Файл: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 330
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
49
Тема «Рассуждаем». Выделение и называние признаков конкретных объектов, групп объектов, работа по инструкции. Проверка истинности данного предложения («Верно ли, что…») или ложности (неверно) утверждений, которые составляются и проверяются самими обучающимися (в ходе парной или групповой работы). Работа по плану (заданному, самостоятельно составленному), тестирование алгоритма или метода решения. Построение и проверка рассуждений, связанных с разными решениями одной и той же задачи, обобщением способа решения группы задач. Решение логических задач с использованием разных изученных методов. Комментирование хода решения, его изменений при изменении условия или вопроса задания.
Тема «Работаем с информацией, представленной в разной форме».
Работа с информацией, представленной в разной форме (текст, таблица, схема, диаграмма, рисунок). Сопоставление информации в рамках как одной формы представления (строки в таблице, столбцы на диаграмме, данные в тексте), так и разных (сведения таблицы и текста, текста и диаграммы, текста и схемы и т.д.). Установление взаимосвязи между житейским опытом ребёнка и объективной информацией о явлении или событии. Для формирования умения классифицировать известные и изученные на разных предметах объекты, школьники учатся сначала выделять существенное основание, затем проводят группировку по заданному основанию, классификацию по одному или нескольким основаниям с использованием таблиц, схем, дополнять и составлять таблицу; придумывать задания на использование таблицы. Читать, анализировать и достраивать диаграмму, отвечать на вопросы с помощью сведений, представленных на диаграмме; сопоставлять информацию, представленную в таблице и на диаграмме; доказывать истинность утверждения с помощью данных диаграммы, рассуждений, вычислений; дополнять диаграмму, строить столбцы. Круговая диаграмма, работа с графиком.
Тема «Защищаем данные (информационная безопасность)». Правила работы с электронными устройствами и информационной безопасности.
Приёмы сохранения и защиты личных данных необходимых для жизни, учёбы. Правила безопасного пользования сетью Интернет (под руководством педагога).
Тема «Играем и думаем». Мотивация к познавательной деятельности посредством игры. Выполнение игровых заданий с более сложными дидактическими целями, разного уровня сложности. Комментирование хода своих действий. Использование игр: танграм, колумбово яйцо, монгольская игра, судоку, крестики-нолики, морской бой и др.
50
1 2 3 4 5 6
Тематическое планирование курса
1 класс (1 ч в неделю, октябрь-май, всего 30 часов)
Разделы курса
Примерные
темы занятий
Основные виды деятельности
Ориентируемся
7 часов
Знакомимся со школой и классом
Ориентируемся в учебниках.
Ориентируемся в пространстве
Читаем таблицу, объясняем устройство таблицы.
Дополняем таблицу новыми данными
Устанавливаем соответствие между таблицей и рисунком, текстом и рисунком
Учимся действовать в предложенной ситуации
Действовать в предложенной сюжетной ситуации «я - ученик». Сравнивать свою роль ученика с ролью дошкольника, правила поведения в школе и дома. Обсуждать с одноклассниками: правила поведения в школе, классе, общественных местах, выполнения заданий.
Ориентироваться в учебниках (обложка, оглавление, разворот учебника, условные обозначения).
Ориентироваться в пространстве: различать лево-право, слева-справа от, налево-направо; описывать положение предмета в пространстве, находить объект/объекты по описанию. Ориентироваться в этапах выполнения задания: чтение/слушание, обсуждение способа решения, оформление решения
(например, выбирать и отмечать верный ответ из предложенных, отвечать на вопрос с помощью рисунка)
Понимать назначение конкретной таблицы. Объяснять (по образцу) устройство готовой таблицы.
Находить объект по описанию его места в таблице (строка, столбец). Называть общее свойство всех объектов строки, столбца. Отвечать на вопросы с использованием объектов, помещённых в таблицу
(данных). Устанавливатьсоответствие между объектом и его положением в строке (столбце).
Подтверждать или опровергать правильность ответа с использованием таблицы и слов «строка».
«столбец», «общее», «различное». Дополнять таблицу данными, объяснять правильность заполнения
Устанавливать соответствие между таблицей и рисунком (например, ответ на вопрос: Какая таблица соответствует рисунку (и наоборот)?), текстом и рисунком (На каком рисунке представлено описание из текста? Какая ошибка допущена в тексте, составленном по рисунку?).
Обсуждать с одноклассниками. Правила работы в паре. Работать в паре. Вести поиск данных на рисунке, в таблице и в предложении. Устанавливатьправило для заполнения таблицы, выполнятьэто правило (например, в первую строку будем помещать фигуры, имеющие три угла, во вторую – фигуры, у которых четыре угла)
Работать в предложенной ситуации. Ситуации «в кинотеатре», «в поликлинике». Расписание сеансов, режима работы врачей. Использовать житейский опыт для чтения и поиска информации, представленной в табличной форме (Когда начинается самый ранний сеанс? Во сколько заканчивается приём у врача?). Дополнять таблицу новыми данными
52
Рассуждаем
9 часов
Различаем, называем признаки объектов
Работаем по инструкции, правилу
Работаем по плану, составляем план выполнения поручения/ задания
Составляем и проверяем истинность утверждений.
