Файл: требования к структуре программ основного общего образования и их объему.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа № 1
1. Изучите содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021. Материалы к практической части занятия: файлы документов ФГОС НОО 2009, ФГОС НОО 2021, ФГОС ООО 2010, ФГОС ООО 2021.
2. Оформите работу в виде таблицы.


Сравнение действующих и обновленных ФГОС

Параметр сравнения

ФГОС 2009/2010

ФГОС 2021

Требования к условиям реализации программ обучения

  1. ФГОС НОО (утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г.

N 373 (ред. от 11.12.2020))

  1. ФГОС ООО (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г.

N 1897)
1) Сохранение структуры (в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):

 общие положения;

 требования к структуре программ; основного общего образования и их объему;

 требования к условиям реализации; программ основного общего образования;

 требования к результатам освоения программ основного общего образования;

2) Сохранение методологической основысистемно-деятельностный подход:

Виды результатов освоения образовательной программы остались прежними:

метапредметные, личностные, предметные результаты. Общие, размытые формулировки:

1. Личностные результаты (ценности и мотивация):

Формулировки личностных результатов: «ценностное отношение к» «уважительное отношение к» «интерес к»;

2. Метапредметные результаты («soft skills»):

Формулировки метапредметных результатов: «находить» «выявлять» «устанавливать» «выбирать»;

Требования к личностным и метапредметным результатам

не систематизированы и

не конкретизированы
3. Предметные результаты:

Формулировки предметных результатов: «осознавать» «понимать» «владеть» «использовать» «приобретение опыта»





Предметные результаты

Не сформулированы с учетом системно-деятельностного подхода;

Не учитывают результаты процедур независимой оценки качества образования;

Не определяют минимум содержания образования;

Не систематизированы;

Не конкретизированы

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и

межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской

идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной

траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Требования к результатам освоения образовательных программ не связаны с навыками XXI в.

Механизмы вариативности в действующем ФГОС

  • Часть ОП по выбору участников образовательного процесса;

  • Возможность разработки дифференцированных программ;

  • Возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов.


Не предусмотрены возможности:

  • самостоятельного выбора траекторий изучения учебных предметов для обучающихся инновационных школ;

  • вариативности сроков реализации образовательной программы;

  • формирования на базовом и углубленном уровнях учебных курсов «математика», «информатика», «физика», «химия», «биология»


Требования к информационно-образовательной среде:

Не предусмотрено:

  1. Использование ИОС для повышения качества управления образовательной организацией;

  2. Использование внешних ресурсов для функционирования ИОС школы (outsourcing);

  3. Обеспечение доступности ИОС;

  4. Обеспечение безопасности ИОС;

  5. Специальных требований к ресурсам, используемым при обучении детей с ОВЗ



  1. ФГОС НОО (утв. Приказом Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021г. N 286)

  2. ФГОС ООО (утв. Приказом Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021г. N 287)


1) ФГОС устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения)

2) ФГОС детализируют условия реализации образовательных программ

3) ФГОС конкретизируют результаты освоения программ
ФГОС 2021: основные понятия

«функциональная грамотность» В целях обеспечения реализации программы основного общего образования … должны создаваться условия, обеспечивающие возможность… «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий»

«дистанционные образовательные технологии»

«верифицированные образовательные ресурсы» (в контексте понятия «безопасность»)

«учебно-исследовательская деятельность», «проектная деятельность» (понятия разделены)
ФГОС 2021: детализация требований к результатам освоения ООП

Отказ от размытых формулировок.

Личностные результаты (soft skills, навыки XXI в.) (по направлениям воспитательной работы):

1. Патриотическое воспитание (НОО-3, ООО-3)

2. Гражданское воспитание (НОО-5, ООО-8)

3. Духовно-нравственное воспитание (НОО-3, ОО-3)

4. Эстетическое воспитание (НОО-2, ООО-3)

5. Воспитание ценности научного познания (НОО-2, ООО-3)

6. Физическое воспитание. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия (НОО-2, ООО-8)

7. Трудовое воспитание (НОО-1, ООО-6)

8. Экологическое воспитание (НОО-2, ООО-5)

Всего = 20/39 конкретных формулировок личностных результатов;

Метапредметные результаты (soft skills, навыки XXI в.)

