Файл: Задача по теме Организационные основы местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления в местном самоуправлении.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Саратовская государственная юридическая академия»
Саратовская государственная юридическая академия
Кафедра трудового права
Учебная дисциплина «Муниципальное право»
Практическая задача
по теме «Организационные основы местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления в местном самоуправлении»
Выполнил(а)
обучающийся ЮИПА-СПД-ВО-Д-ЮТ группы 1 курса
направление подготовки
(специальность):
40.05.04
(специальности)
Кудряшов Д.А.
Научный руководитель
доцент, кандидат социологических наук
должность, ученая степень, ученое звание
Мангушева Т.С.
Саратов – 2023
Задача 1.
Могут ли выноситься на местный референдум вопросы определения структуры органов местного самоуправления, а также введения и использования средств самообложения граждан?
Ответ обоснуйте ссылками на соответствующие положения Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Оба случая могут выноситься на местный референдум. ,Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрено, что на местном референдуме может определяться структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования (ч. 5 ст. 34). Также на местном референдуме или на сходе граждан решаются вопросы введения и использования средств самообложения граждан (разовых платежей граждан, осуществляемых для решения конкретных вопросов местного значения) (ст. 56).
Задача 2.
Решением представительного органа муниципального образования «В» были досрочно прекращены полномочия в качестве депутата А.А. Иванова в связи с отзывом его избирателями.
А.А. Иванов обжаловал данное решение в судебном порядке. В обоснование своего заявления А.А. Иванов указал, что голосование по его отзыву в качестве депутата следует признать незаконным по причине того, что основанием для отзыва послужила критика его деятельности и утрата доверия со стороны населения, что не может служить законным основанием для отзыва в качестве депутата. Кроме того, выборы в представительный орган муниципального образования «В», по результатам которых А.А. Иванов был избран в качестве депутата, проводились по смешанной избирательной системе, что не предусматривает возможность отзыва вообще.
Какое решение должен вынести суд в соответствии с нормами Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»?
Полномочия депутата любого уровня могут быть прекращены досрочно как по инициативе самого субъекта, так и помимо его воли в связи с наличием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности продолжения им деятельности в качестве депутата. Основанием для прекращения полномочий служат юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Перечень оснований для досрочного прекращения полномочий депутата, указан в федеральном законе «о статусе члена совета федерации и статусе депутата государственной думы федерального собрания» а так же в федеральном законе «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Ими являются:
Письменное заявление о сложении своих полномочий указывает на прекращение деятельности по инициативе самого субъекта, что предоставляет возможность рассмотрения данного основания по аналогии с увольнением работника по собственному желанию.
2) Избрание депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначение депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации.
3) Поступление депутата на государственную или муниципальную службу, вхождение их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществление ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
4) Вхождение депутата Государственной Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
5) Утрата депутатом гражданства Российской Федерации либо приобретение гражданства иностранного государства. С данным основанием в тесной взаимосвязи находится выезд за пределы Российской Федерации депутата на постоянное место жительства.
6) Вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом, служит основанием для прекращения полномочий депутата, поскольку свидетельствует о нарушении им правовых предписаний, норм закона, которые принимаются Федеральным Собранием РФ, что в большинстве случаев свидетельствует о пренебрежении по отношению к установленным самими субъектами в рамках реализации правотворческой функции государства правилам поведения.
7) Вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности депутата либо о признании иго недееспособным.
8) Признание депутата безвестно отсутствующими либо объявление их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу, рассматривается законом в качестве основания прекращения полномочий для рассматриваемых категорий субъектов, поскольку предполагает физическое отсутствие на протяжении длительного времени депутата, при условии что его полномочия ограничены законодательно установленным сроком.
9) Смерть депутата является юридическим фактом, не зависящим от воли самого субъекта, связанным с полной утратой жизнеспособности, что указывает не физическую невозможность продолжения профессиональной деятельности. В этой связи смерть гражданина является безоговорочным основанием для прекращения полномочий.
10) Отзыв депутата. (Данное основание будет подробно рассмотрено ниже)
Для депутатов Государственной думы кроме оснований досрочного прекращения полномочий указанных выше существуют особые основания, а именно:
1) В случае роспуска Государственной Думы по основаниям, предусмотренным в Конституции предусматривается одновременное досрочное прекращение полномочий всех депутатов Государственной Думы.
2) Еще одним основанием прекращения полномочий всех депутатов Государственной Думы является выражение вотума недоверия Правительству Р.Ф.
3) Учитывая особенности внутреннего строения Думы, в качестве дополнительного основания прекращения полномочий депутата Закон устанавливает нарушение принципов соотношения членства в партии и вхождение депутата во фракцию в Думе. Выход их состава думской фракции свидетельствует об
утрате связи с политической партией, представителем интересов которой являлся на момент выборов данный депутат. Поскольку депутатские мандаты были предоставлены по результатам выборов политической партии, то выход депутата из ее фракции в Думе свидетельствует об утрате им мандата, т.е. автоматически возникает вопрос о незаконности его деятельности в составе Государственной Думы как субъекта, не наделенного соответствующими полномочиями, подтвержденными наличием депутатского мандата.
При наличии одного или нескольких оснований указанных выше полномочия депутата прекращаются в принудительном порядке.
В законодательстве Российской Федерации устанавливает срок, в течение которого законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования должен принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата. В частности, предусматривается, что такое постановление Государственной Думы принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления соответствующего основания для досрочного прекращения полномочий депутата, а в период между сессиями Государственной Думы - не позднее чем через 30 дней со дня начала очередной сессии Государственной Думы. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации, представительный орган муниципального образования должен принять постановление о досрочном прекращении полномочий депутата не позднее, чем через три месяца со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий.
Как упоминалась выше на одном из оснований досрочного прекращения полномочий депутата мы остановимся отдельно а именно на отзыве.
Процедура отзыва, а также основания для отзыва отнесены к ведению устава муниципального образования и должны быть в полном объеме урегулированы уставом муниципального образования.
Так, большинством Уставов устанавливается следующее основание отзыва избирателями депутата - «нарушение законодательства Российской Федерации, области, нормативных правовых актов органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции, а также Устава, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции».
При этом под нарушением законодательства, являющимся основанием для отзыва, понимается однократное грубое нарушение либо систематическое нарушение депутатом представительного органа городского поселения требований этих актов. Факты нарушения депутатом представительного органа городского поселения требований этих актов устанавливаются в судебном порядке.
Следовательно, факты нарушения депутатом требований законодательства смогут служить основанием отзыва депутата только в том случае, если они будут одновременно являться конкретным решением или действием (бездействием) депутата, носящим противоправный характер, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
Таким образом, в целях организации процедуры отзыва депутата, заинтересованные лица должны обратиться в суд с двумя заявляемыми требованиями: - об установления факта нарушения депутатом представительного органа городского поселения требований нормативных правовых актов Российской Федерации, или субъекта федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции, а также Устава, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции (далее - законодательства) о признании установленных фактов нарушений законодательства депутатом конкретными решениями или действиями (бездействиями) депутата, носящих противоправный характер.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 ст. 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» процедура отзыва депутата должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.
В соответствии с частью 2 ст. 24 Федерального закона голосование по отзыву депутата проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом. Организует подготовку и проведение голосования по отзыву депутата избирательная комиссия муниципального образования.