Файл: Доклад Система подготовки к огэ по русскому языку из опыта работы учителя русского языка и литературы Ирха С. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Петр доверчивый, любознательный, честный, порядочный, а Митрофан ленивый, льстивый, ищущий во всем выгоду. И в конце произведения Митрофан отрекается от матери, а Петр выполнил завет отца: сберег честь и достоинство.

Были и такие темы: «Как вы понимаете значение слова честь?» (после изучения «Капитанской дочки» А.С. Пушкина и«Чем Мцыри близок самому поэту?», с которыми сильные ученики справились, а остальные попытались порассуждать и послушали сочинения своих одноклассников. Так постепенно то слушая мое объяснение и образцы сочинений, то слушая сочинения своих одноклассников, у которых уже все получается, ребята научатся и сами писать такие работы. На сегодняшний день 80% учащихся твердо знают, что от них требуется при написании данного вида работы. Учитывая, что класс слабый, то это уже неплохо. У нас есть еще год впереди, чтобы и остальные учащиеся справлялись со структурой сочинения.

Для самостоятельной работы дала детям примерные шаблоны, их я нашла в интернете:

План написания сочинения 9.2

Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)…

Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли. Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что… Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…

В заключение хочется сказать, что…

План написания сочинения 9.3

  Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.

  Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что….  Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…

Таким образом, ….

К концу года большая часть класса стала писать довольно хорошие сочинения. Провела такую же работу в 7 классе, немного изменив задачи для учеников при написании сочинения о Витином ножике (упр. при изучении темы «Частица»).Результат меня поразил. Не было 1 девочки, а остальные все справились! Я попросила их написать сочинение-рассуждение на тему:«Что такое сострадание?». Объяснила, что это чувство можно испытывать и к животным- птицам, и к людям. Вместе мы подумали, как написать тезис, какие аргументы подобрать и как закончить сочинение. В результате я прочитала следующее:


Что же такое сострадание? Сострадание- это способность человека ощутить чужую боль. Это чувствопроявляют не только к человеку, но и к животным.

Сострадание проявляется в разных жизненных ситуациях. Так, например, мальчик Витя проявил сочувствие к снегирю, над которым издевался одноклассник, и обменял очень дорогую для него вещь (ножик) на измученную птицу, которую удалось спасти. Или в рассказе «Юшка» А. Платонова главный герой отдавал последнее бедной сироте. Сам вместо чая пил воду, ходил в рваной одежде. Ради девочки он работал не покладая рук и совсем забыл про себя.

Таким образом, мы можем сказать, что сострадание- это желание сделать так, чтобы все окружающие были свободны от страданий.

Были примеры с Кусакой- героиней одноименного рассказа Л. Андреева.

В 8 классе мы уже написали примерно 8 сочинений – рассуждений на уроках литературы и русского языка ( о добре, о данном слове, о человечности, о пользе чтения, о героизме, о силе русского духа, о сострадании, о родине и т.п.) И 6 сжатых изложений под аудиозапись.

Подготовка к решению теста.

Подготовка к решению теста ведется рассредоточенно на уроках, посвященных данным темам, на этапах повторения и самостоятельно на выходных. Начинать подготовку, без сомнения, необходимо уже с 5 класса. Именно с этого времени я планирую свою работу так, чтобы добавлять упражнения такого формата, на котором построены задания ОГЭ. Но многие учащиеся не справляются с заданиями в формате ОГЭ. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ОГЭ по русскому языку - это не одно и то же! Я работаю по линии УМК Т.А. Ладыженской. Задания, сформулированные в этих учебниках, часто не подходят для подготовки к экзамену. По этой причине при подготовке к тестовым заданиям ОГЭ я иногда составляю их самостоятельно.

Формы и приёмы работы при подготовке к тестовым заданиям

  • Включение подобных заданий в контрольные и проверочные работы, начиная с 5 класса.

  • Работа со средствами выразительности с 5 класса как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

  • Работа с текстом на уроках русского языка и литературы (тема, основная мысль, анализ содержания).

Материал для этих типов заданий я беру в сборниках, старых учебниках, из открытого банка ОГЭ на сайте ФИПИ. Для каждого класса в кабинете есть пособия, в которых тестовый материал помогает проверить усвоение знаний по определенной теме с 5 по 9 класс. В этих пособиях учитывается разный уровень знаний, умений и навыков учащихся: I и II варианты тестовых заданий соответствуют базовому уровню, III вариант – повышенной трудности.



Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на понимание текста.

Получается колоссальный объём и разнообразие тренировочных вариантов.

Кроме уроков веду подготовку к ОГЭ на дополнительных занятиях, которые также  направлены на успешную сдачу экзамена. Мы знакомимся с бланками экзаменационной работы, учимся правильно их заполнять. Каждому ученику выдаю критерии оценивания сжатого изложения и сочинения - рассуждения. Проверяю работы по критериям. У ученика, имея перед глазами критерии, есть возможность видеть,  за что я при проверке снизила баллы.

      Такая система работы помогает мне решать основную задачу современной методики обучения русскому языку – формирование трёх видов компетенции учащихся:

  • языковой;

  • лингвистической;

  • коммуникативной;

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к  ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог,  творчески  подходящий  к  процессу  обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.

И это не только успешная сдача  выпускниками    экзамена  по  русскому  языку,  но  и воспитание        личности,   уважительно   относящейся   к   родному   языку,  владеющей письменной и устной речью, личности компетентной. И, как мне кажется, самое главное в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся и  кропотливая деятельность вместе с учителем.