Файл: Общая характеристика региона 5 История образование и месторасположение региона 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- увеличение доли граждан, имеющих доступ к получению государственных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ;
- повышение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг;
- увеличение доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Исполнительными органами государственной власти Тверской области в 2019 году предоставлено 584,6 тыс. государственных услуг (что на 9,7 % больше, чем в 2018 году).
На территории Тверской области функционирует 36 филиалов МФЦ (в том числе 2 филиала для обслуживания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в т.ч. в МФЦ составляет 91,9 %.
На базе МФЦ организовано предоставление 85 федеральных государственных услуг, 124 региональных государственных услуг и 58 типовых муниципальных услуг. Все услуги предоставляются «универсальными специалистами» МФЦ.
По итогам 2019 филиалами МФЦ предоставлено 762,6 тыс. государственных и муниципальных услуг (на 10 % больше итогов 2018 года), в том числе:
- 688,4 тыс. государственных услуг, предоставляемых федеральными органами власти (увеличение на 9 % по сравнению с 2018 годом);
- 64,5 тыс. государственных услуг, предоставляемых государственными органами власти Тверской области (увеличение на 27,6 % по сравнению с 2018 годом);
- 9,7 тыс. муниципальных услуг (снижение количества на 5 % по сравнению с 2018 годом);
Итоги работы МФЦ за 2019 год показывают востребованность предоставления услуг по принципу «одного окна».
Поступления в областной бюджет Тверской области от деятельности МФЦ (зачисление государственной пошлины за счет оказания федеральных государственных услуг) за 2019 год составили 178,4 млн рублей (на 9 % больше показателя 2018 года).
В целях оценки уровня удовлетворенности населения тверского региона качеством предоставления государственных и муниципальных услуг ежегодно проводится мониторинг качества предоставления государственных услуг Тверской области, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Тверской области, и мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», предоставляемых на базе МФЦ.
Мониторинг осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Тверской области от 20.01.2015 № 22-рп «О проведении мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Тверской области».
В 2019 году по результатам мониторинга качества предоставления государственных услуг Тверской области установлено, что удовлетворенность заявителей качеством предоставления государственных услуг составляет 97 %, удовлетворенность заявителей качеством предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ – 97%.
Также реализована возможность оценки заявителями качества услуг, предоставляемых на базе МФЦ, через информационно-аналитическую систему мониторинга качества государственных услуг (далее – ИАС МКГУ), во всех филиалах ГАУ «МФЦ» за исключением филиалов, расположенных во временных помещениях – г. Кимры, пос. Оленино, г. Вышний Волочек). В 2019 году в ИАС МКГУ выгружено 542,5 тыс. оценок заявителей, средняя оценка – 4,8 балла (по 5 бальной системе). Удовлетворенность заявителей качеством предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ по данным ИАС МКГУ – 97,2 %.
Реализацию проекта по повышению качества и доступности предоставления государственных услуг на территории Тверской области сдерживает ряд проблем:
- отсутствие филиалов МФЦ в 7 муниципальных районах Тверской области;
- неудовлетворительное состояние имеющихся объектов инфраструктуры МФЦ, высокие операционные расходы, в том числе за оплату коммунальных услуг;
- недостаточный уровень квалификации специалистов МФЦ вследствие отсутствия единого подхода к программам обучения по вновь добавляемым услугам.
Основные задачи по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на 2020 год:
- реализация Концепции развития сети МФЦ в Тверской области (открытие новых филиалов, капитальный и текущий ремонт филиалов МФЦ, внедрение единого фирменного стиля «Мои документы», обновление материально-технической базы МФЦ);
- расширение перечня оказываемых на базе МФЦ государственных услуг;
- разработка и внедрение новой системы оплаты труда и мотивации сотрудников МФЦ, формирование кадрового резерва;
- внедрение практики дистанционного обучения работников МФЦ с применением шаблонов, детально описывающих процесс прохождения услуги, включая алгоритм действия сотрудника МФЦ в различных ситуациях.
В итоге, в Тверской области функционирует стандартная система управления в регионе, услуги предоставляются по средствам МФЦ.
2.2. Анализ уровня социально-экономического развития региона
Для оценки экономического состояние региона, необходимо рассмотреть динамику основных макроэкономических показателей, которые характеризуют Тверскую область. Рассмотрим динамику внутреннего регионального продукта в значениях за год и проанализируем полученные данные (таблица 1).
Таблица 1 - Показатели валового регионального продукта Тверской области за 2016-2018 гг.
Показатели | Годы | Отклонение, (+/-) | Темпы изменения, % | ||||
2016 | 2017 | 2018 | 2017 г. от 2016 г. | 2018 г. от 2017 г. | 2017 г. к 2016 г. | 2018 г. к 2017 г. | |
1. Валовый региональный продукт, млрд. руб. | 361,5 | 387,5 | 441,7 | 26 | 54,2 | 107,19 | 113,99 |
2. На душу населения, тыс. руб. | 277,9 | 300,3 | 345,9 | 22,4 | 45,6 | 108,06 | 115,18 |
3. Индекс физического объема в % | 101,5 | 101,1 | 103,4 | -0,4 | 2,3 | 99,61 | 102,27 |
«составлено автором»
На рисунке 1 представлена динамика изменения валового регионального продукта за более длительный интервал времени.
