Файл: Контрольная работа по дисциплине История политических и правовых учений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На вершине «особых прав» стоит право государства, над ним лишь право мирового духа. Поскольку в реальной действительности «особые права» всех ступеней (личности, ее совести, семьи, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, так как по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право высшей ступени.
Право как закон (позитивное право) является одним из «особых прав». Гегель пишет: «То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть определено для сознания мыслью и известно как то, что есть и признано правом, как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право». Эти три этапа в развитии понятия права осуществляет общий путь развития понятия в гегелевской философии.
Процесс развития понятия права определялся развитием самих категорий гегелевской идеалистической диалектики. При этом задача философии права понять работу разума в развитии идеи права. Наше субъективное мышление с точки зрения лишь как бы наблюдает за развитием идеи, как собственной работой разума. Дело науки заключается в том, чтобы понять эту «самостоятельную работу разума предмета».
«Право как закон» Превращение права в себе в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства может быть лишь внимание стороны гегелевских отношений. Различая право и закон, Гегель в то же время стремится исключить их противопоставление. Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все данное в форме закона есть право.
В гегелевской философии речь идет о внутреннем различении одного и того же понятия права на разных ступенях ее конкретизации. «То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, - подчеркивал он, - является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу». Закон (по понятию) - это конкретная форма выражения права.
Отстаивая это, Гегель вместе с тем отвергает противоправный закон, то есть позитивное право, не соответствующее понятию права вообще. В своей концепции различения права и закона Гегель стремится исключить их противопоставление. «Представлять себе различие между естественным или философским правом и позитивным правом, таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, - замечает Гегель, - было бы совершенно неверным; первое относится ко второму как институции к пандектам». Законодательство, по признанию Гегеля, может исказить содержание права: «то, что есть закон, может быть отличным от того, что есть право в себе». Поэтому, поясняет Гегель, «в позитивном праве то, что закономерно, есть источник познания того, что есть право, или, собственно говоря, что есть правое». Гегеля интересует лишь это закономерное в позитивном праве, т.е. лишь правовое в законе. Этим и обусловлено то, что в гегелевской философии права речь идет не о противостоянии права и закона, а лишь о различных определениях одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации.
Оправдывая такой подход, Гегель пишет: « То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу». По своей идеальной природе положительное право (закон) как ступень самого понятия права – это разумное право. Неразвитые до идеи права ситуации, по смыслу гегелевского подхода, относятся к предмету истории права, а не философии права. Гегель утверждает, что в законах отражаются национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия его жизни, но вместе с тем отмечает, что чисто историческое исследование и сравнительно - историческое познание отличаются от философского способа рассмотрения, находятся вне его. Гегель подчеркивает бесконечную важность того, что обязанности государства и права граждан определяются законом.
Особое значение он придает конституционным правам и свободам, считая вполне справедливым, что «каждое определенное законом право называлось в этом великом смысле свободой». Гегелевская высокая оценка роли закона имеет в виду правовой закон. Философская разработка Гегелем понятия пава, развертывающаяся в систему философии права, своим существом направлена на демонстрацию несостоятельности противопоставления естественного и позитивного права, права и закона.
Таким образом, система гегелевской философии права, хотя и содержит в себе принцип различения права и закона, но разработана она в плане не развертывания, а снятия этого принципа и доказательства его мнимости, поскольку речь идет лишь о различных определениях одного понятия. «Философия права» Гегеля занимает выдающееся место в истории философского познания проблем свободы, права, государства.
Глава 3. Философское учение Гегеля о государстве
Гегель различает гражданское общество и государство. Философ, обобщив и проанализировав договорные теории о гражданском обществе английских и французских философов XVIII в последние выводы А. Смита и Д. Ринардо, пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, в действительности им не является, а образует систему социально-экономических отношений людей, которых Гегель назвал гражданским общ-ом. Отношения людей внутри этого общества определяются их материальными интересами, существующим в обществе разделением труда и различными способами удовлетворения этих потребностей. «Гражданское общество,- пишет Гегель, - создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право».
Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех.
