Файл: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 328

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9
Некоторые занятия могут быть проведены в библиотеке школы, компьютерном классе (это позволит использовать компьютер при оформлении некоторых результатов выполнения заданий).
Место в учебном плане: данный курс осуществляется в рамках внеурочной деятельности по направлению «функциональная грамотность».
Форма проведения занятий – еженедельный факультатив. Общее количество часов: 135, из них в первом классе – 33 часа, во 2–4 классах – по 34 часа.
Содержание программы курса
1 класс: период «Обучение грамоте»
5
Блок «Создаём книгу» (9 часов)
Приёмы создания и озвучивания книги «Истории в картинках»: составление рассказов в картинках; оформление личной страницы в книге
«Истории в картинках»; составление устного рассказа с опорой на собственную страницу книги; подготовка к озвучиванию собственной страницы; презентация совместно созданной книги (классу, родителям, друзьям).
Приёмы коллективного создания книги «Всему название дано»: распределение предложенных подписей на слова и предложения; соотнесение подписей (слова) и предметных рисунков; соотнесение подписей
(предложения) и сюжетных рисунков; составление подписей и предложенных новых рисунков; иллюстрирование страниц книги в соответствии с подписями; восстановление из набора слов подписей под сюжетными рисунками; презентация созданной книги.
Приёмы создания книги «О чём мне рассказала буква»: художественное оформление страницы книги, посвящённой выбранной букве – необычное изображение буквы (например, по типу «буквицы»); отражение ответов на вопросы: какие звуки умеет записывать эта буква; в каких словах живёт эта буква; запись самых любимых слов с этой буквой; запись предложения, все слова которого начинаются с этой буквы; презентация своей страницы.
Блок «Слова и словари» (2 часа)
Приёмы составления словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление слов, значение которых требует уточнения; иллюстрирование слов рисунками или написание очень краткого объяснения значения слова; подбор предложений с этими словами.
Блок «Ищем ключ к разгадке тайн языка» (2 часа)
Постановка и обсуждение проблемных вопросов, например: Всегда ли писали так, как мы пишем сейчас? Легко ли было понимать письма в рисунках? Почему было трудно читать берестяные грамоты? Как соотносятся
5
Начальным этапом изучения предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» в 1 классе является курс «Обучение грамоте», поскольку между основным курсом «Русского языка» и факультативом существуют чёткие связи, то содержание факультатива в 1 классе распределено на два периода: «Обучение грамоте» и «Систематический курс».


10 звуки и буквы в современном русском языке? Как слова живут в словаре?
Зачем знать алфавит?
Блок «Пора действовать: проба пера» (2 часа)
Приёмы создания устного рассказа «Моя любимая игра»: выбор игры, о которой хочется рассказать; составление для одноклассника небольшого рассказа, в котором не называется игра, но рассказывается, как в неё играть; отгадывание игры, о которой рассказал одноклассник; подготовка с одноклассником совместного рассказа о двух играх для всего класса; презентация коротких рассказов.
1 класс: систематический курс
Блок «Создаём книгу» (6 часов)
Приёмы создания ученической книги «Что умеют обозначать слова»: различение слов, называющих предметы, признаки предметов, действия предметов; создание странички «Слова умеют называть предметы»; создание странички «Слова умеют называть признаки предметов»; создание странички
«Слова умеют называть действия предметов»; объединение страниц в общую книгу; презентация своей книги.
Приёмы создания книги «Кто с кем говорит»: разметка предложенных диалогов; оформление странички с диалогом и иллюстрациями к нему
(иллюстрации обязательно должны содержать изображение участников диалога); самостоятельный подбор диалогов из различных книг; оформление странички с подобранным диалогом; составление диалога в паре с одноклассником; совместное оформление странички; составление общей книги; презентация книги.
Блок «Слова и словари» (4 часа)
Алгоритм создания мини-словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление слов, значение которых требует уточнения; иллюстрирование слов рисунками или написание очень краткого объяснения значения слова; подбор предложений с этими словами.
Приёмы создания личных словариков трудных слов «Я обязательно запомню, как писать эти слова»: внесение нескольких слов с орфограммой
«Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением),
ча, ща, чу, щу»; внесение нескольких слов с сочетаниями чк, чн; внесение нескольких слов с непроверяемыми гласными и согласными.
Блок «Решаем языковые задачи, ставим эксперимент» (1 час)
Приёмы решения несложных лингвистических задач, например: Когда звонкие согласные уступают место парным глухим согласным? Почему с непарными звонкими легче?
Блок «Ищем ключ к разгадке тайн языка» (2 часа)
Приёмы сравнения языковых единиц на примере сравнения шипящих звуков: Много ли общего у шипящих? А в чём отличие?
Приёмы работы с проблемным вопросом: особенности ответа на проблемный вопрос. Примерные вопросы: Трудно ли из слов составить


