, заседаниях коллегий.
3. Анализ за длительный период (более года) служит для выявления основных тенденций развития оперативной обстановки и предназначен в основном для разработки комплексных и целевых программ борьбы с преступностью.
4. Анализ с нарастающим итогом за отчётный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год) направлен на выявление отклонений основных тенденций состояния правопорядка, динамики и структуры преступности, организации оперативно-служебной деятельности от тренда (основной тен
Объект и предмет аналитической работы.
В теории и практике управления органами внутренних дел достаточно давно определены: в качестве объекта анализа – оперативная обстановка, а в качестве предмета анализа – управленческая информация по различным аспектам оперативно-служебной деятельности, а также информация в отношении среды функционирования.
Под оперативной обстановкой понимается совокупность значимых для организации деятельности органов внутренних дел факторов и условий, в которых они реализуют свои правоохранительные и правоприменительные функции.
Исходя из такого подхода, оперативная обстановка - это абстрактное понятие прикладного ведомственного уровня. В этом понятии выделяются и анализируются в органах внутренних дел группы факторов, в границах действия которых для данного органа внутренних дел формируется благоприятное либо дестабилизирующее воздействие на его функционирование. При этом само функционирование (внешненаправленное и внутриорганизационное) рассматривается в управленческом анализе как процесс, который соответствует либо не соответствует характеру воздействия внешней среды.
Общим понятием «средовые факторы» объединены внешние и внутренние факторы, детерминирующие эффективность деятельности органов внутренних дел. Обычно эти факторы группируют в три блока.
Первый блок. Факторы, характеризующие элементы внешней среды, которые не входят в объект непосредственного воздействия органа внутренних дел, но оказывают на него прямое или косвенное влияние. Эти факторы объединяют в пять подмассивов информации, которые в своём сочетании могут обуславливать социальную напряженность:
1) демографическая характеристика населения и социально-демографические процессы: численность и плотность населения, его половой и возрастной состав, соотношение городского и сельского населения, его занятость в различных отраслях и сферах хозяйства, характеристика миграционных потоков, соотношение браков и разводов, смертность и рождаемость населения;
2) географические и административно-территориальные особенности региона:
общая площадь, количество входящих в регион административно-территориальных единиц, взаимное расположение населённых пунктов, расположение и протяжённость железнодорожных и автомобильных дорог, судоходных рек, береговой линии моря или озер, а в городах - проспектов, улиц и площадей, месторасположение вокзалов, портов, пристаней, грузовых станций и т.д.;
3) экономическое развитие региона: характер и группировка предприятий по их промышленному потенциалу и численности рабочей силы, численность автотранспортных предприятий, пропускная способность автодорог, структура доходов и потребления населения, характеристика сферы торговли, бытового и коммунального обслуживания и т.д.;
4) социальная инфраструктура региона: количество и виды учебных заведений, обеспеченность медицинским обслуживанием, состояние функционирования культурно-зрелищных организаций и предприятий проведения досуга, количество спортивных сооружений, клубов, дискотек и т.д.;
5) техногенные особенности регионас точки зрения возможности возникновения стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф, аварийности транспортных магистралей, эпидемий, эпизоотии и т.д.
Второй блок. Факторы, характеризующие часть внешней среды составляющие объект непосредственного воздействия органа внутренних дел: преступления, правонарушения и совершившие их лица.
Третий блок. Факторы, характеризующие способность органа внутренних дел решать поставленные перед ним задачи: штатная численность служб и подразделений, нагрузка на каждого сотрудника, качественная характеристика кадров, некомплект, реальная потенциальная текучесть кадров, обеспеченность техникой, служебным помещением, состоянием мобильной готовности, организация руководства и взаимодействия и т.д.
Вся совокупность факторов в той или иной мере влияет на состояние и противодействие преступности на территории обслуживания. Основанием для определения значимости тех или иных факторов и, следовательно, для их анализа
и оценки может быть степень опасности и угрозы, создаваемые ими. Однако границы этого критерия достаточно подвижны, поскольку опасности и угрозы постоянно дополняются, а уже известные наполняются новым содержанием. С этой точки зрения аналитическая работа в органах внутренних дел является связующим звеном между теорией и практикой правоохранительной деятельности.
