Файл: Общая характеристика региона История образование и месторасположение региона.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22
Для детей дошкольного возраста в Тверской области функционирует
436 детских садов, 316 дошкольных групп в 150 общеобразовательных школах Тверской области, группы кратковременного пребывания. Из областного бюджета Тверской области финансируется образовательная деятельность 2 частных образовательных организаций, в том числе 1 православный детский сад. Для детей с ограниченными возможностями здоровья функционирует 151 группа компенсирующей направленности, осуществляющие коррекцию нарушений речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата с охватом 2,4 тыс. детей (в 2018 году соответственно 143 группы и 2,4 тыс. детей).
Государственная политика в сфере физической культуры и спорта направлена на создание условий, обеспечивающих возможность для жителей
Тверской области вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом. В связи с этим основными направлениями деятельности Правительства Тверской области продолжали оставаться создание условий для вовлечения населения региона в систематические занятия физкультурой и массовым спортом.
В целях популяризации физической культуры и спорта в рамках
Единого календарного плана областных спортивно-массовых мероприятий в
2019 году на территории Тверской области было проведено более 507 областных физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе 130 чемпионатов, 135 первенств области, 44 кубка и 198 областных спортивных соревнований по 75 видам спорта.
На базе модернизированных современных плоскостных сооружений с искусственным покрытием в муниципальных образованиях Тверской области в течение летнего периода проводились Дни дворового спорта. Наиболее популярным видом спорта среди всех возрастных групп населения оставался футбол. Дворовым футболом в 2019 году было охвачено около 6,5 тыс. детей.
Таким образом, проводится активная работа органами государственной власти по социально-экономическому развитию Тверской области.
23
Глава 3. Рекомендации по ликвидации проблем развития региона с
учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и
возможных социально-экономических последствий
3.1. Выбор критериев оценки эффективности реализации стратегии
социально-экономического развития Тверской области
Выбор критериев оценки эффективности реализации стратегии зависит в первую очередь от понятия эффективности. Оценка эффективности реализации стратегии может базироваться на критериях, взятых из стратегии, либо на критериях, которые отражают фактическое социально- экономическое положение региона.
В связи с этим была разработана методика, в которой под эффективностью реализации стратегии подразумевается точность социально- экономических прогнозов, заложенных в стратегии. Также стоит отметить, что эффективность реализации стратегии зависит от соответствия стратегии социально-экономического развития официальным документам, которые регулируют структуру стратегии.
При использовании понятия эффективности реализации стратегии, в котором подразумевается положение дел в социально-экономической сфере региона, возникает проблема того, что критерии разрабатываются для оценки социально- экономической сферы региона, а не самой стратегии.
Таким образом, можно выделить в методике два основных блока критериев:
1. Правовой;
2. Социально-экономический.
В правовом блоке сравнивается стратегия выбранного региона (в данном случае Тверской области) с правовыми документами, которые регулируют структуру стратегии региона. Критерии в этом блоке делятся на две группы: а) критерии, отвечающие за обязательные составляющие стратегии, б) критерии, отвечающие за рекомендательные составляющие
24 стратегии. Оценка происходит в двух бальной шкале 0 и 1 (отсутствие и наличие). Блок делится на следующие критерии: а) Критерии, отвечающие за обязательные составляющие стратегии:
- Наличие целей стратегии;
- Наличие отражения проблем и приоритетов развития региона;
-
Наличие двух наиболее вероятных сценариев социально- экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу;
- Наличие выявления и анализа рисков и ресурсных возможностей субъекта Российской Федерации;
-
Наличие механизмов реализации стратегии социально- экономического развития субъекта Российской Федерации;
- Наличие показателей достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроки и этапы реализации стратегии;
- Наличие редактирования стратегии социально-экономического развития в целях изменения контрольных показателей в соответствии с текущим положением дел в регионе. б) Критерии, отвечающие за рекомендательные составляющие стратегии:
- Описание природно-ресурсного потенциала субъекта Российской
Федерации;
- Описание демографической ситуации и человеческого потенциала;
- Описание сложившейся системы расселения;
- Описание инфраструктурной обеспеченностью территории субъекта
Российской Федерации (в т.ч. обеспеченность электроэнергетической инфраструктурой);
-
Описание сложившейся структуры экономики (отраслевая, корпоративная, существующие либо возможные кластеры) и существующих трендов развития;
25
- Описание конкурентоспособности экономики субъекта Российской
Федерации;
- Описание этнокультурной ситуации и межнациональных отношений в субъекте Российской Федерации;
-
Описание экономико-географического положения субъекта
Российской Федерации в федеральном округе, стране и мире;
- Описание степени включенности региона в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов;
-
Наличие трех наиболее вероятных сценариев социально- экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Социально-экономический блок представляет собой критерии, напрямую зависящие от стратегии социально-экономического развития региона. В них основные параметры социально-экономического развития сопоставляются с актуальными данными. Критерии этого блока эквивалентны параметрам социально-экономического развития, заложенным в стратегию. Оценка проводится в двух бальной системе 0 и 1 (показатель ниже значения, заявленного в прогнозе и показатель, достигший значения в прогнозе).
