Файл: Урок был проведен по умк под редакцией А. В. Торкунова Тема урока Повседневная жизнь населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Большая часть движимого имущества семьи являлась собственностью мужа. Жена не разделяла прав мужа на имущество, нажитое в их совместном хозяйствовании. Однако она обладала частью собственности, полученной ею в приданое. Большую роль при заключении брака играли родители жениха и невесты, которые имели право заставить своих детей вступить в брак. Закон предписывал карать родителей только в тех случаях, когда они, насильно принудив к браку или запретив его, вызывали тем самым покушение на самоубийство или же убийство.

Среди русских князей существовал обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в два-три года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет. Примерно в этом же возрасте мальчику вручали его первый меч. В 12 лет юноша получал второй меч. Он был обязан в совершенстве овладеть военным делом, боевыми приемами и стать воином, защитником своего города. В этом же возрасте молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами.

(10 мин.) После основной работы группы (пары) коротко представляют результаты своей творческо - поисковой деятельности.

Самые активные получают жетоны (конфетки), по их заработанному количеству выставляются оценки в журнал

  1. Рефлексия

  2. (2 мин.)

- Итак, урок заканчивается. Как вы можете оценить сегодня свою работу? насколько она была для вас полезной?

- Что вам на уроке понравилось, что показалось трудным?

- Смогли ли сегодня вы сформировать представление о повседневной жизни населения Руси 9-11 веков?

- Закончить урок хочу словами известного советского педагога Амонашвили Шалва Александровича:

Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - твори добро.

Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - твори добро.

Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - твори добро.

- Спасибо за работу!

  1. (1 мин.) Домашнее задание

На основе 11 параграфа и полученной на уроке информации заполните пропуски в предложенных текстах, новые слова вклеить в тетрадь и выучить

Повседневная жизнь бояр и дворян

Жилища князей и бояр — ____________________ — состояли из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился _____________ — высокое деревянное здание-башня.


Главным продуктом был ____________________. Из ___________, ___________, ________, овса варили ___________ и __________. Употребляли много овощей – ____________, ________, _____________, _______________, ____________, ______________, ________, ____________. Также в пище использовали __________ и ________.Основными напитками были хлебный и свекольный ___________, ___________, _______________. В домах знати пили ________ и ________.

Детей в боярско-княжеской среде не воспитывали самостоятельно. Мальчиков в __________ года сажали на коня, после чего отдавали на попечение и выучку _____________ (то есть воспитателю). Богатые семьи обучали грамоте как _________________, так и ___________________.

По форме одежда знатных персон зачастую была похожа на ________________, но по качеству, конечно же, она была совершенно другой. Люди знатные и богатые носили рубахи из тонкого полотна или _____________. Порты шились из ___________ и __________. Верхней одеждой были ______________. На ногах красовались кожаные _______________ с загнутыми кверху носами, расшитые _____________ и _____________. Костюм знатной женщины отличался богатством тканей — _______________________, затканный золотыми нитями и отороченный драгоценным мехом ____________________. Обувь делалась из _________________ и отличалась роскошным узором, шитым золотом или жемчугом. В торжественных случаях женскую голову украшал ________________.

Развлечением знати были ____________ и богатые дружинные ___________. Гостей на пирах развлекали ________________ и _________________. Любимыми забавами богатых людей была _______________, __________________, _____________ охота.

Повседневная жизнь горожан

Зажиточные горожане жили в ______________. В комнатах стояли _____________________, _______________, __________, __________________. По стенам развешивали полки для посуды. Жилые покои в богатых домах освещались _______________.

Главным продуктом был ____________________. Из ___________, ___________, ________, овса варили ___________ и __________. Употребляли много овощей – ____________, ________, _____________, _______________, ____________, ______________, ________, ____________. ____________ было редким продуктом на столах бедноты. Зато _____________ была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный ___________, ___________, _______________.

Воспитание детей в семьях горожан было _______________. Дети горожан обучались _________________________, ___________________ и учились __________________, если была возможность. Девочки присматривали за _____________________ и _________________, помогали матери _________________________, учились у неё __________________________, _______________________________, ______________________________________.

