Файл: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 327

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

61
Играем и думаем
5 часов
Решаем головоломки
(головоломка
Пифагора, танграм, колумбово яйцо, судоку)
Обсуждать с одноклассниками. Делиться информацией и объяснять устройство головоломки Пифагора, танграма, колумбова яйца. Решать задачи на конструирование, поиск недостающего элемента, сравнение фигур по площади. Составлять правила игры и инструкцию к выполнению задания. Использовать представления о части и целом в ходе решения.
Работать в паре. Составлять инструкции для решения.
Работать самостоятельно. Выбирать задание по уровню сложности, составлять фигуры по картинке и по замыслу
1   2   3   4   5   6

4 класс (1 ч в неделю, всего 34 часа)
Разделы курса
Примерные
темы занятий
Основные виды деятельности
Работаем с информацией, представлен ной в разной форме
8 часов
Объединяем данные в таблице, на диаграмме
Читаем график.
Составляем график
Читаем круговую диаграмму
Представляем результаты классификации в разной форме
Работать в паре. Читать, обобщать информацию по строкам, столбцам таблицы, объединять данные и представлять их в таблице, на диаграмме. Доказывать истинность утверждения с помощью данных диаграммы, текста, таблицы, словаря, справочника. Комментировать ход выполнения действий, контролировать полноту и правильность выполнения всех шагов (этапов) алгоритма
Обсуждать с одноклассниками. Понимать назначение и читать график, отвечать на вопросы с помощью графика, сравнивать данные двух графиков. Выбирать верные утверждения, придумывать вопросы по графику. Составлять график по данным таблицы, продолжать составление графика по заданному правилу
Иметь представление о круговой диаграмме, читать круговую диаграмму. Работать с информацией, представленной с помощью текста, таблицы, столбчатой и круговой диаграмм. Проверять правильность представления информации на круговой диаграмме
Работать в предложенной ситуации. При подготовке и во время экскурсии в музей или на выставку собирать информацию об экспонатах, истории музея, режиме работы, стоимости билетов и т.д. с целью дальнейшего представления информации в заданной или самостоятельно выбранной форме (пиктограмма, информация для буклета, диаграмма, схема). Комментировать ход, презентовать результаты работы с данными. Сравнивать данные, представленные в разной форме. Записывать разные решения одной учебной задачи.
Работать в паре. Оценивать работу одноклассника, свою работу с данными, сведениями

62
Сохраняем и защищаем информацию
Обсуждать с одноклассниками. Применять простейшие приёмы сохранения и защиты личных данных, данных, необходимых для жизни и учёбы. Понимать, обсуждать, применять, формулировать правила безопасного пользования сетью Интернет
Конструируем и моделируем
(инфографика)
7 часов
Составляем удобные инструкции
Кодируем и декодируем информацию
Работаем с алгоритмом
Моделируем маршрут
Составляем алгоритмы в практических ситуациях
Представлять данные с помощью инфографики: составлять устную/письменную инструкцию, выбирать условные обозначения, конструировать инструкцию с помощью условных обозначений (составление инфографики)
Различать графический и знаковый способы кодирования. Составлять таблицу знакового кодирования, декодирование текста с помощью таблиц кодирования («Русский алфавит», «Двойное кодирование»).
Использовать приём графического кодирования «Координаты точки». Приводить свои примеры заданий на кодирование информации, проверять правильность их выполнения. Составлять информационный текст только с помощью знаков
Составлять алгоритм по образцу. Проверять правильность выполнения задания. Наблюдать и фиксировать общее и различное в применении разных приёмов кодирования. Составлять алгоритм и тестировать его. Придумывать сюжетную ситуацию для составления алгоритма действий, составлять алгоритм. Проверять алгоритмы, составленные одноклассниками
Моделировать маршрут на плоскости разными способами. Проверять предложенную и самостоятельно сформулированную гипотезу. Рассчитывать протяжённость маршрута, длину объекта с помощью масштаба, выбирать верные утверждения на основе представлений о масштабе
Организовывать и проводить опрос в классе, в параллели (Например, уточнить: сколько четвероклассников какое мороженое любят, где планируют провести каникулы, каким видом спорта увлекаются и т.п.).
Работать самостоятельно. Выбирать задание по степени трудности, объяснять правильность выполнения.
Работать в паре. Проводить исследование (опрос, анализ ошибок контрольной работы по математике), представлять результаты анализа в таблице, на диаграмме, в тексте
Ориентируемся
5 часов
Оцениваем величину
Ориентируемся в пространстве
Характеризовать величину: называть, указывать действие для её нахождения, единицы измерения.
Упорядочивать величины по заданному правилу. Устанавливать соответствие между шкалой измерительного прибора и реальной ситуацией её использования. Оценивать значение величины «на глаз»
Ориентироваться на местности и в комнате с помощью схемы. Придумывать условные обозначения и использовать их для представления информации в заданной форме (в таблице, на рисунке). Планировать расположение предметов в пространстве с помощью условных обозначений


