Файл: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 326
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
54
Обсуждать с одноклассниками. Высказывать предположение об общем свойстве набора объектов.
Проверять наличие этого свойства у всех без исключения объектов набора. Находить разные основания для группировки, осуществлятьгруппировку и проводить проверку правильности с комментированием по образцу.
Работать в паре. Рассказывать план выполнения упражнения
, комментировать ход работы
2 класс (1 ч в неделю, всего 34 часа)
Разделы курса
Примерные
темы занятий
Основные виды деятельности
Ориентируемся
4 часа
Ориентируемся в событиях: прошлое, настоящее, будущее
Ориентируемся в величинах: сутки, час, минута
Планируем режим дня
Ориентируемся в бумажных источниках информации
Упорядочивать события во времени, описывать последовательность событий от настоящего к прошлому, от будущего к прошлому (и наоборот). Проверять правильность упорядочивания событий. Устанавливать соответствие между событием и временем его начала (окончания), определятьпродолжительность
Работать в предложенной ситуации. Применять представления о времени для решения практических задач (Что можешь сделать за минуту? Продолжи по правилу за определённое время и т.п.)
Работать в паре. Планировать режим дня: распределять и упорядочивать события, выделять ежедневные события и их протяжённость
Работать с достоверными источниками информации – словарём, справочником, энциклопедией, учебником: ориентироваться, вести поиск информации, сопоставлять одну и ту же информацию, полученную из разных источников. Выбирать источник информации для ответа на вопрос
55
Рассуждаем
9 часов
Составляем план действий
Составляем удобный маршрут
Находим все решения
Тестируем план
Находим и тестируем разные способы решения
Упорядочивать действия по достижению результата (прибытия в заданную точку). Проверять правильность составления маршрута (тестирование). Находить разные маршруты, выбирать удобный (рациональный, экономный)
Работать в паре. Контролировать выполнение задания по плану (алгоритму). Составлять совместный план (с учётом распределения поручений), обобщать и конкретизировать шаги плана (при необходимости)
Находить все решения учебной задачи, представленные в таблице (например, с использованием таблицы с расписанием движения автобусов от села до железнодорожного вокзала)
Обсуждать с одноклассниками. Находить решения задач по математике, окружающему миру, по-разному представлять решения (в тексте, в таблице). Осуществлять проверку предложенного плана, оценивать возможность и реальность получения ответа на поставленный вопрос. Находить ошибку в плане (пропуск этапа, не доведение до конца), предполагать возможные причины возникновения, предлагать варианты исправления
Дополнять план с целью получения заданного результата. Тестироватьразные способы решения. Обсуждать возможность получения ответа разными способами. Анализировать результаты тестирования, устанавливать правильность и рациональность применения способа
Проверятьразные планы и способы решения для выполнения заданий по русскому языку, математике, окружающему миру. Устанавливать правильность и доказывать ошибочность готовых предложений
Конструируем и моделируем
(инфографика)
9 часов
Работаем со знаками
Используем и конструируем модель (на примере развёртки геометрической фигуры)
Изготавливаем объекты-модели
Обсуждать с одноклассниками. Обобщать представления об известных знаках, пользоваться ими. Использовать новые знаки (из языка жестов, пиктографического письма)
Работать в паре. Составлять план рассказа с помощью знаков-рисунков, представлять (кодировать)информацию с помощью предложенных знаков
Изготавливать игральный кубик, пирамиду, конус из развёртки. Комментировать ход изготовления развёртки и особенности получаемой фигуры (вершины, рёбра, грани)
Конструировать заданные объекты из геометрических фигур
Анализировать готовую модель, ее устройство и назначение. Составлять модель по инструкции (оригами)
56
(на примере оригами)
Кодируем и декодируем информацию
Иметь представление о знаковом (Азбука Морзе) и графическом (Флажковая азбука) способах кодирования информации. Работать в паре. Кодировать и декодировать информацию по образцу и при самостоятельном использовании «алфавита».