Главными элементами мужской одежды были _______________ и _________ — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Верхней одеждой были __________ — застёгивающиеся встык кафтаны без воротника

, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы и островерхие меховые или войлочные шапки. На ноги надевали _____________ из коры липы. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий _____________.

Для простого люда устраивались ____________________________ – пели, водили хороводы, смотрели выступления ________________, устраивали кулачные бои (стенка на стенку). Зимой устраивались ________________ – за домашней работой рассказывали сказки, исполняли песни.

Повседневная жизнь крестьян

Крестьяне жили в небольших домах. Это были _________________ с ___________________ полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой подчас опускались до самого низа. Печи, глинобитные или каменные, по-прежнему топились ______________________. Окна были маленькими. Они обтягивались ______________________ или ______________________. Жилища освещались ___________________ — тонкими щепками сухого дерева. Главным продуктом был ______________. Из ___________, ___________, ________, овса варили ___________ и __________. Употребляли много овощей – ____________, ________, _____________, _______________, ____________, ______________, ________, ____________. ____________ было редким продуктом на столах бедноты. Зато _____________ была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный ___________, ___________, _______________.

Воспитание детей в крестьянских семьях было трудовым. Лет с _________ мальчика брали _______________________________, начинали приучать к какому-нибудь делу. Девочки присматривали за ______________ и ______________, помогали матери ____________________, учились у неё _________________, __________________, ______________. Главными элементами мужской одежды были _______________ и _________ — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Верхней одеждой были __________ — застёгивающиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы и островерхие меховые или войлочные шапки. На ноги надевали _____________ из коры липы. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий __________. Для простого люда устраивались ___________________ – пели, водили хороводы, смотрели выступления ________________, устраивали кулачные бои (стенка на стенку). Зимой устраивались ________________ – за домашней работой рассказывали сказки, исполняли песни.


Глоссарий урока (новые слова, понятия)

Быт — жизненный уклад, повседневная жизнь людей.

Нравы — устоявшиеся в данном сообществе формы поведения, обычаи, имеющие нравственное значение для той или иной социальной группы

Хоро́мы — в старину на Руси называлось более или менее обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями («хороминами»), чаще всего жилище бояр и князей.

Изба́ — деревянный бревенчатый жилой дом в сельской местности России.

Полуземля́нка — жилище, частично углублённое в землю, прямоугольной или округлой формы, стены и крыша которого выступают над поверхностью земли.

Порты — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки.

Епанча́ — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин — короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока.

Сафья́н — кожа козы, продубленная и выкрашенная в какой-нибудь из ярких цветов

Коко́шник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы.

Скоморо́хи — участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев, обычно ряженые.

Гусля́р – музыкант, играющий на гуслях; народный певец, поющий под гусли.

Терем – высокое здание – башня.

Зипун – застегивающийся встык кафтан без воротника с длинными узкими рукавами.

Онучи – куски ткани до 2 метров, которыми оборачивались ноги, сверху надевались лапти.

Глоссарий урока (новые слова, понятия)

Быт — жизненный уклад, повседневная жизнь людей.

Нравы — устоявшиеся в данном сообществе формы поведения, обычаи, имеющие нравственное значение для той или иной социальной группы

Хоро́мы — в старину на Руси называлось более или менее обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями («хороминами»), чаще всего жилище бояр и князей.

Изба́ — деревянный бревенчатый жилой дом в сельской местности России.

Полуземля́нка — жилище, частично углублённое в землю, прямоугольной или округлой формы, стены и крыша которого выступают над поверхностью земли.

Порты — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки.

Епанча́ — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин — короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока.

Сафья́н — кожа козы, продубленная и выкрашенная в какой-нибудь из ярких цветов

Коко́шник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы.

Скоморо́хи — участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев, обычно ряженые.

Гусля́р – музыкант, играющий на гуслях; народный певец, поющий под гусли.

Терем – высокое здание – башня.

Зипун – застегивающийся встык кафтан без воротника с длинными узкими рукавами.

Онучи – куски ткани до 2 метров, которыми оборачивались ноги, сверху надевались лапти.