Файл: Общая характеристика региона 5 История образование и месторасположение региона 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


г) диверсифицированная экономика региона;

д) наличие потенциальных и имеющих аттрактивную значимость туристических активов;

е) налаженные внешнеэкономические связи, предопределяющие как приход иностранных инвесторов на территорию области, так и способные обеспечить удержание объема экспортных операций с территории региона;

ж) высокая миграционная притягательность территории.

7) Этнокультурная ситуация и межнациональные отношения не отражены в стратегии. Стоит отметить, что раздела культуры и религии в стратегии нет в принципе. Также отсутствует информация по международным контактам.

8) Экономико-географическое положение в стратегии упоминается в подразделе конкурентных преимуществ. Отмечается в регионе наличие места прохождения важнейших транспортных магистралей и близость к крупнейшим внутрироссийским и мировым рынкам.

9) В стратегии не указывается наличие или отсутствие международных отношений Тверской области. Нет также описания включенности региона в мировое разделение труда. Отсутствует какая-либо информация о представленности продукции Тверской области на мировом рынке.

10) В стратегии социально-экономического развития прописаны только 2 сценария развития региона на долгосрочную перспективу: инерционный и инновационный. Большинство стратегий социально- экономического развития субъектов РФ включают в себя также пессимистический прогноз развития региона в условиях возможного кризиса.

Таблица 8 - Блок №2, критерии параметров социально-экономического развития

Название критерия

Оценка

Численность постоянного населения (среднегодовая)

0

Численность занятых в экономике (среднегодовая)

1

Уровень зарегистрированной безработицы

1

Валовой региональный продукт

0

Индекс промышленного производства по области

1

Индекс добычи полезных ископаемых

0

Индекс обрабатывающего производства

1

Индекс производства и распределение электроэнергии, газа и воды

0

Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования

1

Индекс потребительских цен за период с начала года (на конец периода)

0

Оборот розничной торговли

0

Объем платных услуг населению

0

Фонд начисленной заработной платы всех работников региона

0

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума

0


«составлено автором»
Итого 5 из 13 баллов. По итогам проведенной оценки были получены следующие результаты: Стратегия социально-экономического развития Тверской области соответствует основным составляющим стандартизированной стратегии на 6 из 7 баллов, рекомендующим составляющим стратегии на 6 из 10, а параметры социально-экономического развития стратегии были реализованы на 5 из 13 баллов в связи с тем, что стратегия не редактировалась с момента создания.

Основной проблемой является отсутствие редактирования стратегии в соответствии с современными реалиями. Не обновленные данные в социально-экономических параметрах ведет к неисполнению целей стратегии, чья реализация зависит от совпадения прогнозов развития региона с реальностью.

Неисполнение некоторых рекомендаций также заметно ухудшает разработанность стратегии и качество эффективности реализации. Отсутствие в стратегии некоторых социально-экономических сфер выносит их за рамки стратегического планирования региона, что негативно отражается на их развитии. Стоит отметить также отсутствие третьего сценария развития, который бы предполагал развитие экономической и социальной сферы в период кризиса.

Отсутствие кризисного сценария развития региона привело к завышенным ожиданиям развития социально-экономической сферы региона по большинству параметров. Только лишь прогнозы по 5 из 14 параметров оправдались, остальные оказались ниже ожидаемых значений.

На основе полученных данных можно составить следующие рекомендации:

1. Региональным властям следует больше уделять внимания редактированию стратегии. Отсутствие одной из основных составляющих стратегии приводит к значительному уменьшению эффективности реализации стратегии.

2. Не следует пренебрегать рекомендациями при составлении стратегии социально-экономического развития. Чем больше составляющих социальной и экономической сферы будет отражено в стратегии, тем эффективнее будет происходить развитие региона. Также стоит составлять 3 сценария развития региона вместо двух, так как региональная социально- экономическая политика в разных ситуациях сможет проявлять себя более гибко, подстраиваясь под современные реалии.