Работать в предложенной ситуации. «Игра в шпионов», «Поиск клада». Работать в ситуациях, требующих кодирования/декодирования информации, проверки правильности кодирования/декодирования. Разыгрывание сценок, требующих от зрителей декодирования информации, разыгранной «артистами» («Какое это животное?»,
«Какую отметку получил Петя?» и т.д.). Применятьпредставления об известных и новых знаках и символах, кодировании и декодировании для решения предметных задач. Выделять части целого, определять целое по его частям (например, время года по нескольким признакам). Находить и объяснять ошибку в выделении всех частей
(части) в целом (Пример неверного выделения части в целом: «Для записи числового равенства нужны числа и знаки арифметических действий», ошибка «Нужен знак равенства»)
Работаем с информацией, представленной в разной форме
9 часов
Собираем информацию
Собираем и представляем информацию
Переводим информацию из одной формы в другую
Проверяем, верно или неверно
Находим общие свойства объектов
Понимать информацию, представленную в разной форме. Соотносить информацию в тексте, в таблице, в тексте и в таблице, в тексте и на рисунке. Переносить информацию из текста в таблицу и наоборот (по правилу), действовать в соответствии с предложенной на рисунке последовательностью действий
Вести поиск информации в предложенном источнике (словарь, справочник, энциклопедия)
Работать в паре. Осуществлять сбор информации на рисунке, в тексте, в таблице с учётом предложенной учебной ситуации. Проверять правильность представления информации
Обсуждать с одноклассниками. Проверять правильность выполнения заданий в соответствии с предложенными критериями. Выбирать верные и неверные утверждения на основе данных таблицы, рисунка, другой инфографики.
Составлять текстовые инструкции к последовательности из рисунков (к инфографике). Переводить графическую информацию в текст
Заполнять и «читать» таблицу, находить верные утверждения на основе знаний, полученных на уроках математики, окружающего мира, русского языка. Дополнять текст готовыми или полученными данными
Наблюдать и фиксировать общее и различное у предложенного набора объектов
Распределять объекты окружающего мира на заданное число групп на основе опыта, предметных знаний по русскому языку, математике и окружающему миру
57
Распределяем объекты на группы
Выбираем основание для классификации, классифицируем объекты
Различать существенное и несущественное основание для классификации набора объектов. Находить разные возможные основания для распределения объектов на группы
Работать в паре. Комментировать процесс классификации: называть каждый объект из предложенных; находить существенные основания для распределения; выбирать основание для классификации; распределять все объекты по выбранному основанию; называть каждую группу. Применять основы классификации для решения конкретных предметных задач
Работать самостоятельно. Классифицировать объекты по заданному и самостоятельно выбранному основанию
Играем и думаем
3 часа
Работаем с танграмом, головоломкой
Пифагора, играем в морской бой
Закреплять представление о части и целом для правильного и быстрого выполнения задания на конструирование заданной формы по образцу, самостоятельно. Выполнять задания разного уровня трудности (работа с образцом, работа по инструкции или плану, самостоятельное планирование решения и выполнение плана)
Выбирать задание по уровню сложности
Следовать правилам игры
3 класс (1 ч в неделю, всего 34 часа)
Разделы курса
Примерные
темы занятий
Основные виды деятельности
Работаем с информацией, представлен ной в разной форме
7 часов
Читаем и дополняем диаграмму
Работаем с таблицей и диаграммой
Понимать устройство диаграммы, назначение столбцов, осей. Читать диаграмму, отвечать на вопросы с помощью сведений, представленных на диаграмме. Сопоставлять информацию, представленную в таблице и на диаграмме. Находить информацию, представленную на диаграмме, в тексте и в таблице. Доказывать истинность утверждения с помощью данных диаграммы, данных диаграммы и вычислений
Работать в паре. Отвечать на вопросы и решать задачи с помощью данных диаграммы. Переносить информацию, полученную с помощью диаграммы, в таблицу и наоборот. Формулировать утверждение на основе данных диаграммы, проверять его с помощью вычислений. Работать в предложенной ситуации.