В целом, по критериям будут созданы 3 таблицы: а) критерии, отвечающие за обязательные составляющие стратегии; б) критерии, отвечающие за рекомендательные составляющие стратегии; в) критерии параметров социально-экономического развития, заложенные в стратегию.
Данный метод не является универсальным для стратегий социально- экономического развития всех субъектов Российской Федерации, однако, правовой блок критериев может быть включен в другие методики оценки эффективности реализации стратегий. Социально-экономический блок для каждого региона индивидуален, так как базируется на параметрах, заложенных в стратегию. Данная методика также может быть адаптирована
26 для оценки эффективности реализации стратегий социально-экономического развития муниципалитетов.
3.2. Разработка рекомендаций на основе оценки эффективности
реализации стратегии Тверской области
Оценка эффективности реализации стратегии Тверской области осуществлена по методике, которая состоит из критериев, разделенных на 2 блока: правовой и социально-экономический. Правовой блок включает в себя
2 группы критериев: обязательные составляющие стратегии и рекомендательные составляющие стратегии. Второй блок представляет собой критерии параметров социально-экономического развития.
Оценка проводится по двух бальной шкале 0 и 1.
Таблица 6 - Блок №1, группа критериев обязательных составляющих
стратегии
Название критерия
Оценка
Наличие целей стратегии
1
Наличие отражения проблем и приоритетов развития региона
1
Наличие двух наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу
1
Наличие выявления и анализа рисков и ресурсных возможностей субъекта
Российской Федерации
1
Наличие механизмов реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации
1
Наличие показателей достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроки и этапы реализации стратегии
1
Наличие редактирования стратегии социально-экономического развития в целях изменения контрольных показателей в соответствии с текущим положением дел в регионе
0
«составлено автором»
Итого 6 из 7 баллов.
1. Цель стратегии социально-экономического развития Тверской области прописана в третьем разделе и заключается в формировании пространства гармоничного развития через создание условий для успешного развития человеческого капитала, формирование комфортной среды
27 проживания и развивающейся эффективной экономики, способной, запустив мультипликативные процессы прироста доходов, обеспечить формирование финансовой основы повышения конкурентоспособности Тверской области, и снижения долговой нагрузки на бюджет.
2. Проблемы и приоритеты развития региона сформированы во втором разделе. Каждая глава в данном разделе отражает положение дел в промышленной, инвестиционной, демографической и иных сферах региона.
В главах прописаны как проблемы, так и приоритеты развития каждой из сфер.
3. В четвертом разделе стратегии присутствуют два сценария развития региона на долгосрочную перспективу: инерционный и инновационный.
Реализация инерционного сценария способна сохранить положительные темпы развития на этапе выхода Тверской области из сложной социально- экономической ситуации и обеспечить восстановительный рост региональной экономики на фоне неблагоприятных демографических тенденций. Однако в долгосрочной перспективе высокие показатели роста экономики вряд ли удастся сохранить. Этот сценарий не предполагает структурных реформ в экономике.
Инновационный сценарий будет основан на проведении масштабной технологической модернизации, корпоративной и торговой перестройке рынков, формировании новых отраслей региональной экономики, наращивании конкурентоспособности Тверской области в центральном экономическом районе.
4. Выявление и анализ рисков и ресурсных возможностей Тверской области подробно рассмотрены во втором разделе стратегии. Также ресурсные возможности региона рассмотрены в инерционном сценарии развития региона.
5. Механизмам реализации стратегии социально-экономического развития посвящен шестой раздел стратегии. Механизмом реализации стратегии является реализация крупнейших инвестиционных проектов.
28 6. Показатели достижения целей социально-экономического развития указаны в приложении к стратегии. Сроки реализации стратегии проходят между 2013 - 2030 годами. Этапы реализации Стратегии: 1 этап (2013 - 2020 годы); 2 этап (2021 - 2030 годы). Все это закреплено в седьмом разделе стратегии социально-экономического развития Тверской области.
