Файл: Лекция Информационноаналитическая работа в овд. План Система информации в органах внутренних дел. Понятие, задачи и принципы аналитической работы в органах внутренних дел.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГУ МВД, У МВД.

Объект и предмет аналитической работы.

В теории и практике управления органами внутренних дел доста­точно давно определены: в качестве объекта анализа – оперативная обстановка, а в качестве предмета анализа – управленческая информация по различным аспектам оперативно-служебной деятельности, а также информация в отношении среды функционирования.

Под оперативной обстановкой понимается совокупность значимых для организации деятельности органов внутренних дел факторов и условий, в которых они реализуют свои правоохранительные и правоприменительные функции.

Исходя из такого подхода, оперативная обстановка - это абстрактное понятие прикладного ведомственного уровня. В этом понятии выделяются и анализируются в органах внутренних дел группы факторов, в границах действия которых для данного органа внутренних дел формируется благо­приятное либо дестабилизирующее воздействие на его функционирование. При этом само функционирование (внешненаправленное и внутриорганизационное) рассматривается в управленческом анализе как процесс, кото­рый соответствует либо не соответствует характеру воздействия внешней среды.

Общим понятием «средовые факторы» объединены внешние и внут­ренние факторы, детерминирующие эффективность деятельности органов внутренних дел. Обычно эти факторы группируют в три блока.

Первый блок. Факторы, характеризующие элементы внешней среды, которые не входят в объект непосредственного воздействия органа внутренних дел, но оказывают на него прямое или косвенное влияние. Эти факторы объединяют в пять подмассивов информации, которые в своём сочетании могут обуславливать социальную напряженность:

1) демографическая характеристика населения и социально-демографические процессы: численность и плотность населения, его поло­вой и возрастной состав, соотношение городского и сельского населения, его занятость в различных отраслях и сферах хозяйства, характеристика миграционных потоков, соотношение браков и разводов, смертность и ро­ждаемость населения;

2) географические и административно-территориальные особенно­сти региона:
общая площадь, количество входящих в регион администра­тивно-территориальных единиц, взаимное расположение населённых пунктов, расположение и протяжённость железнодорожных и автомобиль­ных дорог, судоходных рек, береговой линии моря или озер, а в городах - проспектов, улиц и площадей, месторасположение вокзалов, портов, при­станей, грузовых станций и т.д.;

3) экономическое развитие региона: характер и группировка пред­приятий по их промышленному потенциалу и численности рабочей силы, численность автотранспортных предприятий, пропускная способность ав­тодорог, структура доходов и потребления населения, характеристика сфе­ры торговли, бытового и коммунального обслуживания и т.д.;

4) социальная инфраструктура региона: количество и виды учебных заведений, обеспеченность медицинским обслуживанием, состояние функ­ционирования культурно-зрелищных организаций и предприятий проведе­ния досуга, количество спортивных сооружений, клубов, дискотек и т.д.;

5) техногенные особенности регионас точки зрения возможности возникновения стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф, аварий­ности транспортных магистралей, эпидемий, эпизоотии и т.д.

Второй блок. Факторы, характеризующие часть внешней среды составляющие объект непосредственного воздействия органа внутренних дел: преступления, правонарушения и совершившие их лица.

Третий блок. Факторы, характеризующие способность органа внутренних дел решать поставленные перед ним задачи: штатная численность служб и подразделений, нагрузка на каждого сотрудника, качественная характеристика кадров, некомплект, реальная потенциальная текучесть кадров, обеспеченность техникой, служебным помещением, состоянием мобильной готовности, организация руководства и взаимодействия и т.д.

Вся сово­купность факторов в той или иной мере влияет на состояние и противодей­ствие преступности на территории обслуживания. Основанием для опреде­ления значимости тех или иных факторов и, следовательно, для их анализа

и оценки может быть степень опасности и угрозы, создаваемые ими. Однако границы этого критерия достаточно подвижны, поскольку опасности и угрозы постоянно дополняются, а уже известные наполняются новым со­держанием. С этой точки зрения аналитическая работа в органах внутрен­них дел является связующим звеном между теорией и практикой правоох­ранительной деятельности.

Основные задачи аналитической работы:

  1. Выявление и систематизация данных о преступлениях и правона­рушениях на территории обслуживания органа внутренних дел или её час­ти (например, микрорайон, территория отделения полиции), сопоставле­ние их при необходимости с аналогичными данными других регионов;

  2. Установление значимых социальных характеристик преступлений и правонарушений, детерминирующих особенности их проявления в дан­ном регионе: социально-территориальная и социально-групповая распространённость, мотивационная направленность;

  3. Выявление криминологически и организационно-управленчески значимых характеристик отдельных видов и групп преступлений с точки зрения их устойчивости, организованности, которые могут быть положены в основу принятия решений, направленных на повышение эффективности планирования и осуществления мер борьбы с этими преступлениями;

  4. Выявление проблемных ситуаций во внутриорганизационной дея­тельности органа внутренних дел, связанных с его функционированием как социального коллектива (управленческое обследование);

  5. Информационно-аналитическое обслуживание субъекта управления

Анализ преступности, правонарушений и факторов, их формирующих, а также внешненаправленной и внутриорганизационной деятельности органов внутренних дел – это форма научного познания специфических общественных отношений. Как и любой процесс социального познания, он должен удовлетворять соответствующим нормам и критериям, включать эмпирический анализ объектов, а также быть направленным на получение новых знаний, имеющих теоретическое, познавательное и прикладное значение. Использование этих критерий обеспечивается соблюдением ряда принципов, которые должны соответствовать принципам деятельности органов внутренних дел.

