ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 624
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте). Выявление понимания термина «текст»
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Тема 7. Внимание к слову. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Тема 8. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации). Аналитическое чтение.
К не сплошным текстам относят:
Тема 13. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Тема 14. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте).
Тема 15. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).
Тема 16. Практикум-диагностика
Виды и средства связи предложений в тексте
Морфологические средства связи
Тема 3. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Тема 4-5. Стили речи. Погружение в текст.
Тема 6. Воображение и прогнозирование.
Тема 8. Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы).
Тема 9. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).
Тема 10. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Тема 11. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Тема 12. Что помогает понять текст? (План текста)
Общие правила составления плана при работе с текстом.
Цели курса
-
формированиеиразвитиеличностиребёнканаосноведуховнойиинтеллектуальной потребностив чтении; -
формированиеиразвитиеосновчитательскойкомпетенции,способствующейдостижениюрезультативностиобученияповсемпредметамобразовательной программышколы; -
формирование функциональной грамотности учащихся как элементаобщейкультурычеловека,живущеговоткрытоминформационномпространстве.
Задачи
-
развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетическиечувства,формироватьдуховно-нравственныеосновыличности; -
вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной счтением,активизироватьпотребностьвчтении,втомчиследосуговом; -
развиватьинтеллектуальнуюсамостоятельностьучащихся,формироватьнавыкисамоконтролявпроцессеосвоенияспособовдеятельности; -
освоитьбазовыйпонятийныйаппарат,связанныйсчтениемкакуниверсальнымвидомдеятельности(названиявидовчтения)иинструментарийформированиявидовцелевогочтения(просмотрового/поискового,ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом какединицейинформации; -
учитьиспользоватьнавыкичтениядляпоиска,извлечения,понимания,
интерпретацииирефлексивнойоценкиинформациинаоснове
-
углублениябазовыхзнанийпотеориитекста; -
использованияприёмовпоискаиизвлеченияинформациивтексте; -
использованияприёмовсмысловогоанализаиинтерпретациитекстовразныхстилей ижанров,соответствующихвозрастуучащихся; -
использованияприёмовобработкиинформациивзависимостиотцелиеёдальнейшегоиспользования; -
использованияприёмоворганизациирефлексивнойдеятельностипослечтенияиосмыслениятекстов.
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа,
практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия, экскурсия, онлайн занятие, мозговой штурм, круглый стол, написание эссе.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.
Режим занятий – программа рассчитана на 17 часов в течение учебного года (1 раз в неделю).
Возможный вариант – в течение полугодия (1 раза в неделю). Время проведения занятия – 40 мин.
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Изучение русского языка по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
-
формирование активной жизненной позиции; -
осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности; -
использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные результаты:
овладеют
-
элементарными навыками работы с книгой; -
умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический); -
элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание
прочитанного, наоснове умений:
-
определять главную тему, общую цель или назначение текста; -
предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт; -
находить основные текстовые и вне текстовые компоненты (в не сплошных текстах); -
находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.; -
выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретациюинформации, наоснове умений:
-
понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов; -
выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; -
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста; -
объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; -
сопоставлять и объяснять основные текстовые и вне текстовые компоненты (в не сплошных текстах); -
интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно- следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста; -
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; -
прогнозировать содержание текста; -
находить скрытую информацию в тексте; -
использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.