Файл: И. В. Марченко О. П. Старченко метрология, стандартизация и сертификация в упаковочном производстве лабораторный практикум.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 262
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
48
Для проведения экспертизы разрабатывается анкета (опрос- ный лист). Значение параметров оценивается в баллах. При обра- ботке полученной информации надо знать средний балл и количе- ство будущих потребителей. Для этого определяются суммы бал- лов оценок по каждому из параметров и общая сумма баллов. Это позволит рассчитать путем их соотношения весовые коэффициен- ты каждого показателя качества.
По способу проведения экспертизы различают следующие ме- тоды органолептического анализа:
– парного сравнения;
– ранговый.
При проведении рангового метода эксперту предлагают бес- порядочно поданные закодированные образцы ранжировать в по- рядке нарастания или снижения интенсивности оцениваемого при- знака. Метод можно применять при оценке качества изделий, а также при испытании зрительной чувствительности экспертов.
В этом методе, называемом также порядковым, не надо ориен- тировать экспертов на какой-либо стандарт, так как сравнение про- водится непосредственно между образцами. Метод прост, осу- ществляется быстро и позволяет проанализировать большое число образцов одновременно.
Ранговый метод не дает представления о величине различий между образцами. Результаты одного опыта не сравниваются с ре- зультатами другого опыта, так как эксперт не сравнивает образец с каким-либо стандартом. Этот тест рекомендуется применять в тех случаях, когда требуется выделить из ряда изделий образцы, представляющие наибольший интерес, с тем чтобы подвергнуть их более точному анализу другими методами.
Порядок выполнения работы
1. Оформить протокол практической работы. Работа выполня- ется в следующем порядке:
– проведение экспертизы представленных изделий;
– расстановка образцов по шкале порядка по возрастанию или убыванию параметров качества;
– математическая обработка согласованности мнений экс- пертов.
49
Для определения степени согласованности (коэффициента конкордации) студенты разбиваются на подгруппы экспертов в ко- личестве 4–5 человек.
Группа экспертов оценивает качество образцов по показателям каче- ства для одного вида упаковки/этикетки (ТУ 9571-002-14350732–2006) конкретного назначения из табл. 7.1.
Таблица 7.1
1 2 3 4 5 6
Примерный перечень показателей качества
для анкетирования
Показатели качества
Ранг
1 2 3
4 5
6 7
8 9 10 1. Соответствие цвета и оттенка красок на ти- ражном оттиске кон- трольному
2. Совмещение красок на многокрасочном от- тиске (не более 0,2 мм)
3. Полная пропечатка участков изображения и текста без марашек и склеивания оттисков
4. Отсутствие отмары- вания оттисков
5. Равномерное лаковое покрытие на оттисках без затеков, пропусков, трещин
6. Качество печати ме- таллизированными кра- сками (без отмарыва- ния)
7. Качество тиснения:
– совмещение рельеф- ного изображения с кра- сочным;
– сохранение прочно- сти оттисков без разры- вов бумаги
8. Размеры образца (пря- моугольность, косина, овальность)
50
Окончание табл. 7.1
Показатели качества
Ранг
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9. Центровка. Высечка и резка этикеток, не име- ющих оконтуривающих рамок, должны произ- водиться в соответствии с оригиналом и утвер- жденными размерами при центральном рас- положении рисунка и текста на этикетке. На вы- сечках не должно быть заусенцев по краям
10. Линии контура. Со- блюдение оконтурива- ющей линии
11. Косина этикетки.
Совмещение противо- положных сторон эти- кетки
Эксперты заполняют анкету, содержащую предварительно намеченный перечень показателей качества выбранного образца упаковки/этикетки. Анкета заполняется по форме табл. 7.1 и со- держит две графы. В первой перечисляются все n показателей ка- чества образца.
Во второй графе анкеты эксперты дают ранговую оценку каж- дого показателя с учетом назначения образца для контролируемых объектов. Каждому эксперту присваивается свой шифр.
Оценки всех экспертов объединяются в одну таблицу по фор- ме табл. 7.2. Полученные по всем анкетам ранговые оценки ис- пользуются для подсчета согласованности мнений экспертов.
