Файл: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 331

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

43
Приёмы практического поиска ответов на проблемные вопросы.
Проблемные вопросы: «Как найти в предложении слово, которое нужно выделить логическим ударением? Как найти в вопросе слово, которое должно быть выделено логическим ударением, если известен ответ? Изменится ли ответ, если в вопросе логическим ударением будет выделено другое слово?»
В третьем классе на этот блок отведено 3 часа. Приведём содержание работы по данному блоку в 3 классе.
Приёмы работы с проблемными вопросами. Проблемные вопросы:
Отражается ли в языке история народа? Можно ли наблюдать за языком?
Можно ли исследовать язык? Бывает ли такое, что слова перестают быть родственными?
В четвёртом классе на этот блок также отведено 3 часа. Приведём содержание работы по данному блоку в 4 классе.
Приёмы работы с проблемными вопросами. Проблемный вопрос:
Можно ли экспериментировать с языком? Как рождаются нормы и правила языка? Можно ли разобрать по составу «несуществующие» слова (на примере отдельных моделей слов)? Как доказать, что у суффиксов есть значение?
Можно ли по произношению понять, из какой области России приехал человек?
Блок
«Пора
действовать:
проба
пера» обеспечивает совершенствование устной и письменной речи младших школьников, направлен на развитие творчества в процессе создания текстов. Этот блок является центральным в программе факультативного курса. Именно в рамках этого блока младшие школьники приобретают опыт создания собственных текстов. Содержание данного блока позволяет сочетать работу по формированию языковой и коммуникативной грамотности. У создающего собственный текст автора всегда должна быть реальная коммуникативная задача. Текст создаётся для определённой ситуации, рассчитан на определённого читателя. В содержание факультативного курса заложены такие виды работ, как создание классных газет и классного журнала. Работа над газетами и журналом проходит в несколько этапов, таких как, совместное обсуждение приёмов создания текста заметки, статьи, индивидуальное написание текста, обсуждение в парах или группах, редактирование индивидуальных текстов, совместное оформление газет и журнала с возможным распределением ролей: кто-то занимается иллюстрированием, кто-то подготовкой текста в окончательном варианте ( текст может быть написан от руки или набран на компьютере). Для развития творческих возможностей и успешного овладения письменным языком как средством общения очень полезны различные виды переписки. Важно использовать любую возможность и предлагать детям написать письмо в музей, вести переписку с детьми другого города / страны, рассказывая о событиях школьной жизни.
Охарактеризуем логику разворачивания содержания этого блока от 1 к 4 классу. В первом классе на этот блок отведено 5 часов: 2 часа в период


44 обучения грамоте и 3 часа в период изучения систематического курса.
Приведём содержание работы по данному блоку в 1 классе.
Приёмы создания устного рассказа «Моя любимая игра»: выбор игры, о которой хочется рассказать; составление для одноклассника небольшого рассказа, в котором не называется игра, но рассказывается, как в неё играть; отгадывание игры, о которой рассказал одноклассник; подготовка с одноклассником совместного рассказа о двух играх для всего класса; презентация коротких рассказов.
Приёмы создания коротких заметок для классной газеты на примере заметки «Самое интересное событие первого класса» для классной газеты
«Наш интересный первый школьный год»: от первоначального замысла через черновик к финальному варианту заметки и её художественному оформлению; совместное оформление газеты.
Во втором классе на этот блок отведено 9 часов. Приведём содержание работы по данному блоку во 2 классе.
Приёмы рифмования. Составление рифмовок для лучшего запоминания места ударения в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (из перечня слов, включённых в орфоэпический словарик учебника).
Составление небольших диалогов с обязательным включением в них слов из орфоэпического словарика учебника, разыгрывание составленных диалогов.
Восстановление деформированных текстов
(прозаических и стихотворных) с пропуском синонимов и антонимов.
Приёмы составления шуточных диалогов для классной газеты «И тут все засмеялись».
Приёмы создания лингвистической сказки на примере орфографической сказки, например: «Как безударный звук в корне себе букву искал» / «Что случилось в царстве слов, когда пропал разделительный мягкий знак» / «Что произошло, когда все прописные буквы превратились в строчные» / «Что произошло, когда все стали писать так, как слышат».
В третьем классе на этот блок отведено 12 часов. Приведём содержание работы по данному блоку в 3 классе.
Приёмы составления фрагмента виртуальной экскурсии по залам
Третьяковской галереи: составление устного рассказа по одной из предложенных репродукций картины; составление общей экскурсии по залу
Третьяковской галереи; презентация подготовленной экскурсии.
Отработка приёмов восстановления деформированных текстов
(прозаических и стихотворных), с пропусками имён существительных, имён прилагательных, глаголов.
Составление текста-описания для классной газеты «Догадайтесь: кто это? что это?»: в тексте описывается предмет или живое существо, но при этом не называется.