Например, «Измеряем свой рост», «Покупаем пиццу». Использовать диаграмму для решения практических задач (на разностное сравнение, доли). Фиксировать полученные данные в виде диаграммы, пиктограммы, таблицы
58
Представляем информацию на схеме, диаграмме, рисунке, в таблице
Дополняем таблицу, диаграмму
Составляем таблицу, диаграмму
Работать в паре. Составлять учебную задачу с помощью информации, представленной в таблице. Выполнять практические действия, соответствующие описанным в таблице, и фиксировать их результаты в таблице.
Преобразовывать и заполнять таблицу в соответствии с заданием. Работать в предложенной ситуации.
«Шифровальщики». Кодировать и декодировать информацию с помощью условных обозначений. Выбирать модель для ответа на вопрос. Игра «Самый-самый» (соревнование в представлении информации в заданной или самостоятельно выбранной форме)
Обсуждать с одноклассниками. Понимать информацию, представленную в разной форме, с использованием разных моделей. Выбирать информацию для заполнения модели (схемы, таблицы, диаграммы).
Классифицировать информацию по основаниям, заданным с помощью таблиц, диаграммы. Выбирать достоверную и недостоверную информацию. Дополнять диаграмму общеизвестной информацией, а таблицу – данными, полученными с помощью рисунка. Работать с утверждениями. Находить верные решения, объяснять ошибку в решении. Выбирать рациональную форму представления информации для ответа на конкретный вопрос
Работать самостоятельно. Проверять себя: соотносить информацию: текст-схема, текст-таблица, текст- диаграмма. Проводить классификацию по разным заданным основаниям, использовать табличный способ представления результатов классификации. Дополнять таблицу сведениями из текста и данными, полученными в ходе решения, рассуждения. Самостоятельно заполнять готовую таблицу, диаграмму
Ориентируемся
3 часа
Ориентируемся в величинах
Ориентируемся в данных
Устройства для передачи, обработки и хранения информации
Устанавливать соответствие между величиной и приборами для её измерения. Тестировать план, измерять величины с помощью предложенного или самостоятельно выбранного прибора. Упорядочивать шаги алгоритма измерения величины. Дополнять схему (ленту времени), таблицу, дополнять текст данными
Ориентироваться в тексте, работать с информацией, представленной в явном и неявном виде. Записывать информацию в заданной форме (текст, рисунок, схема). Проверять правильность выполнения задания, упорядочивать последовательность действий. Дополнять диаграмму столбцами данных
Обсуждать с одноклассниками. Описывать технические (электронные) устройства, которыми умеют пользоваться, расширять представления о новых устройствах. Устанавливать соответствие между изображением, названием и назначением устройства. Классифицировать данные об устройствах, оформлять решение в таблице
Работать в предложенной ситуации. Проводить опрос на заданную тему. Анализировать и фиксировать в графически результаты опроса
59
Рассуждаем
9 часов
Обобщаем информацию
Решаем логические задачи
Тестируем алгоритм
Составляем алгоритм к правилу
Тестируем разные методы решения.
Исследуем
Дерево всех решений
Тестируем разные методы решения
Конкретизировать и обобщать информацию о знакомых объектах. Указывать общее у результатов нескольких действий, у группы объектов. Классифицировать объекты по заданному и самостоятельно выбранному основанию, находить несколько решений учебной задачи на классификацию. Составлять утверждения и проверять их истинность для конкретного набора объектов
Обсуждать с одноклассниками устройство логической задачи. Анализировать алгоритмы, которыми пользуемся в жизни и на уроках. Дополнять, составлять алгоритм к правилу. Решать логические задачи с использованием таблицы, диаграммы
Выбирать алгоритмы для решения известных задач. Тестировать алгоритмы: проверять их пригодность для решения конкретной математической проблемы. Работать в паре. Доказывать утверждение с помощью словаря, энциклопедии, справочника, учебника. Дополнять алгоритм, составленный по аналогии с известным алгоритмом.