3. Для синхронизации прогнозов показателей развития социально- экономической сферы региона с реальными значениями этих показателей следует изначально задать меньшие значения, которые легче реализовываются. Также стоит чаще редактировать стратегию, так как изменение внешних факторов, влияющих на экономическую жизнь региона, может замедлить развитие, а это значит, что данные будут нуждаться в корректировке.



Именно эти рекомендации смогут привести к совершенствованию стратеги социально-экономического развития Тверской области. На данный момент стратегия полна недочетов, основным из которых является отсутствие ее редактирования в соответствии с изменением социально-экономической обстановки в регионе. Некоторые рекомендации не соблюдены, что привело к отсутствию планирования некоторых составляющих социальной и экономической сферы. Отсутствие редактирования стратегии привело к наличию устаревших прогнозов по основным показателям развития социально-экономической сферы региона. Вследствие этого, большая часть прогнозов не совпала с реальными значениями показателей.

Данные рекомендации были разработаны на базе авторской методике, которая состоит из двух основных блоков критериев: правовой и социально-экономический. Правовой блок делится на две группы критериев, которые подразумевают собой обязательные и рекомендательные составляющие стратегии. Социально-экономический блок для каждой региональной стратегии различен, так как критерии в этом блоке напрямую зависят от показателей, прописанных в стратегии.

Методика может быть адаптирована для стратегий социально-экономического развития муниципальных образований. Также первый блок критериев является универсальным для всех субъектов РФ. Данная методика способствует развитию понимания эффективности реализации стратегии и предлагает новые решения и критерии для оценки эффективности реализации стратегий социально-экономического развития.


Заключение
Тверская область – регион, расположенный в северо-западной части РФ. Систему органов государственной власти Тверской областью составляют:

- законодательный (представительный) орган государственной власти области – Законодательное Собрание Тверской области;

- исполнительные органы государственной власти Тверской области – Правительство Тверской области (высший исполнительный орган государственной власти области); областные исполнительные органы государственной власти области;

- Уставный суд Тверской области; мировые судьи.

В связи с заинтересованностью инвесторов и властей, оценка эффективности реализации стратегии играет важную роль в инвестиционной политике региона. Однако существует проблема в методе оценки эффективности реализации стратегии, так как до сих пор не существует универсальных критериев, подходящих для всех стратегий социально-экономического развития.

Авторы методик, которые используют при оценке эффективности реализации стратегии, имеют разные понятия эффективности реализации стратегии, что усложняет разработку стандартизированной методики. Были выявлены два основных понятия эффективности реализации стратегии. Первое понятие подразумевает собой соответствие заявленного в стратегии - реальности, в том числе соответствие прогнозов - актуальным данным. Второе понятие под эффективностью реализации стратегии подразумевает состояние социально-экономической сферы региона. На основе этих двух разных понятий строятся критерии для оценки стратегии. В первом случае – критерии берутся из стратегии, во втором случае критерии создаются по основным показателям, которые отражают социально-экономическую сферу региона.

Среди основных недостатков стратегии следует отметить отсутствие редактирования стратегии с момента ее утверждения в 2013 году. Эта основная проблема влияет и на другие критерии. Стоит отметить также отсутствие некоторых рекомендаций по отражению в стратегии этнокультурной и инфраструктурной ситуации в регионе. Также не указано место Тверской области в международном разделении труда и товарообмен с иностранными государствами. В связи с отсутствием редактирования стратегии больше половины прогнозов по стратегическим социально-экономическим показателям не совпадают с актуальными данными.


Авторская методика может быть использована при оценке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований. Также первый блок критериев является стандартным для всех стратегий субъектов РФ. Разработка этой методики способствует развитию понятия эффективности реализации стратегии. В дальнейшем, критерии из этой методики могут послужить для разработки новой, более качественной методики для оценки эффективности стратегий.