45
Приёмы составления шуточных объявлений для классной газеты «В мире смешных объявлений».
Приёмы создания лингвистической сказки на примере орфографической сказки, например: «Что случилось в царстве «Русский язык», когда у имён существительных пропали все окончания» / «Почему предлоги решили отдельно от имён существительных стоять».
В четвёртом классе на этот блок также отведено 12 часов. Приведём содержание работы по данному блоку в 4 классе.
Приёмы написания лингвистической заметки «История слова» в классную газету «Знакомые незнакомцы: история слов»: выбор слова; изучение истории происхождения выбранного слова; составление письменного мини-текста о слове; редактирование текста; оформление для размещения в газете; совместное оформление газеты.
Приёмы написания текста-рассуждения для классного журнала «Почему это важно»: выбор тезиса, который будет доказываться (тематика любая, акцент на возможности доказательства важности использования того или иного предмета или выполнения того или иного действия); подбор аргументов; написание первичного текста-рассуждения; обсуждение текста с одноклассником, редактирование текста; написание окончательного варианта текста, оформление в виде страницы журнала.
Приёмы создания текста письма незнакомому сверстнику, изучающему русский язык.
Приёмы создания лингвистической сказки, например: «Что было, когда исчезли все распространённые предложения» / «Приключение запятой в царстве однородных членов предложения» / «Что было, когда из текстов были похищены все наречия».
Приёмы корректирования текстов с учётом соблюдения точности, правильности речи.
Как следует из представленного содержания, в рамках блока значительное внимание уделено созданию лингвистических сказок. Это продуктивная форма, позволяющая соединить несколько целей – отработка приобретённых знаний, формирование опыта использования знаний в нестандартной ситуации, развитие творческих возможностей, воображения в ходе трансформации знаний о русском языке в сказочный сюжет. Одним из этапов работы над лингвистической сказкой является предварительное формулирование языкового факта или орфографического правила, которые взяты за основу сказки. Сказочный сюжет разворачивается с учётом логики языка.

46
Рабочая программа курса
«В мире информации»
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность в современной начальной школе обладает особенностями, способствующими достижению школьниками более высоких результатов освоения основной образовательной программы по направлению
– функциональная грамотность.
Первой особенностью является расширение возможностей образовательной среды
Организации для гармоничного развития обучающегося. В этом плане изучение факультативного курса «В мире информации», построенного на содержании разных предметных курсов и имеющего в основе формирование у школьников опыта в поиске, представлении, интерпретации и презентации информации, способствует развитию функциональной грамотности. Результатом его освоения будет совершенствование умений и навыков, которые дети получают на уроках. К примеру, в ходе обучения осуществляется развитие учебных действий, связанных с самоорганизацией обучающегося. Школьник учится работать с инструкциями, правилами, планами, алгоритмами: выполнять, дополнять, упорядочивать шаги, тестировать, составлять с помощью педагога и без помощи извне.
Серьёзное внимание уделяется становлению коммуникативных действий в процессе коллективного обсуждения, построения диалога и совместного решения в паре, индивидуального комментирования хода решения, объяснения ситуации, составления таблиц и диаграмм. Изучение курса сопровождается формированием такой личностной характеристики младшего школьника, как самостоятельность. Обучающимся предлагаются упражнения на самооценку, самоконтроль, поиск и идентификацию ошибок, инициативные решения (составление заданий, выбор посильного задания, планирование своих действий и проверка полноты, правильности их выполнения). Факультативный курс «В мире информации» обеспечивает также расширение информационной среды, в которой младший школьник применяет универсальные учебные действия, развитие познавательной активности и интереса ребенка к работе с данными, сведениями, фактами.
Вторая особенность внеурочной деятельности – больше возможностей в использовании различных форм организации занятий. На занятиях курса «В мире информации» ребята могут работать над фронтальным рассмотрением проблем, действовать в парах, группах или самостоятельно в зависимости от содержания и интересов самих обучающихся. Также педагог может организовывать с детьми прогулки, экскурсии, посещения местных выставок,