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями

1.1. Базовые логические действия (НОО – 5, ООО – 6)

1.2. Базовые исследовательские действия (НОО – 6, ООО - 4)

1.3. Работа с информацией (НОО – 6, ООО – 5)

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

2.1. Общение (НОО – 8, ООО - 6)

2.2. Совместная деятельность (НОО – 4, ООО - 4) 3. Овладение универсальными регулятивными действиями

3.1. Самоорганизация (НОО – 2, ООО - 2)

3.2. Самоконтроль (НОО – 2, ООО - 3)

Всего = 33/30 конкретных результатов;
Требования к личностным и метапредметным результатам систематизированы и конкретизированы

Предметные результаты включают (hard skills, навыки XXI в.):

умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,

формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

По каждому предмету приведено по 15-20 конкретизированных формулировок предметных результатов.
Предметные результаты

формулируются в деятельностной форме;

формулируются с учетом результатов процедур независимой оценки качества образования;

определяют минимум содержания начального и основного общего образования;

систематизированы и конкретизированы:

по каждому предмету приведено по 15-20 конкретизированных формулировок предметных результатов.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»2 (далее - Федеральный закон об образовании) ФГОС включает требования к:

1) структуре программ основного общего образования (в том числе соотношению их обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации программ основного общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;

3) результатам освоения программ основного общего образования.
ФГОС устанавливает требования к достижению обучающимися на уровне ключевых понятий личностных результатов, сформированных в систему ценностных отношений, обучающихся к

себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам (например, осознание, готовность, ориентация, восприимчивость, установка).
Достижения обучающимися, полученные в результате изучения учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, характеризующие совокупность

познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, а также уровень овладения междисциплинарными понятиями (далее – метапредметные результаты), сгруппированы во ФГОС по трем направлениям и

отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение овладевать:

учебными знаково-символическими средствами, являющимися результатами освоения обучающимися программы основного общего образования, направленными на овладение и использование знаково-символических средств (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач) (далее – универсальные учебные познавательные действия); учебными знаково-символическими средствами, являющимися результатами освоения обучающимися программы основного общего образования, направленными на приобретение ими умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, коррекцию с педагогическими работниками и со

сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою

позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером (далее - универсальные учебные коммуникативные действия); учебными знаково-символическими средствами, являющимися результатами освоения обучающимися программы основного общего образования, направленными на овладение типами учебных действий, включающими способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне

произвольного внимания (далее - универсальные регулятивные действия).
ФГОС определяет элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности) освоения программ основного общего образования с учетом необходимости сохранения фундаментального характера образования, специфики изучаемых учебных предметов и обеспечения успешного обучения обучающихся на следующем уровне образования (далее - предметные результаты).
Требования к предметным результатам:

формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений; формулируются на основе документов стратегического планирования с учетом результатов проводимых на федеральном

уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований); определяют минимум содержания основного общего образования, изучение которого гарантирует государство, построенного в логике

изучения каждого учебного предмета; определяют требования к результатам освоения программ основного общего образования по учебным предметам «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» на базовом и

углубленном уровнях; усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки; учитывают особенности реализации адаптированных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп.
Организация образовательной деятельности по программе основного общего образования, в том числе адаптированной, может быть основана на делении обучающихся на группы и различное

построение учебного процесса в выделенных группах с учетом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей, в том числе обеспечивающей углубленное изучение отдельных предметных областей, учебных предметов (профильное обучение) (далее - дифференциация обучения).

Углубленное изучение отдельных предметных областей, учебных предметов (профильное обучение) реализует задачи профессиональной ориентации и направлено на предоставление

возможности каждому обучающемуся проявить свои интеллектуальные и творческие способности при изучении указанных учебных предметов, которые необходимы для продолжения получения образования и дальнейшей трудовой деятельности в областях, определенных Стратегией научно-

технологического развития.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах

осваиваемой программы основного общего образования, в том числе адаптированной, в порядке, установленном локальными нормативными актами Организации.
Требования к результатам реализации образовательных программ соотнесены с навыками XXI в.
ФГОС 2021: особенности требований

  1. Обеспечение доступности

• информационных и учебных ресурсов образовательной организации

• учебной документации (программы, учебные планы, результаты аттестаций)

• специальные требования к ресурсам, используемым при обучении детей с ОВЗ;

  1. Возможность использования

• различных носителей информации (традиционных, и цифровых)

• внешних ресурсов для функционирования ИОС школы (outsourcing);

  1. Цели использования

• повышение качества реализации образовательных программ

• повышение качества управления образовательной организацией.