Проверяем, верно ли.
Презентуем результаты работы
Составляем и рассказываем маршрут
Находим разные способы выполнения задания
Учиться различать существенные (главные) и несущественные признаки предложенных объектов.
Характеризовать признак объекта (изменяется – не изменяется). Выбирать признаки для сопоставления, сравнения. Находить общее и различное у объектов в сюжетной ситуации
(геометрические фигуры, часы и т.д.)
Выделять в задании и выполнять все шаги инструкции, предложенной учителем (один-два шага).
Работать в предложенной ситуации. Составлять план выполнения поручения (например, полить из лейки комнатные цветы в классе), учебного задания по окружающему миру, математике (например, обвести клетку в тетради). Составлять картину из частей геометрических фигур по инструкции и самостоятельно, прогнозировать ошибки (например, использованы не все фигуры). Описыватьход выполнения задания (взяты фигуры – использованы фигуры – дано название рисунку)
Работать в паре. Составлять план выполнения задания, проверять его. Прогнозировать трудности и ошибки при работе по плану. Делать совместно рисунок, аппликацию и т.д. (одна работа на двоих).
Презентовать результаты парной работы (отвечать на вопросы: Что получилось/не получилось? Как работали, в чём помогали друг другу? Что хотели бы исправить или изменить?)
Понимать смысл вопросов со словами «Верно ли?», «Правильно ли?». Составлять предложения, про которые можно сказать – «верно» или «неверно». Устанавливать связь «если, то…». Использовать образцы для самостоятельного выполнения задания, проверки правильности рассуждения, ответа.
Сравнивать рассуждения (своё и одноклассника, своё и учителя).
Действовать в предложенной сюжетной ситуации: устанавливать соответствие между картой и данными таблицы, устанавливать верность-неверность предложений, составленных по карте, по таблице
Составлять маршрут, описывать его этапы (например, дорогу из школы домой; из дома в библиотеку).
Проверять маршрут, составленный одноклассниками. Применять умение рассуждать в различных учебных ситуациях: составлять предложения заданной конструкции с заданными словами, проверять их истинность (верно-неверно) с помощью рисунка
Находить разные способы выполнения задания. Планировать и объяснять ход их выполнения, проверять правильность выполнения каждого шага решения, сравнивать разные способы, выбирать удобный. Записывать решение по-разному (числовое выражение, таблица, рисунок).
Проверять соответствие ответа поставленному в задании вопросу.
Работать самостоятельно. Группироватьобъекты (слова, числа, геометрические фигуры и т.д.)
53
Конструируем и моделируем
(инфографика)
9 часов
Работаем с календарем: часть и целое
Устанавливаем соответствие между целым и частью
Конструируем из геометрических фигур
Изготавливаем модель
Моделируем ситуацию
Проигрываем ситуацию по ролям
Применять жизненный опыт при обсуждении календаря. Отвечать на вопросы о календаре.
Использоватьинформацию о календаре, данные календаря для ответа на вопросы по образцу.
Проверять верность предложений с помощью календаря (по инструкции учителя, по правилу).
Работать в предложенной ситуации. Составлять вопросы по календарю, для поиска данных на календаре
Работать в паре. Характеризовать части целого (на разном предметном содержании: например, условие задачи и задача, слово и предложение). Выделять заданную часть в целом, объяснять правильность выделения (устанавливать соответствие с помощью цвета, размера)
Находить части, составляющие данную фигуру. Изображать вторую половину целого (по клеткам, на основе образца). Составлять целое из частей: выкладывать образец, проверять соответствие формы, размера частей и целого.
Анализировать готовую модель, её устройство и назначение под руководством учителя
(изображенные в учебнике измерительные приборы; объекты, которые ученик видит в жизни – машины, дома и т.д.). Планировать ход изготовления модели (линейки, блокнота), называть каждый этап. Изготавливать модель, комментировать ход изготовления, проверять каждый этап
Применять представления о модели для решения разнообразных предметных задач.
Объяснять смысл предложений с помощью моделей
Работать в предложенной ситуации. Выступать в роли учителя – объяснять ход выполнения задания; в роли художника – выбирать объект для изображения и описывать свои действия по созданию и т.п.
Работать самостоятельно. Конструировать из конкретного набора фигур задуманный объект
Работаем с информацией, представлен ной в разной форме
5 часов
Сравниваем информацию, представленную в разной форме
Объединяем данные
Работать в предложенной ситуации. Сравнивать между собой разнообразные объекты: геометрические фигуры, лица, тексты поздравлений по вопросам учителя или по заданному алгоритму.
Сравнивать данные: представленные на рисунке и в заполненной таблице, на рисунке и в тексте
Находить основание для группировки данных (например, количество объектов определённой формы, цвета; количество предметов конкретного назначения). Группировать объекты и заполнять таблицу по результатам группировки.