63
Знакомимся с электронными устройствами
Работаем с клавиатурой электронного устройства
Познакомиться с разновидностями ноутбуков, их особенностями. Характеризовать назначение электронного устройства, выбирать техническое устройство по его характеристикам или назначению
Видеть различия в устройстве клавиатур различных электронных устройств, находить информацию о незнакомых клавишах и их сочетании. Учиться рационально пользоваться функциями клавиш. Анализировать данные, представленные на рисунке, дополнять таблицу, строить столбцы диаграммы.
Обсуждать с одноклассниками выполнение правил работы с электронными устройствами
Защищаем данные
(информацион ная безопасность)
3 часа
Проверяем информацию на достоверность и правильность
Безопасно работаем с электронными устройствами
Различать достоверную и недостоверную информацию, находить и исправлять ошибки в ходе рассуждения, объяснять недостоверность решения.
Фиксировать самостоятельно найденную информацию о назначении и использовании гаджетов в таблице
Обсуждать с одноклассниками правила безопасной работы с электронными устройствами.
Работать в паре. Составлять задания для работы в паре, выполнять их
Рассуждаем
7 часов
Изменяем условие, вопрос задания
Выбираем рациональное решение
Составляем и проверяем утверждение
Дополняем, составляем задание
Рассуждать об изменениях хода решения и ответа при изменении условия, вопроса задания. Составлять задания для работы в паре, проверять правильность выполнения заданий. Изменять, дополнять задание в соответствии с данным решением, алгоритмом выполнения. Составлять задания на заданную тему, менять формулировку задания. Выбирать задание для самостоятельного выполнения
Доказывать истинность (верность) или ложность (неверность) данного утверждения. Допускать возможность и проверять разные способы решения задач, выбирать и объяснять рациональность одного из решений.
Комментировать ход выполнения задания, качественно характеризовать шаги, приводящие к ответу
Работать в паре. Составлять утверждения к тексту, таблице самостоятельно и по заданной модели. Проверять верность утверждения (с помощью взрослого), приводить примеры и контрпримеры. Отвечать на вопросы об устройстве, ходе построения диаграммы
Составлять задания на основе данных текста, таблицы, диаграммы. Дополнять задания на разном предметном содержании. Анализировать правильность выполнения задания, находить ошибку или самостоятельно найденный справочный материал, предметные знания, информацию, представленную в разной форме


64
Доказываем верность/ неверность утверждения
Действовать по плану, дополнять текст предложенными и самостоятельно полученными данными. Кодировать и декодировать информацию. Работать с информацией, представленной в явном и неявном виде
Играем и думаем
4 часа
Решаем головоломки
(монгольская игра, игры с правилами)
Выбирать посильное задание: монгольская игра. Составлять и проверять утверждения о ходе и результатах своей работы. Использовать представления о части и целом для самостоятельного выполнения заданий.
Прогнозировать трудности и ошибки (использование меньшего количества частей, изменение формы, несовпадение размеров и т.д.), описывать пути преодоления
Играть в игру, требующую умения планировать и контролировать свои действия. Понимать и учитывать усложнение игры, стремиться к выигрышу. Работать в паре, оценивать ход и результаты игры

