Файл: Эссе Не все, что разрешает закон, позволяет совесть (Платон).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эссе «Не все, что разрешает закон, позволяет совесть» (Платон)
Фамилия, имя, отчество | Хайбулаева Пари Ахмедовна |
| khaybulaeva.pari@mail.ru |
Контактный номер телефона | 89289844330 |
Название образовательного учреждения, класс/курс | МКОУ «Гимназия №3» г. Хасавюрт 9 «Е» класс |
Адрес образовательного учреждения | Республика Дагестан город Хасавюрт улица Наиба Гаирбека 44 Б |
ФИО, должность, номер телефона учителя, подготовившего участника Конкурса | Батаева Айза Абубакаровна, учитель обществознания, 89285595545 |
Платон в приведенном высказывании говорит о том, что между законом и дозволениями совести часто бывают противоречия, несоответствия. Жизнь весьма многогранна, в законе нельзя предусмотреть все нюансы жизненных ситуаций.
Для начала дадим определения этим и сопутствующим данной теме понятиям.
Законом называются закрепленные в письменной форме правила поведения, которые должны соблюдать все население, а государство мерами принуждения поддерживает правопорядок. А совесть – это оценка своего поведения человеком, которая основана на внутренняя нравственных критериях добра и зла, на нормах морали. В свою очередь мораль - это система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, которые выражаются в действиях людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливых и несправедливых, честных и нечестных, поощряемых и осуждаемых, благородства, совести, порядочности и других подобных нравственных критериев.
Мораль и право между собой тесно взаимосвязаны, имеют общие функции, главной задачей которых является соблюдение правил поведения, направленных на установление и поддержание порядка в обществе. Между правом и моралью могут также существовать противоречия, отражающие недостаточную их согласованность. Эти противоречия преодолеваются как путем разработки новых моральных принципов и норм в процессе развития общества, так и путем внесения изменений в действующее законодательство.
Причины противоречий между законом и моралью уже кроются в их специфике, так как они имеют разные методы регулирования, разные подходы, критерии в оценке поведения людей. Различия между правом и моралью обусловлены сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней ситуаций, появлением новых тенденций в социальном развитии, неравным уровнем морального и правового сознания людей, изменчивостью социальных условий и др.
Без морали и права невозможно создание любого общества. Мораль характеризуется более рациональными формулировками и более личным смыслом. Каждый человек может иметь совершенно разное восприятие законов. На это влияет уровень образования, окружающая среда и воспитание.
Закон рано или поздно должен развить для себя такие формы, которые ставят его в определенное противоречие с началом нравственной свободы и способствуют его отделению от нравственности. А нравственность имеет свои правила и свои законы, но эти правила и законы указывают лишь общее направление человеческой воли, оставляя на усмотрение совести каждого человека определение деталей и выбор меры исполнения нравственного диктата. Поэтому-то совесть у разных людей позволяет им совершать поступки и добра и зла.
Совесть, являясь мерилом морали и внутренним законом человека, не всегда может позволить ему поступать так, как вроде бы разрешает закон, но переступить через свой нравственный порог человек при этом просто не может (в этом случае говорят: совесть не позволяет). Совесть – это внутреннее чувство справедливости, которое есть внутри каждой личности. Совесть была заложена самой природой в каждом человеке. Но не все готовы это чувство развивать, отдавая свое предпочтение более существенным благам. И к тому же надо еще понять – где добро, а где зло? Но это, по-моему, определить просто: если тебе делать это приятно – это добро, а если ты переступаешь через себя, совершая поступок – это зло, идущее против твоих нравственных принципов. И, поступая по совести, ты живешь спокойно, в ладу со своими нравственными устоями.
А вот когда нам случается совершить что-то плохое, сомнительное, тем более пагубное с нравственной позиции, мы успокаиваем совесть, говорим ей: я не виновен, у меня не было другого выбора... А она делает свое дело, продолжая взывать к иному началу в нашей душе. Муки совести, в сущности, знает любой человек,
если только он не превратился в животное, которое лишено самой возможности рассуждения и самоанализа, если он не погряз в преступлениях и пороках. Однако Иммануил Кант говорил о том, что даже людям, которые опустились на дно жизни, к тому же людям с неизощренными интеллектуальными, умственными способностями, знакомы муки и приговоры совести.
Много можно привести примеров из литературных произведений о прошлом времени, но мне хочется обратиться к современности. Начало специальной военной операции показало лично для меня, кто есть кто. Я осуждаю тех, кто сразу же позорно сбежал из страны в трудный час, даже те, кому это ничем не грозило. Они сами выбрали свой путь. И нельзя не восхищаться теми, кто пошел добровольцем на Донбасс; кто помогает, не трубя об этом во всех СМИ: кто делами, кто деньгами; волонтерами, деятелями искусства, выступающими в госпиталях ДНР и ЛНР. Они не должны это делать по закону, они делают это по своей совести.
Совесть – это способность личности осуществлять самоконтроль, формулировать свои нравственные правила, требовать от себя их выполнения и производить самооценку своих поступков. Но эти собственные правила не должны противоречить общепринятым. Совесть помогает человеку чувствовать себя полноправным членом общества, соотносить своё собственное поведение с мнением окружающих. Это своеобразный компас, направляющий человека в нужную сторону, если он заблудился в жизни или допустил ошибки.