Определяют степень согласованности в следующей последо- вательности:
– находят среднее арифметическое рангов (для этого склады- вают оценки мнений экспертов по каждому объекту экспертизы, суммируют и делят на количество объектов);
– определяют отклонение от среднего арифметического для каж- дого объекта экспертизы;
51
– вычисляют сумму квадратов отклонения от среднего ариф- метического рангов;
– определяют коэффициент конкордации:
2 3
12
,
(
)
S
W
n m
m
=
−
где S — сумма квадратов отклонений суммы рангов каждого объ- екта экспертизы от среднего арифметического рангов;
n — число экспертов;
m — число объектов экспертизы.
Таблица 7.2
Результаты ранжирования объектов экспертизы
Номер объекта экспертизы
Оценка эксперта
Сумма рангов
Отклонение от среднего арифметического
Квадрат отклонения от среднего арифметического
1- го
2- го
3- го
4- го
5- го
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
m
рангов
m
∑
S
В зависимости от степени согласованности мнений экспертов коэффициент координации может принимать значение от 0 (при отсутствии согласованности) до 1 (при полном единодушии). Сте- пень согласованности считается удовлетворительной при значении коэффициента конкордации от 1,0 до 0,5.
Если при проведении расчетов степень согласованности мне- ний экспертов оказывается неудовлетворительной, т. е. составляет менее 0,5, проводят тренировки с экспертами с обсуждением результатов и разбором ошибок.
52 2. Написать вывод о проделанной работе. На основании полу- ченных результатов сделать вывод о согласованности мнений экс- пертов, о качественном составе экспертной группы.
Контрольные вопросы
1. Что изучает раздел метрологии «квалиметрия»?
2. Приведите определение экспертизы.
3. Какие существуют методы органолептического анализа?
4. Назовите основные условия применения экспертного метода.
5. От чего зависит качество экспертов, отбираемых в эксперт- ную группу?
6. На чем основан социологический метод измерений?
7. Что такое «коэффициент весомости», какими методами он определяется?
53
Лабораторная работа № 8
РАЗРАБОТКА КАРТЫ
ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ВЫПУСКЕ
ТАРОУПАКОВОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
Продолжительность работы — 2 ч
Цель работы: приобрести практические навыки разработки карты технического контроля при выпуске тароупаковочной про- дукции.
Теоретические сведения
Под контролем качества товаров понимается проверка соот- ветствия отдельных показателей качества товаров требованиям нормативных документов, условиям договора, обычно предъявля- емым требованиям.
Контроль качества продукции осуществляется, как правило, на стадиях ее производства, хранения, реализации, эксплуатации
(потребления), технического обслуживания и ремонта.
Упаковывание является заключительной стадией в выпуске продукции.
Процессом упаковывания принято называть подготовку продук- ции к транспортированию, хранению, реализации и потреблению с применением упаковки. В результате процесса упаковывания полу- чают упаковочную единицу — изделие, создаваемое путем соедине- ния упаковываемой продукции с упаковкой. По своей сути упаковоч- ная единица представляет собой упакованную продукцию (рисунок).
Процессы упаковывания неразрывно связаны с оборудовани- ем, на котором осуществляются все технологические операции.
В практически любом упаковочном оборудовании можно вы- делить 3 основных подсистемы:
– подача и подготовка упаковочного материала;
– дозирование и подача продукта;
– процесс фасования и упаковывания.
При этом каждый отдельный класс подсистемы может быть сгруппирован с различными классами других подсистем. Например,
54
стаканчиковый дозатор может быть использован при дозировании продукта в полимерный пакет, пакет из многослойного материала на основе бумаги, в жесткую тару или картонную коробку.
Схема получения упакованной продукции
И в каждом конкретном случае будет выполняться свой набор технологических операций на различном упаковочном оборудовании.
В зависимости от вида упаковываемых продуктов упаковоч- ные автоматы бывают для пищевой и непищевой промышленности.
Это разделение объясняется тем, что к оборудованию и материа- лам для пищевой продукции предъявляются дополнительные санитарно-гигиенические требования.