По данным, представленным на рисунке 1, можно сделать вывод, что ВРП Тверской области имеет тенденцию к увеличению за весь рассматриваемый период. Наибольший скачок значения наблюдался в период с 2017-2018 г., когда ВРП за год вырос на 54,2 млрд. руб., самый незначительный рост наблюдался в 2015 г., составив 13 млрд. руб., за 2017 г. ВРП региона повысился на 26 млрд. руб., что говорит об устойчивом развитии Тверской области.
Рисунок 1 - Динамика ВРП Тверской области за 2014-2018 гг., млрд. руб.
«составлено автором»
Для того, чтобы более объективно оценить динамику развития региона, а также оценить региональную политику
, показать динамику экономического благополучия региона и его жителей, рассмотрим такой показатель, как ВРП в расчете на душу населения.
Рисунок 2 – Динамика ВРП Тверской области на душу населения
за 2014-2018 г., тыс. руб.
«составлено автором»
Как можно заметить, в период с 2014 по 2018 гг. ВРП в расчете на душу населения имеет положительную динамику, как и общий объем ВРП региона. Нельзя не рассмотреть темпы роста ВРП региона, которые демонстрируют уровень увеличения значения показателя. За рассматриваемый период из таблицы 1 темпы роста или индекс физического объема ВРП региона имеет положительное значение, однако увеличиваются незначительно на 1,1% и 3,4% соответственно.
Для оценки специализации региона необходимо проанализировать показатели деятельности отдельных отраслей, полученные результаты отразим в таблице 2.
Таблица 2 - Динамика и структура отраслей Тверской области за 2017-2019 гг.
Показатели | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | Темп изменения, % | ||||
сумма, млн. руб. | уд. вес, % | сумма, млн. руб. | уд. вес, % | сумма, млн. руб. | уд. вес, % | 2018 г. к 2017 г. | 2019 г. к 2018 г. | |
1. Строительство | 31218 | 2,97 | 24269 | 2,24 | 27904 | 2,44 | 77,74 | 114,98 |
2. Промышленное производство | 402148 | 38,26 | 427152 | 39,48 | 444414 | 38,79 | 106,22 | 104,04 |
3. Продукция сельского хозяйства | 288741 | 27,47 | 295714 | 27,33 | 321472 | 28,06 | 102,41 | 108,71 |
4. Оборот торговли | 229473 | 21,83 | 231791 | 21,42 | 243990 | 21,29 | 101,01 | 105,26 |
5. Оборот общественного питания | 9124 | 0,87 | 9156 | 0,85 | 9248 | 0,81 | 100,35 | 101,00 |
6. Объем услуг в области транспортировки и хранения | 23372 | 2,22 | 24346 | 2,25 | 27051 | 2,36 | 104,17 | 111,11 |
7. Объем услуг в области информации и связи | 11091 | 1,06 | 11926 | 1,10 | 12824 | 1,12 | 107,53 | 107,53 |
8. Объем платных услуг населению | 55962 | 5,32 | 57693 | 5,33 | 58870 | 5,14 | 103,09 | 102,04 |
Итого | 1051129 | 100,00 | 1082047 | 100,00 | 1145773 | 100,00 | 102,94 | 105,89 |
«составлено автором»
Проведенные расчеты показали, что объем деятельности отраслей в регионе в 2019 г. увеличился на 5,9% и составил 1145,8 млрд. руб. Наибольший рост в 2019 г. наблюдался по строительству на 15%, а объем его отраслей достиг 27,9 млрд. руб. Существенный рост демонстрирует и промышленное производство – 4% по итогам 2019 г. позволил достичь объема производства в размере 444,4 млрд. руб. Рост оборота торговли составил 5,3% и составил 244,0 млрд. руб.
На рисунке 3 представлена структура отраслей Тверской области, позволяющая оценить ее специализацию.
Рисунок 3 – Специализация Тверской области за 2019 г.
«составлено автором»
Как следует из рисунка 3 регион специализируется на промышленном производстве и сельском хозяйстве, по итогам 2019 г. данные отрасли формировали 67% всех отраслей в Тверской области. При этом необходимо отметь, что 38,8% всего комплекса формирует промышленное производство. В 2019 г. объем промышленного производства, увеличилось на 4% относительно 2018 г. и составило 444,4 млрд. руб. Значительная часть сосредоточена в торговле – 21,3% по итогам 2019 г., на платные услуги населению приходится – 5,1%.
Показатели, характеризующую рабочую силу в регионе представлены в таблице 3.
Снижение занятых в экономике наблюдался за весь период исследования. Наибольший снижение произошел в 2019 г. и составил 9,3 тыс. человек. Уровень безработицы в регионе имеет устойчивую тенденцию по снижению с 4,5% в 2017 г. до 4,0% в 2019 г. В 2019 г. по сравнению с 2018 г. снижение уровня безработицы наблюдается на 0,1 процентных пункта.
Таблица 3 - Показатели рабочий силы Тверской области за 2017-2019 гг.
Показатели | Годы | Отклонение, (+/-) | Темпы изменения, % | ||||
2017 | 2018 | 2019 | 2018 г. от 2017 г. | 2019 г. от 2018 г. | 2018 г. к 2017 г. | 2019 г. к 2018 г. | |
1. Рабочая сила, тыс. человек | 688,0 | 684,9 | 675,6 | -3,1 | -9,3 | 99,55 | 98,64 |
2. Уровень участия в рабочей силе, % | 62,3 | 62,7 | 62,6 | 0,4 | -0,1 | - | - |
3. Уровень занятости, % | 59,5 | 60,1 | 60,1 | 0,6 | 0 | - | - |
4. Уровень безработицы, % | 4,5 | 4,1 | 4,0 | -0,4 | -0,1 | - | - |