11 предложение? Можно ли из одних и тех же слов составить разные предложения?
Блок «Пора действовать: проба пера» (3 часа)
Приёмы создания коротких заметок для классной газеты на примере заметки «Самое интересное событие первого класса» для классной газеты
«Наш интересный первый школьный год»: от первоначального замысла через черновик к финальному варианту заметки и её художественному оформлению; совместное оформление газеты.
2 класс
Блок «Создаём книгу» (10 часов)
Приёмы создания книги «Зачем мы общаемся»: оформление странички с рисунком, на котором изображена ситуация общения; распределение подготовлённых страничек по главам книги «Рассказать о каком-то событии»,
«Что-то объяснить», «Помочь что-то представить» и др.
Приёмы создания книги «Иллюстрированный словарь антонимов»: подготовка страницы к одной паре антонимов: объяснение значений слов с помощью рисунков или с помощью словарной статьи; составление нескольких предложений с выбранными словами; презентация своей страницы; составление общей книги.
Приёмы создания книги «Словарь синонимов»: подготовка страницы с одним синонимическим рядом; составление предложений с каждым словом из ряда; поиск предложений, в которых невозможна синонимическая замена; презентация своей страницы; составление общей книги.
Приёмы создания книги «Такие разные предложения!»: подготовка трёх страниц книги (на странице написано предложение и сделана иллюстрация к нему): страницы с повествовательным предложением, страница с вопросительным предложением, страница с побудительным предложением; составление общей книги по главам: «Наши повествовательные предложения», «Наши вопросительные предложения», «Наши побудительные предложения».
Блок «Слова и словари» (6 часов)
Приёмы работы с толковым словариком: найти в словарике пять указанных слов и выписать их значение.
Составления словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление слов, значение которых требует уточнения; работа со словарной статьёй в толковом словаре, запись значения слова; подбор предложений с этими словами.
Приёмы нахождения в словаре многозначных слов в процессе выполнения практической работы.
Отработка алгоритма работы с личными словариками трудных слов «Я обязательно запомню, как писать эти слова»: запись и орфографический анализ нескольких слов с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова»; запись и орфографический анализ нескольких слов с