Комментировать ход выполнения действий по алгоритму и его соответствие правилу
Составлять алгоритм для решения конкретной учебной задачи (по русскому языку). Приводить примеры для проверки действия правила с помощью алгоритма
Применять разные методы для решения известной задачи (нахождение периметра прямоугольника).
Дополнять алгоритмы: изготовления игрального кубика, разбора слова по составу, покупки молока и хлеба в супермаркете. Сравнивать алгоритмы (правило, модель представления).
Упорядочивать объекты по алгоритму на основе правила (возрастание-убывание, цена, название по алфавиту)
Познакомиться с новым методом поиска всех решений задачи. «Читать» дерево всех решений: понимать устройство, называть все решения. Работать с общеизвестной информацией. Дополнять дерево всех решений.
Дополнять решение учебной задачи (в случаях, когда используются разные методы)
Тестировать разные методы решения учебной задачи: перебор вариантов, исследование, алгоритм, представление информации в таблице или на другой модели, дерево всех решений.
Работать самостоятельно. Выбирать способ проверки, находить ошибки в предложенной работе, объяснять и исправлять их
Конструируем и моделируем
(инфографика)
7 часов
Кодируем и декодируем информацию
Характеризовать, группировать, применять известные знаки.
Различать графический и знаковый способы кодирования. Выполнять задания на кодирование и декодирование информации. Приводить свои примеры заданий на кодирование информации, проверять правильность их выполнения. Составлять вопросы на понимание принципа кодирования/декодирования данных
60
Конструируем объект из частей
Кодируем информацию в алгоритме
Моделируем решение на калькуляторе
Презентуем полученную информацию
Работать в паре. Конструировать алгоритм игры («Морской бой»). Кодировать и декодировать информацию в ходе игры. Составлять информационный текст только с помощью знаков. Комментировать ход выполнения действий по конструированию заданного объекта. Проверять правильность выполнения задания: формулировать и отвечать на вопросы о соответствии полученного объекта требованиям условия задания. Объяснять правильность своих действий
Работать в предложенной ситуации. Применять конструкторские умения для выполнения разнообразных учебных задач по окружающему миру, русскому языку, математике. Применять представления о кодировании и декодировании информации для решения различных задач (текстовых, геометрических, житейских). Выбирать алгоритм, соответствующий условию задания. Составлять план действий, находить все решения.
Работать в паре. Выполнять практическое задание на конструирование целого из частей (прямоугольника из заданных меньших прямоугольников), комментировать свои действия, объяснять трудности и ошибки, записывать план действий, приводящий к верному решению
Объяснять назначение калькулятора, отдельных его кнопок (клавиш). Работать по плану, составлять и проверять план, алгоритм. Проводить расчёты с помощью калькулятора для решения учебной задачи, проверки правильности прикидки результата.
Различать правило и дополнительное условие при решении учебной задачи. Устно составлять алгоритмы выполнения заданий по изученным правилам без дополнительных условий. Работать с алгоритмом, имеющим условие: воспроизводить, дополнять, составлять самостоятельно. Выбирать алгоритм, соответствующий программе действий. Тестировать алгоритмы с условием. Записывать алгоритм с условием разными способами
Обсуждать с одноклассниками способы презентации результатов совместной и индивидуальной работы.
Подготовка устной презентации, презентации на компьютере (разработка одной страницы)
Защищаем данные
(информацион ная безопасность)
3 часа
Проверяем достоверность и истинность информации
Доказывать истинность утверждения с помощью данных диаграммы, данных диаграммы и вычислений.
Проверять алгоритм, устанавливать соответствие между заданием и ответом, полученным в результате выполнения алгоритма. Проверять правильность дополнения диаграммы
Использовать калькулятор для проверки расчётов.
Способы представления личной информации; защита личных данных