Упаковочное оборудование может выполнять одну из техноло- гических операций либо представлять собой комплексную произ- водственную линию по изготовлению упакованной продукции.
Основные характерные черты процесса фасования:
1) фасованию подвергаются сыпучие и жидкие продукта;
2) при фасовании используются сила тяжести и ускорение свободного падения;
3) процесс идет, как правило, сверху вниз;
4) процесс включает минимум три подпроцесса.
К технологическим операциям, выполняемым на фасовочно- упаковочном оборудовании, относятся:
Упаковочный материал
Упаковочное основное средство (тара)
Упаковочное вспомогательное средство
Жидкий, порошкообразный,
гранулированный материал
Упаковываемый материал
Упаковывание
Упаковка
Штучный материал
Упакованная продукция
55
– склеивание упаковочных материалов — соединение деталей тары с помощью клея, ленты с адгезивным слоем и др.;
– термосклеивание упаковочных материалов — склеивание упаковочных материалов под действием тепла;
– термосваривание упаковочных материалов — образование неразъемного соединения упаковочных материалов под действием тепла, при котором частично или полностью исчезает граница раз- дела свариваемых материалов;
– механическая очистка тары — удаление загрязнений с поверх- ностей тары механическим и (или) пневматическим воздействием;
– мойка тары — удаление загрязнений с поверхностей тары моющими средствами и водой;
– сушка тары;
– формирование складной тары — придание складной таре предусмотренной формы;
– формирование пакета — придание пакету предусмотренной формы из пленочного материала.
– фасование при атмосферном давлении;
– вакуумное фасование — фасование продукции при давлении в расходном резервуаре и (или) таре ниже атмосферного;
– фасование при избыточном давлении — фасование продук- ции при давлении в расходном резервуаре и (или) таре выше атмо- сферного давления;
– укладывание продукции — помещение в тару упаковочных единиц или неупакованной штучной продукции в определенном порядке;
– группирование продукции — объединение определенного числа упаковочных единиц или неупакованной штучной продук- ции в определенном порядке;
– штабелирование продукции (тары) — группирование про- дукции (тары), выполненное в вертикальном направлении;
– укупоривание — закрывание тары после помещения в нее продукции с целью обеспечения ее сохранности и создания усло- вий ее транспортирования, хранения и сбыта;
– герметичное укупоривание;
– вакуумное укупоривание — герметичное укупоривание с со- зданием давления в таре ниже атмосферного;
– укупоривание навинчиванием — укупоривание крышкой с помощью резьбы;
56
– укупоривание закатыванием — укупоривание крышкой при со- вместном подгибе фланцев крышки и корпуса тары или подгибе края боковой поверхности крышки под уступ горловины;
– укупоривание запечатыванием — укупоривание за счет склеивания, термосклеивания или термосваривания упаковочного материала;
– укупоривание сшиванием;
– укупоривание насаживанием — укупоривание за счет упру- гой деформации укупорочного средства;
– укупоривание обжимом — укупоривание крышкой за счет необратимой деформации боковой поверхности крышки;
– укупоривание замком-зажимом — укупоривание загибом и сцеплением предварительно изготовленных клапанов с высту- пающими частями в форме замков-застежек;
– укупоривание скрепкой — укупоривание смятием, склады- ванием или скручиванием горловины тары с последующим зажи- мом скрепкой;
– завертывание продукции — процесс упаковывания продук- ции путем механического обертывания изделий упаковочным материалом. Заворачивают как индивидуальные изделия, так и со- пряжено-штучные изделия. Последние формируют в виде пачки или стопки из одинаковых индивидуальных изделий;
– термоусаживание упаковки — уменьшение объема упаковки за счет теплового воздействия для придания ей формы продукции или для связывания в едином блоке упаковочных единиц и неупа- кованной штучной продукции;
– упаковывание в стрейч-пленку;
– нагревание;
– стерилизация;
– асептическое упаковывание;
– нанесение защитных полимерных покрытий;
– пакетирование — формирование и скрепление грузов в укрупненную грузовую единицу, обеспечивающие при доставке в установленных условиях их целостность, сохранность и позво- ляющие механизировать погрузочно-разгрузочные работы;