Основные задачи аналитической работы:
-
Выявление и систематизация данных о преступлениях и правонарушениях на территории обслуживания органа внутренних дел или её части (например, микрорайон, территория отделения полиции), сопоставление их при необходимости с аналогичными данными других регионов; -
Установление значимых социальных характеристик преступлений и правонарушений, детерминирующих особенности их проявления в данном регионе: социально-территориальная и социально-групповая распространённость, мотивационная направленность; -
Выявление криминологически и организационно-управленчески значимых характеристик отдельных видов и групп преступлений с точки зрения их устойчивости, организованности, которые могут быть положены в основу принятия решений, направленных на повышение эффективности планирования и осуществления мер борьбы с этими преступлениями; -
Выявление проблемных ситуаций во внутриорганизационной деятельности органа внутренних дел, связанных с его функционированием как социального коллектива (управленческое обследование); -
Информационно-аналитическое обслуживание субъекта управления
Анализ преступности, правонарушений и факторов, их формирующих, а также внешненаправленной и внутриорганизационной деятельности органов внутренних дел – это форма научного познания специфических общественных отношений. Как и любой процесс социального познания, он должен удовлетворять соответствующим нормам и критериям, включать эмпирический анализ объектов, а также быть направленным на получение новых знаний, имеющих теоретическое, познавательное и прикладное значение. Использование этих критерий обеспечивается соблюдением ряда принципов, которые должны соответствовать принципам деятельности органов внутренних дел.
К числу принципов аналитической работы относят
ся:
1. Комплексность, обеспечивается изучением анализируемого объекта (преступность в целом или отдельные её виды, работа конкретного органа внутренних дел или их системы) во всём многообразии его сущностных проявлений и взаимосвязей.
2. Полнотапредполагает, с одной стороны, изучение оперативной обстановки во всем различии и противоречивости составляющих её элементов, а с другой стороны - объективное описание средовых факторов.
3. Сочетание перспективы и ретроспективы. Этот принцип основан на том, что оперативная обстановка в данный момент не является результатом анализа в содержательном смысле этого слова. Подлинный анализ состоит в том, что объект должен изучаться в динамике, с учётом ретроспективы, т.е. прошлого состояния и тенденций, и перспективы - выявления возможных, предполагаемых, прогностических изменений.
4. Использование проверенной, достоверной информацииявляется основной предпосылкой получения объективного управленческого анализа и выработки на его основе обоснованного решения.
5. Прагматичность.Орган внутренних дел любого уровня - это не научно-исследовательское учреждение. Аналитическая работа не является для него самоцелью. Она должна быть подчинена главной задаче - подготовке управленческих решений по обеспечению организационной целостности и стабильности функционирования органа внутренних дел, повышению эффективности его работы по реализации функций в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью.
Функции аналитической работы.
-
Познавательная функцияобладает не только ведомственным, но и общенаучным значением. Анализ специфического и неповторимого в характеристике общественных явлений в целом и отдельных проявлений в частности позволяет расширить и углубить знания о процессах, происходящих на территории обслуживания органа внутренних дел, вовремя обнаружить новые тенденции позитивного или негативного характера. Преступность как объективная реальность является составной частью жизнедеятельности общества. Для внесения своевременных и адекватных корректив в социальные процессы необходимо познание, которому служит и анализ оперативной обстановки. -
Сигнализирующая функцияаналитической работы заключается в том, что в ходе её проведения выявляются проблемные участки и нерешенные вопросы, уточняются и формулируются ситуации, требующие первоочередного решения. Эта деятельность должна обеспечивать предвидение развития основных тенденций преступности, результатов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. -
Организационно-управленческая функция заключается в том, что анализ (в зависимости от уровня субъекта управления и целевой установки) может служить необходимой информационно-аналитической базой для принятия ответственных решений, связанных с выбором приоритетов деятельности, форм и методов работы по отдельным направлениям служб и подразделений, обеспечением эффективного функционирования органов внутренних дел в целом.
3. Содержание, методы и техника аналитической работы в органах внутренних дел.
Основные виды анализа, осуществляемого в деятельности органов внутренних дел, классифицируются по различным основаниям: по объёму изучаемых факторов, по продолжительности анализируемого периода, а также по используемым методам сбора и обработки информации. Наиболее распространённым видом аналитической работы в органах внутренних дел является комплексный анализ оперативной обстановки. Само понятие комплексного анализа обстановки является многофакторным, включающим в себя множество различных направлений деятельности и отношений.
В ведомственных нормативно-методических документах в основном выделяются следующие виды анализа: текущий, внеочередной, анализ с нарастающим итогом, за длительный период, проблемный, сравнительный и другие.
1.Текущий анализ(за сутки, неделю, месяц) направлен на обеспечение потребностей оперативного управления, повседневной организации работы личного состава органа внутренних дел. На его основе принимаются меры реагирования на конкретные преступления и правонарушения, вносятся необходимые коррективы в расстановку сил и средств.
2. Внеочередной анализ — разновидность анализа за отчётный период. Проводится, как правило, по итогам нескольких месяцев при резком осложнении оперативной обстановки либо в случаях разработки комплексных организационных мер по вопросам взаимодействия для совещаний руководителей, заседаниях коллегий.
3. Анализ за длительный период (более года) служит для выявления основных тенденций развития оперативной обстановки и предназначен в основном для разработки комплексных и целевых программ борьбы с преступностью.
4. Анализ с нарастающим итогом за отчётный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год) направлен на выявление отклонений основных тенденций состояния правопорядка, динамики и структуры преступности, организации оперативно-служебной деятельности от тренда (основной тен