47 проводить опросы с целью получения, оформления данных, интерпретации полученной информации.
Третья особенность – максимальный учёт интересов и потребностей детей, уровня их академической подготовки с целью расширения возможностей для получения новых знаний, предупреждения трудностей в обучении. Например, если обучающиеся легко справляется с математическим материалом, то через информационные действия – моделирование ситуации, выбор всех условий и данных задания, обнаружение разных способов решения/представления результатов – может быть существенно повышена успешность в освоении других дисциплин (окружающего мира, русского языка и др.).
Основная цель курса – развитие информационной грамотности как интегративного компонента функциональной грамотности. Это интегративное качество современного школьника включает
готовность к жизни и функционированию в информационном обществе;
способность расширять представления о формах, способах передачи данных;
владение базовыми умениями, такими, как чтение, сохранение и представление сведений в заданной и самостоятельно выбранном виде, их оценка и безопасное использование.
Важнейшей задачей курса «В мире информации» в начальной школе является работа с информацией – чтение, представление и интерпретация данных, представленных в заданной или самостоятельно выбранной форме.
Идёт развитие умений работать с источником информации (учебным заданием, текстом для ознакомительного изучения, объектами, описанными в упражнениях); распознавать достоверную и недостоверную информацию в пределах изученного содержания; анализировать, сравнивать, сохранять и защищать данные. Дети дополняют и составляют таблицы, диаграммы, другие модели для рационального представления информации; кодируют и декодируют информацию. Факультативный курс позволяет развивать регулятивные способности ребёнка: планировать и записывать ход решения, рационального выполнения учебных действий; соблюдать правила информационной безопасности.
Развитие выделенных характеристик на разнообразном предметном содержании вносит существенный вклад в становление функциональной грамотности обучающегося
– его готовности
(интеллектуальной, коммуникативной, эмоциональной и рефлексивной) к практическому применению приобретённых знаний.
Курс реализует интегративный подход в обучении: младшие школьники включаются в решение различных предметных задач с помощью информационных умений и действий (алгоритмизация, тестирование правил русского языка; классификация объектов, изучаемых на математике и


48 окружающем мире; смысловое чтение художественных, научно- познавательных, инструктивных текстов и т.д.).
Умения, действия и операции, которые развивает или осваивает обучающийся (поиск, чтение, выбор, анализ, представление в определённой форме, интерпретация данных и сведений) могут быть использованы школьниками на разных уроках для моделирования учебных ситуаций, планирования хода рассуждений и презентации результатов решения
(составление планов и алгоритмов, схем и таблиц, утверждений и примеров).
Отличительной особенностью курса является также включение элементов содержания из разных учебных программ, вызывающих затруднения в ходе их освоения в рамках основного курса. К этим элементам относятся инструкции и алгоритмы из русского языка, анализ разных видов текстов из курса литературного чтения, проведение исследования
(математика, окружающий мир), решение логических задач (математика).
Содержание курса в начальной школе имеет междисциплинарный характер. В ходе его изучения у школьников формируются учебные операции и действия, которые закрепляются и совершенствуются при изучении разных учебных предметов.
Содержание программы курса
Тема «Ориентируемся». Ориентирование в пространстве. Описание местоположения. Ориентирование в учебной книге: расположение оглавления, основных правил, примеров решений, записи, оформления.
Ориентирование во времени (например, во время выполнения контрольных заданий), в других величинах, прикидывать и оценивать их значения.
Ориентирование в устройствах для передачи, хранения и использования информации.
Тема «Конструируем и моделируем (инфографика)». Визуальное представление информации: конструирование целого из частей (из деталей игры – фигуры; из этапов – алгоритма, из действий – плана решения и т.д.); создание моделей, которые используются для решения разнообразных задач.
Например, модели линейки, куба, заданного маршрута (с использованием схемы); специальные модели для выполнения заданий – модель текста задачи, модель решения на калькуляторе. Кодирование и декодирование информации, моделирование учебной ситуации, адекватная передача данных.
Конструирование алгоритмов с использованием блок-схем, в том числе алгоритмы с условным переходом, циклом. Моделирование хода решения задачи с использованием различных методов (например, метод перебора для нахождения всех решений учебной задачи, проверки правильности утверждения). Тестирование и применение разных методов решения учебной задачи: перебор вариантов, исследование, алгоритм, представление информации в таблице или на другой модели, «дерево» всех решений.