Файл: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 329

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

67 соответствии с предложенными критериями (полнота, достоверность, точность выполнение условия/условий).
Младшие школьники могут использовать в работе данные и информацию, предлагаемую учителем в готовом виде или включиться в её поиск во время прогулок, экскурсий. Так, ребята могут собрать информацию об учениках школы, в определённый день вышедших на прогулку (из какого класса, сколько мальчиков/девочек) и представить информацию в таблице или на диаграмме.
Тема «Защищаем данные (информационная безопасность)». Раздел изучается со второго класса. Серьёзное внимание уделяется развитию представлений ребёнка о правилах работы с электронными устройствами и об информационной безопасности. Школьники узнают простейшие приёмы сохранения и защиты личных данных, данных, необходимых для жизни, учёбы, обсуждают, учатся формулировать, применять правила безопасного пользования сетью Интернет (под руководством педагога).
Тема «Играем и думаем». Данный раздел способствует повышению мотивации изучения курса – все школьники любят играть и выигрывать, придумывать свои игровые ситуации. В игре младшие школьники учатся выполнять задания с большим объёмом информации, разного уровня сложности, практикуются в комментировании хода своих действий. Игра провоцирует обучающихся убеждать, доказывать правильность полученного результата (совпадение ответа и образца, использование всех деталей, выполнение всех дополнительных условий и пр.), составлять правила и следовать им. В курсе могут использоваться знакомые детям и взрослым головоломки и игры: танграм, колумбово яйцо, монгольская игра, судоку, морской бой и др.
Формированию функциональной грамотности будет способствовать использование различных форм организации, в которых младшие школьники будут применять освоенные в учебном процессе знания и умения работы с информацией. Занятия могут проводиться в классе с использованием фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы.
Некоторые занятия могут быть проведены в библиотеке школы, компьютерном классе, во время прогулки или посещения школьной выставки, конкурса или концерта (сбор данных и сведений, представление информации о мероприятии, его результатах).
Изучение некоторых тем целесообразно провести во время экскурсий, поездок или путешествий. Может быть запланировано посещение региональных музеев, выставок, одной из задач которых будет сбор информации, получение данных для их дальнейшего обобщения, представления в заданной или самостоятельно выбранной форме.
Формы взаимодействия младших школьников во время занятий
Обсуждение с одноклассниками. На обсуждение выносятся вопросы организации внеучебной работы (например, правил выполнения заданий в


68 паре), способы выполнения заданий и поручений, вопросы и задания с разными способами решений, оформления.
Работа в паре. Выделен материал, который целесообразно рассматривать в режиме парной работы, чтобы у младшего школьника была возможность прокомментировать однокласснику ход своих рассуждений, посоветоваться относительно идеи решения, выбрать посильную часть работы и понаблюдать, как выполняется другая часть.
Самостоятельная работа. Выполнение задания без помощи извне на различном учебном и практическом содержании. Например, уже в первом классе, занимаясь конструированием, школьник может придумать и самостоятельно составить геометрическую фигуру по замыслу из фигур- частей. Четвероклассник может придумать свою задачу к конкретной ситуации из окружающего мира, опираясь на знание структурных элементов и правил составления задачи (вопрос должен соответствовать условию, у задачи должно быть хотя бы одно решение).
Работа в предложенной ситуации. Младшим школьникам предлагается представить, что они находятся в определённом месте (в музее, в поликлинике) и им нужно выполнить поручение, связанное с работой с информацией. Ребята могут выбрать роль («я – экскурсовод», «я – врач») и оперировать с предложенными или найденными данными.

69
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендации разработаны с учётом следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. №273-ФЗ (с изменениями), [Электронный ресурс].
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства просвещения
Российской Федерации 31.05.2021 г., № 286, [Электронный ресурс].
3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 г. №304-ФЗ, [Электронный ресурс].
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022 г.),
[Электронный ресурс].
5. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22),
[Электронный ресурс].
6. Концепция русского языка и литературы в РФ. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, [Электронный ресурс].
7. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,
[Электронный ресурс].
8.
Письмо Министерства просвещения РФ от 5.09.2018 г. N 03-ПГ-МП-
42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ
Российской Федерации во внеурочной деятельности»,
[Электронный ресурс].
9.Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 г. N 09-1672
«О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»,
[Электронный ресурс].


70
Научное издание
Виноградова Н. Ф., Кузнецова М. И., Рыдзе О.А.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программы
Методические рекомендации
Под редакцией Н. Ф. Виноградовой
101000, г. Москва, ул. Жуковского, д.16
Центр редакционно-издательской деятельности ФГБНУ ИСРО РАО
Тел. +7(495)621-33-74 info@instrao.ru https://instrao.ru
Подготовлено к изданию 30.11.22.
Формат 60х90 1/8.
Усл. печ. л. 4,3.