12 сочетаниями чт, щн, нч; запись и орфографический анализ нескольких слов с непроверяемыми гласными и согласными.
Блок «Решаем языковые задачи, ставим эксперимент» (4 часа)
Приёмы решения несложных лингвистических задач, например: Где поставить ударение: от «бéрега – берега́» до «дóроги дорóги»; Почему тебя могут не понять, если ты ошибёшься в месте ударения?
Приёмы решения лингвистической задачи «Найди слово по описанию его звуковой формы».
Решение языковых загадок: «Где поставить точку?»; «Слезать или слизать; посидеть или поседеть?»; «Слитно или раздельно: от «сухой – с ухой» до «несуразные вещи – несу разные вещи».
Блок «Ищем ключ к разгадке тайн языка» (3 часа)
Приёмы работы с проблемными вопросами. Проблемные вопросы:
Только ли на русском языке говорят в России? Трудно ли из слов составить предложение? Можно ли из одних и тех же слов составить разные предложения? Могут ли слова в предложении подсказывать, какой знак поставить в конце предложения?
Приёмы формулирования ответа на проблемный вопрос. Проблемный вопрос: Как доказать, что гусь гусенице не родственник?
Приёмы практического поиска ответов на проблемные вопросы.
Проблемные вопросы: «Как найти в предложении слово, которое нужно выделить логическим ударением? Как найти в вопросе слово, которое должно быть выделено логическим ударением, если известен ответ? Изменится ли ответ, если в вопросе логическим ударением будет выделено другое слово?»
Блок «Пора действовать: проба пера» (9 часов)
Приёмы рифмования. Составление рифмовок для лучшего запоминания места ударения в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (из перечня слов, включённых в орфоэпический словарик учебника).
Составление небольших диалогов с обязательным включением в них слов из орфоэпического словарика учебника, разыгрывание составленных диалогов.
Восстановление деформированных текстов
(прозаических и стихотворных) с пропуском синонимов и антонимов.
Приёмы составления шуточных диалогов для классной газеты «И тут все засмеялись».
Приёмы создания лингвистической сказки на примере орфографической сказки, например: «Как безударный звук в корне себе букву искал» / «Что случилось в царстве слов, когда пропал разделительный мягкий знак» / «Что произошло, когда все прописные буквы превратились в строчные» / «Что произошло, когда все стали писать так, как слышат».
3 класс
Блок «Создаём книгу» (9 часов)


13
Приёмы создания книги «Интересные тексты-повествования»: подбор текста-повествования (стихотворного или прозаического); художественное оформление страницы с подобранным текстом-повествованием; презентация своей страницы, составление общей книги.
Приёмы создания книги «Интересные тексты-описания»: подбор текста- описания (художественного или научно-познавательного); художественное оформление страницы с подобранным текстом-описанием; презентация своей страницы, составление общей книги.
Приёмы создания книги «Интересные тексты-рассуждения»: подбор текста-рассуждения; художественное оформление страницы с подобранным текстом-рассуждением; презентация своей страницы, составление общей книги.
Приёмы создания книги «Умеет ли плакать дождь и точно ли у бабушки золотые руки?»: подбор фрагментов текстов, в которых есть слова, употреблённые в переносном значении; художественное оформление страницы с подобранными фрагментами текстов с включением юмористических рисунков; презентация своей страницы, составление общей книги.
Блок «Слова и словари» (3 часа)
Приёмы составления словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление слов, значение которых требует уточнения; работа со словарной статьёй в толковом словаре, объяснение значения слова; подбор предложений с этими словами.
Отработка алгоритма работы с личными словариками трудных слов «Я обязательно запомню, как писать эти слова»: запись и орфографический анализ нескольких слов с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова»; запись и орфографический анализ нескольких слов с разделительным твёрдым знаком; запись и орфографический анализ нескольких слов с непроверяемыми гласными и согласными.
Блок «Решаем языковые задачи, ставим эксперимент» (5 часов)
Влияние ошибок разных видов на понимание текста (на практическом уровне) в процессе выполнения лингвистической задачи «Читаем текст с ошибками: любая ли ошибка приводит к непониманию?»
Приёмы решения лингвистической задачи «Когда мягкий знак не мягкий?».
Приёмы моделирования текстов, состоящих только из имён существительных; только из имён прилагательных; только из глаголов.
Выявление текстообразующей роли слов разных частей речи.
Лингвистическая игра «Следствие ведут опытные сыщики»: ищем правильный порядок предложений.
Блок «Ищем ключ к разгадке тайн языка» (3 часа)
Приёмы работы с проблемными вопросами. Проблемные вопросы:
Отражается ли в языке история народа? Можно ли наблюдать за языком?