Файл: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 325

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14
Можно ли исследовать язык? Бывает ли такое, что слова перестают быть родственными?
Блок «Пора действовать: проба пера» (12 часов)
Приёмы составления фрагмента виртуальной экскурсии по залам
Третьяковской галереи: составление устного рассказа по одной из предложенных репродукций картины; составление общей экскурсии по залу
Третьяковской галереи; презентация подготовленной экскурсии.
Отработка приёмов восстановления деформированных текстов
(прозаических и стихотворных), с пропусками имён существительных, имён прилагательных, глаголов.
Составление текста-описания для классной газеты «Догадайтесь: кто это? что это?»: в тексте описывается предмет или живое существо, но при этом не называется).
Приёмы составления шуточных объявлений для классной газеты «В мире смешных объявлений».
Приёмы создания лингвистической сказки на примере орфографической сказки, например: «Что случилось в царстве «Русский язык», когда у имён существительных пропали все окончания» / «Почему предлоги решили отдельно от имён существительных стоять».
4 класс
Блок «Создаём книгу» (9 часов)
Приёмы создания книги «Иллюстрированный словарь фразеологизмов»: подготовка страниц в общую книгу – запись выбранного фразеологизма и его значения, шуточный рисунок к ситуации неправильного понимания значения фразеологизма, рисунок, передающий ситуацию, в которой уместно использовать данный фразеологизм, запись примеров предложений с данным фразеологизмом; презентация своих страниц; составление общей книги.
Приёмы создания книги «Иллюстрированный словарь устаревших слов»: подготовка страниц в общую книгу – запись выбранного устаревшего слова и объяснение его значения, рисунок к слову, запись примеров предложений с данным устаревшим словом; презентация своих страниц; составление общей книги.
Приёмы создания книги «Новые интересные тексты-повествования, тексты-описания, тексты-рассуждения»: подбор текста; художественное оформление страницы с подобранным текстом; выбор главы, где должен быть помещён текст (выбор между тремя главами «Тексты-повествования»,
«Тексты-описания», «Тексты-рассуждения»); презентация своей страницы, составление общей книги.
Блок «Слова и словари» (3 часа)
Составления словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление слов, значение которых требует уточнения; работа со словарной статьёй в толковом словаре, объяснение значения слова; подбор предложений с этими словами.


15
Отработка алгоритма работы с личными словариками трудных слов «Я обязательно запомню, как писать эти слова»: запись и орфографический анализ нескольких слов с непроверяемыми гласными и согласными; запись и орфографический анализ нескольких имён существительных, в окончаниях которых допускались ошибки; запись и орфографический анализ нескольких имён прилагательных, в окончаниях которых допускались ошибки.
Блок «Решаем языковые задачи, ставим эксперимент» (5 часов)
Приёмы решения лингвистической задачи «Когда в глаголах мягкий знак не мягкий?».
Лингвистическая игра «Следствие ведут опытные сыщики»: ищем лишние предложения.
Приёмы создания текстов на основе схемы-модели (в схеме-модели у имён существительных и имён прилагательных отсутствуют окончания).
Приёмы решения лингвистической задачи «Видели козлика Моли или козлика Моля?»
Приёмы решения лингвистической задачи «Теплица и теплится: звучат одинаково, а пишутся?».
Блок «Ищем ключ к разгадке тайн языка» (3 часа)
Приёмы работы с проблемными вопросами. Проблемный вопрос:
Можно ли экспериментировать с языком? Как рождаются нормы и правила языка? Можно ли разобрать по составу «несуществующие» слова (на примере отдельных моделей слов)? Как доказать, что у суффиксов есть значение?
Можно ли по произношению понять, из какой области России приехал человек?
Блок «Пора действовать: проба пера» (12 часов)
Приёмы написания лингвистической заметки «История слова» в классную газету «Знакомые незнакомцы: история слов»: выбор слова; изучение истории происхождения выбранного слова; составление письменного мини-текста о слове; редактирование текста; оформление для размещения в газете; совместное оформление газеты.
Приёмы написания текста-рассуждения для классного журнала «Почему это важно»: выбор тезиса, который будет доказываться (тематика любая, акцент на возможности доказательства важности использования того или иного предмета или выполнения того или иного действия); подбор аргументов; написание первичного текста-рассуждения; обсуждение текста с одноклассником, редактирование текста; написание окончательного варианта текста, оформление в виде страницы журнала.
Приёмы создания текста письма незнакомому сверстнику, изучающему русский язык.
Приёмы создания лингвистической сказки, например: «Что было, когда исчезли все распространённые предложения» / «Приключение запятой в царстве однородных членов предложения» / «Что было, когда из текстов были похищены все наречия».