Список использованных источников


  1. О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Тверской области: постановление правительства Тверской области от 24 сентября 2012 года N 545-пп // СПС КонсультантПлюс – Электрон. дан. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499302488 (дата обращения: 27.11.2020).

  2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ // СПС КонсультантПлюс – Электрон. дан. – Режим доступа: https://fzrf.su/zakon/o-strategicheskom-planirovanii-172-fz/st-32.php (дата обращения: 27.11.2020).

  3. О стратегии социально-экономического развития Тверской области на период до 2030 года: распоряжение правительства Тверской области от 24 сентября 2013 года N 475-рп // СПС КонсультантПлюс – Электрон. дан. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/430628871 (дата обращения: 27.11.2020).

  4. Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации: приказ Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2007 года N 14 // СПС КонсультантПлюс – Электрон. дан. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902343834 (дата обращения: 15.04.2019).

  5. Апкина О.Г. Управление природно-ресурсным потенциалом региона // Дневник науки. – 2018. – № 1 (13). – С. 12-15.

  6. Балакина Г.Ф. Проблема определения эффективности реализации стратегии развития региона // Региональная экономика: теория и практика. – 2017. – Т. 15, №8. – С. 1428-1441.

  7. Вахромов Е.Н. Региональная экономика в многоуровневой структуре рыночной экономики // Вестник Иркутского государственного университета. 2018. – № 2. – С. 26-30.

  8. Викторенков В. В. Анализ программы социально-экономического развития тверской области до 2020 года как документа системы стратегического планирования региона // ИнноЦентр: Электронный научно-практический журнал - Электрон. дан. – Режим доступа: https://docplayer.ru/39832626-Analiz-programmy-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-tverskoy-oblasti-do-2020-goda-kak-dokumenta-sistemy-strategicheskogo-planirovaniya-regiona.html (дата обращения: 27.11.2020).

  9. Гришин И. В. Стимулирование и динамизация занятости: рецепт flexicurity // Мировая экономика и международные отношения. – 2018. – № 4. – С. 40-50.

  10. Затонский А.В. Значение и роль природно-ресурсного потенциала в обеспечении устойчивого развития региона // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2019. – № 1. – С. 76-79.

  11. Змияк С. Государственная политика на рынке труда: оценка эффективности // Человек и труд. – 2019. – № 11. – С. 15-20.

  12. Иванова М.В. Региональная экономика в контексте российского федерализма // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2017. –Т. 2. – № 28. – С. 146-149.

  13. Киселева Н.Н., Браткова В.В. Обеспечение расширенного регионального воспроизводства на основе развития транспортной инфраструктуры // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2019. – № 4 (76) – С. 132-135.

  14. Мухина Е.Р., Маринина А.В. Обзор ключевых задач в сфере управления природно-ресурсным потенциалом // Дневник науки. – 2017. – № 10. – С. 97-99.

  15. Официальный портал Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области - Электрон. дан. – Режим доступа: http://tverstat.gks.ru/ (дата обращения: 27.11.2020).

  16. Ремжов А. В. Общественные финансы как элемент финансовой системы // Финансы и кредит. – 2018. – № 27. – С. 37-41.

  17. Скиба А.Н. Ресурсообеспеченность и инновации: особенности сырьевых экономик и выбор стратегии регионального развития // Региональная экономика: теория и практика. – 2019. – №26 (161). – С. 41-51.

  18. Суриков А. Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики: Краткие методологические пояснения // Вестник статистики. – 2019. – № 12. – С. 15-19.

  19. Тимофеев Ю.В., К.А. Туманянц Анализ эффективности государственных социальных расходов в регионах России // Финансы и кредит. – 2018. – № 37. – С. 332-334.

  20. Точиев И.А. Совершенствование стратегического управления природно-ресурсным потенциалом региона // Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 239-243.

  21. Шулбаева К.И. Природно-ресурсный потенциал региона //В сборнике: Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н.Ф. Кузнецова, 2020. – С. 88-89.