– маркирование — нанесение маркировки на упаковку и (или) продукцию;
– этикетирование — нанесение на продукцию или упаковоч- ную единицу этикеток и (или) кольереток;
57
– обандероливание — обертывание упаковочных единиц или неупаковaнной штучной продукции полосой упаковочного матери- ала по всему периметру или частично;
– обвязывание тары (упаковочной единицы) — скрепление упаковочной единицы обвязочным материалом с соединением концов механическим путем или сваркой;
– пломбирование упаковки – снабжение упаковки пломбами, позволяющими контролировать целостность упаковки;
– центрирование рисунка (надписи) — приведение рисунка
(надписи), нанесенного на упаковочный материал, в заданное по- ложение по отношению к упаковываемой продукции;
– фиксирование продукции — закрепление продукции или ее подвижных неприкрепленных частей, предотвращающее их пере- мещение при погрузке, разгрузке и транспортировании;
– контроль качества продукции;
– контроль качества тары и упаковки;
– извлечении тары и упаковочных единиц — извлечение упаковочных единиц или потребительской тары из транспортной тары;
– пакеторасформировывание — разделение транспортного па- кета на упаковочные единицы.
В соответствии с СТБ 8020–2002 «Товары фасованные. Общие требования к проведению контроля количества товара»контроль
качества при розливе и фасовании заключается в определении сте- пени заполнения продуктом тары и его массы нетто в соответствии с требованиями нормативной документации. При упаковывании
(закатывании и укупоривании) контролируют герметичность тары с продуктом и ее маркировку. Тару и упаковочные материалы, используемые в молочной отрасли, подвергают также микробио- логическому контролю.
Степень заполнения тары продуктом должна соответствовать величине, указанной на таре, этикетке и ярлыке. Заполнение тары продуктом зависит от точности работы дозировочных устройств автоматов для розлива и фасования. Большинство дозировочных устройств в основном отмеривают продукт по объему и уровню.
Точность розлива при объемном дозировании определяется кон- струкцией дозировочного устройства, а при дозировании по уров- ню она зависит от качества и точности использования тары для продукта.
58
Массу нетто молочных консервов определяют по ГОСТ 8764.
Она должна соответствовать массе нетто, указанной на этикетке, таре. Для отдельных единиц упаковки допускаются предельные отклонения массы нетто не более ±3% для продукта в потреби- тельской таре массой нетто до 1,0 кг, ±2% массой нетто более
1,0 кг и ±1% для упаковочных единиц в транспортной таре.
Герметичность тары с продуктом — один из основных пока- зателей качества упаковки. При недостаточной герметичности внутрь тары могут проникать воздух и микроорганизмы, что при- водит к снижению качества продукта. Кроме того, негерметич- ность тары при розливе жидких продуктов приводит к потерям и ухудшению товарного вида.
Порядок выполнения работы
1. Оформить протокол практической работы. Составить карту технического контроля качества упакованной (расфасованной, укупоренной) продукции, используя технологическую карту про- изводства (таблица).
Рассмотреть способы упаковывания (молока, майонеза, све- жих овощей, канцелярских товаров, кондитерских изделий, джема, свежего мяса, сока, сыра и др.) и критерии выбора упаковочного материала для выбранных способов.
В первой колонке рассматриваются все операции технологиче- ского процесса конкретного предприятия на заключительном этапе изготовления продукции и ее упаковывания.
Во второй колонке напротив каждой операции рассматрива- ются параметры контроля (показатели качества полуфабрикатов, готовых изделий), отсутствие определенных дефектов.
На производстве используются различные методы определения показателей качества: расчетный, измерительный, экспертный, со- циологический. Измерительный метод может проводиться с ис- пользованием технических средств измерения (инструментальный метод) или основываться на анализе восприятия органов чувств
(органолептический метод). В третьей колонке указывается метод контроля: инструментальный или визуальный (органолептический).
В четвертой колонке расписываются средства контроля, используемые на предприятии.