Механизмы вариативности в обновленных ФГОС

  • Часть ОП по выбору участников образовательного процесса (п.16 ФГОС;);

  • Возможность разработки дифференцированных программ;

  • Возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов (п.8);

  • Произвольный характер выполнения требований к предметным результатам для инновационных школ (п.12)


Вариативность содержания программ основного общего образования обеспечивается во ФГОС за счет:

1) требований к структуре программ основного общего образования, предусматривающей наличие в них:

  • единиц (компонентов) содержания образования, отражающих предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки (далее - учебный предмет);

  • целостной, логически завершенной части содержания образования, расширяющей и углубляющей материал предметных областей, и (или) в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета (далее -учебный курс);

  • части содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов (далее - учебный модуль).

2) возможности разработки и реализации организацией программ основного общего образования, в том числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов;

3) возможности разработки и реализации организацией индивидуальных учебных планов, соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся.

Предусмотрены возможности вариативности образовательных программ:

  • формирование образовательных программ с включением вариативных учебных модулей;

  • разработки и реализации программ различного уровня сложности и направленности;

  • разработки и реализации индивидуальных учебных планов;

  • самостоятельного выбора траекторий изучения учебных предметов для обучающихся инновационных школ;

  • вариативности сроков реализации образовательной программы;

  • формирования на базовом и углубленном уровнях учебных курсов «математика», «информатика», «физика», «химия», «биология»


Требования к информационно-образовательной среде:

  1. Цели использования: повышение качества образовательных программ; повышение качества управления образовательной организацией;

  2. Возможность использования: внутренних информационных ресурсов, внешних ресурсов для функционирования ИОС школы (outsourcing);

  3. Обеспечение доступности: информационных и учебных ресурсов образовательной организации; учебной документации образовательной организации;

  4. Безопасность: безопасный доступ к верифицированным образовательным ресурсам цифровой образовательной среды;

  5. Специальные требования: к ресурсам, используемым при обучении детей с ОВЗ


ФГОС предусматривает возможность для организации, являющейся частью федеральной или региональной инновационной инфраструктуры, самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы основного общего образования требованиям, предъявляемым к уровню основного общего образования.



Содержательный раздел программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:

  • рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей;

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

  • рабочую программу воспитания;

  • программу коррекционной работы (разрабатывается при наличии в Организации обучающихся с ОВЗ).


Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна обеспечивать:

развитие способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

формирование внутренней позиции личности, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся;

формирование опыта применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, готовности к решению практических задач;

повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий, формирования компетенций в предметных областях, учебно- исследовательской и проектной деятельности;

формирование навыка участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах, олимпиадах, научных обществах, научно- практических конференциях, олимпиадах; овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста и взрослыми в совместной учебно- исследовательской и проектной деятельности;

формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ на уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском, анализом и передачей информации,

презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть Интернет), формирование культуры пользования ИКТ
;

формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна содержать:

описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

описание особенностей реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения

программы основного общего образования и разрабатываться на основе требований ФГОС к результатам освоения программы основного общего образования.

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны включать:

  • содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;

  • тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных

(цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно- методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий.
Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое

воспитание, достижение ими результатов освоения программы основного общего образования.

Рабочая программа воспитания может иметь модульную структуру и включать:

  • анализ воспитательного процесса в Организации;

  • цель и задачи воспитания обучающихся;

  • виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики Организации, интересов субъектов воспитания, тематики модулей;

  • систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.



Рабочая программа воспитания должна обеспечивать:

создание целостной образовательной среды, включающей урочную и внеурочную деятельность, реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне Организации, класса, занятия в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; целостность и единство воспитательных воздействий на обучающегося, реализацию возможности социальных проб,

самореализацию и самоорганизацию обучающихся, практическую подготовку;

содействие развитию педагогической компетентности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в целях осуществления социализации обучающихся в семье; учет социальных потребностей семей обучающихся; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);

организацию личностно значимой и общественно приемлемой деятельности для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, осознания сопричастности социально позитивным духовным ценностям и традициям своей семьи, этнической и (или) социокультурной группы, родного края, уважения к ценностям других культур; создание условий для развития и реализации интереса обучающихся

к саморазвитию, самостоятельности и самообразованию на основе рефлексии деятельности и личностного самопознания;

самоорганизации жизнедеятельности; формирования позитивной самооценки, самоуважению; поиска социально приемлемых способов деятельностной реализации личностного потенциала; формирование у обучающихся личностных компетенций, внутренней позиции личности, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установок уважительного отношения к своему праву и правам других людей на собственное мнение, личные убеждения; закрепление у них знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека (обучающийся, работник, гражданин, член семьи), способствующих подготовке к жизни в обществе, активное неприятие идеологии экстремизма и терроризма