Три основных момента гражданского общества являются:
1. система потребностей;
2. отправление правосудия;
3. полиция и корпорация.
Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуя концепцию вездесущего полицейского государства.
Гегель выделяет в структуре гражданского общества следующие сословия:
1. субстанциональное (землевладельцы - дворяне и крестьяне);
2. промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);
3. всеобщее (чиновники).
Анализ сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти опосредующее звено между деятельностью отдельной личности и интересами государства в целом. Только человек, принадлежащий к определенному сословию, по мнению философа, становится в определенное политическое отношение со всеобщностью государства.
Несмотря на недостатки данного анализа, большим прогрессом в истории философии была сама постановка проблемы о ней. Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает наличие в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны увеличивается накопление богатства, а с другой усиливается зависимость и бедственное положение прикрепленного к труду класса. В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация «чрезмерных богатств в немногих руках и рост роскоши сопровождает «бесконечный рост зависимости и нужды».
Отмечая развитие социальных антагонистских противоречий в современном ему обществе, Гегель не видит возможности для их преодоления. Гегель не мыслит иного общества, кроме буржуазного, он всецело остается в плену представлений о незыблемости основ такого строя.
Гражданское общество в трактовке Гегеля - это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. К теоретическим заслугам Гегеля относится четкая принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи социально-экономических и политических сфер гражданского общества и государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих связей и соотношений.
Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:
1. как непосредственная действительность в виде индивидуального государства;
2. в отношениях между государствами как внешнее государственное право
;
3. во всемирной истории.
Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию. Тремя разными властями, на которых подразделяется политическое государство, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.
Гегель, в целом соглашаясь с идеей своих предшественников, считает надлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы. Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия.
Он выступает за ограниченное единство различных властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его «текучими членами». В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха.
Поясняя характер компетенции монарха, отличает, что в благоустроенной конституционной монархии объективная сторона государственного дела определяется законами, а монарху остается лишь присоединить к этому свое субъективное «я хочу».
Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть, которая подводит особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений.
Члены правительства и государственная чиновничья бюрократия характеризуются Гегелем как главная составная часть среднего сословия, в которой сосредоточены государственное сознание и образованность. Восхваляя чиновничество, Гегель считает его главной опорой государства «в отношении законности и интеллигентности». Законодательная власть, по характеристике Гегеля, - это власть определять и устанавливать всеобщее. Две палаты составляют законодательное собрание. Палата пэров формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного имения. Палата же депутатов образуется из остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам и тому подобное, а не путем индивидуального голосования.
Гегель отстаивает принцип публичности прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений. В условиях полуфеодальной Германии философ занимал исторически прогрессивные позиции, был сторонником конституционной монархии и законности прав и свобод личности, частной собственности и свободы договоров, суда присяжных. Высший момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Субстанция гос-ва, его суверенитет выступают как абсолютная власть над всем единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и их объединений.
По мнению Гегеля «нравственный момент войны не следует рассматривать как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность...». Гарантией независимости государства, по Гегелю, являются его вооруженные силы, развитое состояние которых представляет собой постоянную армию. Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права.
Международное право - это, по Гегелю, не действительное право, каковым является внутреннее государственное право (положительное право, законодательство), а лишь долженствование.8
Полагая, что государства находятся в отношении друг друга в естественном состоянии, Гегель не отрицает сам принцип международного права и, следовательно, саму возможность правовых, договорных отношений между государствами. Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, подчеркивает Гегель, может быть решен лишь войной.
Гегель характеризирует всемирную историю как всемирный суд. Всемирная история как прогресс в сознании свободы, по Гегелю, делится на четыре всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский, которым соответствуют следующие формы государства: восточная теократия, античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия. «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны».
В своих взглядах на всемирную историю, Гегель, конечно, возвеличивал германские народы, в частности степень буржуазной развитости Пруссии. Известная не критичность и приукрашивание существующих реалий диктовались уже общеметодологическими установками гегелевского объективного идеализма. Гегелевская концепция «разумного государства» в виде конституционной монархии была философским обоснованием прогрессивных преобразований тогдашней полуфеодальной Германии.