16
Приёмы корректирования текстов с учётом соблюдения точности, правильности речи.
Предлагаемый факультативный курс изучается в процессе внеурочной деятельности, вместе с тем, можно ожидать его существенный вклад в реализацию требований стандарта. Предметные результаты изучения факультативного курса:
К концу первого класса обучающийся научится:
1) создавать страницы мини-книги в соответствии с предложенными приёмами;
2) использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;
3) применять изученные правила правописания при записи небольшого собственного текста;
4) находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
5) находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
6) составлять предложение из набора форм слов;
7) устно составлять текст по сюжетным картинкам и на основе наблюдений;
8) использовать приёмы решения несложных лингвистических задач;
9) создавать короткую заметку.
К концу второго класса обучающийся научится:
1) осознавать язык как основное средство общения;
2) создавать страницы в мини-книги предложенной тематики;
3) выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям;
4) подбирать примеры употребления синонимов и антонимов;
5) распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; «что делать?», «что сделать?» «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
6) применять изученные правила правописания при записи собственного текста небольшого объёма;
7) находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
8) пользоваться толковым, орфографическим словарями;
9) создавать собственные мини-словарики;
10) составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
11) составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
12) составлять небольшие диалоги на заданную тему;
13) сочинять сказку с опорой на орфографический материал.
К концу третьего класса обучающийся научится:
1) создавать страницы в мини-книги предложенной тематики;
2) распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
3) определять значение слова в тексте;

17 4) уточнять значение слова с помощью толкового словаря;
5) определять вид предложения по цели высказывания;
6) применять изученные правила правописания при записи собственного текста;
7) находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
8) подбирать тексты разных типов;
9) строить устное диалогическое и монологическое высказывание
(3—5 предложений на определённую тему, по результатам наблюдений);
10) восстанавливать деформированный текст;
11) создавать фрагмент виртуальной экскурсии, включающий рассказ с опорой на репродукцию картины;
12) создавать небольшие устные и письменные тексты-объявления, включающие фрагменты текста-описания;
13) сочинять сказку с опорой на орфографический материал.
К концу четвёртого класса обучающийся научится:
1) объяснять роль языка как основного средства общения;
2) выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;
3) различать распространённые и нераспространённые предложения;
4) распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
5) применять изученные правила правописания при записи собственного текста;
6) находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки;
7) осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
8) строить устное диалогическое и монологическое высказывание
(4—6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
9) создавать небольшие устные и письменные тексты (3—5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, объявления и др.);
10) корректировать деформированный текст;
11) писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
12) осуществлять поиск информации;
13) уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.
14) сочинять лингвистическую сказку.


18
Изучение факультативного курса способствует достижению ряда
личностных результатов:
1) осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
2) становление ценностного отношения к русскому языку, отражающему историю и культуру страны;
3) стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
4) познавательный интерес к изучению русского языка, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в его познании;
5) соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
6) бережное отношение к окружающим людям, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
7) первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.
Факультативный курс обладает потенциалом достижения ряда метапредметных результатов. У обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
1) сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (принадлежность к той или иной части речи, грамматический признак, лексическое значение и др.);
2) находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе наблюдения;
3) выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
4) устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
1) формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
2) проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини­исследование;
3) формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом;
4) прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
1) выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;


19 2) находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
3) распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, дополнительным пособиям);
4) соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
5) анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
В результате изучения факультативного курса «В мире русского языка» у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
1) воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
2) проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
3) признавать возможность существования разных точек зрения;
4) корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
5) строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
6) создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
7) готовить небольшие публичные выступления о результатах индивидуальной, парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини­исследования;
8) подбирать иллюстративный материал (рисунки, фотографии) к создаваемой мини-книге.
В результате изучения факультативного курса «В мире русского языка» у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
1) планировать действия по решению практической задачи для получения результата;
2) выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
1) устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
2) корректировать свои действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
3) соотносить результат деятельности с поставленной задачей;
4) находить ошибку, допущенную при работе с языковым

20 материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
5) сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
1) принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
2) проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
3) ответственно выполнять свою часть работы;
4) оценивать свой вклад в общий результат;
5) выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.