7. Стратегия социально-экономического развития Тверской области 24 была принята в 24 сентября 2013 года и с тех пор она ни разу не редактировалась. Данные, указанные в стратегии, являются устаревшими и датируются 2012 годом. Показатели достижения целей ни разу не редактировались, поэтому все прогнозы исходят из положения социально- экономической сферы региона в 2013 году.
Таблица 7 - Блок №1, группа критериев рекомендуемых составляющих
стратегии
Название критерия
Оценка
Описание природно-ресурсного потенциала субъекта Российской Федерации
1
Описание демографической ситуации и человеческого потенциала
1
Описание сложившейся системы расселения
1
Описание инфраструктурной обеспеченностью территории субъекта
Российской Федерации (в т.ч. обеспеченность электроэнергетической инфраструктурой)
0
Описание сложившейся структуры экономики (отраслевая, корпоративная, существующие либо возможные кластеры) и существующих трендов развития
1
Описание конкурентоспособности экономики субъекта
Российской
Федерации
1
Описание этнокультурной ситуации и межнациональных отношений в субъекте Российской Федерации
0
Описание экономико-географического положения субъекта Российской
Федерации в федеральном округе, стране и мире
1
Описание степени включенности региона в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов
0
Наличие трех наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу
0
«составлено автором»
Итого 6 из 10 баллов.
1. Природно-ресурсный потенциал Тверской области 25 описывается во втором разделе стратегии. В Тверской области залегают пласты бурого угля. Запасы торфа составляют около 7% запасов европейской части России.
29
Распространены известняки, встречаются залежи легкоплавких и огнеупорных глин и кварцевого песка, сапропелей, многочисленны подземные пресные и минеральные водные пласты.
2. Демографическая часть описана в первой главе первого раздела стратегии. В целом, она характеризуется как сложная. Население увеличивается только лишь в областном центре – городе Твери. Причиной этого роста является миграция населения из районов Тверской области.
3. Население тверской области на 75% состоит из городского населения. Почти треть людей всей области проживает в региональном центре – городе Твери. Средняя плотность населения составляет 16,1 человек на км
2 4. Инфраструктурная обеспеченность региона не рассмотрена в стратегии в достаточной мере. В разделе инвестиций представлены проекты по развитию дорожной транспортной сети, однако нигде не указывается текущее состояние инфраструктуры
Тверской области.
Электроэнергетическая инфраструктура точно также описана в инвестиционном разделе в связи с ремонтом энергоблоков Калининской
АЭС, однако нигде не указано положение дел в этой отрасли на момент утверждения стратегии.
5. Структура экономики описана в главе №3 второго раздела стратегии.
Наиболее доходными отраслями промышленности являются добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производство и производство электроэнергии. Также описаны инновационные сферы промышленности.
6. Конкурентоспособности региона посвящен второй подраздел второго раздела стратегии. Регион имеет достаточно развитый промышленный потенциал, составляющий 30,3% в валовом региональном продукте. В промышленном комплексе сосредоточено 25,5% основных фондов экономики области. Конкурентные преимущества региона - это: а) экономическая и социальная освоенность территории;
30 б) экономико-географическое положение (место прохождения важнейших транспортных магистралей и близость к крупнейшим внутрироссийским и мировым рынкам); в) сформированная научно-интеллектуальная база, способная обеспечить поддержку процессов инновационной модернизации региональной экономики; г) диверсифицированная экономика региона; д) наличие потенциальных и имеющих аттрактивную значимость туристических активов; е) налаженные внешнеэкономические связи, предопределяющие как приход иностранных инвесторов на территорию области, так и способные обеспечить удержание объема экспортных операций с территории региона; ж) высокая миграционная притягательность территории.
7) Этнокультурная ситуация и межнациональные отношения не отражены в стратегии. Стоит отметить, что раздела культуры и религии в стратегии нет в принципе. Также отсутствует информация по международным контактам.
8) Экономико-географическое положение в стратегии упоминается в подразделе конкурентных преимуществ. Отмечается в регионе наличие места прохождения важнейших транспортных магистралей и близость к крупнейшим внутрироссийским и мировым рынкам.
9) В стратегии не указывается наличие или отсутствие международных отношений Тверской области. Нет также описания включенности региона в мировое разделение труда. Отсутствует какая-либо информация о представленности продукции Тверской области на мировом рынке.
10) В стратегии социально-экономического развития прописаны только
2 сценария развития региона на долгосрочную перспективу: инерционный и инновационный. Большинство стратегий социально- экономического развития субъектов РФ включают в себя также пессимистический прогноз развития региона в условиях возможного кризиса.