Файл: Доклад Система подготовки к огэ по русскому языку из опыта работы учителя русского языка и литературы Ирха С. В.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Петр доверчивый, любознательный, честный, порядочный, а Митрофан ленивый, льстивый, ищущий во всем выгоду. И в конце произведения Митрофан отрекается от матери, а Петр выполнил завет отца: сберег честь и достоинство.
Были и такие темы: «Как вы понимаете значение слова честь?» (после изучения «Капитанской дочки» А.С. Пушкина и«Чем Мцыри близок самому поэту?», с которыми сильные ученики справились, а остальные попытались порассуждать и послушали сочинения своих одноклассников. Так постепенно то слушая мое объяснение и образцы сочинений, то слушая сочинения своих одноклассников, у которых уже все получается, ребята научатся и сами писать такие работы. На сегодняшний день 80% учащихся твердо знают, что от них требуется при написании данного вида работы. Учитывая, что класс слабый, то это уже неплохо. У нас есть еще год впереди, чтобы и остальные учащиеся справлялись со структурой сочинения.
Для самостоятельной работы дала детям примерные шаблоны, их я нашла в интернете:
План написания сочинения 9.2
Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)…
Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли. Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что… Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…
В заключение хочется сказать, что…
План написания сочинения 9.3
Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…
Таким образом, ….
К концу года большая часть класса стала писать довольно хорошие сочинения. Провела такую же работу в 7 классе, немного изменив задачи для учеников при написании сочинения о Витином ножике (упр. при изучении темы «Частица»).Результат меня поразил. Не было 1 девочки, а остальные все справились! Я попросила их написать сочинение-рассуждение на тему:«Что такое сострадание?». Объяснила, что это чувство можно испытывать и к животным- птицам, и к людям. Вместе мы подумали, как написать тезис, какие аргументы подобрать и как закончить сочинение. В результате я прочитала следующее:
Что же такое сострадание? Сострадание- это способность человека ощутить чужую боль. Это чувствопроявляют не только к человеку, но и к животным.
Сострадание проявляется в разных жизненных ситуациях. Так, например, мальчик Витя проявил сочувствие к снегирю, над которым издевался одноклассник, и обменял очень дорогую для него вещь (ножик) на измученную птицу, которую удалось спасти. Или в рассказе «Юшка» А. Платонова главный герой отдавал последнее бедной сироте. Сам вместо чая пил воду, ходил в рваной одежде. Ради девочки он работал не покладая рук и совсем забыл про себя.
Таким образом, мы можем сказать, что сострадание- это желание сделать так, чтобы все окружающие были свободны от страданий.
Были примеры с Кусакой- героиней одноименного рассказа Л. Андреева.
В 8 классе мы уже написали примерно 8 сочинений – рассуждений на уроках литературы и русского языка ( о добре, о данном слове, о человечности, о пользе чтения, о героизме, о силе русского духа, о сострадании, о родине и т.п.) И 6 сжатых изложений под аудиозапись.
Подготовка к решению теста.
Подготовка к решению теста ведется рассредоточенно на уроках, посвященных данным темам, на этапах повторения и самостоятельно на выходных. Начинать подготовку, без сомнения, необходимо уже с 5 класса. Именно с этого времени я планирую свою работу так, чтобы добавлять упражнения такого формата, на котором построены задания ОГЭ. Но многие учащиеся не справляются с заданиями в формате ОГЭ. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ОГЭ по русскому языку - это не одно и то же! Я работаю по линии УМК Т.А. Ладыженской. Задания, сформулированные в этих учебниках, часто не подходят для подготовки к экзамену. По этой причине при подготовке к тестовым заданиям ОГЭ я иногда составляю их самостоятельно.
Формы и приёмы работы при подготовке к тестовым заданиям
Материал для этих типов заданий я беру в сборниках, старых учебниках, из открытого банка ОГЭ на сайте ФИПИ. Для каждого класса в кабинете есть пособия, в которых тестовый материал помогает проверить усвоение знаний по определенной теме с 5 по 9 класс. В этих пособиях учитывается разный уровень знаний, умений и навыков учащихся: I и II варианты тестовых заданий соответствуют базовому уровню, III вариант – повышенной трудности.
Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на понимание текста.
Получается колоссальный объём и разнообразие тренировочных вариантов.
Кроме уроков веду подготовку к ОГЭ на дополнительных занятиях, которые также направлены на успешную сдачу экзамена. Мы знакомимся с бланками экзаменационной работы, учимся правильно их заполнять. Каждому ученику выдаю критерии оценивания сжатого изложения и сочинения - рассуждения. Проверяю работы по критериям. У ученика, имея перед глазами критерии, есть возможность видеть, за что я при проверке снизила баллы.
Такая система работы помогает мне решать основную задачу современной методики обучения русскому языку – формирование трёх видов компетенции учащихся:
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.