К числу принципов аналитической работы относят
ся:

1. Комплексность, обеспечивается изучением анализируемого объек­та (преступность в целом или отдельные её виды, работа конкретного ор­гана внутренних дел или их системы) во всём многообразии его сущност­ных проявлений и взаимосвязей.

2. Полнотапредполагает, с одной стороны, изучение оперативной обстановки во всем различии и противоречивости составляющих её эле­ментов, а с другой стороны - объективное описание средовых факторов.

3. Сочетание перспективы и ретроспективы. Этот принцип основан на том, что оперативная обстановка в данный момент не является резуль­татом анализа в содержательном смысле этого слова. Подлинный анализ состоит в том, что объект должен изучаться в динамике, с учётом ретро­спективы, т.е. прошлого состояния и тенденций, и перспективы - выявле­ния возможных, предполагаемых, прогностических изменений.

4. Использование проверенной, достоверной информацииявляется основной предпосылкой получения объективного управленческого анализа и выработки на его основе обоснованного решения.

5. Прагматичность.Орган внутренних дел любого уровня - это не научно-исследовательское учреждение. Аналитическая работа не является для него самоцелью. Она должна быть подчинена главной задаче - подго­товке управленческих решений по обеспечению организационной целост­ности и стабильности функционирования органа внутренних дел, повыше­нию эффективности его работы по реализации функций в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

Функции аналитической работы.

  1. Познавательная функцияобладает не только ведомственным, но и общенаучным значением. Анализ специфического и неповторимого в ха­рактеристике общественных явлений в целом и отдельных проявлений в частности позволяет расширить и углубить знания о процессах, происхо­дящих на территории обслуживания органа внутренних дел, вовремя обна­ружить новые тенденции позитивного или негативного характера. Пре­ступность как объективная реальность является составной частью жизне­деятельности общества. Для внесения своевременных и адекватных кор­ректив в социальные процессы необходимо познание, которому служит и анализ оперативной обстановки.

  2. Сигнализирующая функцияаналитической работы заключается в том, что в ходе её проведения выявляются проблемные участки и нерешенные вопросы, уточняются и формулируются ситуации, требующие первооче­редного решения. Эта деятельность должна обеспечивать предвидение развития основных тенденций преступности, результатов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

  3. Организационно-управленческая функция заключается в том, что анализ (в зависимости от уровня субъекта управления и целевой установ­ки) может служить необходимой информационно-аналитической базой для принятия ответственных решений, связанных с выбором приоритетов дея­тельности, форм и методов работы по отдельным направлениям служб и подразделений, обеспечением эффективного функционирования органов внутренних дел в целом.



3. Содержание, методы и техника аналитической работы в органах внутренних дел.
Основные виды анализа, осуществляемого в деятельности органов внутренних дел, классифицируются по различным основаниям: по объёму изучаемых факторов, по продолжительности анализируемого периода, а также по используемым методам сбора и обработки информации. Наиболее распространённым видом аналитической работы в органах внутренних дел является комплексный анализ оперативной обстановки. Само понятие комплексного анализа обстановки является многофакторным, включаю­щим в себя множество различных направлений деятельности и отношений.

В ведомственных нормативно-методических документах в основном выделяются следующие виды анализа: текущий, внеочередной, анализ с нарастающим итогом, за длительный период, проблемный, сравнительный и другие.

1.Текущий анализ(за сутки, неделю, месяц) направлен на обеспечение потребностей оперативного управления, повседневной организации рабо­ты личного состава органа внутренних дел. На его основе принимаются меры реагирования на конкретные преступления и правонарушения, вно­сятся необходимые коррективы в расстановку сил и средств.

2. Внеочередной анализразновидность анализа за отчётный период. Проводится, как правило, по итогам нескольких месяцев при резком ос­ложнении оперативной обстановки либо в случаях разработки комплекс­ных организационных мер по вопросам взаимодействия для совещаний ру­ководителей, заседаниях коллегий.

3. Анализ за длительный период (более года) служит для выявления ос­новных тенденций развития оперативной обстановки и предназначен в ос­новном для разработки комплексных и целевых программ борьбы с пре­ступностью.

4. Анализ с нарастающим итогом за отчётный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год) направлен на выявление отклонений основных тенденций состояния правопорядка, динамики и структуры преступности, организации оперативно-служебной деятельности от тренда (основной тен­