Методические рекомендации к реализации курса
Тема «Ориентируемся». Изучение этого раздела в каждом классе начинается с развития умения ориентироваться в пространстве любого учебника, рабочей тетради, словаря и любого другого учебного или дополнительного пособия. В процессе обучения младшие школьники учатся ориентироваться в пространстве (описание местоположения), в учебной теме
(расположение в учебнике оглавление, основных правил, примеры решений, записи, оформления); во времени (например, во время выполнения контрольных заданий), в других величинах, прикидывать и оценивать их значения. Приобретают опыт ориентировки в устройствах для передачи, хранения и использования информации.
Тема «Конструируем и моделируем (инфографика)». Основное назначение раздела – накопление младшим школьником опыта визуального представления информации: конструирования целого из частей (из деталей игры – фигуры; из этапов – алгоритма, из действий – плана решения и т.д.) и создания моделей, которые он использует для решения разнообразных задач.
Например, модели линейки, куба, заданного маршрута (с использованием схемы); специальные модели для выполнения заданий – модель текста задачи, модель решения на калькуляторе.
В стандарте начального общего образования указано, что достижения обучающихся характеризуют их способность «овладевать учебными знаково- символическими средствами, являющимися результатами освоения программы»
6
обучения. Поэтому особое место в курсе занимает работа по формированию умения кодировать и декодировать информацию, моделировать учебную ситуацию, адекватно передавать данные.
Обучающиеся третьих-четвёртых классов учатся моделировать ход решения задачи с использованием различных методов (например, метод перебора для нахождения всех решений учебной задачи, проверка и обоснование правильности утверждения). Школьники приобретают опыт тестирования и применения разных методов решения учебной задачи: перебор вариантов, исследование, алгоритм, представление информации в таблице или на другой модели, дерево всех решений.
Тема «Рассуждаем». В рамках этого раздела у школьников формируется умение выделять и называть признаки конкретных объектов, групп объектов, работать по инструкции. Уже в первом классе дети приобретают опыт проверки истинности данного предложения («Верно ли, что…»), который в дальнейшем лежит в основе объяснения истинности (верно) или ложности
(неверно) утверждений, которые составляются и проверяются самими обучающимися (в ходе парной или групповой работы). Обучающиеся учатся рассуждать, работая по плану (заданному, самостоятельно составленному),
6
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации 31.05.2021 г., № 286,
[Электронный ресурс] – С.5


66 тестируя алгоритм или метод решения. Специальное внимание уделяется построению и проверке рассуждений, связанных с разными решениями одной и той же задачи, обобщением способа решения группы задач. Отдельное место занимают логические задачи и их решение с использованием разных изученных методов. Для развития коммуникативных действий обучающихся активно используется приём комментирования хода решения, его изменений при изменении условия или вопроса задания.
Тема «Работаем с информацией, представленной в разной форме».
Изучение этого раздела позволяет формировать и закреплять умение школьников работать с информацией, представленной в разной форме (текст, таблица, схема, диаграмма, рисунок). Ученики учатся сопоставлять информацию в рамках как одной формы представления (строки в таблице, столбцы на диаграмме, данные в тексте), так и разных (сведения таблицы и текста, текста и диаграммы, текста и схемы и т.д.). Этот раздел помогает устанавливать взаимосвязь между житейским опытом ребёнка и объективной информацией о явлении или событии. Для формирования умения классифицировать известные и изученные на разных предметах объекты, школьники учатся сначала выделять существенное основание, затем проводят распределение по заданному основанию, а в дальнейшем – классификацию по одному или нескольким основаниям с использованием таблиц, схем.
Со второго класса акцент делается на сборе, представлении, структурировании данных, которые предлагаются в явном виде или получены учеником самостоятельно в заданных источниках (в учебном задании, рабочей тетради, словаре или справочнике и т.д.). Проводится специальная работа по формированию информационных действий:
– при работе с таблицей – понимать назначение, находить данные, обобщать сведения по строкам и столбцам, использовать таблицу для построения решения (например, логических задач); дополнять и составлять таблицу; придумывать задания на использование таблицы;
– при работе с диаграммой – понимать устройство, назначение столбцов, осей; читать, анализировать и достраивать диаграмму, отвечать на вопросы с помощью сведений, представленных на диаграмме; сопоставлять информацию, представленную в таблице и на диаграмме; доказывать истинность утверждения с помощью данных диаграммы, рассуждений, вычислений; дополнять диаграмму, строить столбцы.
Третьеклассники учатся выбирать достоверную и недостоверную информацию, представленную в таблице, на диаграмме или другой модели; сопоставлять одну и ту же информацию, представленную в разной форме; доказывать истинность утверждения с помощью данных диаграммы, рассуждений, вычислений. Пробуют силы в самостоятельном составлении заданий на работу с информацией.
В четвёртом классе представления школьников о диаграмме расширяется при изучении круговой диаграммы, работе с графиком. Ребята учатся проверять правильность выполнения заданий с информацией в