И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной. И, как мне кажется, самое главное в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся и кропотливая деятельность вместе с учителем.
Были и такие темы: «Как вы понимаете значение слова честь?» (после изучения «Капитанской дочки» А.С. Пушкина и«Чем Мцыри близок самому поэту?», с которыми сильные ученики справились, а остальные попытались порассуждать и послушали сочинения своих одноклассников. Так постепенно то слушая мое объяснение и образцы сочинений, то слушая сочинения своих одноклассников, у которых уже все получается, ребята научатся и сами писать такие работы. На сегодняшний день 80% учащихся твердо знают, что от них требуется при написании данного вида работы. Учитывая, что класс слабый, то это уже неплохо. У нас есть еще год впереди, чтобы и остальные учащиеся справлялись со структурой сочинения.
Для самостоятельной работы дала детям примерные шаблоны, их я нашла в интернете:
План написания сочинения 9.2
Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)…
Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли. Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что… Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…
В заключение хочется сказать, что…
План написания сочинения 9.3
Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…
Таким образом, ….
К концу года большая часть класса стала писать довольно хорошие сочинения. Провела такую же работу в 7 классе, немного изменив задачи для учеников при написании сочинения о Витином ножике (упр. при изучении темы «Частица»).Результат меня поразил. Не было 1 девочки, а остальные все справились! Я попросила их написать сочинение-рассуждение на тему:«Что такое сострадание?». Объяснила, что это чувство можно испытывать и к животным- птицам, и к людям. Вместе мы подумали, как написать тезис, какие аргументы подобрать и как закончить сочинение. В результате я прочитала следующее:
Что же такое сострадание? Сострадание- это способность человека ощутить чужую боль. Это чувствопроявляют не только к человеку, но и к животным.
Сострадание проявляется в разных жизненных ситуациях. Так, например, мальчик Витя проявил сочувствие к снегирю, над которым издевался одноклассник, и обменял очень дорогую для него вещь (ножик) на измученную птицу, которую удалось спасти. Или в рассказе «Юшка» А. Платонова главный герой отдавал последнее бедной сироте. Сам вместо чая пил воду, ходил в рваной одежде. Ради девочки он работал не покладая рук и совсем забыл про себя.
Таким образом, мы можем сказать, что сострадание- это желание сделать так, чтобы все окружающие были свободны от страданий.
Были примеры с Кусакой- героиней одноименного рассказа Л. Андреева.
В 8 классе мы уже написали примерно 8 сочинений – рассуждений на уроках литературы и русского языка ( о добре, о данном слове, о человечности, о пользе чтения, о героизме, о силе русского духа, о сострадании, о родине и т.п.) И 6 сжатых изложений под аудиозапись.
Подготовка к решению теста.
Подготовка к решению теста ведется рассредоточенно на уроках, посвященных данным темам, на этапах повторения и самостоятельно на выходных. Начинать подготовку, без сомнения, необходимо уже с 5 класса. Именно с этого времени я планирую свою работу так, чтобы добавлять упражнения такого формата, на котором построены задания ОГЭ. Но многие учащиеся не справляются с заданиями в формате ОГЭ. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ОГЭ по русскому языку - это не одно и то же! Я работаю по линии УМК Т.А. Ладыженской. Задания, сформулированные в этих учебниках, часто не подходят для подготовки к экзамену. По этой причине при подготовке к тестовым заданиям ОГЭ я иногда составляю их самостоятельно.
Формы и приёмы работы при подготовке к тестовым заданиям
-
Включение подобных заданий в контрольные и проверочные работы, начиная с 5 класса. -
Работа со средствами выразительности с 5 класса как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. -
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы (тема, основная мысль, анализ содержания).
Материал для этих типов заданий я беру в сборниках, старых учебниках, из открытого банка ОГЭ на сайте ФИПИ. Для каждого класса в кабинете есть пособия, в которых тестовый материал помогает проверить усвоение знаний по определенной теме с 5 по 9 класс. В этих пособиях учитывается разный уровень знаний, умений и навыков учащихся: I и II варианты тестовых заданий соответствуют базовому уровню, III вариант – повышенной трудности.
Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на понимание текста.
Получается колоссальный объём и разнообразие тренировочных вариантов.
Кроме уроков веду подготовку к ОГЭ на дополнительных занятиях, которые также направлены на успешную сдачу экзамена. Мы знакомимся с бланками экзаменационной работы, учимся правильно их заполнять. Каждому ученику выдаю критерии оценивания сжатого изложения и сочинения - рассуждения. Проверяю работы по критериям. У ученика, имея перед глазами критерии, есть возможность видеть, за что я при проверке снизила баллы.
Такая система работы помогает мне решать основную задачу современной методики обучения русскому языку – формирование трёх видов компетенции учащихся:
-
языковой; -
лингвистической; -
коммуникативной;
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.
И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной. И, как мне кажется, самое главное в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся и кропотливая деятельность вместе с учителем.